Презентация на тему "Орфоэпические нормы современного русского языка" презентация к уроку по русскому языку (класс) на тему. Орфоэпические нормы русского языка Фонетические процессы

Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Самое важное в искусстве речи: во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение. Демосфен Соблюдение общепринятых произносительных норм языка является одним из показателей уровня речевой культуры человека. ОРФОЭПИЯ – раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения. Нормы литературного произношения Нормы литературного произношения

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ

(устанавливают место ударения в словах)

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ

(нормы произношения отдельных звуков, их сочетаний, слов и словоформ).

Причины акцентологических ошибок часто кроются не в безграмотности говорящего, а объясняются особенностями русского языка.

Ударение в нашем языке, во-первых, разноместное (Издавна, издрЕвле, мастерскИ) и, во-вторых, подвижное (рукАв – рукавА).

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Во всех случаях затруднения при определении места ударения в слове следует обращаться к орфоэпическому словарю:

Т.Ф. Иванова.Новый орфоэпический словарь русского языка. 2007.

К.С. Горбачевич. Слвременный орфоэпический словарь русского языка.2010.

И.Л. Резниченко. Современный словарь русского языка. Ударения. Произношение. 2010.

В.В. Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка.2010.

Е.Н. Зубова. Орфоэпический словарь русского языка для школьников.2010.

Л.Л. Касаткин. Большой орфоэпический словарь. 2012.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения

1. В сложных словах, оканчивающихся на –провод , ударение падает на последний звук О (водопровОд, мусоропровОд), кроме слова электропрОвод.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения

2. В существительных, оканчивающихся на –лог, обозначающих неодушевленные объекты, ударение падает на последний гласный (полилОг, каталОг, монолОг, никролОг).

В существительных, обозначающих людей разных профессий, ударение на О в корне лог не падает (уфОлог, кинОлог, стоматОлог, геОлог).

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения

3. Предлоги в русском языке часто принимают ударение на себя, оставляя безударными следующие за ними существительные или числительные; чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги НА, ЗА, ПОД, ИЗ, ПО, БЕЗ.

нА воду, зА ногу, пОд гору, пО три, Из дому, бЕз толку

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения

зА городом (в пригороде) – за гОродом (за чертой города)

Из дому (из своего дома) – из дОма (из любого дома)

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

СРАВНИ!

ВЕрба, кУхонный, закУпорить, фенОмен – одно ударение.

ТвОрог-творОг, мышлЕние-мЫшление, кОмпас-компАс, прИвод-привОд, – варианты ударения.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В русском языке существуют варианты произношения.

джИнсовый-джинсОвый, казАки-казакИ, напЕрчить-наперчИть, мизЕрный-мИзерный, заржАветь-заржавЕть – равноправные варианты произношения.

Отдал-отдАл, берЁста-берестА, плАнер-планЁр, прОдал-продАл – допустимые варианты произношения. Предпочтительнее первый вариант.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Современный

вариант

индустрИя

мышлЕние

апострОф

Устаревший вариант

индУстрия

мЫшление

апОстроф

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Литературный

вариант

крЕйсеры

алкогОль

осуждЁнный

возбужденО

бухгАлтеры

Профессиональный

вариант

крейсерА

Алкоголь

осУжденный

возбУждено

бухгалтерА

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Смыслоразличительная функция ударения

Языковая (колбаса) – языковАя (политика)

ЗанятОй (человек) – зАнятое (место)

консервАторский (метод) – консерватОрский (уровень исполнения)

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме ж.р. ударение падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе

нАчал – нАчало – началА – нАчали

пОнял – поняло – понялА – пОняли

Исключения: бИла, брИла, дУла, жАла, крАла, клАла, крЫла, мЫла, мЯла, пАла, шИла и некот. др.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

У многих страдательных причастий прошедшего времени в форме ед.ч. ж.р. ударение падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе

нАчат – начАто – начатА – нАчаты

прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты

НО: у причастий на –бранный, -дранный,

Званный краткая форма ж.р. образуется с ударением не на окончании, а на основе: зАбрана, обОдрана, подОзвана

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

У большинства русских прилагательных в кр. ф. ударение падает на окончание в форме ж.р., в других родовых формах и форме мн.ч. – в основе.

крАток – крАтко - краткА – крАтки

блИзок – блИзко – близкА – блИзкИ

далЁк – далЁкО – далекА - далЁкИ

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В формах сравнительной степени прилагательных ударение падает, во-первых, на конец слова, если кр. ф. ж.р. этого прилагательного имеет ударное окончание

ценнА – ценнЕе

желтА – желтЕе,

во-вторых, на основу, если в к.ф. ж.р. ударна основа

бесцЕнна – бесцЕннее

красИва - красИвее

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Исключения:

здорОва – здоровЕе

рОзова – розовЕе

рОсла – рослЕе

снОсна – сноснЕе

прОчна – прочнЕе

хИщна - хищнЕе

В существительных на –изм согласный звук [з] произносится твердо вовсех падежных формах, в том числе и в позиции перед мягким согласным

В органи[зм`]е – при капитали[зм`]е

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Мягкий [к`] в слове сосиски не влияет на произношение предшествующего [с`], который звучит твердо

СОСИ[СК`]И

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Буква Г обозначает звук

  • [г] или [г`] перед гласными и звонкими согласными [г]олубь, [г`]итара
  • [к] на конце слова и перед глухими согласными сне[к], кру[к], ля[к]те
  • [в] в середине слова сегодня и на конце местоимений и прилагательных се[в]одня, чье[в]о, мое[в]о, хороше[в]о
  • [х] в слове Бог и в середине слов в сочетаниях ГК, ГЧ Бо[х], ле[х]кий, ле[х]че
  • [ӯ] (фрикативный звук) в русских междометиях и некоторых словах церковного характера а[ӯ]а, [ӯ]осподь, Бо[ӯ]а
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Сочетание ЧН произносится как

  • [шн] конечно, скучно, нарочно, яичница, скоречник, подсвечник, девичник, пустячный, прачечная, Кузьминична, Ильинична, Фоминична.
  • [ч`н] конечный, дачный, сливочный, пшеничный.
  • [шн] и [ч`н] молочная
  • Смыслоразличительное произношение: серде[шн]ый друг – серде[ч`н]ые капли

    ПолУно[ч`н]ая серенада - полунО[шн]ик

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Сочетание ЧТ произносится как

  • [шт] что, чтобы
  • [ч`т] нечто
  • [шт] и [ч`т] ничто.
ЗАДАНИЕ №1 ЗАДАНИЕ №1

  • с мягким согласным перед Е
  • с твердым согласным перед Е
  • Диспансер, декада, бактерия, крем, сепсис, аргумент, экстрасенс, деспот, дельта, пастельный (цвет), бутерброд, терьер, тенденция, дефис, отель, тренинг, детектив, компетенция, альтернатива, акварель, анестезия, антенна, аттестат, консервант, кортеж, компьютер, крекер, карате, креативный, керамика, модем, молекула, модернизация, морзе, антисептик, бижутерия, бифштекс, неонацизм, корнет, гротеск, денди, шинель, коттедж, Одесса.

ЗАДАНИЕ №1 ЗАДАНИЕ №1

Распределите слова в два столбика:

  • с мягким согласным перед Е
  • с твердым согласным перед Е
  • Диспансер, декада , бактерия, крем , сепсис, аргумент , экстрасенс, деспот , дельта, пастельный (цвет), бутерброд , терьер, тенденция, дефис , отель, тренинг , детектив, компетенция , альтернатива, акварель , анестезия, антенна, аттестат , консервант , кортеж, компьютер, крекер , карате, креативный , керамика , модем, молекула , модернизация, морзе, антисептик, бижутерия, бифштекс, неонацизм, корнет, гротеск, денди, шинель, коттедж, Одесса .

ЗАДАНИЕ №2 ЗАДАНИЕ №2

Прочитайте правильно слова.

Что, сердечный препарат, конечно, пшеничный, нечто, скучный, правомочный, сливочный, яичница, ничто, скворечник, конечный, подсвечник, булочная, Ильинична, почти, сердечный друг, зачту, двоечник, что-нибудь, прачечная, лавочник, что-то, перечница, достаточный, горчичник, горничная, молочный, Лукинична, что-либо, булавочный, шуточный, пятёрочник, Никитична.

ЗАДАНИЕ №2 ЗАДАНИЕ №2

Прочитайте правильно слова.

[шт] что, что-нибудь, что-то, что-либо,

[шн] конечно, скучный, яичница, скворечник, Ильинична, сердечный друг, двоечник, горчичник, прачечная, Лукинична, Никитична, подсвечник.

[чн] и [шн] горничная, пятёрочник, лавочник, булочная

[чт] и [шт] ничто

[чн]сердечный препарат, пшеничный, правомочный, сливочный, конечный, перечница, достаточный, булавочный, шуточный, молочный

[чт] почти, зачту, нечто

ЗАДАНИЕ №3 ЗАДАНИЕ №3

Цена творога на оптовом рынке, заключим договор в следующем квартале, запломбированный зуб, цепочка с ракушками из фарфора, выбросить свеклу в мусоропровод, соболезнование в некрологе, обеспечение безопасности нефтепровода, избалованный ребенок, доволен тортом, суп из щавеля с тефтелями, физиотерапевтический диспансер, позвонит при получении нового каталога, ходатайство об опеке, кухонный гарнитур, премировать сотрудника, облегчить работу эксперта.

ЗАДАНИЕ №3 ЗАДАНИЕ №3

Прочитайте данные сочетания слов.

Цена твОрОга на оптОвом рынке, заключИм договОр в следующем квартАле, запломбирОванный зуб, цепОчка с рАкУшками из фарфОра, выбросить свЁклу в мусоропровОд, соболЕзнование в некролОге, обеспЕчЕние безопасности нефтепровОда, избалОванный ребенок, доволен тОртом, суп из щавЕля с тЕфтЕлями, фИзиотерапевтИческий диспансЕр, позвонИт при получЕнии нового каталОга, ходАтайство об опЕке, кУхонный гарнитур, премировАть сотрудника, облегчИть работу экспЕрта.

Правило 12: гч произносится как [хч"] - в словах легче, мягче. Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств - содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]). Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а] (к[а]за -к[о]зы, [а]писание - [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному. В других безударных слогах после твердых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами ока, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчеркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход. Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и] произносятся слова посветить - посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.
























1 из 23

Презентация на тему: Орфоэпические нормы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

№ слайда 4

Описание слайда:

Основные понятия Орфоэпические нормы:Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими:коНчик, коНца, ПеРмь, боРщВ основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

№ слайда 5

Описание слайда:

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах.В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например:водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

№ слайда 8

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по:1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука):губные [ф, в, м, п, б];переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]:зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ;передненёбные [ш,ж,р,ч];Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй):согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].

№ слайда 9

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт:В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы:Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, ФоминичнаТе, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочныйТе, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

№ слайда 12

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

№ слайда 13

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

№ слайда 14

Описание слайда:

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр. Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Постановка ударения различает разные слова: мука - мука, замок - замок;различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки;различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите.Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.

№ слайда 20

Описание слайда:

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи:1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей;5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

Описание слайда:

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.Фонема (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка.

№ слайда 23

Описание слайда:

1. В безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы О произносится [а],например: к[а]за – козы, [а]писание- опись. Поэтому произносятся, например, одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по – разному.


2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать. Поэтому одинаково со звуком близким к [и], произносятся слова посветить – посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.


3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб -ду[п], ловко- ло[ф]ко, ногти- но[к]ти, поход - похо[т], багаж - бага[ш], замазка- зама[с]ка, вчера - [ф]чера, вцепиться – [ф]цепиться, подщёлкнуть - по[т]щёлкнуть.






5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и.др. Однако в некоторых словах сочетание чн произносится как [шн], например: коне[шн]о, ску[шн]но, наро[шн]но, яи[шн]ница, праче [шн]ная и др.


6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти. Но в словах что, чтобы, что –то, кое – что и производных от них, произносится [шт], например: [шт]о, [шт]обы, [шт]о – то, кое - [шт]о


7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла, а в других как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.


8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – ше[дэ]вр. В словах: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель- согласный перед е произносится мягко.