Обучение 44 фз дистанционно 72 часа. Обучение госзакупкам

Курсы по госзакупкам, бывает, трудно выбрать из всего многообразия. Расскажем, где лучше повысить квалификацию по закупкам и получить диплом специалиста в сфере закупок государственного образца.

Профессиональный стандарт в сфере закупок претерпел изменения. Он вступил в силу в июле 2016 года. В первую очередь, новшества касаются обучения 44-ФЗ и аттестации сотрудников, в том числе тех, кто прошел до внедрения профессиональных стандартов.

Согласно новому стандарту, специалист должен прослушать определенное количество часов. Рассмотрим ситуацию: контрактный управляющий имеет удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа. Может ли он заниматься закупками? Может, но только до 1 января 2017 г. К этому сроку повысить квалификацию необходимо в объеме не менее 108 часов. Отсюда у специалистов возникает резонный вопрос: где пройти обучение по госзакупкам? Какие курсы по госзакупкам выбрать? Давайте разбираться в плюсах и минусах разных курсов.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Пройти обучение 44-ФЗ можно в университетах, посещая лекции. Это первый вариант . В среднем такое обучение длится 8-11 дней, количество часов колеблется от 108 до 120, лекторами выступают теоретики законодательства. Плюсы такого типа повышения квалификации по 44-ФЗ – общение с лектором и с коллегами, возможность задать свои вопросы. Из минусов – трата времени на дорогу (и как быть тем, у кого в регионе нет таких институтов?), привязка ко времени (лекции в определенные часы), высокая стоимость (в 4 раза дороже, чем другие формы обучения).

Еще один вариант – очно-заочное обучение по закупкам при тех же институтах. В этом случае возможно посетить несколько лекций в институте, а остальные - изучить самостоятельно в виде вебинаров. Минусы здесь те же, что и при очном обучении.

Один из распространенных вариантов повышения квалификации по 44-ФЗ – онлайн-обучение . Поисковик выдает десятки различных курсов от самых разных учреждений: от вузов до консалтинговых фирм. Ориентиром для выбора служат доверие к обучающей стороне, уровень профессионализма лекторского состава, стоимость, программа обучения. Рассмотрим курсы повышения квалификации по 44-ФЗ, которые мы предоставляем клиентам.

Дистанционные курсы по закупкам

Дистанционный курс повышения квалификации по 44-ФЗ , 120 часов

Дистанционный курс повышения квалификации по 44-ФЗ , 144 часа

Курс повышения квалификации по 44-ФЗ (дистанционно) , 250 часов

Курс повышения квалификации по 44-ФЗ (дистанционно) , 56 часов

Для кого наши курсы?

Для каждого специалиста, который отвечает за проведение закупок: контрактный управляющий или специалист по закупкам .

Формат курса повышения квалификации по 44-ФЗ:

6 основных тем, состоящих из видео-лекций, презентаций, тестов для самоконтроля.

Зачем повышать квалификацию в сфере закупок

Курсы по госзакупкам нужны, если:

  • у вас есть удостоверение по «старому» Закону 94-ФЗ, но нет по 44-ФЗ;
  • у вас есть вопросы по применению 44-ФЗ;
  • вы прослушали курсы по госзакупкам менее 108 часов;
  • нет времени проштудировать нововведения Закона 44-ФЗ .

Какие знания вы получите, пройдя курсы по закупкам

  • научитесь безошибочно работать в , в личном кабинете;
  • размещать информацию о закупках в Реестре закупок 44-ФЗ;
  • освоите процесс планирования, обоснования закупок;
  • узнаете отличия способов определения поставщика;
  • научитесь работать с контрактами;
  • обучитесь мониторингу, контролю, аудиту и защите прав и интересов участников закупок.

Почему вам нужны именно наши курсы повышения квалификации по 44-ФЗ

  • Удобный график: вы имеете возможность учиться, когда у вас есть время
  • По окончании обучения по госзакупкам выдается Удостоверение установленного образца
  • Нам доверяют: с нашей помощью успешно обучились более 3000 специалистов
  • Программа курсов повышения квалификации по 44-ФЗ соответствует рекомендациям, данным в письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Министерства образования и науки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 года
  • Наши лекторы – квалифицированные практикующие эксперты
  • Экономия до 50% (в сравнении с предложениями других компаний)

Обучая специалистов со всей России, мы делаем одно из самых выгодных предложений по стоимости курсов повышения квалификации по 44-ФЗ, потому что создают его наши собственные эксперты. Мы работаем без посредников.

Специалисты по закупкам должны пройти обучение по 44-ФЗ. Это не прихоть заказчиков, а требование закона. Вариантов обучения работе по 44-ФЗ существует множество. Подробнее о них расскажем в статье.

Обязательное обучение по 44-ФЗ

По рекомендациям Минэкономразвития контрактные управляющие, руководители и специалисты контрактных служб должны пройти обучение по закупкам 44-ФЗ. А именно прослушать курсы «Управление государственными и муниципальными закупками» (объемом не менее 108 часов) или пройти профессиональную подготовку (не менее 250 часов).

Что входит в обучение специалистов по 44-ФЗ

Обучение контрактного управляющего по 44-ФЗ охватывает все аспекты госзаказа. Специалисты изучают работу в ЕИС, размещение и изменение документации, составление планов и планов-графиков, выбор способа определения поставщика, регламенты проведения закупочных процедур, подготовку отчетности и многое другое. Также во время обучения учат работать с поставщиками, представителями контролирующих органов и другими участниками закупок.

Обратите внимание, что с 2017 года нельзя работать специалистом по закупкам, имея лишь сертификат контрактного управляющего, который выдается после прохождения краткосрочных курсов.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Где можно пройти обучение по 44-ФЗ с выдачей удостоверения

Пройти обучение в сфере закупок по 44-ФЗ можно на базе университетов. Оно бывает очным и заочным. Курс лекций обычно идет 8-11 дней. К преимуществам такого вида обучения по торгам 44-ФЗ отнесем возможность задавать вопросы непосредственно преподавателю, общаться с коллегами. Однако есть и недостатки. Один из них - трата времени и повышенная стоимость оффлайн обучения.

Можно выбрать дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ. Оно стоит дешевле и занимает гораздо меньше времени. Как правило, участникам предоставляют записи вебинаров, посмотреть которые можно в любое время.

Мы предлагаем качественное обучение по 44-ФЗ с выдачей диплома. Наши преимущества:

  • удобный график занятий;
  • несколько форматов на выбор;
  • выдача удостоверения по обучению 44-ФЗ;
  • соответствие программы рекомендациям Министерства экономического развития и Министерства образования и науки;
  • опытные лекторы, работающие в сфере закупок в течение нескольких лет;
  • выгодное соотношение цена / качество;
  • более 3 тыс. довольных учеников со всей страны;
  • отсутствие посредников;
  • обучение не только специалистов по закупкам, но и поставщиков;
  • учет всех изменений в законодательстве.

Также есть вариант самостоятельного обучения по 44-ФЗ, но он может выступать только как дополнительное образование. На сайте ЕИС в разделе «Документы» пользователям доступны:

  • актуальные версии Федеральных законов в сфере закупок;
  • постановления и распоряжения Правительства;
  • разъяснения Минэкономразвития;
  • обучающие материалы (руководства пользователя, видео-ролики и т.д.)

Судебная практика

В примере из судебной практики мы покажем, почему отсутствие обучения по 44-ФЗ не освобождает контрактного управляющего от ответственности. Рассмотрим решение Яшалтинского районного суда от 25.07.2017 по делу № 12-11/2017. Заказчик и участник заключили контракт на реконструкцию под детский сад здания ФБУ «Яшалтинская госпитальная колония Управления федеральной службы исполнения наказания Республики Калмыкия». Госконтракт был успешно исполнен. Однако отчет в ЕИС так и не разместили. Позже он появился в системе, но с опозданием на 288 дней.

Обязанность по размещению отчетов лежала на контрактном управляющем. После проверки прокурор возбудил дело об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Его направили в Управление ФАС для рассмотрения по существу. Постановлением руководителя Калмыцкого УФАС России контрактного управляющего признали виновным в совершении административного правонарушения. Его оштрафовали на 15 тыс. руб.

С наказанием специалист не согласился и обратился в суд с жалобой. Он сделал упор на том, что контрактный управляющий и работники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Его на должность назначили по распоряжению Главы Яшалтинского РМО. При этом профильного образования у специалиста нет. По его мнению, решение о возложении обязанностей контрактного управляющего на лицо, не имеющего высшего профессионального или дополнительного образования в сфере закупок, само по себе является недействительным.

Однако суд решил по-другому. По его мнению, действия специалиста правильно квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Он находился в должности контрактного управляющего и не разместил в ЕИС отчет, что является его прямой обязанностью. В итоге жалобу удовлетворять не стали.

Чтобы продолжать оставаться востребованным специалистом, необходимо повышать уровень профессионализма, совершенствовать собственный деловой статус. Значительную роль в этом процессе играет дополнительное образование.

Особенности повышения квалификации в сфере закупок

Дополнительное образование специалистов направлено на обновление их теоретических знаний и имеющихся у них практических навыков. Его необходимость обуславливается возрастающими требованиями к профподготовке сотрудников. В ТК (196 статья, ч. 4) предусмотрена обязанность нанимателя направлять специалистов на курсы повышения квалификации. По 44-ФЗ, при формировании комиссии заказчика преимущественным правом включения в нее пользуются лица, прошедшие профессиональную переподготовку. Она может выполняться как с отрывом от непосредственной деятельности, так и без него. В последнем случае специалисты проходят дистанционные курсы повышения квалификации. Переподготовка может также осуществляться с частичным отрывом от основной деятельности и по индивидуальным программам дополнительного образования. Последние разрабатываются с учетом специфики профессиональной деятельности конкретного сотрудника.

Важный момент

До 1 января 2017 г. в качестве сотрудника контрактной службы (управляющего) может выступать субъект, имеющий основное или дополнительное профобразование по соответствующей специальности. Другими словами, он должен пройти специальное обучение. По 44-ФЗ, организация дополнительного образования специалистов, а также выдача соответствующих документов о его прохождении находится в ведении надзорных госорганов. В качестве подтверждающих бумаг выступает удостоверение или диплом.

Система дополнительного образования

Обучение по 44-ФЗ осуществляется в рамках единой госполитики, ориентированной на подготовку специалистов С целью обеспечения надлежащего исполнения законодательных требований Минобрнауки совместно с Минэкономразвития представило предложения по созданию эффективной системы подготовки сотрудников и их В общем письме указанных министерств, адресованном учреждениям, ведущим образовательную работу по дополнительным программам, были отправлены Методические рекомендации. В них была разъяснена система, по которой должно осуществляться повышение квалификации по 44-ФЗ. В письме также отмечалось, что указанные Методические рекомендации могут применяться заказчиками при приобретении ими образовательных услуг.

Срок действия по 44-ФЗ

В соответствии с ранее действовавшим правительственным Постановлением № 610 от 26.06.1995 г., переподготовка осуществляется по мере необходимости. Однако при этом повышение квалификации по 44-ФЗ должно выполняться не реже 1 раза в 5 лет в течение всей профессиональной деятельности специалиста. Для отдельных сотрудников наниматель вправе устанавливать иные периоды. В п. 2.8 Рекомендаций указывается, что повышение квалификации по 44-ФЗ следует осуществлять по мере необходимости. При этом переподготовку целесообразно проводить не реже 1 раза в 3 года. Данная рекомендация относится ко всем категориям специалистов.

Дополнительные программы

Они разрабатываются и утверждаются учреждениями, ведущими образовательную работу, самостоятельно. При этом учитываются требования законодательства, предъявляемые к уровню подготовки сотрудников, задействованных в соответствующей области. Повышение квалификации по 44-ФЗ рекомендовано осуществлять в очно-заочной форме. Реализация программ ориентирована на совершенствование либо получение новой компетенции, необходимой для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Результаты освоения программ определяются итоговой аттестацией специалистов.

Продолжительность переподготовки

Следует сказать, что нормами четко не установлено, сколько должно длиться повышение квалификации по 44-ФЗ. 120 часов считается оптимальным периодом, который устанавливается учреждениями, ведущими образовательную деятельность. Для разъяснения этого вопроса следует обратиться к Порядку организации и осуществления переподготовки, утвержденному Приказом Минобрнауки № 499 от 01.07.2013 г. В пункте 12, в частности, устанавливается, что минимальная продолжительность курсов должна обеспечивать возможность получения планируемых результатов, заявленных в программе. При этом длительность переподготовки не должна быть меньше 16 ч. вместе с этим в п. 2.3 Методических рекомендаций присутствует указание на то, что минимальную продолжительность освоения программ надлежит устанавливать в объеме не меньше 108 академических часов. Исключение составляют случаи, когда повышение квалификации по 44-ФЗ проходят руководители предприятий-заказчиков. Для них длительность освоения программ может быть уменьшена до 40 ч. Итоговую аттестацию рекомендовано предусматривать в форме тестирования (экзамена) либо защиты дипломной работы. Требования к ее объему, содержанию и структуре устанавливаются учреждением, ведущим образовательную деятельность.

Переподготовка госслужащих

Для правильного понимания продолжительности повышения их квалификации следует обратиться к ФЗ № 79. В 62 статье (часть пятая) устанавливается, что переподготовка гражданских служащих проводится по мере необходимости. При этом рекомендуется отправлять сотрудников в учреждения допобразования не реже 1 р./3 г. Поскольку в законодательстве иная периодичность не установлена, при направлении специалистов, занятых в сфере закупок для удовлетворения муниципальных и государственных нужд, на обучение следует ориентироваться на указанный период. Правительственным постановлением № 362 от 06.05.2008 г. утверждены государственные требования к переподготовке и стажировке гражданских госслужащих. В них, в частности, отмечается, что повышение квалификации может проводиться для изучения сотрудниками актуальных изменений в определенных вопросах, касающихся их профессиональной деятельности. В таком случае объем освоения может составлять 18-72 ак. ч. В абзаце 2 17-го пункта Порядка, утвержденного по Приказу № 499, установлено, что при любом виде аудиторных занятий длительность академического часа 45 мин. Если необходимо комплексное обновление знаний по некоторым вопросам, касающимся профессиональной деятельности служащих, объем освоения должен составлять 73-144 ак. ч.

Примечание

Аудиторной называют вид контактной работы студентов с преподавателем. Она включает в себя лекционные занятия и семинары, групповые консультации либо индивидуальное обучение. В нее также входят аттестационные испытания (промежуточные и итоговые).

Выводы

В зависимости от выбранного вида переподготовки (дистанционные курсы повышения квалификации или академическая работа), продолжительность освоения программ может быть в пределах 18-144 ч. По завершении занятий специалистам, успешно прошедшим аттестацию, выдаются соответствующие документы. Их образцы самостоятельно определяются учреждениями, ведущими образовательную деятельность.

Программа

Во многих крупных городах действуют учреждения, в которых можно пройти повышение квалификации по 44-ФЗ (Санкт-Петербург, например). В программу могут включаться следующие разделы:

1. Работа аукционной, конкурсной, котировочной комиссии заказчика. Ответственность уполномоченных лиц по КоАП и основные правонарушения.

2. Планирование закупок в рамках контрактной системы (последние изменения):

  • Признание необоснованности.
  • Новые требования к форме и содержанию планов-графиков. Правила утверждения, формирования и внесения изменений.
  • Порядок расчета общегодового объема закупок.
  • Нормирование. Установление требований к продукции, работам и услугам либо нормативных затрат.
  • Необходимость указания в плане, уведомлении, графике, контракте и прочей документации идентификационного кода.

3. Способы закупок. Особенности неторговых и торговых операций.

4. Прочие процедуры: ограничения и возможности.

5. Максимальная (начальная) стоимость контракта. Необходимость внесения в базу сведений о складывающихся на рынках и размещаемых заказчиками ценах на продукцию, услуги, работы.

Разработка техзадания:

  1. Основные недочеты и ошибки. Обнаружение ловушек в техзаданиях на основе сложившейся практики.
  2. Специфика противодействия сверхсокращенным срокам поставок в закупочной документации.
  3. Ошибки при образовании контрактных служб и комиссий.
  4. Практика обнаружений нарушений в ходе допуска/не допуска участников.
  5. Признаки слепых закупов во время переходного периода формирования контрактной системы.

В программу могут быть включены и иные разделы.

Заключение

При отсутствии федеральных гостандартов и нормативных требований в отношении дополнительных программ профобразования сотрудников контрактных служб организации, на базе которых осуществляется повышение квалификации по 44-ФЗ (в Москве или ином другом городе), обладают правом самостоятельно разрабатывать их содержание, устанавливая различную продолжительность их освоения. Однако учреждениям необходимо учитывать, что, согласно принятым Методическим рекомендациям, оптимальный период для проведения переподготовки составляет не меньше 108 ч., кроме установленных законом исключений. Специалисты отмечают, что программы, объем которых 72 ч., подходят для специалистов предприятий-поставщиков. Для организаций-заказчиков продолжительность повышения квалификации должна быть не меньше 108 ч., а для руководителей - не менее 40 ч. В настоящее время отмечается интенсивное изменение отечественного законодательства. Периодически вносятся корректировки и дополнения в действующие нормы, в том числе, регламентирующие сферу закупок для обеспечения муниципальных и госнужд. В этой связи необходимо своевременно и качественно обновлять знания специалистов, занятых в этой области. В соответствии с этим, повышение квалификации кадрового состава рекомендовано проводить не реже 1 р./3 года. Это обеспечит надлежащий уровень профессионализма специалистов

По закону о контрактной системе специалисты государственного заказчика обязаны повышать уровень профессионального образования. В отличие от заказчиков, у поставщиков такой обязанности нет. Но без знаний по 44-ФЗ ни заказчикам, ни поставщикам не обойтись. Более того, заказчикам надо подтвердить знания документом. Разберем подробно.

Законодательство о госзакупках продолжает развиваться и совершенствоваться. Принимают поправки в сам закон 44-ФЗ, выходят постановления и распоряжения, уточняющие правоприменение норм закона, накапливается арбитражный опыт. Еще вчера вы были правы, а сегодня, сделав все то же самое, уже нарушили закон...

Разобраться самостоятельно в законодательных тонкостях достаточно сложно. Значит, надо идти учиться. Конечно, всем участникам госзакупок следовало бы пройти обучение по контрактной системе, но есть граждане, которых закон не спрашивает, а напрямую обязывает повышать квалификацию.

  • Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).
  • Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: , или . Профессиональная переподготовка заказчиков по 44-ФЗ с выдачей удостоверения.

Профстандарты в сфере закупок

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н . А Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

В соответствии с специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок») обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

Вопрос: обязан ли заказчик по закону № 44-ФЗ применять профтснадарты для специалиста и эксперта в сфере закупок?

Обязанность применять профессиональные стандарты предусмотрена в двух случаях:

  • Во-первых, она возникает, если в связи с выполнением работ по определенной должности, профессии или специальности (далее — профессия) федеральными законами установлены компенсации, льготы либо ограничения. В этом случае наименование профессии и квалификационные требования в трудовом договоре должны соответствовать профстандартам (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Поскольку таких компенсаций (льгот, ограничений) для профессий, названных в стандартах для специалиста и эксперта в сфере закупок, нет, заказчик может их не применять.
  • Во-вторых, с 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ). Применение иных положений профстандартов в отношении квалификации носит добровольный характер. Следовательно, заказчикам достаточно соблюдать требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, установленные Законом № 44-ФЗ.

Аналогичные выводы можно сделать из разъяснений, приведенных в п. п. 6, 8 Письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 . То есть, заказчик не обязан применять профстандарты. Они могут служить, например, для разработки должностных инструкций сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего).

Обучение по 44-ФЗ для поставщиков. Для чего это нужно?

В отличие от заказчиков, закон не обязывает поставщиков проходить обучение. Но жизнь предъявляет к ним не менее жесткие требования, чем к заказчикам.

Поставщик рискует и деньгами, и репутацией. Деньги придется потратить на обеспечение заявки, на получение банковской гарантии, а затем и на штрафы и пени в случае нарушений при исполнении контракта. А репутация может серьезно пострадать, если поставщик попадет в . Значит, нужно серьезно готовиться к участию в госзакупках, знать все сроки и регламенты, понимать, на что следует обращать внимание при чтении закупочной документации.

А если поставщик участвует в , ко всем прочим заботам добавляются обязанности по аккредитации на электронной площадке, правила и регламенты, о которых молчит 44-ФЗ, но нарушение которых грозит отклонением заявки по 2-м частям.

Простор для ошибок начинающих участников торгов практически ничем не ограничен. Ваш выбор - ваша ответственность.

Вы можете не тратить время и силы на мониторинг законодательства, пользоваться текстом Закона № 44-ФЗ, совершать свои собственные ошибки или повторять чужие. Да и просто руководствоваться принципами «авось, пронесет», «а вдруг, не заметят» и «ну конечно, они все сговорились». Но тогда готовьтесь достойно проигрывать тендеры, которые просто сами плыли к вам в руки. Не огорчаться, выплачивая штрафы и пени. И наконец, отметить «вступление» в реестр недобросовестных поставщиков грандиозным банкетом.

А можете взять уровень своей квалификации под контроль. Если грамотно спланировать свое обучение, подобрать информационные ресурсы, которые заслуживают доверия, сформировать круг общения в сфере госзакупок - можно будет уверенно участвовать в торгах и заключать выгодные контракты.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Как проходят курсы обучения по Закону № 44-ФЗ?

Организации, заинтересованные в участии в госзакупках, должны иметь специалистов, которые разбираются в этом вопросе «на отлично». обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года. Получить необходимые знания на наших курсах и подтвердить их документом об обучении могут как поставщики, так и заказчики.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об обучении госзакупкам. Ведь согласитесь, что знания в сфере госзакупок нужны абсолютно всем участникам данного процесса: Заказчикам, поставщикам, контролирующим органам, уполномоченным и специализированным организациям.

Если поставщики сами вправе решать нужно ли им проходить обучение участию в госзакупках и тендерах, то представители Заказчиков в обязательном порядке должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В настоящей статье мы подробно рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют в настоящее время и где лучше пройти такое обучение. Итак, давайте приступим…

1. Требования к обучению госзакупкам в рамках 44-ФЗ

Давайте для начала обратимся к и посмотрим, какие требования к образованию должностных лиц установлены в нем.

Итак, согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации (СО) и контрольного органа (КО) в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Помимо этого Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок” . А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок” .

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование - специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы - не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

2. Виды и формы обучения госзакупкам

Теперь давайте поговорим с вами о видах и формах обучения госзакупкам. Условно можно выделить три вида обучения:

  • Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок;
  • Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
  • Самостоятельное обучение участию в госзакупках;

Ниже мы подробно рассмотрим каждый вид обучения.

Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок

Такой вид обучения предполагает несколько форм обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма.

Обучение может быть платным (коммерческая основа) и бесплатным (бюджетная основа). По итогам обучения выдается диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок, служит непосредственно диплом (государственного и негосударственного образца) .

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации) предполагает следующие формы обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма;
  • дистанционная форма (online обучение);
  • семинары.

Семинар — форма учебно-практических занятий для группы слушателей по определенной теме. Чаще всего семинары по госзакупкам бывают 1-2-х дневные.

В настоящее время дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ пользуется большой популярностью среди слушателей. Суть такой формы обучения достаточно проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Online обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, т.к. компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке .

При этом в соответствии с ч.2 ст.76 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное образование в сфере закупок, как правило, является платным.

Самостоятельное обучение участию в госзакупках

Самостоятельное обучение в большей степени подходит для поставщиков, которым не нужны дипломы и удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок. Такое обучение также предполагает несколько форм:

  • Семинары по госзакупкам для поставщиков;
  • Вебинары;
  • Тренинги по участию в торгах;
  • Коучинг (индивидуальное обучение);
  • Skype консультации;
  • Online школы по госзакупкам;
  • Изучение Федеральных законов, видеоуроков , статей, а также судебной практики и практики ФАС.

Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через интернет. По сути это тот же семинар, только через интернет.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Т.е. это обучение с практическим уклоном.

Коучинг — это индивидуальное обучение с тренером (специалистом в предметной области). Это, пожалуй, самая дорогая и наиболее эффективная форма обучения. Коучинг также может проходить в режиме Skype консультаций.

Skype консультации — это консультации со специалистом по одному или нескольким вопросам в online режиме посредством сети интернет.

Online школы по госзакупкам — это электронные площадки (сайты), на которых размещены обучающие материалы по теме госзакупок. Человек оплачивает доступ к школе и получает возможность изучать находящиеся в ней материалы, выполнять домашние задания, и задавать вопросы. Слушатель может приобрести доступ, как к определенному материалу, так и оформить подписку к материалам школы на определенный срок (месяц, полгода, год). Примером такой школы является онлайн школа “Азбука тендеров” .

Самостоятельное обучение госзакупкам может быть, как платным, так и бесплатным. Ведь в свободном доступе можно найти массу полезных материалов, в т.ч. и на моем сайте, на котором вы сейчас и находитесь.

Рекомендация: Свое обучение госзакупкам начинающим поставщикам стоит начать с изучения . Она введет вас в курс дела и послужит отличным фундаментом для дальнейшего вашего развития в данной сфере. Другие обучающие книги по госзакупкам вы сможете найти .

Лично я считаю, что лучшим обучением госзакупкам для поставщиков является практика. Именно практика подготовки заявок и участия в торгах. Однако и без теории тоже не обойтись. В свое время я также проходил обучение госзакупкам в Москве. Но все же большую часть своего опыта я приобрел, непосредственно принимая участие в торгах ( , и т.д.).

3. Где пройти обучение по госзакупкам?

В настоящее время многие учебные заведения предлагают различные курсы обучения госзакупкам. Обучающие программы есть, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Также есть программы отдельно для поставщиков и отдельно для Заказчиков.

Однако стоит учитывать, что программы повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд объемом 72 часа подходят только для обучения специалистов компаний-поставщиков.

Для специалистов организаций-заказчиков, в том числе специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, проходящими обучение по дополнительным образовательным программам, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей — не менее 40 часов).

Программы повышения квалификации вы можете найти на сайте Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева — //igz.hse.ru/qualification , а также программу профессиональной переподготовки “Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками” — //igz.hse.ru/profperepod .

Очень много интересных программ обучения представлено на сайте Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) — //roszakupki.ru/education/ .

Также вы можете найти хорошие учебные программы на сайте Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС — //goszakaz.ranepa.ru/ .

Это далеко не все учебные заведения, которые проводят обучение в сфере закупок. Вы же можете выбрать для себя заведение и учебную программу, которые отвечают вашим требованиям.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что изложенный в ней материал был вам полезен. Удачи вам и до встречи в следующих выпусках.