Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях. Применение светодиодов для освещения школ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ

ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные лампы.

На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.

В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе светодиодов и осветительных приборов на их основе, необходимо обеспечить гигиенические нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в детских оздоровительных организациях.

Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3 - 5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное обращение с отработанными лампами. Разрушенная или поврежденная колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление.

В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или парообразном состоянии), а в виде амальгамы - химического раствора ртути в другом металле, т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 °C и выше пары ртути высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении целостности стеклянной колбы.

Кроме того, в продаже доступны КЛЛ выполненные в силиконовом контуре поверх лампы. Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении, ограничивает распространение ртути.

Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.

Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше, чем у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН при участии сотрудников ГП "Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН" и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.

При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения.

Школьные светодиодные светильники от производителя с гарантией до 6 лет.

1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.

2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.

3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.

4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 °K. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы.

Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками пространства.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

Какие требования предъявляются к светодиодным и люминесцентным лампам (светильникам), используемым для организации освещения в общественных помещениях.

Наиболее полный ответ содержится в письме Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные лампы.
На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее -КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук. В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в детских оздоровительных организациях.

Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.

В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или парообразном состоянии), а в виде амальгамы - химического раствора ртути в другом металле, т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 Си выше пары ртути высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении целостности стеклянной колбы.
Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы. Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении, ограничивает распространение ртути.

Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.
Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.
В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий. При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения.

  1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп иизмеряется транспортиром и угольником. 2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.
  2. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.
  3. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000°К. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы. Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками пространства.
  4. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт. Мощность смонтированных светодиодов указывается в маркировке лампы, расположенной на цоколе или на упаковке.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований, предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.

Руководитель Г.Г. Онищенко

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.3.1186-03

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

2.4.1. Естественное освещение

2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать:

    снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;

    душевые и уборные персонала;

    кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);

    радиоузлы;

    кинофотолаборатории;

    книгохранилища;

    бойлерные, насосные водопровода и канализации;

    камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;

    узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;

    помещения для хранения дезсредств.

Светильники для образовательных кабинетов

Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.


Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.



Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.



Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый


2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).

Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).

2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.

2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.

2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.

2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.

2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.

Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений


Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.


Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.


Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.


2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.

2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.

Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).

2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).

2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.

2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.

2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.

2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.

2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.

Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.

У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.