Тематическое планирование на неделю «Мы-друзья зимующих птиц!» по программе «Открытие» Юдиной. Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «ОткрытиЯ Программа открытия под редакцией юдиной

Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С. С. Славин

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«О ТКРЫТИЯ »

Под редакцией Е.Г. Юдиной

Научный руководитель А.Г. Асмолов

Введение

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I.1. Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста I.2. Цели и задачи Программы

I.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы I.4. Планируемые образовательные результаты

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

II.1. Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке

II.2. Примерный режим дня

III.1. Работа в развивающей образовательной среде группы

III.1.1. Роль развивающей среды в развитии детей

III.1.2. Принципы создания развивающей образовательной среды в группе детского сада

III.1.3. Центры активности детей, их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста

Литературный центр (центр грамотности и письма) Центр «сюжетно-ролевой» игры Центр искусств Центр кулинарии Центр песка и воды

Центр науки и естествознания Центр строительства «Работающие» стенды в жизни детей

III. 2. Взаимодействие педагогов с детьми

III.2.1. Достижение целей развития, поставленных в Программе

Самостоятельность и инициативность Ответственность и самоконтроль Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка Коммуникативные навыки Умение работать в команде

Независимое и критическое мышление

III.2.2. Функции педагога при взаимодействии с детьми (от директивной модели взаимодействия педагогов с детьми к недирективной)

III.2.3. Правила поведения в группе

III.2.4. Как слушать детей и отвечать им III.3. Групповой сбор

III.3.1. Задачи Утреннего сбора

III.3.2. Задачи Вечернего сбора

III. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс

III.4.1. Общение с семьями по поводу детей

III.4.2. Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду

III.5. Работа с проектами

III.5.1. Проектно-тематическое обучение

III.5.2. Планирование при проектно-тематическом обучении III.5.3. Виды проектов. Выбор темы проекта

III.5.4. Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении

III.6. Планирование и оценка развития ребенка

III.6.1. Роль наблюдения в личностно-ориентированном образовании III.6.2. Разработка индивидуальной образовательной программы III.6.3. Наблюдение, оценивание и планирование

III.6.4. Основные методы сбора информации о ребёнке

Наблюдение Карта наблюдений Портфолио

III.6.5. Основные характеристики реальной оценки III.6.6. Конфиденциальность

III. 7. Организация игры в группе детского сада III.7.1. Что такое игра

III.7.2. В какие игры играют дети III.7.3. Насколько развита детская игра

III.7.4. В чем состоит педагогическая поддержка игры III.8. Работа в команде

III.8.1. Создание региональной команды

III.8. 2. Этапы создания команды в детском саду III.8.3. Функции и обязанности воспитателя в команде III.8.4. Функции и обязанности ассистента в команде

III.8.5. Функции специалистов в команде

III.8.6. Функции и обязанности младшего воспитателя в команде

Литература

Приложение.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ реализации основной общеобразовательной программы «ОткрытиЯ» в дошкольной образовательной организации

Светлой памяти Рины Борисовны Стеркиной

Введение

В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. Осознание важности развития и системного образования детей,

начиная от рождения до 6–7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. Работы современных ученых, как, например, ставшая повсеместно известной работа, поддержанная Нобелевским лауреатом по экономике Дж. Хекманом, на языке экономики свидетельствует о важности дошкольного образования с точки зрения жизненной перспективы человека.

Исследования, выполненные в русле классических теорий развития, таких,

как культурно-исторический подход Л.С. Выготского (особенно работы Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и многих других), теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже, гуманистические теории развития К.Роджерса, А.Маслоу, теория Э.Эриксона и многие другие, также свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира. При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказываетсякачество программ дошкольного образования.

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на

создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«ОткрытиЯ» возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье.

Это стремление наиболее полно отразилось в новом Стандарте дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.

Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе «ОткрытиЯ»,

ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка,

позитивное взаимодействие в системе «взрослые – дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, – основа данной примерной Программы.

Для авторов Программы «ОткрытиЯ» очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и

социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков,

традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ,

методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.

Трудно переоценить важность развивающего, личностно-

ориентированного подхода, который заявлен в Стандарте, как одна из основных ценностей. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» аккумулировала наиболее современные технологии личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как Программу, ориентированную на ребенка. В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада. Таким образом, в программе «ОткрытиЯ» мы можем говорить, по выражению А.Г.Асмолова, о личностно-порождающем

Необходимо иметь в виду, что примерная Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т.е. предлагает общие принципы и подходы

– «философию программы» – , задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи,

дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа. Рамочная программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.

Разумеется, программа «ОткрытиЯ» является не единственной,

ставящей развитие ребенка в центр образовательного процесса. Однако она задумана и разработана как одна из самых интересных для педагогов, детей и их родителей, системных и эффективных программ дошкольного образования, цель которых - развитие личности каждого ребенка дошкольного возраста. Гуманистическая ориентация Программы сочетается с хорошо разработанными образовательными технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера. Программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.

Программа «ОткрытиЯ», ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование,

опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры

и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями

и возможностями.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды,

роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного

образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни,

умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности. Педагогам необходимо пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей. Программа предлагает такие возможности для педагогического творчества в работе с детьми и их семьями в детском саду, а также в профессиональных сообществах, являясь, таким образом, примером «сетевого» профессионального взаимодействия. Сетевой характер Программы, принцип формирования команды единомышленников среди педагогов является одним из необходимых условий ее успешной работы.

Программа «ОткрытиЯ» обязана своим названием А.Г. Асмолову,

который не только поддержал авторов данной примерной программы в их стремлении познакомить российских дошкольных педагогов и управленцев с гуманистическими развивающими технологиями, но в свое время создал целый комплекс условий для возникновения развивающего вариативного дошкольного образования в России. Авторы не могут не отметить, что идеологически программа «ОткрытиЯ» безусловно связана с «Концепцией дошкольного воспитания», которая была подготовлена в 1989 году авторским коллективом под руководством В.А. Петровского.

Основные подходы и принципы программы «ОткрытиЯ» имеют общие корни с гуманистической философией программы дошкольного образования

«Сообщество», которая представляет собой российскую версию международной программы «Шаг за шагом». В то же время, программа опирается на многолетний опыт работы дошкольных образовательных

организаций множества регионов РФ. В частности, в тексте программы использованы материалы региональной программы «Югорский трамплин»,

по которой уже несколько лет работают детские сады Ханты-Мансийского автономного округа. Авторы выражают признательность начальнику Департамента образования ХМАО Л.Н. Ковешниковой, благодаря которой стал возможен проект по модернизации дошкольного образования в ХМАО.

Авторы программы «ОткрытиЯ» надеются, что она поможет детям, их семьям и педагогам детских садов вместе войти в удивительный мир личностно-ориентированного образования, получить замечательный опыт и испытать истинную радость от постижения мира маленьким ребенком.

«Прикладное программное обеспечение» - Системное программное обеспечение. Системное программное обеспечение (системная среда). Инструментарий программирования. Обеспечение. Разнообразие сред определяется составом программного обеспечения компьютера. Программное обеспечение. Инструментарий программирования (среда программирования). То же самое можно сделать и по отношению к компьютерным программам.

«Возможности программы» - Кроме всего прочего, имеется собственные средства для создания обложек CD. Классификация прикладных программ. Высокая скорость! PKWARE PKZIP v8.0-многофункциональная утилита для сжатия и распаковки файлов. Может показывать соответствующие значки приложений. Apple QuickTime Pro v6.5.2 Мультимедийный плеер производства компании Apple.

«Программное обеспечение компьютера 10 класс» - Операционная система. Подразделение. Инструментарий программирования. Интерактивный режим. Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). Системное ПО. Сервисные программы. Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется.

«Программное обеспечение 8 класс» - Системы программирования – системы для разработки программ на конкретном языке программирования. Системный диск. Программное обеспечение компьютера. Оперативная память. Дистрибутив. Установка и загрузка операционной системы. Программное обеспечение (ПО) –все многообразие программ, используемых на современном компьютере.

«Виды программного обеспечения» - Средства разработки презентаций. Системное ПО. Программы контроля. Автоматизация перевода документов. Графические редакторы. Мультимедийные программы. Векторная графика. Программы-просмотрщики. Архиваторы. Базовое системное ПО. Управление внешними устройствами. Операционная система. Загрузка операционной системы.

«ПО для компьютера» - Итог урока к изучению нового материала. Системное ПО- является основным ПО. Ответ. Как называется внешняя память компьютера? Закрепление изученного материала. Системное ПО. Назовите имя логического диска. Комплекс системных программ. Программное обеспечение делится на три класса: Прикладное ПО Общего назначения.

Николаева Татьяна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик", ХМАО-Югра, город Нефтеюганск

Николаева Т.В. Проектно-тематическое планирование образовательной деятельности по примерной ООП дошкольного образования "ОткрытиЯ"// Совушка. 2018. N2(12)..05.2019).

Заказ № 89572

Основные понятия:

«Модель трех вопросов» - способ разработки тематических проектов: «я знаю», «хочу узнать», «как узнать».

Системная паутинка - графическая модель, которая отражает содержание тематического проекта: «что должен познавать ребенок».

Конечные продукты (проекты) - результаты детской деятельности по завершению тематического проекта.

Проектно-тематическое и календарное планирование хранится в папке у воспитателей в течение 3 лет.

Цели и задачи проектно-тематического и календарного планирования

Цель планирования - обеспечение полноты реализации основной образовательной программы с учетом направленности групп, качественного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В связи с этим содержание проектно-тематического и календарного планирования должно соответствовать:

  • соответствующему уровню общего образования - дошкольное образование;
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формам и методам обучения (дифференцированного обучения, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методам контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствам обучения (необходимого оборудования, инструментов и материалов).

А также, быть направлено на решение следующих задач:

  • формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом, нравственном, интеллектуальном и физическом развитии;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры воспитанников;
  • взаимодействие между педагогами;
  • взаимодействие воспитателей с семьей.

Принципы проектно-тематического и календарного планирования

Обеспечение единства воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.

Интеграция образовательных областей.

Структура проектно-тематического планирования выглядит следующим образом:

  • Титульный лист
  • Перечень тем для проектов
  • Название изучаемых тем
  • «Модель трех вопросов»
  • Системная паутинка (Приложение А)
  • Планирование проектов в теме (Приложение Б)
  • Рефлексия ЗУН, достижений, отношений воспитанников.

В перечне изучаемых тем следует указать не менее 12 в год, учитывая региональный компонент, решение задач по нравственно-духовном воспитании, формирование представлений о здоровом образе жизни и основы безопасности.

В разработке тематических проектов указывается:

Изучаемая тема

Сроки реализации тематических проектов:

Цели развивающая и воспитательная.

Для формулировки развивающей цели используется модель образовательных результатов (развитие начальных ключевых компетентностей по программе «Открытия»).

Формулировка цели должна включать ключевое слово, определяющее действие (формировать, побуждать, совершенствовать, развивать и т. д.).

Воспитательную цель прописываем в следующих формулировках: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к чему или к кому, уважение… и т.д.

«Модель трех вопросов»:

Фиксируются высказывания детей, что знают, что хотят узнать и как узнать в рамках изучаемой темы.

Под высказыванием указывается имя ребенка.

В системной паутинке прописываются основные знания, которые дети хотят открыть для себя и те, которые могут предложить воспитатели в рамках изучаемой теме.

Планирование тематических проектов:

Планируются 1-2 проекта в младшей и средней группе, от 2 до 4 в старшей и подготовительной группе. Проекты должны быть разного вида: исследовательский, практико-ориентированный, информационно-ориентированный, творческий.

Конечные продукты определяют вид проекта.

Календарное планирование осуществляется ежедневно. Формы образовательной деятельности планируются в разных формах организации деятельности с детьми: самостоятельной, совместной и индивидуальной (приложение В).

В утреннем отрезке планируется:

  • игровая деятельность (ежедневно);
  • беседы с небольшой группой ребят и отдельными детьми (периодически);
  • рассматривание предметов и иллюстраций (периодически);
  • наблюдение в природе и явлений общественной жизни (периодически);
  • трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой, поручения в столовой, в уголке природы и т.д. (периодически);
  • разнообразная избирательная деятельность детей (ежедневно);
  • индивидуальная работа с детьми: воспитание культурно-гигиенических навыков; звуковая культура речи; закрепление имеющихся знаний, умений, навыков; работа с часто болеющими и одаренными детьми; коррекция поведения агрессивных, застенчивых, жадных детей (ежедневно);
  • работа с родителями (2-3 раза в неделю);

Планирование прогулки.

Прогулка состоит из нескольких частей.

Прогулка может включать в себя трудовую деятельность. Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

  • Поручения (индивидуальные и групповые);
  • Коллективный труд;
  • Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);
  • Труд на цветнике, газонах, огороде;
  • Ручной труд (в летний период).

Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры. Их выбор зависит от времени года, погоды, изучаемой темы, времени проведения прогулки (вечером или утром). Планируя подвижные игры, следует указывать их название.

На воздухе может осуществляться индивидуальная работа с некоторыми детьми. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка и развитие у него психических процессов. В плане нужно указывать вид деятельности и конкретного воспитанника, с которым индивидуально работает воспитатель.

На улице можно наблюдать живые и неживые объекты: птиц, насекомых, животных, солнце, снег, воду, песок, глину и т.д.

Наблюдать за явлениями окружающей действительности: трудом взрослых, транспортом, игрой других детей. В плане определяется тема и цель этого вида деятельности, а также указывается, с кем эти мероприятия проводятся.

На прогулке необходимо планировать самостоятельную деятельность детей. Для её организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.

Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с ФГОС ДО и представлена для прохождения общественного и экспертного обсуждения на официальном сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО).

Научный руководитель Программы - д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон .

Программа разработана под научной редакцией д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыковой И.А. Ответственные редакторы Программы - к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н. Боякова Е.В., Абдуллина Л.Э.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Тимофеева Л.Л., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений - педагогов, детей и их родителей.

Основные особенности программы «МИР ОТКРЫТИЙ»

  • «Мир открытий» - это отечественная программа , предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.
  • «Мир открытий» - современная программа , базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.
  • «Мир открытий» - развивающая программа , определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;
  • «Мир открытий» - здоровьесозидающая программа , направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.
  • «Мир открытий» - программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
  • «Мир открытий» - программа открытого типа , расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:

Младенческий и ранний возраст

Григорьева Г.Г., Груба Г.Г., Зворыгина Е.В. и др. Программно-методический комплект «Кроха».

Социально-коммуникативное развитие

Коломийченко Л.В. Программа «Дорогой света и добра» (социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).

Тимофеева Л.Л. Программа «Формирование культуры безопасности».

Познавательное развитие

Лыкова И.А. Программа «Умные пальчики» (конструирование).

Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Программа «Игралочка» (математическое развитие).

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» (экологическое образование).

Речевое развитие

Ушакова О.С. Программа «Развитие речи».

Художественно-эстетическое развитие

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).

Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Физическое развитие

Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др. «К здоровой семье через детский сад» (сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе. Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени. Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений - педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.

Миссия Программы - ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

  • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);
  • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

  • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

  • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании; Программа «Мир открытий»
  • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы - современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи реализации Программы

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую - системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды. Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.). В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель). Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.). Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно- образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно- ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности - уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России - от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий: Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
  • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
  • Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
03 мая 2015, возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в Стандарте , который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.

Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе «ОткрытиЯ» , ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослые – дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, – основа данной примерной Программы.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом - это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства. Ну а некоторые практические советы Вы найдете в замечательной книге «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти» (З. Некрасова, Н.Некрасова), скачать которую можно по ссылке