Проект конвергентного образования в начальной школе "Космические дали". Конвергентное и дивергентное мышление — какое лучше? Дивергентное и конвергентное мышление

Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный университетпутей сообщения», г.Омск[email protected]

О конвергентном образовании

Аннотация.Статья посвящена образовательной технологии, направленной на то, чтобы знания и умения от изучения смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, позволяя обучающимся приобретать системные знания, универсальные навыки и приемы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.Ключевые слова:образование, образовательная технология, компетентность, конвергенция.

Модернизация экономики в рамках разработки программы импортозамещения в условиях расширяющихся санкций и соответствующая подготовка кадров для предприятий, прежде всего оборонной промышленности, озвученные руководством нашего государства требуют начинать работать по новому, не полагаясь, как было ранее, на госприемку и военных представителей -следовательно, надо учить работать поновому. В своем недавнем телевизионном интервью вицепремьер Д. Рагозин озвучил необходимость организации целевого обучения, потому что «…нам нужныне тысячи универсалов, а десятки узких высококвалифицированных специалистов» для решения конкретных задач ведущих отраслей народного хозяйства. Эта глобальная задача в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС 3 и ФГОС 3+) и постоянно растущем спросе на рабочих и технических специалистов для промышленных предприятий требуют существенного пересмотра образовательных программ и технологий. Например, пермский опыт по подготовке кадров для промышленности региона на основе дуальной системы образования по договорам с учебными заведениями о подготовке специалистов конкретного профиля был обусловлен необходимостью кадрового укомплектованияпромышленных предприятий края определенным «набором» дефицитных профессий. Однако, будучи явлением несомненно положительным, данный опыт не решает проблемы реформирования профессионального образования в целом, поскольку фактически представляет собой курсы краткосрочной целевой подготовки (переподготовки) с очевидным акцентом закрепления получаемых знаний на конкретных рабочих местах. Но известно, в годы СССР учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования всегда уделяли практическому закреплению знаний необходимое и достаточное время. С тех лет подобную практику сохранили некоторые предприятия, к числу которых можно отнести ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».В последние годы, руководствуясь правилом «все новое –давно забытое старое» и двигаясь во встречном направлении, в регионе свои ресурсные центрысоздали Омский государственный технический университет, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий и ряд других образовательных учреждений; благодаря центрам у студентов появилась своя собственная производственная база. В рамках нашего университета приемлемые условия закрепления теоретических знаний для базовых технических дисциплин создают структурные подразделения ОАО «Российские железные дороги». В данной статье речь пойдет о дальнейших поисках путей реализации компетентностного подхода в образовании. Ранее автором рассматривался известный вариант непрерывного образования, заключающийся в модернизации образовательных процессов свыделением двух направлений: вертикальноинтегрированное -это «школа –колледж –ВУЗ»игоризонтальноинтегрированное или профильное (специализированное) обучение.Сейчас предлагается более детально рассмотреть технологию горизонтальноинтегрированного обучения, так как в школах и в профессиональных образовательных учреждениях возникают сложности с оптимальным распределением нагрузки по учебным периодам и предметам (дисциплинам). Очевидно, общий объем учебной нагрузки не может быть беспредельным, при этом объем информации по дисциплинам ежегодно растет, как и их количество, поскольку появляются новые: современные информационные системы, методы защиты информации и прочие. Порой, как и прежде, возникают казусные ситуации, когда «сначала читают дисциплину «экономический анализ», а затем «экономику предприятия»;преподается дисциплина «методы неразрушающего контроля» студентам, не получившим необходимых знаний по физике и т.п.» . Следовательно, первая насущная задача заключается в том, как наилучшим образом «вместить» все необходимые дисциплины в учебный план, вторая –как увязать их между собой и в необходимой последовательности, причем так, чтобы знания смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, давая обучающимся (школьникам, студентам) системные знания, универсальные навыки и приемы. Такое увязывание позволит согласовыватьдисциплины по тематикеи последовательности изложения, попутно снижая нагрузку на обучающегося и давая ему возможность в итоге овладетькомпонентами интегративной деятельности . В советские годы «продвинутые» педагоги школ и техникумов учили составлять кроссворды на уроках по географии, биологии; на иностранном языке сочинять стихотворения; на физике и других прикладных дисциплинах использовать умения, приобретенные на уроках труда, при изготовлении макетов и моделей; на уроках труда рассчитывать размеры, параметры и изготавливать рабочие чертежи инструментов и макетов устройств с целью их последующего изготовления в условиях производственных мастерских; проводить тематические (по различным направлениям профессиональных знаний) КВН, таким образом, вовлекая учащихся в учебный процесс, мотивируя их на повышение уровня своей подготовки и т.п.Перевести такой индивидуальный подход на постоянную основу, сделать его неотъемлемой частью учебного процесса –видимо, это современный путь реального овладения учащимися необходимыми компетенциями. Выше отмечалось, что надо учить работать по новому, причем, на наш взгляд, начиная со школьной скамьи.Но для этого потребуется, как минимум, обучение самих педагогов обучению учащихсяпоновому, чтобы не отдельные энтузиастыноваторы реализовывали свои идеи, а вся система образования наполнялась творческим содержанием -это, в свою очередь, требует другой подготовки педагогов школьного и профессионального образования.При этом процесс естественного обновления материальнотехнической базы образовательных учреждений не должен доводиться до абсурда, когда изучение микрошлифов, изготовливаемых обучающимися собственноручно, с использованием микроскопов (как на производстве) заменяется на изучение микрошлифов… на экране монитора, а микроскопы при этом списываются … за ненадобностью. То есть современные технические средства обучения должны способствовать освоению, а не подменять реально используемые предметы и средства труда. Математическое моделирование должно ускорять и повышать эффективность макетного моделирования и доводку опытных образцов, а не подменять собой. Известно, что некоторые патенты на изобретения грешат излишней теоретической направленностью, поскольку не ориентированы на практическое применение. Типичный пример приведен на рис. Для опытного специалиста, эксплуатирующего подобное оборудование, очевидно, что надежность данного устройства не высока. Учитывая, что патентные законодательства различных стран или групп стран не «согласованы» между собой, новые незавершенные идеи становятся лакомой добычей, а патентование -лазейкой для заимствования чужих идей и их практической реализации странами с лучшим инвестиционным климатом. А ведь сама история изобретательства показывает, что нередки случаи, когдаэффективно используются прототипыиз других сфер человеческой деятельности; но это становится возможным, если человек владеет разнообразными способами и методами, формируясь как разносторонний «специалист» еще в школе.Притчей во языцех стали «компьютерные дети», не умеющие применять полученные знания изучаемых предметов (дисциплин) в практической плоскости. Что мешает подключить их пытливые умы к автоматизации многих школьных проблем, начиная с документооборота и опытного конструирования? Ничего, кроме нежелания либо неумения педагогов заниматься малопонятным и бесплатным трудом.

Рис.1.Пример инженерного незавершенного решенияЧтобы показать отличия от прежних подходов в образовании и подчеркнуть существенность использования нововведений, рассматриваемую образовательную технологию, акцентированную на взаимное проникновение дисциплин при их изучении, можно условно назвать «конвергентным образованием». Её суть очевидна: знания и навыки, полученные учащимися при освоении предшествующих и смежных дисциплин, надо планомерно и творчески использовать при дальнейшем обучении, закладывая их в учебные планы. В настоящее время если это и делается в рамках внедрения компетентностного подхода, то чисто формально: многие преподаватели не знают, какой конкретно материал дается коллегами и каким способом закрепляется: отсюда, нередки повторы изученного, либо «междисциплинарные пробелы».В этой связи следует вспомнить, что в 90е годы в России на смену комплексной системе управления качеством продукции, которая разрабатывалась и была реализована в обороннопромышленном комплексе, пришли международные стандарты серии ISO9000, Благодаря им удалось устранить «бреши» в управлении качеством выпускаемой продукции между разными функциональными подразделениями предприятия, поскольку в управленческом менеджменте был реализован процессный подход. К сожалению, принципы всеобщего менеджмента качества по сей день не нашли должного примененияв российской действительности, о чем можно судить по низкому качеству отечественной продукции и неудовлетворительному спросу на специалистов по управлению качеством со стороны работодателей. Проще оказалось «обзаводиться» сертификатами соответствия, нежели вести методичную работу по разработке, внедрению и поддержанию на должном уровне системы менеджмента качества, имеющей в своей основе статистическое управление процессами, т.е. ежедневный скрупулезный труд.В образовательных учреждениях своеобразную роль «владельца процесса», на наш взгляд, играет учебная часть (деканат), но контроль внешний и выборочный никогда не заменит регулярного внутреннего самоконтроля, осуществляемого каждым педагогом в условиях реализации новой технологии. Полагаем, если мы заимствовали для сферы услуг стандарты серии ISO9000, изначально разработанные применительно к сфере материального производства ,то и дальнейшее их совершенствование следует осуществлять по аналогичным принципам, естественно, с учетом специфики сферы предоставления образовательных услуг. В частности, внедрением в образовательный процесс самооценки преподавателя и студента. В той же работебыло отмечено, что «современная политика государства, направленная на глубокую модернизацию экономики, никоим образом не может осуществляться без глубокого реформирования системы образования в нашей стране, поскольку «…сама система образования становится частью инновационной экономики…» ».Другая сторона существенности нововведения заключается в том, что работодатель (в лице государства или частных компаний) будет обязан создаватьвозможности для проведения практических работ в условиях реального производства, доля которых должна существенно возрасти и поддерживаться на достаточном для формирования навыков уровне. «Приемочный» или выходной контроль компетентности выпускников должен стать обязательной частью деятельности организацииработодателя. Понятно, что для заинтересованности предприятий для них надо создавать различные методы стимулирования: льготное налогообложение, привлечение инвестиционных ресурсов и пр.Таким образом, мы создадим предпосылки для организации массового целевого обучения, о чем высказался Д. Рагозин, когда каждый студент будет овладевать необходимыми компетенциями в интересах организацииработодателя и на её территории. Свою положительную роль должно сыграть начавшееся в ряде регионов страны создание Центров для независимой оценки и сертификации квалификаций «…тем самым создавая механизмы внедрения и признания новых профессиональных стандартов в различных общественных секторах: в реальном секторе экономики, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, в области регулирования потоков трудовых ресурсов на внутренних и внешних рынках труда и др.» .В противном случае мы будем продолжать «тиражирование» невостребованных экономистов, юристов и прочих специалистов, усугубляя диспропорцию спроса и предложения на рынке труда исходя из образовательных возможностей учебных заведений и искусственного спроса со стороны абитуриентов, а точнее, их родителей, формируемого еще на уровне общеобразовательных учебных заведений путем «разделения» учащихся на «технарей» и «гуманитариев» и соответствующего натаскивания на сдачу «профильных» ЕГЭ.Почему в ВУЗе студентов обучают на физикоматематическом факультете, присуждают соответствующие ученые степени, подразумевая очевидную связность этих понятий, а в школе преподаватели математики могут либо не преподавать физику либо преподавать её абы как, точнее, как второстепенный предмет? Отсюда искусственная «гуманизация» образования, когда без достаточных знаний в технических предметах выпускник общеобразовательной школы вынужден в дальнейшем выбирать специальности гуманитарного направления. В ряде школ, и не только школ, нет наглядных пособий, приборов и расходных материалов на уроках по физике, химии, биологии.Может, следует на примере автошкол, которым запретили привлекать курсантов для обучения без надлежащей материальной базы, строже контролировать выдачу лицензий на образовательную деятельность подобным учебным заведениям? Не на пустом месте появились высказыванияо целесообразности предоставленияпонекоторымвидампрофессий возможности получения высшего технического образования для дальнейшей углубленной подготовкилишь после завершения среднего профессионального учебного заведения и определенного стажа практической работы по специальности для овладения необходимыми компетенциями.И главное, чтобы эта образовательная технология не превратилась, говоря словами А. Новикова в «новую «креативную» педагогику» , а дала свои результаты в нынешних условиях ввода санкций в отношении российских компаний. Сами ограничительные санкции, которые ведущие страны мира применили против России, вопреки положениям Всемирной торговой организации и собственным экономическим интересам, будут стимулировать развитие отечественных отраслей только лишь при более ответственном и целенаправленном реформировании профессионального образования, учитывая уже существующую тенденцию создания образовательнопроизводственных кластеров в виде взаимосвязанныхобъединенийобразовательных учреждений разного уровня, организаций и промышленных предприятий, при которой на новом уровне придется восстанавливать некогда существовавшие взаимовыгодные отношения между образовательными учреждениями и организациямиработодателями.Тогда не будут появляться «режущие слух»сообщения, что «…В Омске наместе агрегатного завода построят жилой комплекс с25ти этажными домами. Технопарк наместе завода строить передумали…».Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость такой реорганизации образовательных технологий,когда дальнейшая узкая специализация будет осуществляться на базе разносторонних знаний и умений, закладываемых на каждом этапе жизненного пути каждого гражданина нашей страны во имя её дальнейшего процветания.

Ссылки на источники1.Дуальное образование: Президент одобрил пермский опыт/ И. Суворова// Профессиональное образование. Столица 2014. № 6. С. 122.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. С. 6266.3.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. / Конкурентоспособность региональной экономики/ Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. С. 325 –328.4.Новиков А.М. О структуре компетенций./ А.М. Новиков// Специалист. 2014. № 1. С. 27.5.Исмагилов Р.М. Совершенствование корпоративной культуры организации в условиях функционирования системы менеджмента качества. / Р.М. Исмагилов // Омский научный вестник, ОмГТУ, 2012. –С. 8083.6.Сорокина, Н. Д. Управление новациями в ВУЗах (социологический анализ): науч. моногр. / Н. Д. Сорокина//–М.: Канон +; РООИ Реабилитация, 2009. 255с.7.Лейбович А.Н., Волошина И.А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. / Под общей ред. А.Н. Лейбовича:Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов. –М.: АНО «НАРК», 2014. –М.: Издательство «Перо», 2014 –132 с.8.Исмагилов Р.М. О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области.//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54264. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54264.htmlГос. рег. Эл № ФС7749965.ISSN2304120X/Дата обращения: 30.09.2014.

Готов ли школьник к «Миру Будущего»? Если нет, то в чём наша (учителей, управленцев, ученых) вина? Если да, то в чём наша роль? Попытаемся оставаться честными, отвечая на оба вопроса и не заниматься самовнушением, конструируя мир Будущего, удобный для нас, работников образовательного цеха. Мы хотим видеть ясные тренды, которые предсказуемо меняют мир. Но любой шаг любого тренда способен изменить всё. Тренды взаимодействуют, создают нечто новое. Мир меняется существенно неоднородно. Какие-то его части меняются непредсказуемо быстро, а другие – почти не меняются. Вот почему возникает ощущение «Разрыва», «расползания» реальности.

К.А. Скворчевский
Московский физико-технический институт,
департамент философии, профессор,
ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11»
Департамента образования г. Москвы,
заведующий кафедрой естественнонаучного образования,
доктор технических наук

В этой связи становится всё более очевидной нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Средств организации деятельности, инструментов работы вполне достаточно. Педагогический инструментарий весьма богат методиками, технологиями, образцом педагогического опыта. Дефицит лежит в пространстве целевых установок . На наш взгляд, «конвергентный подход в образовании» – именно о целях, а не о средствах самого образования.

Само понятие «подхода» здесь перестаёт претендовать на роль системы средств, технологий или техник образовательной деятельности. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент, все усилия разработчиков переносятся в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет.

Понятного нам самим «образа будущего» у нас нет. Это первая проблема, не решая которую хотя бы в первом приближении, невозможно осмысленно наращивать технологические средства.

Другой вопрос – ка оценить уровень адекватности наших средств деятельности требованиям «мира будущего»? Как разобраться в том, что у нас уже есть? Есть ли у нас эффективный инструментарий для подобного анализа? «Межпредметность», «междисциплинарность», «интегративность» – хорошо известные понятия, не одно десятилетие на слуху. Можно ли их существенно модернизировать, приспособив к требуемому движению в сторону будущего? Можно сколько угодно разбираться с каждой отдельно взятой технологией или методикой, но суть в том, что, на наш взгляд, только их взаимодействие, переплетение, взаимозависимость способны создать эффект подобия образовательной среды среде реальной жизни – столь же запутанной и непонятной.

Ключевым понятием должна стать категория «готовности» к будущему. Готовности и учителя, и ученика. Только через призму «готовности» мы должны видеть всё имеющееся у нас многообразие методологических средств образования. В большинстве случаев, в условиях укрупненных образовательных комплексов присутствуют в том или ином виде многие из тех элементов, которые необходимы для формирования соответствующей образовательной среды. Но между этими элементами не установлена адекватная система связей, не создана соответствующая топология, которая, в свою очередь, определяется системой целеполагания всей образовательной деятельности. И если целеполагание школы заключается в достижении высоких баллов ЕГЭ и успехах на предметных олимпиадах, то связи в системе элементов конфигурируются соответствующим образом. Но если целью становится готовность выпускника к успешному движению в мире конвергентных технологий, то и образовательная среда школы обязана структурироваться совершенно иначе. Как? Как всегда, это ключевой вопрос. Но на него, скорее всего, нет прямого, «технологического» ответа. И это, в данном случае, вполне соответствует логике решаемой проблемы. Выскажем осторожное предположение, что «прямого», логически выверенного пути к вхождению в мир будущего просто не существует. Как, собственно, нет логики и у самого будущего. Неопределенность, многовариантность будущего требует от своих участников готовности именно к неопределенности и многовариантности. Если угодно, готовности к тому, что все может прекратиться в любой момент. И ничего пугающе-страшного в этом нет. Логики и определенности будущего нет, но есть люди как носители замыслов, целей, идеальных представлений и возможностей коммуникации. Поэтому первый шаг, предлагаемый нами, не содержит в себе особой премудрости: максимально расширить число и разнообразие коммуницирующих субъектов образовательной среды. Сделать их коммуникацию неформальной и внесистемной, что не означает хаотичности и беспредметности. Внутри современного образовательного сообщества, несмотря на его постоянное внешнее расширение, сохраняется слишком много внутренних границ – коммуникативных барьеров. Не всегда полезно разрушать все барьеры, но естественное размывание границ уже идёт, вне зависимости от нашего желания. Информационные потоки цифрового мира всё увереннее ликвидируют главную границу – между имеющими и не имеющими доступ к информации. Универсальность доступа к информации существенно меняет статус учителя. Причём путей возможного изменения два.

Первый. Учитель теряет статус единственного носителя и транслятора знаний и постепенно трансформируется в организатора учебных коммуникаций, главная задача которого сформировать чёткую последовательность самостоятельных действий по освоению содержания изучаемой дисциплины.

Второй путь – стать для учеников «Мастером» с большой буквы, показывающим Собственным примером, что уметь гораздо важнее, чем знать. Трансляция не суммы знаний, а собственной личности в этом случае становится главным приоритетом. Что произойдёт с фигурой учителя, мы до конца не знаем. Скорее всего, реализуется какой-то смешанно-промежуточный вариант. Не исключено, что в некой перспективе снова возникнет запрос на фигуру учителя в самом её традиционно-классическом смысле. Но в любом случае образовательное сообщество перестанет быть замкнутой иерархизированной структурой, в содержательном плане ориентированной на воспроизводство собственных представлений о мире Будущего. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелёгком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это, прежде всего, представители многих профессиональных сообществ – инженеры, учёные, врачи – которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и ни один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.

Итак, установив, что конвергенция наук и технологий формирует ту основу пространства целей, ради которого работает и развивается современное образование, попытаемся достаточно кратко и предварительно охарактеризовать ключевые черты «мира Будущего» именно как мира конвергенции.

По мысли одного из главных идеологов концепции конвергенции М.В. Ковальчука, будущее связано, прежде всего, с преодолением традиционно сложившихся в сознании человека и научной культуре дисциплинарных границ. В реальной природе подобных границ нет, и человечеству также предстоит ликвидировать подобные границы, тем самым приближаясь к воспроизводству в подлинном смысле «природоподобных объектов». Интересно отметить, что на ранних этапах развития европейской науки, так как она была задумана в трудах Аристотеля, исходная междисциплинарность, интегративность знания выступала в качестве обязательного требования. Целостный космос просто не мог быть разделен на отдельные «предметы», изучаемые по отдельности узкими специалистами. Однако научная революция Нового Времени (1543-1687 гг.) коренным образом изменила базовые установки. Галилеевско-ньютоновский идеал естествознания предполагал не только тотальную математизацию и внедрение экспериментальных практик, но и установление дисциплинарных границ между различными областями знания. Интересно, что декларируемоеединство научного метода могло бы стать непреодолимым препятствием на пути междисциплинарной разобщенности, но от науки Нового Времени потребовалось нечто другое, а именно – технологическая полезность Науки, ее практический выход.

Превращение фундаментального знания в мир технологий искусственно сузил границы самого знания, способствовал выделению из мира знания пригодных для практического использования областей предметных сведений. Достаточно быстро стала нарастать предметная дезинтеграция естественнонаучного знания. Не все деятели того времени видели опасность подобного предметного расщепления науки. Например, Огюст Конт – отец позитивизма и социологии – полагал, что чем больше разных наук, тем лучше. Объединение различных предметных областей знания таит в себе опасность подчинения науки некой единой метафизической Идее, Концепции, наподобие гегелевской. Этого допустить нельзя, поэтому дисциплинарное дробление наук необходимо всячески поощрять. Но уже в конце XIX века возникает достаточно мощное движение за междисциплинарное взаимодействие и междисциплинарную интеграцию. И здесь, как и в первом случае, роль «задающего генератора» сыграли технические науки. Реализация крупных межотраслевых проектов в химической, электротехнической и радиотехнической промышленности заставило по-иному взглянуть на границы научных дисциплин. Само понятие фундаментальной глубины и проработанности отдельных вопросов неизбежно отходило на второй план по сравнению с конкретными умениями сконструировать работоспособное техническое устройство или технологию.

С идеологической точки зрения первопроходцем идей междисциплинарного синтеза следует, конечно, признать В.И. Вернадского (1863-1945). Если говорить о развитии именно отечественной традиции междисциплинарности, то очень серьезный следующий шаг, связанный с широким внедрением математических методов моделирования различных по своей природе процессов, был сделан выдающимся советским математиком, академиком Н.Н. Моисеевым. Моисеев не без оснований полагал, что единство принципов организации природы дает возможность единого математического описания и предсказания поведения самых различных природ. Дальнейшее движение в данном направлении стимулировала сама жизнь, которая выдвинула на повестку дня разработку и практическую реализацию небывалых по масштабу и материальной затратности проектов середины ХХ века – ядерного, ракетно-космического, кибернетического, радиолокационного. Коренным образом изменилась система организации труда ученых и инженеров, их возможность претендовать на авторство в конечных результатах работы.

Прежде всего, возникли укрупненные межотраслевые научные коллективы, в которых междисциплинарность стала нормой. С другой стороны, новейшие достижения в области микроэлектроники и молекулярной биологии принесли с собой новые технические возможности, связанные с возможностями управления отдельными атомами или молекулами. Пионером в данном направлении выступил японский специалист в физике конденсированного состояния вещества Нориро Танигути, который первый стал говорить об управлении отдельными атомами и атомными структурами с нанометровой точностью. И вот уже небезызвестный Эрик Дрекслер выдвигает проект создания наномашин, выполняющих полезную работу внутри человеческого организма. Постепенно к началу 2000-х годов складывается концепция НБИК-конвергенции.

В основе такой конвергенции лежит идея некоего фундаментального структурного элемента, которым человек уже умеет неплохо управлять. Что позволяет в целом, применяя одновременно все способы управления, конструировать природоподобные объекты. В твердотельных структурах – это атом, в биологических – ген, в информационных – бит, в когнитивных – нейрон. В целом получается нано-био-инфо-когито-конвергенция (НБИК). Предпринимались также попытки добавить еще и социальные технологии. Но они пока не получили широкого распространения. Проблема включения социальных технологий в структуру НБИК-конвергенции во многом определяется неопределенностью базового структурного элемента гуманитарного знания, управление которым способно трансформировать социальные области знания в режим конкретных технологий. Помимо достаточно футуристических планов преобразования человеческой природы средствами НБИК- технологий уже сейчас реализуются ряд направлений, которые существенно меняют характер развития «человек-машинных» систем. Что происходит в этой сфере?

Во-первых, меняется уровень сложности интерфейсов «человек-машина». Человеческий интеллект все глубже проникает в электронную начинку компьютеров, делая свое общение с компьютером все более эффективным.

Во-вторых, предпринимаются все более смелые попытки внедрения наноустройств и наномашин в тело человека. Эти устройства призваны восполнить недостающие возможности человеческого организма, вылечить ранее не поддающиеся лечению болезни.

И, наконец, человеческий разум перестает бытовать как отдельно взятый, а все глубже включается в глобальные корпоративные информационные сети, позволяющие ему как овладевать новыми информационными возможностями, так и управлять самыми отделенными техническими системами. Вся мощь глобальных корпоративных информационных сетей заключается именно в их всеобщности, в том, что каждый житель Земли может принимать участие в ее создании.

Интересно, что во всех футурологических прогнозах 70-х годов считалось, что на Марс человек высадится быстрее, чем будет создано единое всемирное хранилище информации. Но прогнозы ошиблись и понятно почему. Проектирование полета на Марс в традиционном ключе понималось как деятельность некоей ограниченной проектной группы инженеров и специалистов. В таком темпе, такими ресурсами глобальное хранилище информации создавалось бы очень медленно. Но оказалось, что мировую информационную сеть, в отличие от межпланетного космического корабля, могут создавать все граждане Земли без исключения. Отсюда колоссальная скорость наращивания мощности информационных систем. И здесь же коренятся все опасности превращения человека в информационный придаток глобальной сети, утраты свободы целеполагания. Причем самые большие проблемы стратегического характера возникают у тех, кто берет на себя смелость направлять движение информационного мира, определять перспективы его движения. Стать во главе неопределенности и многовариантности – вот что предстоит руководителю Будущего. И если мы хотим, чтобы их в этом отношении не постигло полное фиаско, то готовить к такого рода миссии нужно уже сегодня.

Какие подсказки есть уже сегодня? Во-первых, становятся все более отчетливыми глобальные трансформации одной из древнейших категорий в культуре человечества – категории труда. Цифровой мир решительно размывает традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала. Все привычные границы в трудовых отношениях попросту исчезают. Растворяется граница между трудом и отдыхом, между местом работы и территорией отдыха. И, самое главное, исчезают границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден практиковать профессиональные навыки во множестве смежных областей. И это зачастую приводит к еще большей запутанности его действий, утрате перспектив и смыслов движения в логике профессиональной траектории. Попытка перенаправить собственную ответственность узкой группе управляющих не приведет ни к чему хорошему. Узкая группа не будет в состоянии справиться с неопределенностью Будущего, что будет порождать дополнительный хаос и трагическое мировосприятие. Молодежи надо готовиться «брать бразды» управления в свои руки. Это звучит банально, но именно в подобной готовности и заключается основная смысловая нагрузка современной школы.

С другой стороны, логика современной глобализации также требует «своего». Глобализационные процессы завоевали почти все. Произошла почти полная унификация принципов и технологий организации деятельности. Внедрение единых технологий менеджмента, в свою очередь, потребовало столь же жесткого нормирования и унификации правил коммуникативной деятельности. Формируется единое пространство обмена информацией. Но остается еще нечто, до конца не схваченное процессом глобализации. Это – человеческие ценности, критерии оценки ситуации. Ценности становятся точкой опоры всего единого глобализационного процесса. И в этом вопросе пока что решительного продвижения нет. Даже с учетом того, что человечеству удается навязать единые нормы потребления, это еще не дает полной власти над миром ценностей.

Европейское сознание по природе своей слишком дихотомично, бинарно, не терпит раз и навсегда заданной целостности и определенности. В данном контексте именно это обстоятельство не дает европейскому человеку остановиться на чем-то понятном и завершенном. Оно требует истории, движения, развития. И всякий мир Будущего всегда будет восприниматься как неокончательный, незавершенный, «недоделанный». В нашем случае это спасительный момент, поскольку лишает нас необходимости абсолютно четкого прочерчивания контуров грядущего. Европеец ощущает себя комфортно лишь в условиях исторического бытия. И это надо иметь в виду, когда мы заботимся о будущем мире конвергенции наук и технологий. Очень важно, чтобы конвергенция продолжалась, не останавливалась, и каждый мог бы принять в ней участие. На фундаменте данного обстоятельства можно построить конкретные технологии организации готовности школьников к жизни в конвергентном мире.

Современная школа остается верной наукоцентричному идеалу Научной Революции Нового Времени. Предметная организация учебного материала и наращивание узкого профессионализма и поныне являются краеугольными камнями школьной дидактической системы. Даже внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных предметов или метапредметов не решает проблему в принципе. Даже полноценная реализация проектного подхода оказывается недостаточной с точки зрения подготовки школьника к миру конвергенции наук и технологий. Что остается за кадром? Самое главное – умение работать в командах предельно широкого типа, взаимодействовать не только с себе подобными, понятными, профессионально близкими. Такое взаимодействие уже не воспроизводит условия реальной конвергенции. Только там, где школьник сталкивается с непонятным для себя, с инаковым, быть может, даже чуждым опытом содержания может произойти возникновение внутренних предпосылок работы в условиях конвергентного мира. С чего начать? Как построить такое взаимодействие? И нужно ли для этого разрушать традиционную структуру уроков, занятий, классно-урочную систему и т.д.? Вопрос непростой. Соблазн велик и опыт подобного разрушения уже имеется. Правда, в истории везде приходилось вновь возвращаться к традиционной школе. Пока что можно осторожно предположить, что имеет смысл формировать параллельный режим создания особых метапроектных школьных коллективов. Обязательно с участием разных возрастов и направлений деятельности. Своего рода мастерских , в которых каждый, с одной стороны, занимается своим делом, но также легко может изменить вид деятельности, освоить то, что делает его сосед. Руководство мастерской осуществляют взрослые наставники, но их участие минимально и происходи в режиме подсказывания и «подыгрывания». Другой вариант – ставить перед коллективами мастерских задачи, заведомо не решаемые на данном уровне развития детей. При этом оснащать мастерскую оборудованием, экспериментальными установками, хотя бы минимальное освоение которых уже будет являться выходом в «иное измерение» для юных участников проекта.

Начинать можно с определенного профиля деятельности – Инженерного, Медицинского, Материаловедческого. Каждый из этих профилей разворачивается в систему нестандартных задач, связанных с освоением аналитического оборудования (масс-спектрометров, хроматографов, фурье-спектрометров и т.д.). В конечном итоге, сложение различных усилий – есть главная цель.

Творцы конвергентного мира все продумали замечательно, кроме одного: новой системы организации деятельности участников проектов. Оказалось, что носители предметных областей знаний привыкли эффективно работать только на те задачи, которые им лично интересны. Но как обеспечить совместность усилий в процессе конвергенции? Что будет определять деятельность сообщества, формировать его границы? И это в настоящее время – задача из задач. Можно сказать, что творцам конвергенции не хватает не конвергентного образования, а, если можно так выразиться, «конвергентного воспитания» , т.е. способности к совместной продуктивной деятельности. Способности преодолеть узкопрофессинальные и узкопредметные интересы, на минуту забыть о собственном рейтинге и индексе цитирования и вместе со своими коллегами направить все усилия на решение общей задачи. Именно формирование принципов и методологии «конвергентного воспитания», на мой взгляд, станет в ближайшем будущем естественным «человеческим» фундаментом как для успешного возведения здания конвергентных наук и технологий, так и для реализации на практике идей «конвергентного образования».

Фещенко Т.С. 1 , Шестакова Л.А. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, доктор педагогических наук, доцент, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт открытого образования»

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Аннотация

Конвергенция наук и технологий – одна их важнейших проблем современности. Конвергентный подход в этой области человеческого знания уже описан. Он трактуется, как методология стирания междисциплинарных границ между научным и технологическим знанием. Преодоление этих границ открывает возможности для получения новых знаний, необходимых при создании объектов, близких к природным объектам по функциям и назначению. Конвергенция открывает перспективы получения новых знаний и идей для новых открытий, которые могут повлиять на все сферы человеческой деятельности. Цель данной статьи – показать значение конвергентного подхода в школьном образовании для подготовки подрастающего поколения к жизни в техносфере динамично меняющегося мира. Ответ на вопросы, как и что должно измениться в системе школьного образования – ключевая идея данной статьи. К основным методам исследования можно отнести конвергентный подход в школьном образовании на основе конвергенции знаний и технологий в условиях шестого технологического уклада. Конвергентный подход в школьном образовании – это качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Уход от «предметоцентрированого» подхода в обучении школьников, который преобладает еще в большинстве школ, к конвергентному подходу позволит воспитать конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников.

Feshchenko T.S. 1 , Shestakova L.A. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, State autonomous educational institution of higher education «Moscow Institute of Open Education»

CONVERGENT APPROACH TO SCHOOL EDUCATION – NEW OPPORTUNITIES FOR THE FUTURE

Abstract

The convergence of science and technology is one of the most important problems of our time. The convergent approach in this area of human knowledge has already been described. It is interpreted as a methodology for erasing the interdisciplinary boundaries between scientific and technological knowledge. Overcoming of these boundaries opens up opportunities for acquiring new knowledge needed to create objects close to natural objects by function and purpose. Convergence opens the prospect of gaining new knowledge and ideas for new discoveries that can affect all areas of human activity. The purpose of this article is to show the value of the convergent approach in school education for preparing the younger generation for life in the technosphere of a dynamically changing world.

The answer to the questions, how and what should change in the system of school education is the key idea of this article. The main methods of research include the convergent approach in school education on the basis of the convergence of knowledge and technology in the conditions of the sixth technological order. Convergent approach in school education is a qualitatively new level for the successful socialization of the younger generation in the future world. Avoiding the “subject-centered” approach in the education of schoolchildren, which prevails in most schools, to a convergent approach will help bring up a competitive graduate.

Keywords : convergence, education, convergent approach in schoolchildren education.

Одним из идеологов объединения таких областей знания как нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (НБИК-технологии) является Ковальчук М.В., директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». По его мнению, основными чертами современного этапа развития науки можно считать изменение парадигмы (от анализа к синтезу), сближение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход (как инструмент интеграции).

В статье «Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее» М.В. Ковальчук анализирует научные подходы периода Ньютона и приходит к выводу, что в то время существовала только одна наука – натурфилософия. Все ученые того времени – это натурфилософы, естествоиспытатели, которые изучали единую и неделимую природу . В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Так называемая «тетраэдрическая» концепция взаимосвязи конвергентных технологий (М. Роко и В. Бейнбридж) – «NBIC-конвергенция» – это объединение (слияние) четырех глобальных направлений: NANO, BIO, INFO, COGNO. Конвергентный этап взаимодействия (взаимовлияния, взаимопроникновения) характеризуется не только интенсивностью, но прежде всего, широтой охвата (атомарный уровень – интеллектуальные системы). Основные характеристики взаимодействия отражены в таблице 1.

Таблица 1NВIС/НБИК взаимодействие

Цивилизация переходит на новейший уровень, промышленное общество меняется на постиндустриальное, основой которого является информация. Не случайно информационные технологии Ковальчук М.В. образно сравнивает с «обручем», который методологически и теоретически объединил, интегрировал разные научные дисциплины и технологии» .

Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику, и, как следствие, – образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. В тоже время, не доопределены механизмы и инструменты образования, мотивирующего школьников к обучению. Система образования в основном передает фактические знания новому поколению, но недостаточно дает знаний, необходимых для профессионального самоопределения. Молодые люди по ряду причин (неясная перспектива, материальные трудности и т.п.) неуверенно смотрят в будущее, и не знают ответа на вопрос, с чем будет связана их профессиональная деятельность. Дополнительная трудность – определить свое профессиональное будущее еще в школьные годы. Таким образом, для многих выпускников не определен способ их взаимодействия со стремительно меняющимся окружающим миром.

Учащиеся и их родители хотят больше знать о профессиях, востребованных в ближайшем и отдаленном будущем. В настоящее время коренным образом меняются требования школьников и их родителей к уровню обучения, что объясняется следующими причинами:

– в большую жизнь вступает «поколение, которое с самого рождения знакомо с Интернетом»;

– в мировой экономике постоянно растет спрос на специалистов в таких областях знания, как естественные науки, технологии, инженерное дело и математика (Science, Technology, Engineering and Mathematics – STEM), и студенты с высокой мотивацией и хорошей подготовкой по этим предметам еще со школы представляют собой все более востребованный ресурс .

Объективная сложность окружающего мира определяется социальными последствиями технического прогресса. Закономерности процессов взаимодействия техносферы, личности и общества составляют основу социо-гуманитарных технологий (С- технологий). НБИКС-конвергенция (слияние социальных технологий с НБИК) постулируется как основа социального прогресса. Идея NBICS-конвергенции Д.И. Дубровского нашла отражение в работе уникального комплекса НБИКС-технологий созданного в нашей стране в 2009 году в Курчатовском институте. С 2012 года по инициативе Департамента образования города Москвы и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в школах города реализуется так называемый «Курчатовский проект», цель которого, по мнению В.М. Ковальчука, сформировать на школьном уровне – на уровне «начальных знаний» – принципиально новый тип мышления – сформировать системные представления об окружающем мире. Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду путем междисциплинарной интеграции не только на уровне урочных занятий, но и на уровне интеграции урочной и внеурочной деятельности, на уровне взаимодействия с профильными вузами. А для того, чтобы «успеть в завтра» необходимо уже сегодня обеспечить школьникам доступ к высокотехнологичному оборудованию для выполнения учебно-исследовательских проектов. Большая роль в обеспечении понимания перспективы жизни и труда, несомненно, принадлежит школе и учителю. Сделать обучение интересным, актуальным, эффективным – оказать педагогическую, психологическую и информационную помощь в выборе профессии – призвана предпрофессиональная подготовка школьников, реализуемая в рамках предпрофильного и профильного обучения.

В настоящее время достаточно широко обсуждаются НБИКС-технологии, которые оказывают сильное влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека. Интерес к этому процессу постоянно возрастает.

В работах , отмечается, что прогресс человеческих возможностей с помощью эндо протезирования, фармакологии, генной инженерии, и нанотехнологий имеет огромное влияние на общество, однако, осознание происходящих процессов и изменений не успевает за совершенствованием технологий. Не только форма поведения, мышление, желания способствуют становлению личности человека, а также новые исследования и достижения в технике и технологии вносят изменения в жизни человека. Авторы выделяют две философских группы для оценки влияния НБИКС-технологий на человека. Одни считают, что НБИКС способны создать все условия для улучшения жизни человека. Эта группа – трансгуманисты. Создание постчеловека поможет решить ряд проблем, например, побороть болезни, смертность, ограничение возможностей человека и др. Против этой идеи выступает вторая группа исследователей. Они считают, что НБИКС-технологии способствуют потере нравственных и духовных ориентиров, человек становится слабым, бездушным и потерянным .

Рассмотрим смысл и происхождение аббревиатуры НБИКС.

В Соединенных штатах Америки в 2002 году М. Роко и В. Бейнбридж , выдвинули инициативу, под названием НБИК, где указали 2 направления исследований: 1) научно-технологическое направление, в рамках которого рассмотрены проблемы конвергенции и синергии передовых технологий и новый уровень исследований в науке; 2) антропологическое или социально-гуманитарное направление, которое связано с процессами совершенствования человека и его способностей Первое направление достаточно подробно изучено в работах следующих отечественных авторов: Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик, М.В. Ковальчук и др. , , .

К особой группе исследований можно отнести работы О.Е. Баксанского. Ученый рассматривает конвергенцию с позиции философии образования и считает конвергенцию фундаментальным принципом мировоззрения будущего.

Однако для описания второго направления еще требуется серьезное осмысление и изучение – очень сложно представить, какие произойдут изменения в мышлении человека и в нем самом. Нужно посмотреть, что будет происходить между человеком и машиной, как будут распределены функции, какие функции будут выполнять «они», как будет организованна «их» работа.

Развитие НБИКС-технологий окажет влияние на человека и форму его существования, постепенно произойдет замещение человека на механизированную модель. И это проблема глобального масштаба для всего человечества.

В своей работе В.А. Аршинов называет Роко и Бейнбриджа создателями конвергентной схемы, которую описывает как тетраэдр, в вершинах которого располагаются базовые элементарные нанообъекты: атом, ген, нейрон и бит. Эти наночастицы взаимозаменяемы, соответственно, можно говорить о синергии 4-х направлений в науке .

Позже российский ученый М.В. Ковальчук в ходе своих научных работ добавил литеру «С» для обозначения социально-гуманитарных наук .

Трансгуманисты поддерживают конвергирующие НБИКС-технологии, работы и исследования, направленные на «создание» нового улучшенного человека – «постчеловека».. Термин «трансгуманизм» ввел биолог-эволюционист Дж. Хаксли в 1957. В начале двадцатого века для человека религия уходила на второй план, а наука встала на первое место. Именно тогда началась конвергенции человека и машины. Трансгуманисты поддерживая НБИК-инициативу, создают модель идеального человека, при этом исключают философские и гуманитарные исследования, в которых можно обсуждать постепенную замену человека машиной.

Ф.Н. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и И.И. Мечников берут русский космизм и научно-технический прогресс за основу своих исследований. Отечественный современный автор-философ М.Н. Эпштейн предлагает новую науку «гуманологию», с помощью которой показывает разные формы человеческого бытия.. Эта наука предполагает связь теоретических и практических изменений человека и его природы при переходе на механические формы, т.е. человек становиться «уходящим» видом.

Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, поэтому цивилизация и технологии не стоят на месте, а развиваются с каждым днем. При этом меняются условия жизни и сам человек. Он меняется физически, эмоционально, психологически, меняется мышление и так далее. При этом что-то изменяется больше, а что-то практически незаметно изменяется в человеке . Очевидные положительные изменения в человеке на сегодняшний день вызваны переменами, произошедшими с появлением письменности и печатных книг. Снижение физических способностей происходит из-за изменений орудий труда (компьютеры ® снижение зрения, искривление позвоночника; плеер ® ухудшение слуха и т.п.). Все больше появляется телефонов, планшетов, других устройств, способных «взять» на себя работу человека (имплантатов, искусственных органов, автоматов и т.п.). С исторической точки зрения информационный «век» начался совсем недавно. Но, уже формируется переход от локальных сетей к коммуникации между такими объектами, как «физические объекты» и «киберфизические системы» (Интернет вещей). Какое влияние оказывают эти технологии на людей? И можно ли сказать, что эти технологии разрабатываются для людей? Да, так как открываются возможности для удаленного мониторинга показателей здоровья пожилых людей, усовершенствования системы скорой медицинской помощи, улучшения качества жизни людей, и прежде всего, с ограниченными возможностями (Алексеева, В.И. и др.) ..

Алексеева И.Ю. считает, что конвергенция не сводится к простой интеграции, тем более, что не всегда в ней есть потребность, следует говорить о конвергентном развитии разных областей знания, так как «происходящее в одних областях способствует осознанию вопросов, актуальных для других областей, возникновению в этих областях аналогичных методов и подходов» .

В работах П.С. Гуревича отмечается, что в философской литературе часто встречаются новые слова, например, биоинженерия, нанотехнологии и другие . Аршинов В.И., Ласло Э. Макросдвиг и ряд других авторов отмечают, что мы находимся на пороге больших открытий и изменений , , , .

В связи с развитием информационных технологий появился Интернет с его достижениями и опасностями. С одной стороны, человек не ограничивает себя в общении, имеет доступ к различной информации, в том числе научной, новостной, развлекательной, ко всем сферам услуг. С другой стороны, Интернет может использоваться для манипуляции людьми.

В своей работе М.В. Ковальчук утверждает, что с помощью нано- и биотехнологий воспроизводится система живой природы, а не создается техническая копия человека .

Наука движется вперед и меняет устройство мира. Появится новый человек – «постчеловек», у которого будут совершенными физическое тело и интеллект. В наше время мы частично наблюдаем эти изменения: сколько людей посещают салоны красоты, тренажерные залы, как модно стало менять внешность с помощью пластических операций, доступна имплантация частей организма.

Группы людей, которые выступают против идеи усовершенствования человека, считают, что нельзя наперед знать, что станет с людьми, а больше всего они боятся, что человечеству грозит уничтожение. Пока человек меняется технически, он забывает про свои чувства, т.е. он весь усовершенствуется технически, но такие чувства, как любовь, надежда, дружба уходят на второй план, меняется сознание человека.

Все перечисленные научные идеи необходимо учитывать в подготовке порастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции наук и технологий. Современная школа, в первую очередь, должна чутко реагировать на происходящие изменения. Исследование по теме: «Организационная модель среды профессионального самоопределения: ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка московских школьников» – один из возможных способов обеспечения разрешения проблем, существующих в образовании сегодня, это:

разрыв между потребностями рынка труда Московского региона в кадрах среднего звена и профессиональным выбором молодежи

«академизм» образования: дефицит включения школьников в реальные профессиональные практики; несформированность осознанного выбора профессии, воспитания у подрастающего поколения ценностей труда и профессионализма.

«консерватизм» образования: обращенность содержания образования и методов обучения в прошлое, недостаток «практик будущего», прорывных технологий для профессиональной ориентации и самоопределения школьников.

Подготовка профессиональных кадров 21 века через создание организационной модели профессионального самоопределения в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой – основа получения качественного профессионального образования обеспечение конкурентоспособности Москвы в чемпионатах JuniorSkills, WorldSkills, надежность школы для жизни.

В современных условиях особое значение для развития системы московского образования, реализации ключевого проекта «Готов к учебе, жизни и труду», подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего имеет разработка и внедрение в практику школьной жизни конвергентно ориентированных основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ подготовки учителя, способного реализовывать эти программы.

К разработке таких программ должны привлекаться специалисты и представители тех организаций, которые имеют практический опыт и необходимые теоретические знания в области конвергентного обучения.

Актуальные проблемы, касающиеся совершенствования системы московского образования; подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего; обеспечения опережающего обучения в условиях конвергенции наук и технологий; подхода к проектированию конвергентно ориентированных основных образовательных программ; развития сотрудничества между образовательными, научными и др. организациями, обсуждались на круглых столах, конференциях, в ходе дискуссий. В итоге обсуждений были определены следующие позиции

  1. При проектировании конвергентно ориентированных программ использовать единое «понятийное поле», сформированное в процессе обсуждения участниками мероприятий.
  2. Проектирование конвергентно ориентированных программ и их дальнейшая реализация должны проходить в организованном сетевом взаимодействии, позволяющем создать для обучающихся уникальные условия раннего определения своей профессионально-образовательной траектории и опережающее освоение элементов будущих профессиональных компетенций.
  3. К разработке конвергентно ориентированных образовательных программ, а также программ профессионального учебного цикла и вариативной части среднего и высшего профессионального образования необходимо привлекать представителей отраслевых объединений и конкретных предприятий – заказчиков кадров.
  4. При проектировании и реализации конвергентно ориентированной образовательной программы руководствоваться единой методологией:

Область: урочное/внеурочное, профильное обучение, ДО.

Признаки:

цель – формирование предпрофессиональных компетенций;

форма реализации – сетевая (включение ресурсов среднего профессионального образования, высшего образования, промышленных предприятий, здравоохранения, НИИ, музеев и др.);

принципы – междисциплинарность, наддисциплинарность;

подход – технологичный (интегрирует образовательные и НБИК технологии).

материально-технические условия реализации программы –высокотехнологичное оборудование, лабораторное оборудование на базе цифровых технологий;

Конвергентная образовательная технология (пример)

STEAM-образование (S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics):

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций,

Навыков работы в группе.

Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био-и нанотехнологии), математики, инжиниринга, гуманитарных наук, искусства.

Словарь терминов и определений конвергентного образования используется в рамках системы повышения квалификации школьных команд города Москвы как основа для понимания сути и назначения конвергентного образования, обеспечивающего современную образовательную среду, необходимую для подготовки школьников к жизни и труду в обществе будущего. В процессе использования словарь претерпевает содержательные изменения, так как может быть дополнен всеми участниками взаимодействия и самостоятельно адаптирован каждым образовательным учреждением с учетом образовательной специфики.

В рамках исследования дано определение, предложена методология и выделены ключевые принципы конвергентного образования.

Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий.

  • Методология конвергентного образования:
  • взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;
  • реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;
  • взаимопроникновение наук и технологий.
  • Ключевые принципы конвергентного образования:
  • междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;
  • переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
  • модель познания – конструирование;
  • сетевая коммуникация;
  • обучение не предметам, а различным видам деятельности;
  • надпредметные знания через НБИК-технологии
  • ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Отметим, что по отношению к образованию и обучению мы рассматривали понятие междисциплинарности как особенности знания, которые пресекают несколько традиционных предметов, например, физику, биологию, химию, информационные технологии. При этом исследователи, школьники и педагоги включены в проблему установления связи и интеграции нескольких предметных областей, профессий или технологий с их методами и особенностями для достижения общей цели. Опережающая система образования должна, прежде всего, обеспечивать кадровую потребность экономики. Конвергентное образование – это путь к такому обеспечению.

Среди принципов системы опережающего образования можно выделить следующие:

  • Понимание спроса на кадры на 5-15 лет вперед (в качестве навигатора может быть использован «Атлас новых профессий» ).
  • Бизнес и производство должны сами заказывать вузам специалистов.
  • Работодатели должны сами активно участвовать в процессе подготовки кадров.
  • Наличие гибких образовательных программ.
  • Обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов

Особенности формирования образовательной среды московского школьника связаны с проектным подходом, суть которого отражена в его девизе – «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!». Проекты столичного образования связаны с подготовкой инженерно-технических медицинских, военных, научных, а также рабочих кадров, необходимых для стабильного опережающего развития России в XXI веке, ее конкурентоспособности в глобальном мире.

Промежуточные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что конвергентный подход в школьном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей выпускника в успешной социализации и профессиональном самоопределении.

Список литературы / References

  1. Алексеева И.Ю. Информационная компетентность, естественный интеллект и НБИКС-революция/И.Ю. Алексеева// Информационное общество. – 2012. – № 5. – С. 9-15.
  2. Алексеева И.Ю. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека / И.Ю. Алексеева, В.И. Аршинов, В.В. Чеклецов // Вопросы философии. –2013. – № 3. – С. 12-21.
  3. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии – – №1– С.59-70
  4. Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики / В.И. Аршинов // Постклассические практики и социокультурные трансформации. Материалы IV междисциплинарного семинара – М: МАКС Пресс – 2009. – С.60-72.
  5. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. Постнекласичні дослідження. Збірник наукових праць. – 2010. – № 24. – С. 58-75.
  6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] – URL: http://atlasru/ (дата обращения: 27.04.2017).
  7. Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества: за пределами конвергентных технологий DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995 Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий /О.Е. Баксанский // Философия и культура – 2014. – № 7 (79). – С.1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. /О.Е. Баксанский // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 3. – С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. – М., 2013. – № 3. – С. 152-222. перевод: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p
  10. Белялетдинов Р.Р. Человек трансгуманистического периода/Р.Р. Белялетдинов., В.И. Аршинов, В.Г. Гребенщикова и др. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. – 272 с.
  11. Величковский, Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: от homo economicus к homo cognitivus/Б.М. Величковский // Форсайт. –2007. – Т. 1, – № 4. – С. 32-35.
  12. Величковский, Б.М. Системная роль когнитивных исследований в развитии конвергентных технологий / Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 186-191.
  13. Горбачева А.Г. Социально-философский анализ влияния конвергирующих НБИКС-технологий на человека: дис… канд. философ. наук: 09.00.11.: защищена 18.01.17 / Анна Геннадьевна. Горбачева. – Томск, 2016. – 151 с.
  14. Гуревич П. С. Логика биоса и мозг машины /П.С.Гугевич // Философия и культура –2008. –№8. С. 29-44.
  15. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее/М.В. Ковальчук // Российские нанонехнологии. –2011. – Т. 6, – № 1-2. – С. 13-23.
  16. Ковальчук, М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция ИКЦ/ М. В. Ковальчук – «Академкнига» М: – 2011. – Том 1. – 222 с.
  17. Ковальчук, М.В. От атомного проекта к «конвергенции» [Электронный ресурс] / М.В. Ковальчук // Природа. –2013. –№ 12. – С. 3-7.– URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (дата обращения: 03.02.2017).
  18. Ковальчук, М.В., Нарайкин, О.С., Яцишина, Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития ∕ М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина ∕∕ Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.3–11.
  19. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен: научно-популярная литература / Э. Ласло. – М. : Тайдекс-Ко, 2004. – 208 с.
  20. Летов О.В. Трансгуманизм и этика [Электронный ресурс]./ О.В. Летов // Культурология. – – № 4. – С. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (дата обращения: 26.01.2017).
  21. Черникова, И.В. О влиянии информационных и когнитивных технологий на образовательные стратегии и сознание / И.В. Черникова, Е.В. Середкина // Язык и культура. – 2012. – № 4. – С. 128-138.
  22. Эпштейн М.Н. От пост- к прото-. Манифест нового века/М.Н. Эпштейн // Знамя. – 2001. –№ 5. – С. 180-198.
  23. Roco, M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science [Электронный ресурс] / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology аnd Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Alekseeva I.Ju. Informacionnaja kompetentnost’, estestvennyj intellekt i NBIKS-revoljucija /I.Ju. Alekseeva// Informacionnoe obshhestvo . – 2012. – № 5. – P. 9-15.
  2. Alekseeva I.Ju. «Tehnoljudi» protiv «postljudej»: NBIKS-revoljucija i budushhee cheloveka [“Technologists” against “posthumans”: NBICS revolution and the future of man] / I.Ju. Alekseeva, V.I. Arshinov, V.V. Cheklecov // Voprosy filosofii . –2013. – № 3. – P. 12-21.
  3. Arshinov V.I. Paradigma slozhnostnosti i sociogumanitarnye proekcii konvergentnyh tehnologij / V.I. Arshinov, V.G. Budanov // Voprosy filosofii . – 2016. – №1 – P. 59-70.
  4. Arshinov V.I. «Setevoj put’» sovremennoj nano-tehno-nauchnoj praktiki [“The network path” of modern nano-techno-scientific practice] / V.I. Arshinov // Postklassicheskie praktiki i sociokul’turnye transformacii. Materialy IV mezhdisciplinarnogo seminara . – M: MAKS Press – 2009. – P. 60-72.
  5. Arshinov V.I. Sociokul’turnye problemy konvergirujushhih tehnologij (NBIC-process) / V.I. Arshinov, Ja.I. Svirskij // Totallogy-XXI. Postneklasichnі doslіdzhennja. Zbіrnik naukovih prac’ . – 2010. – № 24. – P. 58-75.
  6. Atlas novyh professij – URL: http://atlas100.ru/ (accessed: 27.04.2017).
  7. Baksanskij O.E. Konvergencija znanij, tehnologij i obshhestva: za predelami konvergentnyh tehnologij / O.E. Baksanskij // Filosofija i kul’tura . – 2014. – № 7 (79). – P. 1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Baksanskij O.E. Mirovozzrenie budushhego: konvergencija kak fundamental’nyj princip /O.E. Baksanskij // Pedagogika i prosveshhenie . – 2014. – № 3. – P. 50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Barber M., Donnelli K., Rizvi S. Nakanune shoda lavin: vysshee obrazovanie i grjadushhaja revoljucija / M. Barber, K. Donnelli, S. Rizvi / translation from English. N. Mikshinoj // Voprosy obrazovanija . – M., 2013. – № 3. – P. 152-222. Translation: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p.
  10. Beljaletdinov R.R. Chelovek transgumanisticheskogo perioda /R.R. Beljaletdinov., V.I. Arshinov, V.G. Grebenshhikova and others. Global’noe budushhee 2045. Konvergentnye tehnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaja jevoljucija . Edited by prof. D.I. Dubrovskogo. – M.: OOO «Izdatel’stvo MBA», 2013. – 272 p.
  11. Velichkovskij B.M. Mezhdisciplinarnye issledovanija soznanija: ot homo economicus k homo cognitivus / B.M. Velichkovskij // Forsajt . –2007. – T. 1, – № 4. – P. 32-35.
  12. Velichkovskij B.M. Sistemnaja rol’ kognitivnyh issledovanij v razvitii konvergentnyh tehnologij / B.M. Velichkovskij, A.V. Vartanov, S.A. Shevchik // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta . – 2010. – № 334. – P. 186-191.
  13. Gorbacheva A.G. Social’no-filosofskij analiz vlijanija konvergirujushhih NBIKS-tehnologij na cheloveka : dis… of PhD in Philosophy: 09.00.11.: defense of the thesis 18.01.17 / Anna Gennad’evna Gorbacheva. – Tomsk, 2016. – 151 p.
  14. Gurevich P.S. Logika biosa i mozg mashiny /P.S. Gugevich // Filosofija i kul’tura – 2008. – №8. – P. 29-44.
  15. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – proryv v budushhee /M.V. Koval’chuk // Rossijskie nanonehnologii . –2011. – T. 6, – № 1-2. – P. 13-23.
  16. Koval’chuk M.V. Nauka i zhizn’: moja konvergencija IKC / M.V. Koval’chuk – «Akademkniga» M: – 2011. – Tom 1. – 222 p.
  17. Koval’chuk M.V. Ot atomnogo proekta k «konvergencii» / M.V. Koval’chuk // Priroda . –2013. – № 12. – P. 3-7. – URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (accessed: 03.02.2017).
  18. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – novyj jetap nauchno-tehnicheskogo razvitija ∕ M.V. Koval’chuk, O.S. Narajkin, E.B. Jacishina // Voprosy filosofii . – 2013. – № 3. – P. 3-11.
  19. Laslo Je. Makrosdvig k ustojchivosti mira kursom peremen: nauchno-populjarnaja literatura / Je. Laslo. – M.: Tajdeks-Ko, 2004. – 208 p.
  20. Letov O.V. Transgumanizm i jetika / O.V. Letov // Kul’turologija . – 2008. – № 4. – P. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (accessed: 26.01.2017).
  21. Chernikova I.V. O vlijanii informacionnyh i kognitivnyh tehnologij na obrazovatel’nye strategii i soznanie / I.V. Chernikova, E.V. Seredkina // Jazyk i kul’tura . – 2012. – № 4. – P. 128-138.
  22. Jepshtejn M.N. Ot post- k proto-. Manifest novogo veka / M.N. Jepshtejn // Znamja . – 2001. –№ 5. – P. 180-198.
  23. Roco M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Понятие и определение конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

Взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

Реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

Взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

Междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

Переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

Модель познания – конструирование;

Сетевая коммуникация;

Обучение не предметам, а различным видам деятельности;

Надпредметные знания через НБИК-технологии

Ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

Медицинский класс в московской школе

Инженерный класс в московской школе

Кадетский класс в московской школе

Курчатовский проект – научнотехнологические классы

World Skills – классы, Junior Skills - классы

Тематические субботы

Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

Предмет «Технология» - новые подходы

«Школьные знания для реальной жизни»

Метапредметные олимпиады

НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций

Навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.