Структура научно исследовательской работы. Структура и структурные компоненты исследовательской работы

Структура научно-исследовательской работы

Структура научно-исследовательской работы, представленной к публичной защите, единообразна для различных уровней таких работ – от курсовых и выпускных квалификационных до работ на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Конечно, определенные различия имеются, но общая структура, логика ее организации − неизменны.

В учебно-исследовательских работах стандарт представления научных работ прослеживается в полной мере. Обязательными их элементами являются следующие:

· Титульный лист

· Введение

· Основная часть
- Глава 1. Обзор научных источников
- Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

· Заключение

· Библиографический список

· Приложения (при необходимости)

В зависимости от курса обучения структура работы несколько меняется (см. пункт 1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ). Так, в курсовой работе бакалавра 2-го курса основная часть обычно представляет обзор научных источников (в нескольких главах) по заявленной проблеме. Обычно в ней отсутствует описание организации и результатов самостоятельного эмпирического исследования.

Начиная с третьего курса обучения исследовательская работа студента приобретает более полную структуру. Кроме того, в зависимости от ориентации студента на научно-исследовательскую или практическую деятельность в сфере, предусмотренной ФГОС ВО соответствующего направления подготовки (см. прил. 2–3), исследовательская работа студента может иметь «научную» или «прикладную» доминанту. В психологических исследованиях «прикладная» доминанта предполагает для 3–4-х курсов обучения бакалавров использование и проверку эффективности известных программ и разработок коррекционного, развивающего и иного воздействия. Для прикладной магистратуры, например, по направлению подготовки 050400.68 (2010 г.) или 44.04.02 (2014 г.) «Психолого-педагогическое образование» в ходе исследовательской работы возможны разработки новых программ психологического воздействия или оригинального диагностического инструментария.

Титульный лист

Первым листомработы является титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с примерами, приведенными в прил. 5.

На титульном листе должны быть указаны:



Название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);

Название темы (посередине, в центре);

Фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), направление подготовки (с указанием кода), а для магистров – название магистерской программы;

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись научного руководителя;

Информация о допуске работы к защите с подписью заведующего
кафедрой;

Город, год написания работы (внизу, в центре).

Номер страницы на титульном листе не указывается.

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако, ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.



Пример оформления оглавления приведен в прил.6.

Введение

Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:

Краткое обоснование выбора темы;

Проблема исследования и его актуальность;

Теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;

Методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);

Эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);

Цель, объект, предмет и задачи исследования;

Гипотеза(ы) исследования;

Методы исследования и анализа данных;

Апробация (этот пункт может быть опущен).

Задача введения – сориентиро­вать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.

Разделы: Внеклассная работа

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.
  • Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

    Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

    Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

    В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

    В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

    Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

    В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

    Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

    Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

    Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

    Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .

    Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

    И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

    Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

    2. Процедура защиты.

    Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

    Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

    Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

    Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

    II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

    Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

    Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

    Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

    Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

    Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

    Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

    Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

    В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

    Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

    Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

    В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение . Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

    Например:

    Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .

    Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

    Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

    Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
    3. Ознакомление с методами исследования.
    4. Составление плана работы.
    5. Поиск противоречий.
    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
    7. Предзащита работы.
    8. Окончательное оформление и защита работы.

    Список литературы:

    1. Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
    2. Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
    3. Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1”
    4. Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991

    Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

    Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

    Для лучшего отражения логики научного исследования в научных работах используется рубрикация текста , т.е. подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Самой простой рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста).

    Абзацы предназначены для того, чтобы подчеркнуть мысли автора, а также чтобы их изложение носило более завершенный характер. Грамотная разбивка текста на абзацы помогает в процессе чтения и осмысления прочитанного.

    Очень часто главы Основной части разбиваются на несколько параграфов. Такое деление следует производить с учетом логических правил деления понятия. Эти правила заключаются в следующем:

    1. Перечислить все виды делимого понятия, т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию всех относящихся к ней параграфов.

    2. Избранный признак деления должен оставаться неизменным на протяжении всего деления, т.е. является недопустимой подмена одного признака деления другим, что может привести к неполному делению или/и к частичному совпадению содержания различных параграфов в одной главе.

    3. Члены деления должны по смыслу исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

    4. Непрерывность процесса деления, т.е. при делении следует переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

    Например:

    Какие еще требования предъявляются к заголовкам глав и параграфов? Они должны кратко и точно отражать содержание относящегося к ним текста, не сокращая, но и не расширяя объем смысловой информации, которая в них заключена. Не стоит использовать в заголовках узкоспециальные или местные термины, недопустимо включение в заголовок сокращений, аббревиатур, а также различных формул.

    Возможны следующие системы нумерации рубрик:

    Использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

    Использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

    В современных научной и технических текстах используется, в основном, чисто цифровая система нумерации, при которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

    Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).

    При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающийся в обработке, будет лежать без движения.

    При использовании целостного приема затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.

    Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.

    Язык и стиль письменной научной работы имеет свои характерные особенности, основывающиеся на выработанных годами традициях общения ученых.

    В основном, научное изложение состоит из рассуждений, целью которых служит доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

    Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, которые указывают на:

    Последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.),

    Противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

    Причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же),

    Переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть),

    Итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

    В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

    В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты, поэтому для их точного словесного выражения используется специальная терминология. Это дает возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

    Очень важно не смешивать различную терминологию в одном тексте, так как каждая наука имеют свою терминологическую систему. Также нельзя использовать вместо принятых в данной науке терминов профессиональные слова и выражения, распространенные в среде узких специалистов.

    В силу специфики научного познания, которое стремится установить научную истину, основной стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ часто используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Например, с помощью таких вводных слов факт можно представить:

    Как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно);

    Как предполагаемый (видимо, надо полагать);

    Как возможный (возможно, вероятно).

    Для соблюдения объективности изложения материала обязательно следует указывать источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. С этой целью в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

    Как правило, в научной работе изложение ведется от третьего лица («он», «она», «оно», «они»), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа («ты»). Относительно редко используются местоимения первого лица, причем, обычно автор выступает во множественном числе и употребляет «мы» вместо «я», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

    В то же время чрезмерное увлечение использованием в тексте местоимения «мы» также производит плохое впечатление, поэтому авторы научных работ стараются использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения. К таким конструкциям относятся:

    Неопределенно-личные предложения (например, «В начале формулируют цели экспертизы, а затем производят отбор и формирование группы экспертов»);

    Изложение от третьего лица (например, «автор полагает…»);

    Предложения с глаголами в страдательном залоге (например, «Разработана экономико-математическая модель…»).

    Одним из важнейших условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в письменной научной работе, является смысловая точность. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дав возможность двоякого толкования и придав всему тексту нежелательную тональность.

    Не следует злоупотреблять псевдонаучной терминологией и иностранными словами, особенно если Вы сами не знаете точного значения данных слов и выражений.

    Необходимым качеством научной речи является ее ясность , т.е. умение писать доступно и доходчиво.

    Следует избегать ненужного многословия. Необходимым и обязательным качеством грамотной научной речи, определяющим ее культуру, является краткость. Важно уметь избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Цель в данном случае можно сформулировать так: «как можно не только точнее, но и короче донести суть дела.

    Цитаты могут использоваться в тексте научной работы для подтверждения собственных доводов с помощью ссылки на авторитетный источник или для иллюстрации своей критики в адрес тех или иных положений, высказанных цитируемым автором.

    Текст цитаты может быть двух видов: прямым, когда текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением авторского написания, или непрямым, когда за счет пересказа мыслей других авторов своими словами удается добиться значительной экономии текста.

    В любом случае, необходимо в точности воспроизводить цитируемый текст, так как любое сокращение может исказить смысл, который был вложен автором приводимой выдержки, а также не забывайте указывать источник цитаты.

    Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации, такие как схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

    В зависимости от содержания таблицы бывают двух видов:

    1. Аналитические, которые являются результатом обработки и анализа показателей. Обычно после них делается обобщение в качестве нового знания (вывода).

    2. Неаналитические, в которые обычно помещают необработанные данные, служащие только для информации или констатации.

    Если в тексте содержится более одной таблицы, то все они должны быть пронумерованы арабскими цифрами (над верхним левым углом пишется «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы).

    Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей.

    При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

    Следует также помнить о необходимости указывать источники всех приводимых в таблицах данных.

    Очень часто для представления статистических данных, иллюстрирующих тот или иной вывод или закономерность, лучше использовать графики или диаграммы. К оформлению иллюстраций в научной работе предъявляются следующие требования:

    1. Иллюстрация должна быть встроена в текст и связана с ним, т.е. она должна органично дополнять сказанное.

    2. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию (за исключением того случая, когда во всем тексте имеется единственная иллюстрация).

    3. Ссылки на иллюстрации помещаются в тексте в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией. Ссылку можно оформить или в виде выражения, заключенного в круглые скобки, или с помощью специального оборота, например: «(рис.2)», или «Как видно из рис.2…», или «…как это видно на рис.2». Не следует оформлять ссылку как самостоятельную фразу.

    4. Каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и содержанию иллюстрации.

    К оформлению рукописи научной работы предъявляются следующие основные требования:

    1. Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм).

    2. Число знаков в строке – 60-65 (включая пробелы), число строк на полной странице – 28-30.

    3. Размеры полей: верхних – 20 мм, нижних – 20 мм, правых – 10мм, левых – 20-30 мм. Размер абзацного отступа 5 знаков (10 мм).


    Тема 9. Оформление отчета по НИР .

    Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

    • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
    • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
    • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

    Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели , которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

    • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
    • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
    • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
    • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
    • развить интерес к НИР.

    Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу. Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:

    • регулярно трудиться;
    • руководитель не должен полностью направлять все шаги учащегося;
    • не стесняться брать на себя инициативу;
    • понимать, что каждый имеет право на ошибку.

    Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

    Тема – это очень широкое понимание, которое может изменяться в ходе написания работы. Тему можно направить в любое удобное для учащегося русло, чтобы она выгодно подчеркивала его знания и понимания в выбранной работе.

    Задача – это более конкретное понятие, так как имеет четкую постановку, ее еще называют ДНК (что Дано, что Найти и каковы Критерии решения проблемы). Задачи бывают более сложные и полегче, руководитель самостоятельно выбирает учащемуся исходя из его навыков.

    Материал – это информация, которая предоставляется исключительно в электронном виде. Это может быть доказательство теоремы, различные графики, черновая работа отчета, результаты экспериментов и опытов. За годы обучения учащийся должен научиться предоставлять свои работы в том формате, который требуется.

    Выбор подходящей темы НИР

    Разработано два практических шага, которые помогут правильно подобрать тему для написания научного труда. Учащемуся может подобрать тему руководитель или же он тему выбирает самостоятельно в зависимости от своих знаний и предпочтений. Выбор можно сделать в пользу многих наук:

    • математика («Предельные цифры», «Плотные упаковки и периодичность», «Тригонометрия и комплексные числа», «Уравнения и системы», «Математика и музыка» и т. д.);
    • физика («Строение Галактики», «Влияние луны», «Космические мазеры», «Ионные слои космической системы», «Проблема выхода РБ в космос» ит. д.);
    • физика и химия («Общее физики, химии и развитие физхимиии», «Пределы Периодической системы», «Плотные упаковки, оболочки и ядра», «Энергии ионизации и диссоциации» и т. д.);
    • химия («Прошлое и будущее периодических систем», «Химия как основа биологии», «Понятие флогистона как электрона», «Химия и превращения сахара» и т. д.);
    • биология («Классы растений», «Загадки сна», «Анализ смертности», «Электрограммы различных органов», «Проект Вавилова-Лысенка» и т. д.);
    • биология и химия («Необходимость содержания калия в организме», «Роль радиозотопов в биологии», «Развитие зеленой революции», «Основные причины смертности» и т. д.);
    • человек общество государство («Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете», «СОС-комплекс», «Право правонарушения», «Права учащихся» и т. д.);
    • введение в экономику;
    • история.

    Структура НИР

    Вся научная работа должна оформляться в соответствии с установленными нормами, поэтому она должна быть представлена таким образом:

    • титульный лист (первая страница, заполненная по определенным правилам);
    • содержание (вторая страница, на ней указываются главы и параграфы с соответствующими им страницами);
    • введение (указывается проблема, а также ее актуальность и практическая значимость проблемы);
    • основная часть (необходимо полностью раскрыть суть научной работы);
    • вывод (лаконично сформулировать вывод материала);
    • заключение;
    • список используемой литературы;
    • приложения.

    Как написать научно-исследовательскую работу правильно

    Опытные специалисты разработали единые верный алгоритм, который поможет написать качественную научно-исследовательскую работу. Учащийся должен тщательно изучить данную разработку и придерживаться этих рекомендаций. Тогда он сможет без проблем осуществить задуманное:

    • необходимо собрать всю доступную информацию о данной проблематике;
    • провести тщательный анализ и обобщить полученные знания;
    • грамотно разработать план действий;
    • подобрать метод, для проведения исследования;
    • провести исследование;
    • тщательно обработать полученную информацию;
    • нужно письменно оформить материал в виде целостного текста;
    • сдача работы на рецензирование;
    • предоставление к защите;
    • защита работы.

    Научно-исследовательская работа (НИР) – как написать правильно обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру