Основные признаки абсолютной королевской власти. Власть передается по наследству

Геральди́ческая ли́лия, также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах галлов и сасанидских тканях, на одеяниях индейцев и в японской геральдике. Символическое значение изображения не однозначно в разных культурах: оно почиталось, как знак чистоты (целомудрия), плодотворности и служило знаком отличия правящих монархов.

По французской легенде, король франков Хлодвиг I обратился в 496 году в христианство, после чего ангел дал ему золотую лилию как знак очищения. В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.

Самое первое сохранившееся цветное изображение герба Капетингов с лилиями — витраж Шартрского собора (baie 107c; ок. 1215—1216).

Лилия Капетингов

До первой половины XII века гербовая символика нигде в Европе не встречается. И до начала XIII века изображение золотых (жёлтых) лилий в лазоревом (синем, голубом) поле ещё не было символом французского королевского дома. Стараниями королевского советника Сугерия (служил 1108—1137), Бернарда Клервоского (1091—1153), короля Людовика VI и особенно Людовика VII, самого набожного из первых французских Капетингов (правителей Франции в 987—1328), культ Непорочной Девы нашёл своё место в символике французской монархии, которая стала использовать лилию Девы в идеологических целях намного чаще, чем любой другой христианский суверен.

Впоследствии королевский, геральдический щит с лилиями (écu aux fleurs de lis) впервые появляется в 1211 году на личной печати принца Луи, — будущего Людовика VIII (правил 1223—1226) и около 1215—1216 г. на витраже Шартрского собора (baie 107c) с изображением того же принца в полном боевом облачении.

Лилия Бурбонов

Изначально — символ Девы Марии, лилия к концу средних веков стала во Франции эмблемой королевской власти. Людовик VII использовал её на своём щите, унаследованном другими французскими королями из рода Бурбонов, многие из которых также именовались Людовиками (фр. Louis); так что стали поговаривать, что французское слово lys является сокращением от Louis.

В эпоху революционного террора ношение знака лилии могло привести на гильотину.

Как минимум, один корабль голлистских военно-морских сил назывался Fleur de Lys. Имя Флёр-де-Лис также использовал В. Гюго для одного из персонажей романа «Собор Парижской Богоматери».

Новая гипотеза ряда историков, искусствоведов и ботаников — что геральдической лилией, эмблемой французского королевского двора, является не лилия, а ирис.

Три лилии

Уже на миниатюре середины IX века трон государя Западно-Франкского королевства Карла II украшен тремя золотыми навершиями, похожими на усечённые геральдические лилии. На другом, несколько более позднем, его изображении по углам престола косо поднимаются две такие же лилии (третья, по центру, скорее всего, закрыта и не видна). На государе здесь — корона с тремя верхами, отдалённо напоминающими эти цветы. На миниатюре X века с Карлом I Великим на нём — корона конической формы с тремя такими же, как и на троне Карла II, навершиями. На печати конца X века короля франков Гуго Капета на последнем — корона с тремя зубцами в виде усечённых геральдических лилий. То же — на королевской печати его сына, Роберта II. На аверсе денье Буржа середины XII века — Людовик VII в трёхверхой короне из схематически изображённых лилий, на реверсе же — крест с чудесными трёхлепестковыми цветами на трёх его навершиях. Тогда же, в царствование Людовика VII, во французском языке появляется словосочетание fleur de lys («гербовая лилия»; букв. «цветок лилии»). В конце XII столетия эти золотистые цветы в светло-синем поле становятся французской королевской эмблемой. На витражах Шартрского собора начала XIII века они тоже показаны по три, и не один раз. В середине этого века, при Людовике IX, три их лепестка объяснялись как знак божественного покровительства, дарованного Франции. Наконец, при Карле V Валуа (1376 год) и цветов остаётся лишь три (что связывалось со св. Троицей), и лазоревое полотнище с тремя стилизованными жёлтыми лилиями становится флагом Франции.

Принимая во внимание фонетико-семантические характеристики арам. qrynwn «лилия», др.-греч. κρίνον «лилия» (λείριον — «белая лилия»), лат. crinon «(красная) лилия», нем. Grünlilie «зелёная лилия, хлорофитум)», рум. crin «лилия», русск. золотой корень «лесная лилия, саранка», ст.-слав. кринъ «лилия», якут. хорунь «лесная лилия, саранка» и англ. crown «корона», брет. kurunenn «корона», лат. corōna «венец», лит. karūna «венец, корона», нем. Krone «корона», нидерл. kroon «корона», фр. couronne «корона», можно полагать, что близкая фонетическая структура тех слов, которые передавали эти понятия, своеобразно объединяла их с третьим, непрямо передававшимся через них значением, а именно избранностью. Что касается утроения, то оно придавало словам или изображениям, связанным с подобными вещами, значение «божественно избранный, божьей милостью, избраннейший».

Некоролевские гербы

С конца XII века знак лилии выделяется как особая гербовая фигура и встречается довольно часто практически всюду в Западной Европе. Чаще лилии использовались только фигуры льва, орла и пара-тройка геометрических. Географические области, где знак лилии пользовался особой популярностью: Северные и Южные Нидерланды, Бретань, Пуату, Бавария и Тоскана.

Гербовая фигура

Знак лилии — часть символики испанских Бурбонов; множества дворянских гербов, например поляков Гоздава и русских Храповицких; Итонского колледжа и скаутского движения.

Из объяснения герба Храповицких свидетельства о значении, лилии придаваемом:

Она почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития, и похож цветок сей не только по внешнему своему виду, чистый и изрядный цвет; но и по внутреннему своему свойству, приятный запах, некоторую полезную силу имеет, того ради и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных.


Хроники длинноволосых королей Undefined Undefined

Здесь рассказывается о мире, в котором на опушках лесов и за пиршественными столами складывался великий эпос. Где это было? Когда это было? Как получилось, что вожди и короли, жившие в разные времена, сошлись на Каталаунских полях в знаменитой «Битве народов»? На страницах «Хроник длинноволосых королей» читатель встретит Аттилу, Теодориха и Брунгильду - славных героев предания о Нибелунгах. Он обнаружит чудовище квинотавра, породившее род Меровингов, у которых королевскую власть передавали только отпрыскам, хранившим нестриженными свои космы.…

Стальные короли Джон Робертс

Владыки земли и моря Джон Робертс

Мир, лишенный металлов, где достижения цивилизации граничат с самым жестоким варварством, мир луны, раненной Огненными Копьями, и безумных всадников-завоевателей на четырехрогих скакунах... Это Земля Бурь, созданная великолепной фантазией Джона Робертса, мир, где предстоит совершить восхождение от безвестности к вершинам славы и королевской власти пастуху-островитянину Гейлу.

Претендент на престол Ховард Вайнстайн

Опальный правитель одной из планет попадает вместе с юной дочерью на «Энтерпрайз». Он мечтает вернуть себе символ королевской власти – корону, которую он, спасаясь бегством от клингонов, спрятал на малоизученной, далекой планете. Смерть прерывает его миссию, и теперь дочь надеется с помощью команды капитана Кирка продолжить дело отца.

Слезы печали Виктория Холт

В романе раскрываются исторические события, происходящие в Англии во второй половине XVII века. Смерть Оливера Кромвеля и реставрация королевской власти. На королевском троне Карл II. Главная героиня романа возвращается из Франции, где она была в изгнании. Но Арабеллу ждут в Англии страшные испытания: борьба за наследство, незаконно захваченное родственниками, коварство и предательство возлюбленного, покушение на ее жизнь…

Дьявол Ее Величества. Осознание Валерия Аальская

Вряд ли можно сказать, что моя профессия оригинальна. Такие, как я, были всегда. Шуты, советники, секретари - те, на кого первой падет карающая длань разгневанной королевы… И те, для кого кроме этой самой длани и нет других наказаний. Нас нельзя уволить. Мы есть всегда. Мы приходим под разными личинами. Мы - Безликие. Наместники всемогущего Повелителя, которые сделают из королевской власти одну лишь фикцию… Я - слуга двух господ. Я - наместник повелителя самой Смерти. Я - жалкий, но доверенный служащий Королевы Иллиарэ. Я - один из многочисленных…

Утраченный трон Эд Гринвуд

С помощью двух магических Камней Жизни Банде Четырех удалось нарушить долгий сон короля Келграэля Сноусара, и теперь их ждут дальнейшие испытания. Необходимо отыскать недостающие Камни, чтобы образовать Дваериндим и возродить Павших Воинов. Только тогда можно будет вступить в решающий бой с коварным и жестоким врагом - Змеей в Тенях, которая пробудилась вместе с королем. Тем временем Келграэль Сноусар пытается прекратить распри между знатнейшими родами государства и противостоять бессчетному числу заговоров против королевской власти.…

Проклятый кровью Иви Берне

Михаил Фостин – князь Нью-Йорка. Его власть абсолютна, его власть неоспорима – и его сердце пусто. Боль, которую он испытывает, не оставляет ничего для партнёрши. Когда он обнаруживает, что Алия Адад не только его суженая, но и источник его страданий, это предопределяет его судьбу. Он должен привязать к себе женщину, которую ненавидит больше всего. Или умереть пытаясь это сделать. Алия Адад самая сильная в своём поколении и княгиня по праву. Она не подчиняется никому, и уж конечно, не своему первому возлюбленному Михаилу. Теперь он имеет наглость…

Слезы печали Филиппа Карр

В романе раскрываются исторические события, происходящие в Англии во второй половине XVII века. Смерть Оливера Кромвеля и реставрация королевской власти. На королевском троне Карл II. Главная героиня романа возвращается из Франции, где она была в изгнании. Но Арабеллу ждут в Англии страшные испытания: борьба за наследство, незаконно захваченное родственниками, коварство и предательство возлюбленного, покушение на ее жизнь…

Битва при Маг Туиред Undefined Undefined

«...Запечатленная в „Битве при Маг Туиред“ схватка Племен Богини Дану с фоморами имеет особое, исключительно важное значение. ...В узком смысле это конфликт между достойным и недостойным отправлением королевской власти, а в более широком – противопоставление космически организованного и хаотического состояния одного и того же мира, его природной стихии...» С.В.Шкунаев

Мстители Каррига Джон Браннер

В ежегодном состязании семь соперничающих родов подыскивают политического руководителя на следующий год. Состязание представляет собой воздушную дуэль между людьми на планерах и крылатым зверем, который зовется паррадайлом и считается священным, потому что символизирует качества королевской власти. Род победителя получает правительственную власть на следующий год и берет на себя управление вплоть до механизма взимания налогов. Теоретически в охоте на королевского паррадайла может участвовать каждый, при соблюдении известных формальностей.…

Распутный век Ги Бретон

Падение монархии, говоря словами социолога Андре Ривуара, имело сексуальные причины. Если бы Людовик XV не был распутником, а Людовик XVI - почти импотентом, революция могла бы никогда не совершиться. Оргии одного и целомудрие другого способствовали окончательному падению престижа королевской власти. Итак, французская революция, как и большинство великих событий истории, имела сексуальные корни… Женщины, при чьем содействии устанавливалась во Франции монархия (автор старался показать это в предыдущих томах серии), в конечном итоге стали причиной…

Островитянин Джон Робертс

Мир, лишенный металлов, где достижения цивилизации граничат с самым жестоким варварством, мир луны, раненной Огненными Копьями, и безумных всадников-завоевателей на четырехрогих скакунах... Это Земля Бурь, созданная великолепной фантазией Джона Робертса, мир, где предстоит совершить восхождение от безвестности к вершинам славы и королевской власти пастуху-островитянину Гейлу.

Отравленные земли Джон Робертс

Мир, лишенный металлов, где достижения цивилизации граничат с самым жестоким варварством, мир луны, раненной Огненными Копьями, и безумных всадников-завоевателей на четырехрогих скакунах... Это Земля Бурь, созданная великолепной фантазией Джона Робертса, мир, где предстоит совершить восхождение от безвестности к вершинам славы и королевской власти пастуху-островитянину Гейлу.

Абсолютна власт Дейвид Балдачи

„Младата жена стисна ножа за писма с две ръце и го вдигна над главата си. При вида на насоченото към сърцето му острие мъжът нададе пронизителен вик, който не остана нечут. Скрилият се зад двойното огледало старец замръзна на място. Вратата на спалнята се отвори е трясък и вътре връхлетяха двама мъжаги с ниско подстригани коси, добре изгладени костюми и револвери в ръце. Разнесоха се изстрели.“ Може ли абсолютната власт да бъде над закона? Ще се измъкне ли безнаказано президентът на САЩ? Ще се окаже ли най-могъщата институция в страната по-слаба…

Королевская битва Косюн Таками

Пустынный остров, сорок два школьника. Все вооружены. Задача - истребить друг друга. Домой вернется только один - последний выживший. А если через семьдесят два часа в живых останется больше одного участника игры, то умрут все. Это в Японии недалекого будущего игра такая. Веселая и добрая. Которую придумали, захватившие власть националисты, желающие возродить самурайский дух нации. Называется «Королевская битва». Роман японского писателя Косюна Таками кажется на первый взгляд очень жестоким. Как, собственно, и скандально известный одноименный…

Власть без славы. Книга 1 Фрэнк Харди

Роман «Власть без славы» - первое крупное произведение австралийского писателя Фрэнка Харди. В романе метко и правдиво автор изобразил важнейшие стороны общественной и политической жизни страны, ее политических деятелей, государственных чиновников, финансистов. Вскоре после выхода первого издания романа Фрэнк Харди был арестован и брошен в тюрьму по обвинению в клевете. В первую книгу вошли две части: «Дорога к власти» (1890–1907) и «Злоупотребление властью» (1915–1931).

Власть без славы. Книга 2 Фрэнк Харди

Роман «Власть без славы» - первое крупное произведение австралийского писателя Фрэнка Харди. В романе метко и правдиво автор изобразил важнейшие стороны общественной и политической жизни страны, ее политических деятелей, государственных чиновников, финансистов. Вскоре после выхода первого издания романа Фрэнк Харди был арестован и брошен в тюрьму по обвинению в клевете. Во вторую книгу вошли две части: продолжение «Злоупотребление властью (1915–1931)» и «Власть на ущербе (1935–1950)».

Королевская дорога Андре Мальро

Разыскивать в джунглях Камбоджи старинные храмы, дабы извлечь хранящиеся там ценности? Этим и заняты герои романа «Королевская дорога», отражающего жизненный опыт Мольро, осужденного в 1923 г. за ограбление кхмерского храма. Роман вновь написан на основе достоверных впечатлений и может быть прочитан как отчет об экзотической экспедиции охотников за сокровищами. Однако в романе все настолько же конкретно, сколь и абстрактно, абсолютно. Начиная с задачи этого мероприятия: более чем конкретное желание добыть деньги любой ценой расширяется до…

Символика НДП. Куда смотрит наш сокол? krylov wrote in March 27th, 2012

Итак, мы, после долгих трудов, отрисовали эмблему партии. Вот она:

Возможны эксперименты с формой щита (может быть, немного заострим его вниз и сделаем каплевидным), но в целом всё будет именно так.

Теперь отвечаю на некоторые вопросы, которые возникли у соратников.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Почему голова сокола смотрит влево? Надо вправо!

ОТВЕТ. Он и смотрит вправо.

Значки и эмблемы у серьёзных организаций должны соответствовать правилам европейской геральдики. Согласно этим правилам, стороны герба, знака и эмблемы определяются со стороны того, кто её несёт, а не того, кто на неё смотрит извне.

Вот как определяются стороны щита:

Итак, E – это именно что ПРАВЫЙ верхний угол. Сокол, таким образом, летит из центра щита вправо и вверх.

Это направление в геральдике связано с будущим, с наступлением и с победой. Направление же налево (с точки зрения смотрящего извне – «направо») связывается с прошлым, с трусостью и бегством.

Поэтому абсолютно все традиционные европейские гербы, знаки и эмблемы с изображением птиц развёрнуты строго в одну сторону. Смотрите сами:

Герб Польши

Герб Германии

Герб Соединённых Штатов Америки

Любой разворот птицы в другую сторону воспринимается как ошибка и нуждается в объяснении.

Вот, к примеру, изображение на флаге Шаховского района Московской области.

Птица, хоть и смотрит геральдически направо, но развёрнута в другую сторону. В объяснении символики это объясняется особо:

Колпица обращена не в геральдическую сторону - этот геральдический приём говорит о том, что земля Шаховская имеет древние корни - птица пришла из прошлого. Поворот головы колпицы вверх и в правильную геральдическую сторону аллегорически показывает устремлённость птицы в будущее.

Это о птице. Теперь о щите.

Выемка в щите (для копья) всегда предназначается для правой руки. Если она будет слева (с точки зрения смотрящего извне – «справа»), это означает, что мы левши или имеем левые симпатии. Учитывая красный цвет сокола (о нём напишу отдельно), это может быть воспринято как намёк на одобрение нами коммунистической идеологии, что для националистов и демократов вдвойне неприемлемо.

Но, скажут мне, может быть, наплевать на традиционную европейскую символику – ведь Европа нам не указ, мы скифы и азиаты?

Во-первых, вся символика Российской Империи была, разумеется, европейской и выдержана в традиционном геральдическом стиле. Уже поэтому стоило бы проявить уважение к нашим собственным традициям.

Во-вторых, европейцы и американцы, особенно из политической среды, все эти вещи прекрасно читают. Так что не стоит удивляться, если они будут воспринимать нас как идиотов, не знающих базовых вещей и относиться соответственно.

В-третьих, мы партия европейской ориентации, мы считаем русских европейцами, а Россию – европейской страной, оккупированной азиатами (у которых, кстати, как раз левая сторона считается более почётной, как, например, у китайцев и корейцев). Если мы были бы евразийцами и дугинистами, то, конечно, стоило бы развернуть сокола налево, заодно нарисовав на нём пару иероглифов. Но мы ведь этого не хотим, не так ли?

И самое главное – даже если не принимать во внимание всех этих моментов, знак, развёрнутый направо, будет крайне сомнительно смотреться на знамёнах, значках, нашивках и так далее.

Давайте убедимся в этом сами.

Сначала знамёна. Думаю, всем понятно, что знамя должно развеваться, а развевается оно, когда люди со знаменем идут вперёд. Так вот, символы на знамени должны указывать на направление движения, а не против направления движения.

Напоминаю, что знамя всегда и на всех документах рисуют с древком слева.

Итак, смотрим, что получается. Для простоты я буду рисовать на знамени только сокола.

А теперь в другую сторону:

Ну и значок на лацкане.

Напоминаю – значки политического свойства носят на левом лацкане.

Правильное положение. Сокол смотрит и указывает на лицо того, кто носит значок. Символ искренности: "мои идеи (в голове) исходят из серца (слева на груди)".

А вот наоборот:

Неправильное положение. Сокол смотрит ЗА ЛЕВОЕ ПЛЕЧО носителя значка . Левое плечо – это место, где, по традиционным представлениям, сидит бес (или товарищ майор:) – который, получается, и является вдохновителем наших начинаний? Не нужно нам никаких советчиков из-за левого плеча.

Так что направление движения сокола безальтернативно.

В следующем сообщении я напишу о красном цвете, который тоже некоторых смущает.


ГЕРБ ФРАНЦИИ: история создания и становления

Известно, что в конце V века на белом знамени основателя франкского государства Хлодвига были изображены три жабы.

В 496 году Хлодвиг принял христианство и сменил белое полотнище на синее - символ святого Мартина, считавшегося покровителем Франции. Епископ Тура Мартин, живший в IV веке и впоследствии объявленный святым, согласно легенде, повстречав однажды на дороге оборванного нищего, отсек мечом и отдал ему половину своего синего плаща. Длительное время франки имели знамя в виде синей хоругви, укрепленной красным шнуром на кресте. В 800 году Карл Великий провозгласил Франкскую империю. Его знаменем стало треххвостое красное полотнище с изображением шести сине-красно-желтых роз. Однако возникшее в 843 году после распада империи Французское королевство вернулось к прежнему синему флагу. В первой четверти XII века при короле Людовике VI Толстом (по другим сведениям это произошло несколько позже, при короле Людовике VII или Филиппе II) на синем флаге появилось множество золотых геральдических лилий, и он стал официально именоваться "Знаменем Франции”. Щит с таким изображением на лазоревом поле и стал в начале XIII века первым французским гербом .

Геральдическая лилия - это стилизованное изображение цветка желтого ириса, что символизировало в средние века Пресвятую Деву. Лилии еще с Х века считались эмблемой королевской династии Капетингов, правившей во Франции до 1328 года. В конце XIV века при Карле V или Карле VI (из династии Валуа) на синем флаге осталось только три лилии, что, вероятнее всего, было связано с догматом о троичности христианского божества - Троицей.

На первом этапе Столетней войны французы потерпели несколько сокрушительных поражений от Англии. В битве при Пуатье в 1356 году был уничтожен сражавшийся под синим флагом цвет французского рыцарства и захвачен в плен король Иоанн Добрый. В битве при Азенкуре в 1415 году французское войско вновь было разгромлено, после чего значительная часть территории Франции оказалась захваченной англичанами. В дальнейшем под предводительством крестьянской девушки Жанны д"Арк французы добились перелома в войне. Знаменем патриотов стало белое полотнище с традиционными лилиями, на одной стороне которого изображался французский герб , а на другой - Бог и два ангела, надписи "Иисус Христос” и "Мария”.

Сторонники Жанны д"Арк широко использовали белые шарфы, повязки, перья, вымпелы, как свои отличительные знаки. Белый цвет говорил о святости и чистоте и был символом Пресвятой Девы. В ходе освободительной борьбы этот цвет приобрел значение символа национальной независимости. Впрочем, после освобождения Франции от иноземцев флагом французских королей снова стало синее полотнище с тремя золотыми лилиями. Но когда в 1498 году к власти пришла новая Орлеанская династия королей, для которой белый цвет считался фамильным, он приобрел значение национального. В 1589 году на престол вступили Бурбоны. При основателе династии Генрихе Наваррском во французском гербе рядом с традиционным синим щитом с лилиями появился красный наваррский щит с цепью. Оба щита, помещенные на одной мантии, увенчивал рыцарский шлем с короной, и все это окружали гербы двенадцати крупнейших французских провинций: Пикардии, Нормандии, Бретани, Лионне, Иль-де-Франс, Орлеане, Гиени, Лангедока, Прованса, Дофине, Бургундии, и Шампани. Постепенно Нижняя Наварра превратилась в заурядную французскую провинцию, и в гербе Франции остался лишь коронованный щит с лилиями. Его окружали цепи орденов Святого Духа и Святого Михаила и поддерживали два ангела. Иногда герб сопровождал девиз: "С нами Святой Дени!” фамильным гербом Бурбонов был синий щит с лилиями, поделенный красной диагональю. Вместе с тем Бурбоны узаконили прежний белый флаг в качестве государственного. В центре флага помещался тогда герб без девиза и мантии, а полотнище усеивали золотые лилии.


Королевский Герб Королевства Франции, при Филиппе V (1305-1328г.г.)

Королевский Герб Франции в 1376-1515г.г.

Королевский Герб Франции в 1515-1589г.г.

Королевский Герб Королевства Франции (стал гербом Франции при Генрихе IV Наваррском) 1589-1789г.г.

Великая французская революция смела монархическую символику. В июльские дни 1789 года восставшие парижане нашивали кокарды, соответствующие расцветке городского парижского знамени. Некоторое время монархия еще сохранялась, и к сине-красному знамени Парижа прибавилась белая монархическая лента. На знаменах революционной национальной гвардии сочетались с тех пор три цвета, положившие начало современному французскому триколеру: в расположенных по углам полотнища синих и красных прямоугольниках изображались парусные кораблики герба Парижа, принятого в 1385 году, а также новая республиканская эмблема древне-римского происхождения - "ликторский пучок” (так называют топор а связке прутьев, который был символом власти должностных лиц в Древнем Риме).

Однако государственным гербом Франции стал золотой орел с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окруженного цепью учрежденного в 1802 году ордена Почетного легиона. Диск помещался на фоне скрещенных скипетров и усеянной пчелами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной.

После реставрации бурбонской монархии в 1814 году были восстановлены дореволюционные королевский флаг и герб. Этот герб немного отличался от старого: щит стал овальным,были убраны щитодержатели.

И вновь королевскую символику смела революция 1830 года. Она проходила под республиканским трехцветным флагом, который снова стал официальным. Тем не менее монархия во Франции сохранилась, лишь Бурбонов сменила родственная им Орлеанская династия. Поэтому и новым государственным гербом стал фамильный герб Орлеанов . Впрочем, уже через год он был заменен синим щитом с текстом конституции 1830 года.

В 1832 году в Париже и спустя два года в Лионе вспыхнули республиканские восстания. Они проходили под красными знаменами. Красные знамена поднял народ и в революции 1848 года. Эмблемой республики 1848- 1852 года стал популярный в народе образ - галльский петух, резная фигурка которого украшала древко официальных флагов с 1830 года.

После восстановления монархии на троне оказался Наполеон II, и это привело к возвращению подзабытого уже наполеоновского герба . Единственное отличие заключалось в том, что орел изображался уже не на диске, а на щите. Такой герб продержался до очередного падения монархии.

В 1871 году была провозглашена Парижская коммуна. Два месяца над столицей Франции развевалось красное знамя. После падения Коммуны эти флаги вновь заменили на трехцветные. В семидесятые годы появилась и новая эмблема Французской Республики : золотые буквы ее названия на синем овале, окруженном лавровым венком, орденом Почетного легиона, двумя национальными флагами, дикторским пучком и ветвями оливы и дуба. В двадцатые годы 20-го столетия эмблема была видоизменена. Вместо овала принят щит цветов французского флага, на котором помещались те же буквы, дикторский пучок, ветви оливы и дуба.

В годы второй мировой войны Францию оккупировала фашистская Германия. В южной части страны образовалось марионеточное французское государство маршала А. Ф. Петена со столицей в городе Виши. Своей эмблемой ставленник Гитлера избрал топор с двумя лезвиями, ручкой которого служил маршальский жезл. Флаг оставался прежним. Чтобы отличаться от "ви-шистов”, французские патриоты, объединившиеся в движение "Свободная Франция” (с 1942 года-"Сражающаяся Франция") во главе с генералом де Голлем, помещали в центре трехцветного флага красный лотарингский крест. Помещенный на щите цветов французского флага, он являлся эмблемой "Свободной Франции”. После освобождения Франции три-колор вновь стал государственным и национальным флагом, а в 1953 году официально утверждена видоизмененная эмблема образца 1929 года.





Известно, что современная Франция не имеет собственного государственного герба , как такового. Такое обстоятельство, конечно, не означает, что у одной из самых крупных европейских держав нет суверенитета. Если спросить у француза о национальном символе, то он, немного подумав, вспомнит о Марианне, символическом женском образе, олицетворяющем Францию. Подобное изображение впервые появилось в годы Великой французской революции, а сегодня часто используется вместо гербовой печати на различных официальных документах.Но все-таки Марианну правильней называть национальным символом, а не гербом . От геральдического герба французы гордо отрекались всякий раз, когда в стране уничтожалось монархическое правление и устанавливалась республика. Смена политического строя в истории Франции происходила не однажды, поэтому нетрудно понять, почему чтущий революционные традиции и республиканские свободы народ сегодня не изъявляет желания принять официальный государственный герб . Однако было бы ошибкой думать, что французская геральдика осталась только достоянием прошлого.

Нынешний герб Франции стал символом Франции после 1953 года, хотя и не имеет никого правового статуса в качестве официального герба.

Эмблема состоит из:
- пельты с головой льва и монограммой «RF», означающей Republique Francaise (Французская республика);
- ветки оливы, символизирующей мир;
- дубовой ветви, символизирующей мудрость;
- фасции, являющейся символом правосудия.

Карл II (1630-1685) на троне

Оливер Кромвель, лорд-протектор Британии с 1б53 по 1658 год, казнивший короля Карла I, сыграл не самую благовидную роль в истории своей страны. Он не только подорвал основы абсолютной монархии, но и из ненависти к монархам уничтожил все наиболее ценные исторические символы королевской власти: короны, скипетр, державу, троны, мантии. Часть их переплавили в монеты, часть растащили. И сегодня в музеях Лондона, в том числе в Тауэре, хранятся королевские ценности, которые были созданы уже после 1660 года.

Регалии — знаки королевской, императорской или царской власти — известны с глубокой древности и в развитых государствах примерно одинаковы: это корона, держава, скипетр, мантия, меч или шпага, трон. И если внимательно приглядеться к традиционным парадным изображениям английских королей, то они восседают на троне, на голове корона, в руках держава и скипетр. Можно назвать и другие атрибуты и символы королевской власти, не столь заметные, например щит, рыцарские доспехи.

Самый главный символ королевской власти — корона. Ее принято изготавливать из золота и украшать драгоценными камнями. Как считают исследователи, прообразом для короны послужил римский венец. Именно коронация с давних лет считалась законной, традиционной и наследственной процедурой принятия монархом власти и ее атрибутов.

Коронация означала также, что новый монарх допускается к продолжению иерархической наследственной цепочки прежних властителей. Кроме того, коронация — это еще очень важная для народа религиозная церемония, во время которой осуществляется таинство миропомазания на царство. Таким образом, весь ритуал коронации носит особый смысл благословления Богом на царство.

Первая корона Англии — корона святого Эдуарда — не сохранилась, она оказалась жертвой того самого процесса уничтожения всех атрибутов королевской власти, предпринятого Кромвелем. Корона, которую можно увидеть в Тауэре,- копия уничтоженной короны святого Эдуарда. Она была создана для коронации короля Карла II в 1661 году. Эта корона украшена бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами и считается самой ценной в мире. Среди драгоценных камней, украшающих ее, особо следует назвать сапфир Стюартов, рубин Черный принц.

Императорская государственная корона, которую нынешняя правящая королева Елизавета II надевает во время открытия заседания Парламента Великобритании или по случаю других государственных торжеств, была выполнена по заказу королевы Виктории в 1837 году. Сама королева Виктория надела эту корону во время коронации 28 января 1838 года.

Среди других королевских регалий следует назвать державу и скипетр — они также символы королевской власти, знаки монаршего достоинства. Держава своей круглой формой восходит к земному шару. Ее держали в левой руке, а скипетр — в правой. Скипетр был атрибутом богов Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), он входил в число знаков достоинства греческих и римских правителей.

Королевский скипетр Великобритании украшен самым крупным в мире бриллиантом Звезда Африки, вес которого составляет 530 каратов и который является самой большой

Церемониальные государственные палицы частью всемирно известного алмаза Куллинан.

Из коллекции королей Великобритании следует выделить также Большую государственную шпагу, которая была сделана в конце XVII века. Ее ножны украшены бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Только при наличии всех регалий король обладает полной верховной властью: он лучший из лучших, он главный военный предводитель, его слова — закон для всех верноподданных.

Еще одна корона, созданная для коронации в 1937 году Елизаветы, жены короля Георга VI, украшена бриллиантом Кохинор, что означает «гора света». Это самая знаменитая драгоценность Англии.

Бриллиант Кохинор «родился» в Индии свыше 300 лет назад. Существует поверье, что бриллиант Кохинор приносит несчастье мужчинам, которые им владеют. Он никогда не продавался за деньги, а насильственным путем переходил от одного правителя к другому. Наконец в 1849 году его в кованом ларце, который был уложен в специальный сундук, со стражниками морем из Пенджаба (штат Индии) отправили в Лондон. И в 1850 году его преподнесли королеве Виктории. В 1851 году бесценный бриллиант выставили для обозрения на Всемирной выставке в Лондоне, и 6 миллионов посетителей смогли увидеть его. А в 1937 году он был инкрустирован в центр креста королевской короны.

В 1947 году Индия, бывшая колония Британской империи, стала независимой. И руководители этой страны предъявили имущественные претензии Великобритании. В частности, они потребовали, чтобы им был возвращен бриллиант Кохинор, который считался национальным достоянием. Тогда этот вопрос не решился, но в 1953 году он снова встал на повестку дня. И снова британское общество решительно отвергло все претензии. Британцы дали понять индусам, что возвращать драгоценный камень не собираются.

В настоящее время коронация королей происходит только в Великобритании. Нынешняя правящая королева Великобритании Елизавета II — единственный коронованный по всем правилам монарх. Во всех остальных странах Европы коронация заменена на инаугурацию, или интронизацию, без миропомазания и возложения короны.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. За три недели до церемонии Елизавета, чтобы чувствовать себя уверенно в новом королевском одеянии, стала носить Императорскую государственную корону постоянно. Она не снимала ее даже во время завтрака.

Для менее торжественных мероприятий у Елизаветы имеются еще запасные короны, диадема, но они не столь величественны. Запасная корона украшена 2783 бриллиантами, в ней 273 жемчужины, 16 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов.

Говорят, что без короны в Елизавете II нет ничего королевского. И если кому-либо довелось бы встретить ее на улице Лондона или в метро в традиционном партикулярном платье, то он не признал бы в ней королеву Великобритании.