Бунин черный бархатный шмель. Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель

Принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни. В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель» , написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств. По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования - словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий» , вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название - «Последний шмель» - вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти . Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети - птицы, животные, насекомые - не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной» , поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля...

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам - «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый» .

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти. Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках. Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин - писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Разделы: Литература

Класс: 6

,
Заунывно гудящий певучей струной,
И как будто тоскуешь со мной?

,
,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Цели урока:

  1. Формирование навыков анализа поэтического текста (наблюдение над работой формальных элементов).
  2. Формирование речевых компетенций (устное высказывание, письменный анализ стихотворения).
  3. Развитие навыков выразительного чтения как первой ступени анализа.
  4. Развитие образного, ассоциативного мышления (составление слайд-фильма).
  5. Формирование эстетически развитого читателя.

Домашнее задание к уроку:

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения;
  • Подобрать иллюстрации к стихотворению.

Ход урока

1. По желанию один ученик выразительно читает стихотворение И.А Бунина «Последний шмель».

- Каким настроением пронизано стихотворение?

Грустным, задумчивым, спокойным.

- О чем это стихотворение?

О шмеле, о природе, о наступающей осени.

Получается, что мы все сказали о стихотворении в нескольких словах. Какое-то оно слишком простое, понятное. Или же у него есть секреты? Возникли ли у вас вопросы, когда вы читали стихотворение дома?

Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.

Что такое татарка?

В последней строфе как будто со шмелем разговаривает человек, но ведь шмель не может слышать и понимать человека.

Почему человек разговаривает со шмелем?

О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?

Итак, секреты у стихотворения все-таки есть. Попробуем их разгадать.

2. Разместите на доске иллюстрации и фотографии, которые вы подыскали дома.

(В основном, это фотографии шмеля, пейзажи лета и осени, изображение одинокого человека. Учитель умышленно добавляет фотографии зимних и весенних пейзажей).

- Есть ли на доске лишние иллюстрации? Отодвиньте их в сторону.

В сторону отодвигаются пейзажи зимы и весны.

- Почему вы убрали именно эти пейзажи?

Потому что о зиме и весне речь в стихотворении не идет.

Давайте представим, что мы снимаем фильм по этому стихотворению. Расставьте иллюстрации так, чтобы они соответствовали поэтическому сюжету. Сейчас мы будем работать с текстом стихотворение, с тем, о чем мы читаем в строках.

Появляется несколько очень красивых иллюстративных рядов.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни

Полетай, погуди

И в засохшей татарке

На подушечке красной усни

Не дано тебе знать человеческой думы

Что давно опустели поля

Золотого сухого шмеля!

3. Наши иллюстрации подтвердили мысли о теме и настроении стихотворения?

Да. Это стихотворение о природе, о шмеле, грустное, особенно к концу. Иллюстрации становятся менее яркими.

А помогли нам ответить на вопросы?

Нет. Мы только узнали, что такое татарка (это колючее растение с красным пушистым цветком).

4.Ответы на наши вопросы надо искать в самом стихотворении, но не только в его строчках, но и между ними, т.е. нам надо искать подтекст стихотворения. Именно подтекст поможет нам понять, о чем думал поэт И.А.Бунин в начале 20-го века и современны ли его мысли.

Как построено стихотворение?

Как звучит стихотворение? Какой у него ритм, размер, рифма?

Рассмотрим композицию: в ней три части, как меняется настроение стихотворения?

Какие художественные средства использует автор для создания образов?

Что вы можете сказать об особенностях предложений, почему именно такие знаки препинания стоят в конце каждого?

Меняется ли настроение лирического героя?

Формальные элементы

Примеры

Выводы

Фонетика

Звучание

Звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т]

Своим гудением шмель навевает тоску на лирического героя.

Строфика

З строчки длинные, последняя – короткая;

В последней короткой строчке – самое главное:

1. «тоскуешь со мной »

2. «усни »

3. «золотого сухого шмеля »

Придает неторопливость, передает размышление

Образ шмеля и человека

Стилистика

Эпитеты создают образ шмеля : «черный», «бархатный», «золотое»; свет уходящего лета : «ярки», «безмятежны», «жарки», «красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой».

Метафора : «на подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки.

В природе все красиво: и шмель, и колючая татарка. Шмель - драгоценное создание природы, он живой; пока лето, он еще жив, но он не знает, что скоро он умрет (уснет), а человек об этом знает.

Синтаксис

3 предложения. Каждая строфа – одно предложение.
1 предл. – вопросительное с обращением «черный бархатный шмель»

Человек спрашивает шмеля.

2 предл. – повествовательное

Человек знает судьбу шмеля, он понимает, что это неизбежность, закон природы.

3. предл. - восклицательное

Человек не отчаивается, ведь за зимой придет весна, и шмель может проснуться.

Шмель, лирический герой, окно, подоконник, татарка, человек (дума), поля, ветер, шмель

Образы даны в порядке размышления – все в природе живет (летом) и умирает, спит (осенью и зимой).

Природа, пейзаж, шмель

Настроение

Грустное, задумчивое, спокойное

Композиция

3 части (по строфам)

Смена настроения: тоска, безмятежность, восхищение величием человеческой думы

Лирический герой

В 1 строфе шмель нагоняет на Л.Г. тоску своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима.

Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна».

В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы »: нет ничего вечного/ все возродится снова – это два закона бытия .

Смена настроения: тоска – принятие настоящего – знание будущего (весной все оживет снова! Либо горечь от мысли, что и человек, как шмель, когда-то умрет). Это размышление философа о жизни.
Л.Г очень одиноко, он грустит.

5. Вернемся к нашим вопросам, сможем ли мы сейчас ответить на них? Попробуем!

- Почему человек разговаривает со шмелем, ведь шмель не может слышать и понимать человека?

Человеку одиноко, к нему в открытое окно залетает шмель и невольно становится собеседником. Человек-философ, он рассуждает о законах бытия: все смертны (и шмель, и человек) // в природе все возрождается (родятся новые шмели и люди) – это закон бытия, природы.

- О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?

О том, что после осени и зимы придет весна, человек знает этот закон, а шмель нет.

- Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.

Восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает, а горечь может быть оттого, что даже все самое красивое умрет.

6. Изменилось ли ваше мнение по поводу темы стихотворения?

Да, здесь не просто описание шмеля, это философское размышление о законах жизни.

- Откуда вы узнали о философских размышлениях лирического героя? Только ли из текста?

- Из текста и подтекста.

Вы убедились, что при чтении и понимании стихотворения необходимо не только видеть слова и строчки, но и то, что стоит за словами и между строчками. Это и есть подтекст , т.е. то, о чем автор не говорит открыто, и только умный, вдумчивый читатель может читать подтекст. Думаю, что сегодня вы стали именно такими читателями.

Интересно открывать подтекст стихотворения, угадывать глубокие мысли автора, разговаривать с ним, соглашаться или спорить?

Чтение произведений художественной литературы – это всегда диалог автора с читателем!

Что вы можете сказать о поэте И.А.Бунине?

Это поэт-философ.

Согласны ли вы, люди 21 века, с мыслями И.Бунина?

Да, надо принять эти законы жизни.

7. Попробуйте еще раз обратиться к вашим иллюстрациям. Возможно, вы внесете добавления?

Да. К третьей строфе можно добавить картины зимы и весны (это иллюстрации «человеческой думы», это подтекст стихотворения).

Черный бархатный шмель, золотое оплечье

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни

Полетай, погуди

И в засохшей татарке

На подушечке красной усни

Не дано тебе знать человеческой думы

Что давно опустели поля

И уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

8. Домашнее задание: напишите небольшое стихотворение-размышление «Бабочка проснулась» или прочитайте стихотворение А.Фета «Бабочка».

1. Данный урок был проведен в 6 классе с использованием SMART-доски, на которую заранее были выведены иллюстрации, принесенные учениками.

Использование коммуникационно-информационных технологий позволяет:

  • усилить воздействие стихотворного текста через зрительный ряд;
  • развивать образное мышление с помощью современных методов;
  • повышает интерес к работе над анализом стихотворения;
  • формировать не только предметные компетентности, но и межпредметные (информационные, аналитические, исследовательские)

2. Урок был построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой стороны, как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения», что продиктовано возрастными особенностями учащихся. Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.

3. Результаты урока:

  • встреча с новой философской проблемой;
  • принятие и осмысление этой проблемы;
  • работа с литературоведческой терминологией;
  • быстрое выучивание стихотворения наизусть (благодаря зрительному ряду);
  • письменное оформление своих мыслей (сочинение);
  • собственное творчество (стихотворение о бабочке);
  • самостоятельное знакомство со стихотворением А.Фета «Бабочка».

4. На вопрос о восклицательном знаке в конце стихотворения шестиклассники в основном склонны отвечать оптимистично. Поэтому их стихи получились с верой в красоту и жизнь, что очень радует!

Примеры стихов:

Вот бабочка. Она
Проснулась.
От солнышка горячего
Очнулась
И на снегу тихонько
Встрепенулась.
Взлетела на цветок и
Улыбнулась:
Ну, здравствуй, солнце,
Я – вернулась!
(Даша С.)

Хокку
В цветке сакуры
Заснувшая бабочка.
Как она хрупка…
(Саша Б.)

Читать стих «Последний шмель» Бунина Ивана Алексеевича невозможно без воспоминаний о первых осенних деньках, желтеющих деревьях, уже прохладном дожде. Опадающие листья метафорически ассоциируются с увяданием человеческого тела. Отчасти, осень - это маленькая смерть. Мысли о конце жизни посетили автора осенью 1916 года. Тогда он еще не подозревал о революции, которая, в какой-то степени, погубит ту Россию, которую он знал и любил. Сложно сказать, были ли у него предчувствия по этому поводу. Но его депрессивное настроение видно невооруженным глазом.

Текст стихотворения Бунина «Последний шмель» – словно поиск автором родной души, способной разделить с ним щемящую тоску по уходящему лету. И неважно, что это лишь насекомое. Даже оно способно чувствовать приближение пустоты. Конечно, шмель не догадывается о своей скорой гибели. Поэтому поэт относится к нему снисходительно. Терпеливо и трепетно обращается он к своему маленькому «другу». Конечно, судьба шмеля уже предрешена. И автора терзает томительное чувство жалости и бессилия перед суровой действительностью.

Стихотворение погружает в грустные размышления. Автор заставляет читателя задуматься о том, что однажды и он станет этим самым шмелем. В один прекрасный день каждый уснет вечным сном, забыв обо всех печалях и невзгодах, канув в лету. И это не может не вызывать печали и тоски. Произведение обязательно нужно учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Сочинение

И.А. Бунин - величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики - элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении «Последний шмель».

Стихотворение по жанру тяготеет к философской лирике. В стихотворении отражено ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Земная жизнь, жизнь природы и человека воспринимаются поэтом как часть того, что происходит в просторах вселенной.

В стихотворении «Последний шмель» изображен момент внутренней жизни человека, его переживания. Залетевший случайно в окно шмель вызывает в лирическом герое грустные мысли о бренности жизни.

Стихотворение простое по композиции и состоит их трех строф: две первые носят повествовательный характер, а последняя строфа - кульминация чувств и раздумий лирического героя.

В первой строфе поэт задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

Лирический герой находится в подавленном состоянии, «черный бархатный шмель» вызывает у него неприятие, оттого он, шмель, и гудит «заунывно певучей струной», и все, что есть у него заметного, так это «золотое оплечье», но на фоне траурного черного бархата и оно не радует.

Во второй строфе создается контраст между ярким подоконником и засохшей татаркой, в которой шмелю предстоит уснуть. «Безмятежны и жарки последние дни». Ведь им так же, как и шмелю неведомы их бренность:

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Третья строфа - итог тягостных мыслей лирического героя:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Шмелю не дано знать, что скоро «опустеют поля» и его «сдует в бурьян», от того безмятежно летает, а человек знает о своей бренности, но только ему не дано знать время своего ухода.