Методы научного познания. Биология как наука

Итоговый тест для обучающихся 10 класса. Вариант 1.

Часть 1. Выберите один правильный ответ

  1. Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод:

а)биохимический б)электронной микроскопии

в)цитогенетический г)световой микроскопии

  1. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток:

а)бактерии б)эукариот в)прокариот г)бактериофагов

  1. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

а)принимает участие в клеточном делении

б)регулирует процессы обмена веществ в клетке

в)отвечает за биосинтез белка

г)является центром матричного синтеза РНК

  1. Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза?

а)укорачиванием и утолщением хромосом

б)активное участие хромосом в биосинтезе белка

в)удвоением молекул ДНК

г)усилением транспирации

  1. Простейшее, которое может питаться, и как растение, и как животное, на рисунке обозначено цифрой:

1) 3)
4)

  1. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

а)мейоза б)митоза в)гаметогенеза г)оплодотворения

  1. Суть гибридологического метода заключается в

А)скрещивании организмов и анализе потомства

б)получении мутаций

в)исследовании генеалогического древа

г)получении модификаций

  1. У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубоглазая, темноволосая. Определите генотипы её родителей

а)ААВВ, ааВВ

б)ААВb, ааВВ

в)АаВb, АаВb

г)aaBB,aaBb

9. Сезонное изменение окраски перьев белой куропатки – это пример изменчивости

А)комбинативной

Б)цитоплазматической

в)соотносительной

г)модификационной

  1. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях березы, получает от неё

а)минеральные вещества

б)органические вещества

в)соединения фосфора

г)соединения серы

  1. Для организмов какого царства характерно почвенное и воздушное питание?

а)грибов б)бактерий в)растений г)животных

  1. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют

а)сетчатое жилкование листьев

б)мочковатую корневую систему

в)цветки трехчленного типа

г)стебель соломину

  1. Кровь у дождевого червя

а)заполняет промежутки между органами

б)течет в кровеносных сосудах

в)выливается в парные выделительные трубочки

г)из полости тела попадает в кишечник

  1. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

а)обилие желтка в яйце

б)откладывание яиц

в)выкармливание потомства

г)внутреннее оплодотворение

  1. Слюна содержит ферменты, участвующие в расщеплении

а)углеводов б)гормонов в)белков г)жиров

  1. Ногти человека являются производными

а)эпидермиса б)собственно кожи

в)соединительной ткани г)подкожно-жировой клетчатки

  1. Какие форменные элементы крови переносят кислород от легких к тканям?

а)фагоциты б)эритроциты в)лимфоциты г)тромбоциты

  1. Собственную ДНК имеет

а)комплекс Гольджи

б)лизосома

в)эндоплазматическая сеть

г)митохондрия

19. Взаимосвязь пластического иэнергетического обмена проявляется в том, что

а)энергетический обмен поставляет энергию для пластического

б)энергетический обмен поставляет кислород для пластического

в)пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

г)пластический обмен поставляет воду для энергетического

20. В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного?

А)10 б)20 в)30 г)40

21. Генеалогический метод используют для

А) получения генных и геномных мутаций

Б) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

В) исследования наследственности и изменчивости человека

Г) изучения этапов эволюции органического мира

22. Водородные связи между СО- и Nо-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

а) первичной б)вторичной в) третичной г)четвертичной

23. Главная роль в хранении и передаче наследственной информации в клетке принадлежит

а) хромосомам б) рибосомам в) клеточному центру г) комплексу Гольджи

24. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии света, - это

а) хемотрофы б) сапротрофы, в) фототрофы г) гетеротрофы

25. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размножение

а) вегетативное б)половое в) почкованием г) столонами

26. Г. Мендель сделал важный шаг в познании закономерностей

а) онтогенеза б) эмбриогенеза в) эволюции г) наследственности

27. Какой закон проявляется, если при моногибридном скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот в F1 получено поомство, отличное по фенотипу от родителей?

а) закон расщепления б) неполное доминирования

в) независимого наследования г) закон доминирования

28. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и интенсивности тренировок – пример изменчивости

а) соотносительной б) комбинативной

в) модификационной г) неопределенной

29. Растворение ядрышек в процессе митоза происходит в

а) интерфазе б) профазе в) метофазе г) анафазе

30. У организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности

а) триплетный б) генетический в) универсальный г) однозначный.

31. Конъюгация хромосом характерна для процесса

а) оплодотворения б) профазы второго деления мейоза

в) митоза г) профазы первого деления мейоза

32. Чем характеризуется геномная мутация?

а) увеличением диплоидного набора хромосом

б) рекомбинацией генов благодаря кроссинговеру

в) случайным сочетанием генов при оплодотворении

г) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе.

33. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс

а) сокращения доли гомозигот в потомстве

б) сокращения доли полиплоидов в потомстве

в)увеличения доли гетерозигот в потомстве

г) увеличения доли гомозигот в потомстве

34.Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

а) вирусы б) простейших в) бактерии г) грибы

Часть 2 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. Какие структуры клетки претерпевают наибольшие изменения в процессе митоза?

  1. Ядро
  2. Цитоплазма
  3. Рибосомы
  4. Лизосомы
  5. Клеточный центр
  6. хромосомы

В2. Установите соответствие между тканью и её принадлежностью к организмам животных или растений

ТКАНЬ ОРГАНИЗМЫ

А) проводящая 1) животные

Б) эпителиальная 2) растения

В) соединительная

Г) основная

Д) мышечная

Е) образовательная

В3. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений

1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет

2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов

3) гаплоидное ядро спермии сливается с диплоидной центральной клеткой

4) в процессе участвуют подвижные мужские спермии

5) процесс может происходить вне организма

6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

В4. Какова роль испарения воды в жизни растений?

  1. защищает от перегрева
  2. способствует двойному оплодотворению
  3. увеличивает тургор клеток
  4. ускоряет процесс дыхания
  5. обеспечивает всасывания воды корнями
  6. способствует передвижению веществ в растении

В5. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна

ПРИЗНАК ОРГАНОИД

А) накапливает воду 1) вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК 2) хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических

веществ из неорганических

Г) содержит клеточный сок

Д) поглощает энергию солнечного света

Е) синтезирует молекулы АТФ

Часть 3. Дайте свободный ответ.

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

С2. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

С3. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

С4. Фрагмент одной цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АТААГГАТГЦЦТТТТ- . Определите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Таблица генетического кода

Бланк ответов. Вариант 1

Часть 1

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Часть 2

Правильные ответы Вариант 1

Часть 1

Вопросы

1. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

2. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1) обмен веществ

2) раздражимость

3) размножение

4) изменчивость

3.Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) обладают раздражимостью

4) имеют нервную ткань

4. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

1) вирусы

2) простейших

3) бактерии

5.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

1) генетика

2) физиология

3) морфология

4) эмбриология

6.Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука

1) физиология растений

2) экология растений

3) палеонтология

4) селекция

7. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология

2) систематика

3) экология

4) физиология

8.Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод

1) биохимический

2) электронной микроскопии

3) цитогенетический

4) световой микроскопии

9.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) воспроизведением

2) эволюцией

3) раздражимостью

4) нормой реакции

10. Генеалогический метод использует наука

1) морфология

2) биохимия

3) генетика

4) эмбриология

11.Изучение сортового и видового разнообразия растений – задача науки

1) палеонтологии

2) биогеографии

3) экологии

4) селекции

12.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический

4) биосферный

13.Обмен веществ характерен для

1) тел неживой природы

2) бактериофагов

3) вирусов гриппа

4) водорослей

14. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

1) биосферном

2) экосистемном

3) популяционном

4) организменном

15.Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, –

1) экология

2) систематика

3) морфология

4) палеонтология

16.Высшим уровнем организации жизни является


1) организм

2) экосистема

3) биосфера

4) популяция

17. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционном

3) видовом

4) молекулярном

18.Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

1) селекция

2) генетика

3) физиология

4) ботаника

19.Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука

1) генетика

2) биохимия

3) цитология

4) селекция

20. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) культуры клеток и тканей

5) центрифугирование

6) гибридизация

21. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука

1) генетика

2) микробиология

3) селекция

4) физиология животных

22. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1) устанавливает причины наследственных заболеваний

2) создает лекарства для лечения больных

3) ведет борьбу с эпидемиями

4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

23. Главный признак живого –

1) движение

2) увеличение массы

3) обмен веществ

4) преобразование веществ

24. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод

1) светового микроскопирования

2) электронного микроскопирования

3) центрифугирования

4) культуры тканей

25.Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

1) генетика

2) селекция

3) об эволюции

4) систематика

26. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука

1) физиология

2) экология

3) биогеография

4) селекция

27. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

1. единство химического состава (С, Н.О, N – 98 %, образуют белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

2. клеточный принцип организации (клетка – структурная и функциональная единица живого. Исключение составляют вирусы, не имеющие клеточного строения, но не способные к размножению вне клетки)

3. энергозависимость

4.открытость

5. обмен веществ (дыхание, питание, выделение)

6. раздражимость (таксисы у простейших, тропизмы и настии у растений, рефлексы у животных)

7. саморегуляция

8. наследственность (способность передавать признаки от предков к потомкам)

9. изменчивость (способность приобретать новые признаки)

10. Рост (количественные изменения)

11. развитие (качественные изменения). Онтогенез – индивидуальное развитие. Филогенез – историческое развитие

12. ритмичность (фотопериодизм)

13. дискретность (способность состоять из отдельных частей, взаимосвязанных друг с другом и формирующих единое целое)

28. В цитологии используют метод

1) гибридологического анализа

2) искусственного отбора

3) электронной микроскопии

4) близнецовый

29.Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

30. Эмбриология – наука, которая изучает

1) ископаемые остатки организмов

2) причины мутаций

3) законы наследственности

4) зародышевое развитие организмов

31. Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

1) экология

2) генетика

3) селекция

4) цитология

31.Основная задача систематики – изучение

1) этапов исторического развития организмов

2) отношений организмов и окружающей среды

3) приспособленности организмов к условиям обитания

4) организмов и объединение их в группы на основе родства

33.На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?

1) клеточном

2) организменном

3) популяционно-видовом

4) биосферном

34.Увеличение массы и размеров тела в онтогенезе человека –

1) размножение

2) развитие

3) рост

4) эволюция

35.Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно

1) уменьшение веса

2) перемещение в пространстве

3) дыхание

4) растворение веществ в воде

36. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) микроскопии

2) пересадки генов

3) конструирования генов

4) центрифугирования

37. Ископаемые остатки организмов изучает наука

1) биогеография

2) эмбриология

3) сравнительная анатомия

4) палеонтология

38. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам –

1) цитология

2) селекция

3) систематика

4) биогеография

39.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?

1) школьный

2) световой

3) бинокулярный

4) электронный

40.Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к

1) изменению размеров

2) самовоспроизведению

3) разрушению

41.Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретени 1) ручной лупы

2) электронного микроскопа

3) штативной лупы

4) светового микроскопа

42.Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, –

1) биотехнология

2) генетика

3) анатомия

4) эмбриология

43.Близнецовый метод используется в науке

1) селекции

2) генетике

3) физиологии

4) цитологии

44.Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционно-видовом

3) биогеоценотическом

4) биосферном

45.Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?

1) палеонтология

2) эмбриология

3) экология

4) селекция

46.Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?

1) организменному

2) видовому

3) клеточному

4) популяционному

47.В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки

2) биосинтез белка

3) рибосомы

4) молекулы АТФ

48.Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого

1) тканевом

2) молекулярном

3) организменном

4) клеточном

49.Причины комбинативной изменчивости изучают

1) генетики

2) палеонтологи

3) экологи

4) эмбриологи

50.Какой метод исследования используют в цитологии?

1) гибридологический

2) центрифугирования

3) генеалогический

4) инбридинг

51.Какой признак живого характерен для вирусов?

1) раздражимость

2) возбудимость

3) обмен веществ

4) воспроизведение

52.Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода

1) цитогенетического

2) генеалогического

3) экспериментального

4) биохимического

53.Особенности процессов онтогенеза изучает наука

1) систематика

2) селекция

3) эмбриология

4) палеонтология

54.Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

1) организма растений

2) органов животных

3) органоидов клетки

4) систем органов

55.Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы

3) хлоропласты

4) вакуоли

56.В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

1) размеру и массе

2) строению и составу

3) выполняемым функциям

4) расположению в цитоплазме

57.Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается

1) цитология

2) микробиология

3) клеточная инженерия

4) генная инженерия

58.Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, –

1) генетика

2) селекция

3) органическая химия

4) молекулярная биология

59. Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука

1) морфология

2) генетика

3) эмбриология

Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Объясните причину малокровия.

Показать ответ

Малярия вызывается малярийным плазмодием. Переносчик плазмодия – комар. Заражённый комар кусает человека, возбудитель малярии проникает в кровь человека и начинает активно размножаться в эритроцитах, разрушая их. Снижение содержания эритроцитов в крови и есть одна из причин малокровия.

Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.

Показать ответ

Цифрой 4 на рисунке обозначена трахея. Это трубка, по которой при дыхании идет воздух. Она окружена хрящевыми полукольцами, которые поддерживают форму трахеи, но при этом не пережимают пищевод, прилежащий к трахее сзади.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью. 6. По функциональным свойствам полисахариды подразделяются на три группы: структурные, водорастворимые и резервные.

Показать ответ

Ошибки допущены в следующих предложениях:

1 – Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения строительную функцию.

2 – Основная функция углеводов – энергетическая.

4 – У растений клеточная стенка образована полисахаридом целлюлозой.

Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

Показать ответ

1. Центры нервной регуляции мочеиспускания расположены в крестцовом отделе спинного мозга, а высшие центры мочеиспускания – в лобных долях больших полушарий головного мозга.

2. Мочеиспускание – рефлекторный процесс. При накоплении в мочевом пузыре мочи стенки пузыря растягиваются, что вызывает раздражение рецепторов. Нервные импульсы направляются в центр мочеиспускания, находящийся в крестцовом отделе спинного мозга. Из спинного мозга по волокнам парасимпатических тазовых нервов поступают сигналы, вызывающие одновременное сокращение мускулатуры стенок пузыря и раскрытие сфинктеров мочеиспускательного канала.

Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

Показать ответ

1. Преобладание спорофита над гаметофитом

2. Появление сосудистой системы

3. Корни для водного и минерального питания

4. Листья выполняют одновременно две функции – спороношение и фотосинтез

В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин (тре) заменилась на глутамин (глн). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ГУЦАЦАГЦГАУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Правила пользования таблицей

«Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1 Часть I Выберите один верный ответ: Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод...»

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 1

Выберите один верный ответ:

Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод

1) биохимический

2) электронной микроскопии

3) цитогенетический

4) световой микроскопии

Хлоропласты имеются в клетках

1) корня капусты

2) гриба-трутовика

3) листа красного перца

4) древесины стебля липы

В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы

1) глюкозы до пировиноградной кислоты

2) белка до аминокислот

3) крахмала до глюкозы

4) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

Для первой фазы мейоза характерен процесс

1) конъюгации

2) биосинтеза белка

3) редупликации

3577590102870004) синтеза АТФ

Какая структура изображена на рисунке?

1) хромосома

2) эндоплазматическая сеть

3) комплекс Гольджи4) микротрубочка

Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

Ядро соматической клетки лягушки содержит 26 хромосом. Сколько молекул ДНК содержит сперматозоид лягушки?

Аллельными называют гены, расположенные в1) негомологичных хромосомах2) одинаковых локусах гомологичных хромосом



3) разных парах аутосом4) различных локусах гомологичных хромосом

Эффект гетерозиса проявляется вследствие1) увеличения доли гомозигот2) появления полиплоидных особей

3) увеличения числа мутаций

4) перехода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние

Гибриды F1, полученные при скрещивании растений земляники с красными и белыми плодами, имели плоды розового цвета – это свидетельствует о проявлении

1) множественного действия генов

2) независимого расщепления признака

3) неполного доминирования

4) сцепленного наследования

Выберите три верных ответа:

Хлоропласты:

выполняют транспортную функцию;

имеются в клетках растений;

имеются у прокариот;

преобразуют солнечную энергию в энергию углеводов;

состоят из микротрубочек;

образуются путем деления.

Установите соответствие:

Установите соответствие между признаками организмов и надцарством, для которого они характерны.

ПРИЗНАКИ НАДЦАРСТВО

А) не имеют ядра

Б) имеют одну кольцевую молекулу ДНК

В) имеют митохондрии

Г) не имеют мембранных органоидов

Д) есть эндоплазматическая сеть и аппарат Гольджи Е) имеют ядро 1) Прокариоты

2) Эукариоты

Установите соответствие между видом нуклеиновой кис лоты и ее характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

А) двойная спираль

Б) одинарная цепь, свернутая в виде клеверного листа

В) обеспечивает хранение и передачу наследственной информации

Г) доставляет аминокислоты к месту синтеза белка

Д) имеет в своем составе рибозу

Е) содержит азотистое основание тимин 1) тРНК 2) ДНК

Установить последовательность

Установите последовательность процессов при фотосинтезе:

А) молекула хлорофилла поглощает свет;

Б) образуется крахмал;

В) синтезируется АТФ,

Г) выделяется кислород;

Д) поглощается углекислый газ;

Е) синтезируется глюкоза.

1. Бактерии относятся к эукариотам, так как не имеют оформленного ядра.

2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, митохондрии и эндоплазматическая сеть.

3. На поверхности мембраны бактериальной клетки имеется плотная клеточная стенка.

4. Некоторые бактерии имеют жгутики.

5. Размножаются бактерии с помощью спор.

6. Большинство бактерий выполняет в экосистемах функцию редуцентов.

Белок состоит из 240 аминокислот. Установите число нуклеотидов молекуле иРНК и в двухцепочечном фрагменте ДНК, кодирующем данный белок, и число молекул тРНК, необходимых для переноса аминокислот к месту синтеза белка.

У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены не сцеплены. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой неблизорукой женщиной? Известно, что у мужчины отец был голубоглазым, неблизорукимКонтрольная работа по биологии (итоговая)

Вариант 2

Выберите один верный ответ:

Генеалогический метод использует наука

1) морфология

2) биохимия

3) генетика

4) эмбриология

В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

1) синтеза молекул АТФ

2) сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4) образования липидов

Какие признаки характерны для телофазы митоза?

1) спирализация хромосом

2) выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки

3) деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки

4) деспирализация хромосом, образование двух ядер

Хлорофилл в хлоропластах растительных клеток

1) осуществляет связь между органоидами

2) ускоряет реакции энергетического обмена

3) поглощает энергию света в процессе фотосинтеза

4) осуществляет окисление органических веществ в процессе дыхания

Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?

1) гидрофобные между радикалами

2) между полипептидными нитями

3) пептидные между аминокислотами

4) водородные между -NH и -СО группами

Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит

1) окисление органических веществ

2) синтез органических веществ

3) синтез молекул АТФ

4) восстановление углекислого газа до углеводов

Промежуточное наследование признаков проявляется в результате

1) нарушения сцепления генов

2) неполного доминирования

3) цитоплазматической изменчивости

4) полного доминирования

Партеногенез – это

1) размножение путем развития взрослой особи из неоплодотворенного яйца

2) размножение гермафродитов, имеющих одновременно и семенники, и яичники

3) размножение путем почкования

4) искусственное оплодотворение яйцеклетки («в пробирке»)

Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами и гомозиготное растение с желтыми овальными плодами (красный цвет и круглая форма плода – доминантные признаки). Определите соотношение генотипов F1.

Выберите три верных ответа:

Рибосома:

имеет двойную мембрану;

состоит из РНК и белка;

синтезирует углеводы;

не имеет мембраны;

осуществляет синтез белков;

образует лизосомы

Установите соответствие:

Установите соответствие между признаками и группой организмов, для которой они характерны.

ПРИЗНАКИ ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) одноклеточные организмы

Б) проявляют признаки живого только в клетках других организмов

В) не имеют клеточного строения

Г) видны только в электронный микроскоп

Е) состоят из нуклеиновой кислоты и белкового капсида1) Вирусы

2) Бактерии

Установите соответствие между органическими соедине ниями и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЯ

А) ускоряют химические реакции

Б) располагаясь в два слоя, составляют основу биологических мембран

В) накапливаются в подкожной клетчатке и обеспечивают терморегуляцию

Г) способны изменять свою пространственную структуру под действием внешних факторов

Д) являются полимерами

Е) при полном расщеплении окисляются до углекислого газа и воды 1) Белки

Установить последовательность

Установите последовательность процессов энергетического обмена в клетке:

А) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии;

Б) расщепление биополимеров до мономеров;

В) синтез 36 молекул АТФ;

Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;

Д) слияние лизосомы с пищевой частицей, содержащей органические вещества.

Е) синтез 2 молекул АТФ

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Эукариотическая клетка содержит различные мембранные органоиды.

2. Важнейшими мембранными органоидами являются рибосомы, т. к. они осуществляют синтез белка.

3. Многие синтезированные белки накапливаются в клеточном центре, упаковываются в секреторные пузырьки и выводятся из клетки.

4. Другой важный органоид - лизосома - обеспечивает внутриклеточное переваривание.

5. Энергетическими станциями клетки называют митохондрии.

6. Как и другие мембранные органоиды, митохондрии имеют одну мембрану.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦТАТАГЦА. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее количество водородных связей, которые образуются между двумя цепями.

У гороха красная окраска цветков доминирует над белой, а высокий рост над карликовым. Признаки наследуются независимо. При скрещивании двух растений с красными цветками, одно из которых было высокого роста, а другое низкого, получили 35 высоких растений с красными цветками, 32 низких растения с красными цветками, 10 высоких с белыми цветками и 13 низких с белыми цветками. Каковы генотипы родителей?

Похожие работы:

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. ("Биология". 5-11 классы: программы...»

«Демоверсия по биологии, 10 класс Выберите один правильный ответ:1. Благодаря какому процессу в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным материнскому1) образования хроматид 2) спирализации хромосом3) растворения ядерной оболочки 4) деления цитоплазмы2. В митозе, как и в мей...»

«Мониторинг эффективности реализации МЦП МО "Улаганский район" в 2013 г. МЦП "Молодежь Улаганского района" на 2013-2015 годы" при плане 466,0 тыс. руб. исполнено в объеме 466,0 тыс. руб.Цели:...» иллюстрации, открыток и картинок о разновидностях традесканций. Д/игры: "Разрезн...»

«Конспект урока по географии в 8 классе"Минеральные ресурсы России"Цель урока: Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России.Задачи урока: Познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить со...»

«Экологическое состояние и устойчивость почв таежно-лесной зоны к антропогенным воздействиям В. И. Каменщикова Нарастающая антропогенная нагрузка на экосистемы ставит вопрос и делает актуальной проблему понимания и оценки их устойчивости. Почва, как основное звено экосистемы, во многом определяет устойчивос...»

«Вопросы к ГЭК для студентов направления 110500.62 Садоводство Использование и назначение солитерных посадок деревьев и кустарников в организации пространства. Организация пешеходной сети в парках и скверах. Земляные работы при закладке объёктов зелёного строительства. Оформление береговой линии...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Молекулы полисахаридов включают десятки, сотни и даже ты­сячи моносахаридных остатков, соединенных такими же глико­зидными связями, как и в составе олигосахаридов. Большинство из них образуют линейные полимеры, формирующие определённую пространственную структуру, однако некоторые полисахариды имеют разветвлённые молекулы. Моносахаридные остатки в составе полисахаридов находятся в циклической форме в виде α- или b-стереоизомеров.

Большинство полисахаридов представляют собой сложные углеводы, построенные из многократно повторяющихся остатков одного моносахарида. Однако известны полисахариды, молекулы которых состоят из остатков разных моносахаридов.

По выполняемым функциям различают запасные и структурные полисахариды. Запасные - откладываются в клетках листьев или запасающих тканей в виде упорядоченных структур - гранул. Структурные - участвуют в построении клеточных стенок растений.

Крахмал. Крахмал - основное запасное вещество растений, представляю­щее собой смесь двух полисахаридов - амилозы и амилопектuна, различающихся по строению молекулы и физико-химическим свойствам. Однако молекулы этих полисахаридов построены из одного моносахарида - α-D-глюкозы, находящейся в пиранозной форме.

В молекулах амилозы остатки a-D-глюкозы соединены а (1®4)-связями, образуя спиралевидно закрученные цепо­чечные структуры, включающие от 100 до 1-2 тыс. глюкозных остатков (рис. 1). Молекулярная масса амилозы обычно составляет от 20 до 500 тыс. Спиралевид­ное закручивание молекулы происходит вследствие образования водородных связей между остатками глюкозы, нахо­дящимися в соседних витках. В каждом витке амилозы содержится шесть пира­нозных cтpyктyp, соединённых в цепочку гликозидными связями.

Амилоза растворяется в теплой воде и при добавлении водного раствора йода в йодистом калии окрашивается в синий цвет вследст­вие того, что йод образует комплeксы с остатками глюкозы. Водные растворы амилозы не отличаются высокой вязкостью и при стоянии довольно быстро образуют кристаллический осадок.

Амилопектин имеет разветвлённые молекулы, построенные из α-D-глюкозы. В точках ветвления гликозидные связи образуются между первым и шестым углеродными атомами глюкозных остатков (α(I®6)-связи). Между точками ветвления глюкозные остатки так же, как в амилозе, соединены α(I®4)-связями.

Точки ветвления в молекулах амилопектина имеются через каждые 12-15 остатков глюкозы. Молекулярная масса амилопек­тина значительно больше, чем у амилозы, и может достигать 1 млн. Схема строения молекулы амилопектина показана на рисунке 2.

Амилопектин в тёплой воде не растворяется, а при более силь­ном нагревании с водой образует очень вязкий коллоидный раствор - клейстер. Температура клейстеризации картофельного и ржаного крахмала 55-65°С, пшеничного и кукурузного - 60-70°С, крахмала риса - 70-80°C. Йодом амилопектин окрашивается в красно­-фиолетовый цвет. В амилопектине в небольшом количестве содер­жатся остатки фосфорной кислоты, соединённые эфирной связью с остатками глюкозы.

Соотношение амилозы и амилопектина в различных раститель­ных продуктах изменяется в очень широких пределах. В карто­фельном крахмале на долю амилозы приходится около 20%, пше­ничном и кукурузном - около 25%, рисовом - 15-20%, в крахмале гороха и некоторых сортов кукурузы - 50-80%. Крахмал яблок почти полностью состоит из амилозы, а крахмал восковидных сортов кукурузы - только из амилопектина.

У одного и того же вида растений содержание амилозы и ами­лопектина в крахмале может изменяться в зависимости от фазы развития и условий внешней среды. В разных органах растений синтезируется крахмал совершенно определенного состава. Так, например, в крахмале клубней картофеля обычно содержится 19-22% амилозы, а в молодых побегах в два раза больше.

В растениях крахмал образуется в листьях как продукт фото­синтеза, а также в зерновках и семенах, клубнях, корневищах, утол­щенных частях стеблей как запасное вещество. Фотосинтетический крахмал откладывается в хлоропластах в виде гранул, называемых крахмальными зёрнами, и довольно быстро используется в процессе дыхания и для синтеза других веществ. Значительная его часть превращается в транспортную форму углеводов - сахарозу, которая по флоем­ной системе поступает в нефотосинтезирующие органы, распа­дается там до глюкозы и фруктозы и в виде моносахаридов вклю­чается в различные биосинтетические процессы.

Запасной крахмал также откладывается в виде зёрен и у целого ряда растений накапливается в значительном количестве в запаса­ющих тканях и органах. В зерне злаковых его содержание обычно составляет 50-70%, в рисе -75-80%, в зерне зернобобовых куль­тур - 30-50%, в клубнях картофеля - 12-20%, в клубнях батата, ямса и маниока - 20-30%, в листьях растений - до 1-2%.

Крахмальные зёрна чаще всего имеют вид овальных или сферичес­ких частиц (рис. 3), имеющих разную форму и размеры (2-170 мкм). Под микроскопом можно различить их слоистое строение. Разме­ры и строение крахмальных зёрен у разных видов и даже сортов растений имеют характерную специфику и могут использовать­ся для идентификации генотипов, а также обнаружения примесей одного растительного продукта в другом.

Запасной крахмал вначале откладывается в пластидах, назы­ваемых амилопластами. По мере наполнения происходит посте­пенная деградация их мембранной структуры и они превращаются в крахмальные зерна.

Крахмалоносные растения представляют легковозобновляемое сырье для перерабатывающей промышленности, которое исполь­зуется для получения продовольственного и технического крахма­ла, глюкозы, этилового спирта и даже пластмасс, обладающих высокой прочностью и экологической безопасностью (при сгорании не дают ядовитых выделений).

Полифруктозиды. В растениях семейств лилейные, мятликовые, астровые, коло­кольчиковые синтезируются запасные углеводы, построенные из 4-40 остатков b-D-фруктозы, в связи с чем их называют поли­фруктозидами, или фруктанами. Остатки фруктозы в их молекулах соединены гликозидными связями, образующимися между вторым и первым углеродными атомами (b (1®2)-связи).

Полифрутозиды содержатся в листьях, корнях, семенах ука­занных выше растений, накапливаются в значительном количестве в нижней утолщённой части стеблей мятликовых трав (до 6-8% сухой массы) и в созревающих зерновках злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс). В листьях они являются основными продуктами фотосинтеза, тогда как фотосинтетический крахмал у этих растений не образуется.

Из полифруктозидов наиболее хорошо изучен инулин, содер­жащий в молекуле 37-44 фруктозных остатка. К одному из концов молекулы инулина присоединён остаток α-D-глюкозы. Молекуляр­ная масса инулина 5-6 тыс. Он хорошо растворяется в горячей воде, не обладает восстановительными свойствами, хорошо усваи­вается организмами человека и животных, в связи с чем растения, способные накапливать инулин, используются как кормовые куль­туры и как сырьё для промышленного получения фруктозы. Фруктозу получают из инулина путём его кислотного гидролиза.

Большое количество инулина содер­жится в клубнях георгина и артишо­ка (до 50%), топинамбура (10-12%), корнях цикория (свыше 10%). В чесно­ке общее содержание полифруктозидов достигает 20-30% и половину из них составляет инулин.

Целлюлоза. Целлюлоза, или клетчатка - довольно устойчивое вещество волокнистого строения, не растворяется в воде и органических растворителях, однако хорошо растворимо в аммиачном растворе гидроксида меди (реактив Швейцера). Молекулы целлюлозы состоят из остатков b- D-глюкозы, соединенных b(1®4)-связями. В каждой молекуле целлюлозы может содержаться 1500-10000 пиранозных остатков b- D-глюкозы, образующих неразветвлённый полимер.

Между линейно вытянутыми молекулами целлюлозы, имею­щими свободные гидроксильные группы, возникают водородные связи, с помощью которых нитевидные полимеры, построенные из остатков глюкозы, объединяются в пучки, включающие несколько десятков молекул. Такие целлюлозные пучки, или фибриллы, обла­дают очень высокой прочностью и служат структурной основой клеточных стенок растений. Как видно на электронной микро­фотографии клеточной оболочки (рис. 4), целлюлозные фибриллы размещаются слоями, образуя сетчатую структуру, сквозь которую свободно проникает вода с растворенными в ней веществами.

Целлюлоза в том или ином количестве содержится во всех растительных тканях. Особенно много целлю­лозы в растительных волокнах (хлопковом, льняном) - 80-95%, древесине и соломе - 40-50%. В других растительных продуктах её значительно меньше: зерно злаковых и зернобобовых культур – 2-6%, зерно пленчатых злаков - 7-14%, семена масличных - 5-25%, клубни картофеля - около 1 %, корнеплоды - 0,5-1,5%, овощи ­0,5-1,2% (томаты - 0,2%), плоды и ягоды - 0,5-2%, вегетативная масса кормовых трав - 20-30% (последний показатель - в расчёте на сухую массу).

Целлюлоза практически не усваивается организмами человека и нежвачных животных, тогда как жвачные животные способны её усваивать с помощью ферментов микроорганизмов, обитаю­щих в преджелудках этих животных и участвующих в процес­сах пищеварения.

При нагревании с раствором кислоты целлюлоза подвергается гидролизу, превращаясь в глюкозу, которая используется как ис­точник углерода для культивирования дрожжевых клеток с целью промышленного получения этилового спирта и кормовых дрож­жей с повышенным содержанием белков и витаминов. При этом в качестве источника целлюлозы служат отходы древесины и целлюлозосодержащие растительные остатки - солома, корзинки подсолнечника, льняная костра, стержни кукурузных початков, свекловичная меласса, картофельная мезга, хлопковая шелуха и др. Большое количество целлюлозы расходуется для химичес­кой переработки.

В построении клеточных стенок растений наряду с целлюло­зой участвуют также другие структурные полисахариды - геми­целлюлозы и пектиновые вещества, которые связаны с молекулами целлюлозы водородными связями.

Гемицеллюлозы. Гемицеллюлозы - это смесь полисахаридов, образу-ющих при гидролизе маннозу, галактозу, ксилозу, арабинозу и уроновые кислоты - глюкуроновую и галактуроновую. Они нерастворимы в воде, но растворяются в щелочных растворах. В клеточных стен­ках растений содержание гемицеллюлоз составляет около 30%. Много их накапливается в древесине и соломе (10-30%), оболочках семян, кукурузных початках, отрубях, вегетативной массе растений. Разные виды растений заметно различаются по составу ге­мицеллюлоз.

ГАЛАКТАНЫ. Их молекулы построены из остатков b-D-­ галактозы, соединённых b(1®4)-связями. В каждой молекуле объединяются более 100 остатков галактозы.

МАННАНЫ. Остатки маннозы в маннанах соединены b(1®4)-­связями. В каждой молекуле насчитывается от 200 до 400 моно­сахаридных единиц. Много маннанов содержится в древесине хвойных деревьев и в клеточных стенках водорослей.

КСИЛАНЫ. Их молекулы построены из остатков b-D-ксилозы в пиранозной форме, соединённых b(1®4)-связями. В составе полимера могут находиться до 200 ксилозных остатков. В соломе и древесине содержание ксиланов достигает 25-28%.

В молекулах ксиланов обычно имеются ответвления в виде ос­татков арабинозы, а также глюкуроновой и галактуроновой кислот. Ответвления чаще всего образуются за счёт этерификации третьего углеродного атома ксилозы. Карбоксильные группы остатков уро­новых кислот образуют эфиры с метиловым спиртом. Ксиланы раз­ных растений отличаются частотой и моносахаридным набором ответвлений в молекуле.

АРАБАНЫ. Это полисахариды клеточной стенки растений, которые состоят из остатков a-L-арабинозы, соединённых глико­зидной связью между первым и пятым углеродными атомами. Приэтом к каждому второму остатку арабинозы в линейной струк­туре присоединён в виде ответвления еще один остаток арабинозы. В ответвлениях связь образуется между третьим углеродным атомом арабинозы, находящейся в цепочке, и первым углеродным атомом бокового остатка арабинозы.

Как и целлюлоза, гемицеллюлозы не усваиваются организмом человека, но могут усваиваться жвачными животными с помощью ферментов микроорганизмов, находящихся в преджелудках.

ГЛЮКАНЫ. К глюканам относятся полисахариды, образуемые из b-D-глюкозы, но в их молекулах остатки глюкозы соединяются не только b(1®4) -связями, как в целлюлозе, но также и b(1®3)-­связями или только b(1®3)- связями. К таким полисахаридам относятся каллоза и лихенин. Каллоза - полисахарид, включающий до 100 остатков b-D-глюкозы в молекуле, соединённых b(1®3)-­связями. Она содержится в ситовидных трубках флоэмной систе­мы растений. В молекулах лихенина остатки b-D-глюкозы соеди­нены как b(1®4)-связями, так и b(1®3)-связями (встречаются с частотой около 30%). Лихенин входит в состав клеточных сте­нок растений, особенно много его в лишайниках.

Пектиновые вещества. Пектиновые вещества в растениях представлены двумя груп­пами соединений - пектинами и протопектинами, которые раз­личаются строением и физико-химическими свойствами.

Пектины - водорастворимые полисахариды, построенные из остатков α-D-галактуроновой кислоты, которые соединены α(1®4)-связями. Большая часть карбоксильных групп остатков галакту­роновой кислоты связана эфирными связями с остатками метилового спир­та, а к другим карбоксильным группам присоединены катионы кальция или магния. В каждой молекуле пектина содержится более 100 остатков галактуроновой кислоты.

Основная масса пектиновых веществ растений представлена протопектином, который находится в структуре клеточных стенок. Протопектин образуется в результате связывания эфирными связя­ми пектина с галактанами и арабанами, входящими в состав кле­точной стенки растения. Эфирные связи возникают между карбоксильными группами пектина и гидроксильными группами гемицеллюлоз.

Полисахариды протопектина нерастворимы в воде и имеют более высокую молекулярную массу по сравнению с пектинами. Много протопектина накапливается в формирующихся плодах rpуши, яблони, цитрусовых, айвы, что обусловливает их жёсткую консистенцию. При созревании плодов происходит превращение протопектинов в пектины, вследствие чего их консистенция становится мягкой.

Характерная особенность пектиновых веществ плодов и ягод - способность образо­вывать желе, или студни, в насыщенном растворе сахара (65-70%) и кислой среде (рН 3,1-3,5). Лучшей желирующей способностью обла­дают более высокомолекулярные полисахариды пектиновых веществ.

В стеблях льна пектиновые вещества скрепляют между собой волокна. Для отделения раcтитeльных волокон производится росяная или водяная мочка льносоломы, при которой происходит гидролиз пекти­новых веществ под действием ферментов микроорганизмов.

Камеди и слизи. Это растворимые в воде полисахариды, образующие очень вяз­кие растворы вследствие их набухания.

Растительные камеди выделяются на стволах и ветвях некото­рых деревьев (вишневых, сливовых, миндальных) в виде клейких наплывов при повреждениях. При гидролизе они дают галактозу, маннозу, рамнозу, арабинозу, ксилозу, а также уроновые кислоты.

Слизи, откладываясь между плазмалеммой и клеточной стенкой, способствуют удерживанию воды в клетках и полостях растения, защищают от проникновения инфекции. При их гидро­лизе в основном образуются пентозы (арабиноза и ксилоза), а также небольшое количество галактозы, глюкозы и фруктозы.

Много слизей содержится в семенах льна, клевера, люцерны, ржи и некоторых других растений. Повышенная вязкость ржи при размоле вызвана наличием именно слизей, вследствие чего зерно ржи размалывается значительно труднее, чем пшеница. Содержащиеся в ржаной муке слизи замедляют гидролитические процессы при формировании теста и тем самым улучшают его формо­удерживающую способность.

Камеди и слизи из различных растительных источников существен­но отличаются набором и удельным соотношением образующих их полисахаридов. Они состоят из молекул разной степени полимериза­ции, многие из которых имеют довольно высокую степень ветвления.

Вопросы для повторения.

1. Каковы структурные особенности стереоизомеров моносахари­дов, относящихся к D- или L-ряду? 2. Как образуются циклические формы моносахаридов и в чём состоят различияа - иb-стереоизоме­ров? 3. Как записывается структура пиранозных и фуранозных форм моносахаридов с помощью формул Хеуорса? 4. Какие образуются кон­формации молекул у гексоз и пентоз? 5. Как образуются окисленные и восстановленные производные, а также фосфорнокислые эфиры мо­носахаридов? 6. В чём состоят особенности образования гликозидов, дезокси- и аминопроизводных моносахаридов? 7. Каковы структур­ные и биологические особенности важнейших альдоз и кетоз? 8. Как об­разуются молекулы сахарозы, мальтозы, целлобиозы,b-левулина и других олигосахаридов? 9. Из каких моносахаридов и по какому принципу строятся молекулы важнейших полисахаридов - крахмала, полифруктозидов, целлюлозы и гемицеллюлоз, пектиновых веществ, камедей и слизей? 10. Какие биологические функции выполняют ука­занные выше олигосахариды и полисахариды? 11. Каково содержа­ние сахаров и различных полисахаридов в растительных продуктах? 12. Какие моносахариды и олигосахариды относятся к редуцирующим сахарам? 13. Какое значение имеют углеводы в фор­мировании качества растительных продуктов? 14. Из каких основных компонентов состоит крахмал и каковы строение и свойства этих компонентов? 15. Какие известны разновидности гемицеллюлоз и пектиновых веществ?

Резюме по модульной единице 2.

Углеводы являются важными компонентами клеток живых организмов. Одни из них служат основным дыхательным материалом организмов (сахара, крахмал, по-лифруктозиды) и откладываются в качестве запасных веществ, другие выполняют структурные (целлюлоза, гемицеллюлозы, протопектин) и защитные (камеди и слизи) функции. Большинство сахаров существуют в форме стереоизомеров и относятся, как правило к D-ряду. Гексозы и пентозы существют в организмах преимущественно в виде циклических форм (пиранозных или фуранозных).

Из моносахаридов образуются восстановленные (многоатомные спирты), окисленные (альдоновые, альдаровые и уроновые кислоты) производные, фосфорнокислые эфиры, амино- и дезоксипроизводные, гликозиды, которые являются продуктами превращения моносахаридов и участвуют в метаболизме. Легкоусвояемые формы углеводов (сахара, крахмал, полифруктозиды, пектиновые вещества) способны накапливаться в значительном количестве в растительных продуктах и поэтому определяют их питательную и техническую ценность.

Олигосахариды образуются из моносахаридов, остатки которых соединяются в молекулах олигосахаридов О-гликозидными связями. Сахароза и олигофрукто-зиды откладываются в запасающих органах растений или используются в качестве транспортных форм углеводов в растительных организмах. Мальтоза – продукт распада крахмала, целлобиоза в свободном виде не накапливается, так как используется в синтезе целлюлозы.

Молекулы полисахаридов построены из остатков моносахаридов, которые соединяются, как и в молекулах олигосахаридов, О-гликозидными связями. Молекулы амилозы, полифруктозидов, пектинов, маннанов, галактанов представляют собой цепочечные полимеры. Молекулы амилопектина, ксиланов, арабанов, камедей и слизей имеют ответвления разной степени сложности. Крахмал, полифруктозиды, пектины откладываются в запасающих органах растений. Целлюлоза, гемицеллюлозы, протопектин участвуют в построении клеточных стенок растений.

Модульная единица 3. Липиды.

Цели и задачи изучения модульной единицы. Изучить строение, свойства и биологические функции основных групп липидов. Научить студентов использовать сведения о липидах при оценке качества растительной продукции.

К липидам относятся вещества, различающиеся по химическому составу, строению и выполняемым функциям, но обладающие близкими фифизико-химическими свойствами. Все они содержат гидрофобные радикалы и группировки, вследствие чего не растворяются в воде, но хорошо растворимы в неполярных органических растворителях - эфире, бензине, бензоле, хлороформе.

В зависимости от химического состава и строения липиды под-разделяют на три класса: простые , сложные и стероидные .

Простые липиды представляют собой сложные эфиры спиртов и вы-сокомолекулярных карбоновых кислот, к ним относятся жиры и воски. Сложные липиды содержат в составе молекул, кроме спирта глицерина и карбоновых кислот, остатки других соединений: ортофосфорной кислоты, азотистых оснований, моносахаридов и др. Они образуют две группы веществ - фосфолипиды и гликолипиды.

Стероидные липиды - это циклические соединения, являющиеся про-

изводными циклопентанопергидрофенантрена и представленные как сво-

бодными стероидными веществами, так и связанными формами в виде гли-

гликозидов и эфиров. К липидам очень часто относят также растворимые в жирах витамины и пигменты.

Общее содержание структурных липидов в вегетативных частях растений находится в пределах 0,1-0,5%. Накопление запасных липидов в семенах различных растений достигает следующих величин: зерно злаковых и зернобобовых культур - 1-8%, соя и хлопчатник - 20-30%, подсолнечник, арахис, лен, конопля, рапс, горчица, маслины - 20-50%, мак, клещевина, ядра орехов - 50-60%, в зародышах зерновок пшеницы - 8-14%, кукурузы - 30-40%. Растения с высоким содержанием в семенах запасных липидов выделены в особую группу масличных культур. Известны также растения - накопители воска.