Развитие детей. Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему III

возможно немножко не в тему, кто знает имя врача, который перед каждой своей операцией слушал симфонию Чайковского, какую и получил лучший ответ

Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
Известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
==
Юдин Сергей Сергеевич
(1891, Москва - 1954, там же) , хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии) , академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К. С. Станиславским, О. О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе) , с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни - главный хирург Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.
Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В. Н. Шамовым). Среди учеников Юдина - известные хирурги Д. А. Арапов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов.
Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет» .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М. П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н. В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), - мемориальная доска с барельефом Юдина работы М. П. Оленина.
===
Практически все российские хирурги 40-50 гг. считали себя его учениками и стремились копировать его образ жизни. Непродолжительный отдых он всегда посвящал литературе, искусству, музыке, был страстным охотником. Юдин часто напевал один в кабинете. Особенно любил шестую симфонию Чайковского. Каждый такт переживал и представлял инструментовку. По вечерам его часто можно было встретить на спектаклях оперного и драматического театров.
В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии.

Ответ от ДИОР [гуру]
В первый раз слышу об этой сентиментальности, одно знаю до операции всё как-то музЫка о деньгах звучит...

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматри-вает горло? (А-а-а...) Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа...) Кто внимательный?

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А\ — кричали гласные буквы.— Да здрав-ствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? — шипели шипящие.— Букву, с кото-рой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки...
— Все правильно,— молча думали согласные буквы,— ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая Л, а не Я?!
— А потому,—сказала молчавшая до сих пор А,— что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? — не унималась Я.
— Агу,— сказала Л.—И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! — сказал твердый знак.
(Г. Юдин)

Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).
3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, со-сулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).
5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка); с двумя [а] (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя {а] (балалайка).
Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:
— Как тебя зовут?
— Андрей (или Аня).
— А фамилия?
— Азбукин.
— Откуда ты приехал?
— Из Астрахани.
— А что там растет?
— Арбузы.
— А еще что?
— Абрикосы.
— Какие птицы там водятся?
— Аисты.
— А на чем ты поедешь обратно?
— На автобусе.
— Какой подарок привезешь маме и папе?
— Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури... (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все... (алфавит).

Сочиним сказку.
Зайка
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Два колодца. На доске — изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.
Превращение слов — волшебная цепочка. 1. Первое слово долж-но начинаться с буквы а, а последнее ею заканчиваться. (Астра — амбар — рак — кует — трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба — барабан — банка — катер — термос — мостик — тик-так — такса — сажа — жаба.)

Веселые буквы
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла...
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки — рыбаки.)

Шторм.

Помогите поставить слова на свое место.
Разыгралась буря.
Волны обрушились на палубу корабля.
Все перепуталось, книги рассыпались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
... выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
... пропал у пони.
... вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
... уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

Буква А, Занимательное азбуковедение.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

АЗБУКА
Пусть начинается
с АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С А начинается!
(В. Заход ер)

Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
(В. Степанов)

А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
(Г. Виеру)

Буква на дороге
А - автобус.
Четко,
Кратко.
Здесь - и выход,
И посадка.
(А. Шибаев)

Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Кто внимательный?

1. Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах: арбуз, барабан, аист, аквариум, астра.

2. Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

Все правильно,- молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я.

Агу,- сказала А. - И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! - сказал твердый знак. (Г. Юдин)

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима? горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).

4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).

5. Подберите слова: с одним звуком (а) (арбуз, сад, кошка); с двумя (а) (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя (а) (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука (а), например:

Как тебя зовут?

Андрей (или Аня).

А фамилия?

Азбукин.

Откуда ты приехал?

Из Астрахани.

А что там растет?

А еще что?

Абрикосы.

Какие птицы там водятся?

Л на чем ты поедешь обратно?

На автобусе.

Какой подарок привезешь маме и папе?

Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? … (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит).

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином.
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль.
Побежит … (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … (алфавит).

Сочиним сказку.

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Буква

Буква потерялась, […]кула, […]кв[…]риум, […]стр[…], […]ист,

б[…]р[…]б[…]н, ст[…]к[…]н, н[…]гр[…]д[…]. ст[…]рт.

Слово рассыпалось. АРСТА (астра); АЗУБР (арбуз); ААРМ (рама); ААММ (мама).

Два колодца.

На доске - изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.

Превращение слов - волшебная цепочка.

1. Первое слово должно начинаться с буквы а, а последнее нею заканчиваться. (Астра - амбар - рак - кует - трава.)

2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба - барабан - банка - катер - термос - мостик - тик-так - такса - сажа - жаба.)

Веселые буквы

Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла…
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки - рыбаки.)

Шторм .

Помогите поставить слова на свое место. Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
… вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
… уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Кроссворды

Подберите слова, начинающиеся с буквы а, но сначала разгадайте несколько загадок. (Помните - все они начинаются с а.)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Берега зеленые, вода красная,
рыбки черные. (Арбуз)

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум)

Отгадки записываются на доске: аист, арбуз, автобус, аквариум. Какие из этих слов можно вписать в клеточки первого, второго и следующих рядов?

Для среднего ряда слова не хватило. Оно зашифровано. Назовите, что изображено на рисунках (аист, волк, голубь, утка, слон, теленок).

Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете…
Какой это месяц? Скажите скорей.
(Ответ: август.)

Если разгадаете кроссворд, то сможете узнать, какую книгу читают Веселые человечки.

1. Карандаш.
2. Незнайка.
3. Буратино.
4. Петрушка.
5. Дюймовочка.
6. Самоделкин.
(Веселые человечки читают «Азбуку».)

1. Крупная птица.
2. Исполнитель ролей в театре, кино.
3. Приятный запах. (Ответ: аист, актер, аромат.)

1. Садовый цветок.
2. Загадка: «Весь я кудрявый, даже завитком рога».
3. Зеленое огородное растение. (Ответ: астра, баран, салат.)

Придумайте четыре слова, оканчивающиеся на а, в которых а было бы и в середине. Поможет вам кроссворд.

Синоним слова сырость. (Влага.)

Зеленый покров земли. (Трава.)

Синоним слова известность. (Слава.)

Стремительное нападение на врага. (Атака.)

Анаграммы

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, ио в другом порядке: атлас (салат); акт (так); адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Ребусы

Перевертыши

Прочитайте предложения наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АВОСЬ СОВА ТУТ.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Шарады

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер - терка)

Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в название.
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлас)

Загадки

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина, автобус)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Скороговорки

Актер театра.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.

Пословицы и поговорки

Азбука - к мудрости ступенька.

Аккуратность человека красит.

Без букв и грамматики
Не учатся и математике.

Не надобен клад,
Коли в семье лад.

Не та дружба сильна,
Что в словах заключена.

Под лежачий камень
И вода не течет.

Без труда нет и плода.

Мал да удал.

Сам погибай,
А товарища выручай.

Веселые стихи

Буква А

За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.

И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?

А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву А найдет.
Аэрофлот,
Аптека,
Гастроли,
Гастроном.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!
(С. Козлов)

Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге - буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев очки на нос,
Он читает: - АБ-РИ-КОС.
(Г. Сатир)

Аист ест большой арбуз -
С виду алый,
А на вкус?
Он и сам не разберет:
То ли сахар,
то ли мед.
(Г. Сатир)

Детский фольклор, потешки

Алена - плакса -
В тетрадке клякса.
Возьми резинку -
Сотри слезинку.

Кукле шарф вязала Алла,
До конца не довязала.
Убирала Алла стал,
Подмести собралась пол…
Подмести не подмела,
Только время провела.

Путаница

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
(И. Токмакова)

Считалки

Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и все!
Тебе водить!

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

С азов. Начинать с азов, то есть с самого начала, с простого. (Аз - так называлась раньше первая буква русского алфавита.)

Альфа и омега. Начало и конец. Сущность, основа, самое главное. (Альфа и омега - это первая и последняя буква греческого алфавита.)

Америку открывать (ирон.). Говорить, объявлять о том, что всем давно известно.

Аршин проглотить. Держаться неестественно прямо. (Аршин - старинная мера длины, равная 71 см, обычно в виде прямой палки.)

На свой аршин мерить. Судить о ком-то или о чем-то только по своим представлениям, подходя к оценке людей, явлений, обстоятельств одинаково, без учета индивидуальных особенностей.

На авось. Действовать в расчете на счастливую случайность, на счастливый исход.

Ахиллесова пята. Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.)

Арабские сказки. Употребляется в значении: что-нибудь удивительное, неожиданное, невероятное.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Декламируя одно из стихотворений про букву а (например:

А - начало алфавита,
А узнать ее легко:
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко),

дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка,
на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.

Темп постепенно убыстряется.

Аист

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я .

Буква Я.

Я — сказала буква Я , —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П :

— Попробуй потолкуй

С такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я !

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!».

Буква Х

Как зальётся буква Х :

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю .

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Помнить место

Буквы Я !

Б. Заходер

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)

(Учитель на доске заполняет таблицу.)

Сказка

Конкретное лицо (например, С. Маршак)

Форма

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Варианты

Существует в нескольких вариантах

Внесение изменений в содержание не допускается

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанры

Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

Материал для учителя

Курочка Ряба и десять утят

(продолжение)

На цыплят они не похожи:

На ногах — перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят —

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы

Короток нос,

До утиного не дорос.

Хорошо ей клевать зерно,

А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,

По зеленой спускаются улице.

Увидали широкий пруд,

Побежали к воде — и плывут,

Воду пьют, обгоняют друг друга...

А наседка кричит с перепугу:

— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?

Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,

Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,

Так и режут студеную воду.

Выходить из воды не хотят.

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно по берегу ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!

Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,

Да не плавает Курочка Ряба!

Возвращаются девять утят,

Вперевалку выходят, спешат.

Только младший вернуться не хочет,

Машет крыльями, голову мочит.

Увидал плавунца — и нырнул.

А наседка кричит:

— Караул!

Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,

Да ушли остальные утята —

Друг за дружкой цепочкой идут

И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.

Вдруг навстречу — усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела.

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка —

Вдогонку

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая Курочка Ряба!

С. Маршак

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Астра Аист Арбуз Автобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)

Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.