"Баллада о прокуреном вагоне", или с любимыми не расставайтесь! "с любимыми не расставайтесь" Кто автор строк с любимыми не расставайтесь.

Его стихотворение прозвучало в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы..." Помните? В канун Нового года. Для многих, в том числе и для нас, оно стало открытием. Хотя "Баллада о прокуренном вагоне" была написана в 1932 году. Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое - случайно или не случайно - ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала "Баллада о прокуренном вагоне".

Прекрасное стихотворение. Редкая удача.Начну все же с него. История появления "Баллады" - в записках жены поэта Нины Григорьевны Прозрителевой: "Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи-Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отьезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отьезд. Эти же дни - подарок судьбы - переживать как сплошной праздник.

Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение "полугрущу, полусплю". В стихотворении - "полуплакал, полуспал").


В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.

В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне")..."Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой любящих друг друга существ.

Так мы узнаем дату написания - 1932 год - и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года.

Впервые "Баллада о прокуренном вагоне" была опубликована со вступительной заметкой о поэте в сборнике "День поэзии" (1966). Затем "Баллада" вошла в антологию "Песнь любви" (1967), и с тех пор она все чаще и охотнее включается в различного рода сборники.


БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.


Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

«С любимыми не расставайтесь!» Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?

«С любимыми не расставайтесь!»
Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?


Очарование новогодних праздников хочется продлить, ибо доброе волшебство врачует душу. И пожалуй, нет другого такого автора, чьи строки, благодаря бессмертной «Иронии судьбы» Рязанова цитируются чаще в новогодние дни.



«Балладу о прокуренном вагоне» знают все, автора - единицы. А между тем это был удивительный поэт, писавший потрясающую любовную лирику - сильную, трепетную, страстную. Стихи его, чаще короткие, очень образные, обладают невероятной мистической силой.

Александр Кочетков

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!


Не слова - заклинание, по силе равные симоновским «Жди меня, и я вернусь». Только симоновские строки увидели свет в 1942 году, а «Баллада о прокуренном вагоне» была написана десятью годами раньше.

Написана в одночасье, по реальным событиям. Историю этого стихотворения я услышала от внучатой племянницы поэта Наташи Кочетковой, с которой училась вместе в школе.

Наташа была девочкой очень сдержанной, сосредоточенной, ранимой, будто отблеск пронзительной поэзии деда лёг и на неё.

Она не была излишне общительной, хотя прекрасно играла на гитаре и пианино, пела низким голосом романсы на слова Есенина и была постоянной участницей школьных поэтических вечеров.

Как-то я обмолвилась, что самым ярким эпизодом фильма «Ирония судьбы» считаю момент, когда герои Брыльской (в неподражаемом исполнении Валентины Талызиной) и Мягкова читают стихотворение «С любимыми не расставайтесь».

А знаешь, кто его написал? - помолчав, спросила Наташа.
- Нет.
- Брат моего деда - Александр Кочетков.

Спустя годы, в перестроечное время, я приобрела двухтомник «Любовная лирика русских поэтов», где во втором томе нашла страницу Александра Кочеткова.



Но почти мистическую историю написания «Баллады» я услышала именно от Наташи. Летом 1932 года Александр Сергеевич с женой Инной отдыхал в Ставрополе у её отца.

Ему надо было уезжать раньше, билет на прямой поезд Сочи-Москва был уже куплен, но в самый последний момент Кочетков сдал его, чтобы хотя бы на три дня отсрочить расставание с любимой.

А получилось как? - глуховатым голосом рассказывала Наташа. - Он уже должен был сесть в вагон, жена провожала его. И вдруг, ни с того ни с сего, она кидается к нему на шею, захлёбывается слезами, бьётся в истерике: «Не уезжай, не уезжай!»

Он, конечно, ничего не понял, чертыхнулся, но уступил. Видно, решил - необъяснимый женский каприз. Три дня промелькнули, как один, он вернулся в Москву, где друзья восприняли его появление как чудо воскрешения.

Оказалось, что поезд, на который был сдан билет, попал в страшную аварию на станции «Москва-товарная». Погибли многие знакомые Кочеткова, возвращавшиеся из сочинского санатория…

В первом же письме, которое Инна получила от мужа из Москвы, было стихотворение «Вагон» («Баллада о прокуренном вагоне»).

Опубликовали его впервые лишь в 1966 году, уже после смерти поэта. (Единственная прижизненная публикация стихотворений Кочеткова состоялась в альманахе «Золотая зурна» (Владикавказ, 1926), пьесы Кочеткова при жизни не издавались.)

При жизни этот очень добрый и удивительно скромный человек не получил ни наград, ни признания, хотя его знаменитое стихотворение прогремело задолго до того, как прозвучало в фильме Рязанова - во время войны его переписывали от руки и посылали в письмах, так же как и «Жди меня» Симонова.

Поэт Лев Озеров, влюблённый в творчество Кочеткова, приложил немало усилий, чтобы имя автора не было забыто.

Он вспоминал:

«За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. «Чудак этакий!» - скажут иные.

Но он был художником во всём. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочёвывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся. Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений.

Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности...»


Первым, кто рассказал Озерову историю «Баллады о прокуренном вагоне», был друг Александра Кочеткова, писатель Виктор Виткович. Зимой 1942 года в Ташкент приехал участник обороны Севастополя писатель Леонид Соловьёв, автор прекрасной книги о Ходже Насреддине «Возмутитель спокойствия».

В ту пору в Ташкенте Яковом Протазановым снимался фильм «Насреддин в Бухаре» - по сценарию Соловьёва и Витковича. Виткович привёл Соловьева к жившему тогда в Ташкенте Кочеткову.

Тогда-то Соловьёв и услышал из уст автора «Балладу о прокуренном вагоне». Баллада ему настолько понравилась, что текст её он увез с собой. Стихотворение казалось только что написанным. Так его воспринимали все окружающие (а Соловьёв - в ту пору корреспондент «Красного флота» - читал стихотворение всем встречным-поперечным). И оно не только увлекало слушателей - оно стало для них необходимостью.

Его переписывали и посылали в письмах как весть, утешение, мольбу. В списках, различнейших вариантах (вплоть до сильно искажённых), оно ходило по фронтам часто без имени автора, как народное. Это - о стихотворении.

В 1974 году в издательстве «Советский писатель» отдельной книгой вышло самое крупное его произведение - драма в стихах «Николай Коперник». Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: «Голова Гомера» - о Рембрандте, и «Аделаида Граббе» - о Бетховене. Вышли циклы лирических стихотворений. Вот и всё.

Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) всё ещё - архив... Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. Если в кругу ярых любителей поэзии упомянуть имя Александра Кочеткова, то кто-нибудь непременно скажет:

Ах, ведь это он перевел «Волшебный рог мальчика» Арнимо и Брентано!

А ещё он сделал перевод повести Бруно Франка о Сервантесе, ставший классическим! - добавит другой.

И он же переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока! - воскликнет третий.

А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов! - заметит четвёртый.

Не забыть бы Антала Гидаша и Эс-хабиб Вафа, целой книги его стихов, и участие в переводах больших эпических полотен, «Алпамыша», «Калевипоэга»! - не преминёт упомянуть пятый.

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта искусству поэтического перевода. Александр Кочетков до самой смерти увлечённо и вдумчиво работал над стихом.

Он казался одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем её секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами мастерства мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов.

Звездочёт, он обожал Коперника. Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена. Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. И во внешности его было что-то нервное, ранимое, примечательное. Словно Вертинский-Пьеро, с артистично заломленными руками.

У него были длинные, зачёсанные назад волосы. Он был лёгок в движениях; сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодичная, предупредительная, в ней чувствовалось что-то очень давнее.

У него была трость, и носил он её галантно, по-светски, как в прошлом веке, да и сама трость, казалось, была старинная, времён Грибоедова. Продолжатель классических традиций русского стиха, Александр Кочетков казался некоторым поэтам и критикам 30-40-х годов этаким архаистом.

Добротное и основательное принималось за отсталое и заскорузлое. Но близкие по духу люди ценили его. Это относится, в первую очередь, к Сергею Шервинскому, Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому. Он был замечен и отмечен Вячеславом Ивановым.

Более того: это была дружба двух русских поэтов - старшего и молодого поколения. С дружеским вниманием относилась к Кочеткову Анна Ахматова. Скончался Александр Сергеевич Кочетков 1 мая 1953 года, похоронен в Москве на Донском кладбище (14 колумбарий, 84 секция).

Долгое время место захоронения поэта оставалось неизвестным, пока в феврале 2014-го не было найдено членами НП «Общество некрополистов». Захоронение было приведено в порядок силами этого общества; 1 марта 2014 года состоялось открытие плиты, закрывающей нишу.

Предметы органической природы
Безмолвствуют.И только человек
Кричит: люблю! - любимую лаская
(Как будто потерял ее), и в крике
Такая боль, такая смерть, что звезды
Ссыпаются с иссохшего зенита
И листья с размагниченных ветвей.

Мир молит ласки (душу потерять
Страшней, чем жизнь). Любите свой народ
(Как и одежду), по законам фуги
Растите мысль, катайтесь на коньках,
- И страшный суд придется отложить.


У жизни свои необъяснимые законы. Через тридцать с лишним лет, вглядываясь внутренним оком в прошлое, я вспоминаю строгий, скромный, сдержанный облик моей одноклассницы Наташи Кочетковой и понимаю, что помимо генетики, есть ещё нечто, что связывает поколения невидимым, неугасимым светом.

Что тихий облик её внучатого деда, его полная сдержанного пламени поэзия чудесным образом преломилась во внучке. И что мир, наверно, стал немного богаче оттого, что жил в нём (сейчас понимаю, совсем недолго, а тогда 53 года казались неодолимой далью!) такой поэт - Александр Кочетков, чьи бессмертные строки о прокуренном вагоне мы как заклинание повторяем каждое 31 декабря.

Да и только ли 31 декабря?.. Наверно, в этом самая большая награда и отрада для поэта. А это был поистине Большой Поэт, увы, ушедший безвременно, и его стихи я могла бы здесь приводить бесконечно, ибо каждое из них подобно драгоценной бирюзе в серебряной оправе.

Но рамки статьи не безграничны, а жаль… И всё же очень хочется, чтобы каждый из нас открыл бы для себя своего Александра Кочеткова, ибо источник истинной поэзии неисчерпаем и животворен.

Всё смолкнет: страсть, тоска, утрата...
О дне томящем не жалей!
Всех позже смолкнет - соловей,
Всех слаще песни - у заката.


При написании статьи были использованы материалы из Живого Журнала Станислава Садальского и воспоминаний трепетно любимого автором поэта и литературоведа Льва Озерова. Автор выражает им свою искреннюю и глубочайшую признательность. Спасибо!

Баллада о прокуренном вагоне (А.Кочетков)

— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.

— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.

— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Мало найдется людей, которым незнакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле, стихотворение называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков. В течение творческой жизни у большинства поэтов зарождаются строки, которые становятся апофеозом, и таковыми для Александра Кочеткова стали строки из «Баллады о прокуренном вагоне».

Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться и, уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1932 году, напечатано оно было лишь спустя 34 года в сборнике «День поэзии». Однако, еще до опубликования, эти проникновенные строки никого не оставили равнодушными и передавались буквально из уст уста, как и сама история его создания. После выхода в свет стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» стало включаться в многочисленные сборники стихов как одно из лучших лирических произведений того времени.

Александр Кочетков написал много замечательных стихов, но он так и остался в памяти благодаря своей «Балладе…». Прошел не один десяток лет со дня написания «Баллады…», а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться гимном всех влюбленных. И в любых жизненных перипетиях самое главное – это всегда следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!», и тогда отступит даже неизбежное.

Любой русский человек, которых хоть раз видел фильм “Ирония судьбы, или с легким паром” знает это стихотворение. Вообще-то оно называется “Баллада о прокуренном вагоне”, но чаще всего его помнят по той самой строчке, которую я написала в заглавии поста.

Я не страстный любитель поэзии – никакой, даже самой талантливой. Но есть стихи, которые западают в душу настолько, что к ним невозможно относиться равнодушно. Одно из них – “Баллада о прокуренном вагоне” Александра Кочеткова.

Вот история его написания.

Сначала само стихотворение.

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Для меня было полной неожиданностью узнать, когда написано стихотворение – в какой страшный период русской истории. А вот отрывок из статьи Льва Озерова об истории написания баллады.

————————————————————————————–

Об истории появления “Баллады” рассказывает жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева в оставшихся после ее смерти и до сих пор не опубликованных записках:

“Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен – Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи – Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни – подарок судьбы – переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение “полугрущу, полусплю”. В стихотворении – “полуплакал, полуспал”.)

В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.

В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение “Вагон” (“Баллада о прокуренном вагоне”)…”

Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.
Так мы узнаем дату написания – 1932 год – и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года. Но и ненапечатанное, оно в изустной версии, передаваемое от одного человека к другому, получило огромную огласку. Я услышал его в дни войны, и мне (и многим моим знакомым) оно казалось написанным на фронте. Это стихотворение стало моим достоянием – я с ним не расставался. Оно вошло в число любимых.

Первым, кто рассказал мне историю бытования “Баллады о прокуренном вагоне”, был друг А. С. Кочеткова, ныне покойный писатель Виктор Станиславович Виткович. Зимой 1942 года в Ташкент приехал участник обороны Севастополя писатель Леонид Соловьев, автор прекрасной книги о Ходже Насреддине “Возмутитель спокойствия”. В ту пору в Ташкенте Яковом Протазановым снимался фильм “Насреддин в Бухаре” – по сценарию Соловьева и Витковича. Виткович привел Соловьева к жившему тогда в Ташкенте Кочеткову. Тогда-то Соловьев и услышал из уст автора “Балладу о прокуренном вагоне”. Она ему очень понравилась. Более того, он фанатически полюбил это стихотворение и текст его увез с собой. Казалось оно только что написанным. Так его воспринимали все окружающие (а Соловьев – в ту пору корреспондент “Красного флота” – читал стихотворение всем встречным-поперечным). И оно не только увлекало слушателей – оно стало для них необходимостью. Его переписывали и посылали в письмах как весть, утешение, мольбу. В списках, различнейших вариантах (вплоть до изуродованных), оно ходило по фронтам часто без имени автора, как народное.

Впервые “Баллада о прокуренном вагоне” была опубликована мною (со вступительной заметкой о поэте) в сборнике “День поэзии” (1966). Затем “Баллада” вошла в антологию “Песнь любви” (1967), печаталась в “Московском комсомольце” и с тех пор все чаще и охотнее включается в различного рода сборники и антологии. Строфы “Баллады” берутся авторами в качестве эпиграфов: строка из “Баллады” стала названием пьесы А. Володина “С любимыми не расставайтесь”, чтецы включают “Балладу” в свой репертуар. Она вошла и в фильм Эльдара Рязанова “Ирония судьбы…” Можно сказать уверенно: стала хрестоматийной.

Это – о стихотворении.

Теперь об авторе, об Александре Сергеевиче Кочеткове. В 1974 году в издательстве “Советский писатель” отдельной книгой вышло самое крупное его произведение – драма в стихах “Николай Коперник”. Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: “Голова Гомера” – о Рембрандте (в “Смене”) и “Аделаида Граббе” – о Бетховене (в “Памире”). Вышли циклы лирических стихотворений в “Дне поэзии”, “Памире”, “Литературной Грузии”. Вот пока и все. Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) остается все еще достоянием архива…

Александр Сергеевич Кочетков – ровесник нашего века.

Окончив Лосиноостровскую гимназию в 1917 году, он поступил на филологический факультет МГУ. Вскоре был мобилизован в Красную Армию. Годы 1918-1919 – армейские годы поэта. Затем в разное время он работал то библиотекарем на Северном Кавказе, то в МОПРе (Международной организации помощи борцам революции) то литературным консультантом. И всегда, при всех – самых трудных – обстоятельствах жизни, продолжалась работа над стихом. Писать же Кочетков начал рано – с четырнадцати лет.

Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. Как автор оригинальных произведений Александр Кочетков мало известен нашему читателю. А между тем его пьеса в стихах о Копернике шла в театре Московского Планетария (был такой весьма популярный театр). А между тем в соавторстве с Константином Липскеровым и Сергеем Шервинским он написал две пьесы в стихах, которые были поставлены и пользовались успехом. Первая – “Надежда Дурова”, поставленная Ю. Завадским задолго до пьесы А. Гладкова “Давным-давно” – на ту же тему. Вторая – “Вольные фламандцы”. Обе пьесы обогащают наше представление о поэтической драматургии довоенных лет. При упоминании имени Александра Кочеткова даже среди ярых любителей поэзии один скажет:

– Ах, ведь он перевел “Волшебный рог” Арнимо и Брентано?!

– Позвольте, это он дал ставший классическим перевод повести Бруно Франка о Сервантесе!- добавит другой.

– О, ведь он переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока!- воскликнет третий.

– А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов!- заметит четвертый.

– Не забыть бы Антала Гидаша и Эс-хабиб Вафа, целой книги его стихов, и участие в переводах больших эпических полотен – “Давида Сасунского”, “Алпамыша”, “Калевипоэга”!- не преминет упомянуть пятый.

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта высокому искусству поэтического перевода.

Александр Кочетков до самой смерти (1953) упоенно работал над стихом. Он казался мне одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем ее секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами этими мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов. Звездочет, он обожал Коперника. Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена. Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта.

За сочинениями Кочеткова возникает их творец – человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. “Чудак этакий!” – скажут иные. Но он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся.

Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности.

До сих пор мы в большом долгу перед памятью Александра Кочеткова. Он полностью не показан еще читающей публике. Надо надеяться, что это будет сделано в ближайшие годы.

Хочу самым беглым образом обрисовать его внешность. У него были длинные, зачесанные назад волосы. Он был легок в движениях, сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодична, предупредительна, в ней чувствовалось что-то очень давнее. У него была трость, и носил он ее галантно, по-светски, чувствовался прошлый век, да и сама трость, казалось, была давняя, времен Грибоедова.

Продолжатель классических традиций русского стиха, Александр Кочетков казался некоторым поэтам и критикам тридцатых – сороковых годов этаким архаистом. Добротное и основательное принималось за отсталое и заскорузлое. Но он не был ни копиистом, ни реставратором. Он работал в тени и на глубине. Близкие по духу люди ценили его. Это относится, в первую очередь, к Сергею Шервинскому, Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому, Владимиру Державину, Виктору Витковичу, Льву Горнунгу, Нине Збруевой, Ксении Некрасовой и некоторым другим. Он был замечен и отмечен Вячеславом Ивановым. Более того: это была дружба двух русских поэтов – старшего поколения и молодого поколения. С интересом и дружеским вниманием относилась к Кочеткову Анна Ахматова.

Впервые я увидел и услышал Александра Сергеевича Кочеткова в Хоромном тупике в квартире Веры Звягинцевой. Помнится, тогда были с нами Клара Арсенева, Мария Петровых, Владимир Любин. Мы услышали стихи, которые мягко, душевно читал автор, необычайно мне понравившийся. В тот вечер он услышал в свой адрес много добрых слов, но вид у него был такой, будто все это говорилось не о нем, а о каком-то другом поэте, заслужившем похвалу в большей степени, чем он сам.

Он был приветлив и дружелюбен. Каким бы он ни был печальным или усталым, его собеседник этого не чувствовал.

Собеседник видел перед собой, рядом с собой милого, душевного, чуткого человека.

Даже в состоянии недуга, недосыпа, нужды, даже в пору законной обиды на невнимание редакций и издательств Александр Сергеевич делал все для того, чтобы его собеседнику или спутнику это состояние не передавалось, чтобы ему было легко. Именно с такой идущей от души легкостью он однажды обернулся ко мне и, мягко стукнув тростью по асфальту, сказал:

– У меня имеется одно сочинение, представьте себе – драма в стихах. Не составит ли для вас труда познакомиться – хотя бы бегло – с этим сочинением? Не к спеху, когда скажете и если сможете…

Так, году в 1950-м, ко мне попала драматическая поэма “Николай Коперник”.

Начав с истории одного стихотворения (“Баллада о прокуренном вагоне”), я обратился к его автору и его истории.

От одного стихотворения тянется нить к другим произведениям, к личности поэта, так ему полюбившегося и ставшего для него близким другом и собеседником.

Эта книга избранных произведений поэта представляет разные жанры его творчества: лирику, драматические новеллы (так назвал их сам А. С. Кочетков), поэмы.

В работе над книгой я пользовался советами и архивами друзей поэта – В. С. Витковича и Л. В. Горнунга, между прочим передавшего мне сделанный им снимок Александра Кочеткова, помещенный в этой книге. Приношу им свою благодарность.

МИСТИКА СУДЬБЫ И «БАЛЛАДЫ О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ»

1.
Зачем мы приходим в этот мир и зачем уходим?

Недавно, перебирая старые свои бумаги, нашёл в неотправленном своём письме к институтскому моему учителю такую житейскую картинку, образца лета 1986 года (писал 15 августа 1986 года):
«Сегодня шёл из столовой по греческому посёлку Кальчик (приехал туда с вагонами за щебнем для Селидовского завода железобетонных изделий – это уже примечание сегодняшнее: 29.06.2013г. А.Б.) и на его окраине набрёл на небольшое кладбище.
Среди могил старых и пожилых людей увидел три новых надгробья.
С фотографии на первом из них смотрел на меня печальными глазёнками двухлетний лопоухенький малыш по имени Максим.
На втором обелиске – бравый десантник (не знаю, почему не указал я его имя, то ли забыл, то ли не посмотрел, что написано на надгробье – это опять же примечание сегодняшнее: 29.06.2013г. А.Б.).
А на третьем памятнике фотография ясноглазой красавицы Жигиль Лили, прожившей всего девятнадцать лет…
Оглянулся на расположенный рядом, буквально в полусотне метров греческий посёлок: вроде бы, обычная земная жизнь идёт.
Там старичок отчитывает за какую-то провинность виновато склонившего голову 5-6 летнего малыша. А здесь старушка задумчиво стоит у калитки своего двора, глядя на привычную картину сельского погоста. То ли молодость далёкую и беспечную вспоминает, то ли похороненных на этом кладбище любимых и дорогих близких. А дальше двое мужчин крышу шифером кроют на новом доме…
Вроде бы, обычная наша земная жизнь (хоть я и никогда не был прежде в этом, к примеру, посёлке), а боли и горечи ощутилось вдруг в ней больше, чем прежде…»
Здесь я оборву цитирование того давнего неотправленного своего письма и задам старый, как этот мир вопрос:
«Зачем человек приходит в этот мир? Зачем живёт и зачем уходит из него?»
Точнее, тут уже не один вопрос, а несколько, вытекающих один из другого.
Я, конечно, понимаю, что эти вопросы легче задать, чем ответить на них.
Но люди задают их снова и снова. И пытаются найти на них ответы.
И, разумеется, какие-то ответы находят.
Ответы эти разные.
Задал такого рода вопросы и попытался найти на них ответы и автор знаменитой «Баллады о прокуренном вагоне», - Александр Сергеевич Кочетков.
Попытаемся и мы поискать их вместе с автором. В диалоге с ним, а порой, и в дискуссии…

2.
Текст баллады и об эпохе её написания.

Вначале приведу полный текст этой воистину легендарной, знакомой абсолютному большинству читателей баллады. По крайней мере, читателей старшего поколения.

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба - я и ты.

Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.


Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,


Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Александр Сергеевич Кочетков (годы жизни: 1900 – 1953г.) написал это пронзительное, глубокое и мистическое стихотворение в суровом 1932 году.
В эпоху насильственной коллективизации, жестоких репрессий против миллионов истинных крестьян-хозяйственников. В пору, когда свирепствовал голод на Украине, Кубани и других хлебных районах несчастного в ту пору Советского Союза. Когда от Соловков до Магадана перемалывали в концлагерях тысячи и миллионы советских людей, не разбирая их национальности. Уничтожали многострадальный народ, наивно поверивший хищным и лукавым пришельцам от нижних, и предавший на гибель полтора десятка лет назад своего доброго и святого отца-императора…
Атеисты страдали в ту эпоху тотального террора не меньше, чем верующие. От беспредела и репрессий обнаглевшей антинародной власти страдали тогда все: интеллигенция, рабочие, крестьяне, военные, партийные, комсомольцы, беспартийные. Не были защищены от насилия даже представители карательных органов, которые проводили эти беспощадные репрессии. Да и верхушка правящей компартийной элиты тоже…
Разумеется, в такую страшную пору, когда везде мерещились враги и заговоры, подобное стихотворение не могло быть напечатано, не могло быть опубликовано.

3.
«Нас спасла любовь…»

Поводом к написанию этого шедевра послужил реальный случай из личной жизни Александра Сергеевича. Чувствуете в данной ситуации отнюдь не случайную перекличку с великим, гениальным Пушкиным?
Лев Озеров, составитель первого поэтического сборника Александра Сергеевича Кочеткова, который вышел только в 1985 году пишет об этом в предисловии:
«Об истории появления "Баллады" рассказывает жена поэта Инна Григорьевна Прозрителева в оставшихся после ее смерти и до сих пор не опубликованных записках:
"Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи - Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни - подарок судьбы - переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение "полугрущу, полусплю". В стихотворении - "полуплакал, полуспал").
В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.
В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне")..."
Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.
Так мы узнаем дату написания - 1932 год - и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года. Но и ненапечатанное, оно в изустной версии, передаваемое от одного человека к другому, получило огромную огласку. Я услышал его в дни войны, и мне (и многим моим знакомым) оно казалось написанным на фронте. Это стихотворение стало моим достоянием - я с ним не расставался. Оно вошло в число любимых» (Лев Озеров, предисловие к книге: Александр Кочетков. «С любимыми не расставайтесь!», М., «Советский писатель», 1985).
«Нас спасла любовь…» – написала потом в письме из Москвы жена поэта, рассказывая об этой мистической истории.

4.
Обречённый вагон и его сонные пассажиры.

Сам рассказ о трагедии, давшей толчок к написанию этого произведения, занимает в стихотворении всего полтора куплета из семи. Одно полное восьмистишье и четыре строки следующего куплета.
Всё остальное стихотворение – это глубокая и таинственная мистика общения двух искренне и глубоко любящих друг друга человеческих душ.
Вот они - полтора куплета описания земной трагедии:

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал.
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.

О чём рассказывается в этих трагических строках? О страшной железнодорожной катастрофе, в которой погибло множество людей и среди них лирический герой, - влюблённый.
Трагические эти строки утверждают, что если нет бессмертия, то любящую душу, как и любую другую, ожидают в случае гибели плоти – смерть, мрак, небытие…
Кто же он, этот несчастный погибший влюблённый: юноша, зрелый летами муж, пожилой человек или даже старик, - мы, по сути, не знаем? Впрочем, влюблённый человек – это всегда человек с юной душой и горячим сердцем, способный на сильные чувства, независимо от его физического земного возраста.
Наверное, в той страшной катастрофе погибли и другие влюблённые. Скорей всего, да. И, вероятно, не один и даже не два…Наверное…
Надо признать, что даже эти двенадцать строк описания страшной железнодорожной катастрофы и гибели лирического героя, - во многом символичны и мистичны.
Прокуренный вагон, символ бедной и несчастной земли, на которой живут несчастные и заблудшие люди, напрочь забывшие своих прекрасных небесных Родителей, - Отца и Матушку истинной, чистой любви.
Наверное, прокуренный вагон, может восприниматься символом концентрационного лагеря, которым был в ту пору безбожный, замученный и исстрадавшийся Советский Союз.
Но прокуренный вагон, - это и символ вообще мира (современного автору и нынешнего), скорбного земного мира, где верят в бога недоброго и не любящего людей. В бога, покровителя тиранов и каинов, хищных политиков, миллионеров, банкиров, мафиозников всех мастей, лукавых попов и прочих сильных и подлых мира сего. В бога, который по любому поводу и за любое прегрешение наказывает простых и добрых людей. Как и та жестокая власть, что правила железной рукой в СССР в начале 1930-х годов и в течение последующих, по крайней мере, двух десятков лет.
Не зря в одном из своих стихотворений Александр Кочетков писал, что он «возненавидел божественный закон». Эта чуткая и ранимая душа не знала истинного Бога любви, который непричастен ни к какому злу, которое творится на земле. Ведь Сын Божий тоже был распят, придя в этот жестокий земной мир, где царит и правит бал хищный закон естественного отбора.
Загипнотизированные хозяином прокуренного вагона, его несчастные пассажиры, бездомные (забывшие напрочь свой истинный и вечный небесный Дом) и смиренные, весь отмеренный им в этой поездке путь, длинной в земную жизнь, - то полуплачут, то полуспят.
А когда случается катастрофа, неизбежный финал езды в дряхлом прокуренном вагоне, и тела полусонных страдальцев-пассажиров перемалываются в жестокой мясорубке, бедные души остаются безутешными.
Хотя их смиренность, чуткость, сострадательность и доброта показывают, что в их сердцах живёт забытый ими таинственный истинный Бог любви, глубоко страдающий от того, что безмерно любимые Им дети отвергли Его любовь в обмен на красочные и ядовитые искушения коварного земного князя…

5.
О мистике защиты - истинной и мнимой.

И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали…

Не зря же сказано: «По вере вашей – да будет вам»…
А ведь рука, зовущая вдали души жертв катастрофы, была реальна, и могла реально защитить их, если не от гибели плоти, то от плена и гибели души.
Но если нет светлой и животворящей веры в чудо спасения с Божьей помощью от случайной гибели и вечного расставания с любимой, значит, сердце заполняют разного рода страхи, надрыв, паника, которыми на каждом шагу искушает любую душу недобрый и коварный князь земного мира.
Если существует опасность в любой момент потерять любимую и нет никаких реальных способов надёжно защитить от любой случайной гибели дорогого вашей душе человека, тогда ваша душа вцепляется мёртвой хваткой в того, кого она любит больше всего на этом, таком ненадёжном, скорбном и печальном свете.
Вцепляется и кричит в ужасе и в страхе, кричит надрывно и в истерике:

С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них!
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

Эти наивно-романтические, но очень горькие и печальные заклинания никоим образом не помогают сохранить от опасностей жестокого мира ни наших любимых, ни нашу любовь. А мир был жестоким к влюблённым не только в пору репрессий тридцатых годов. Таковым он был, по сути, всегда.
Точнее, на протяжение более семи тысячелетий нынешней цивилизации.
Подобный же, наивно-заклинательный, надрывный метод сохранения любви грозит нередко иным влюблённым не только психиатрической больницей, но и разрушением, гибелью самой любви.
Вместе с тем, автор со всей пронзительностью понимает, что хрупкая человеческая любовь и этот жестокий окружающий мир, вещи, по сути, несовместимые.
Как несовместимы гений и злодейство.
И, тем не менее, прекрасные цветы любви пробиваются тут и там сквозь каменистую почву и губительный для них асфальт этого мира. Пробиваются трепетно на свет и в иных непригодных для этого условиях, - удивительно прекрасные и беззащитные цветы любви.
Автор это прекрасно понимает.
Он ведь и сам, как и его лирический герой, относится к светлой и удивительной когорте истинных влюблённых. Потрясённый гибелью своего лирического героя, и не видя других реальных и эффективных методов сбережения любви от гибели, он и даёт такие советы по её защите от всякого рода опасностей, - советы поразительно надрывные, наивные и беспомощные…
К сожалению, в реальной жизни иные любящие души таким именно надрывным методом пытаются сберечь и сохранить свою бесценную и прекрасную любовь.
Пытаются сберечь прекрасные цветы любви или не менее прекрасную и чуткую птицу любви, спрятав их от опасностей окружающего мира у своего сердца, под тёплой, но душной шубой наивного эгоизма, пытающегося выглядеть наивным самопожертвованием. Но от такой удушающей защиты одинаково задыхаются и погибают и цветы любви, и птица любви, - птица счастья…

6.
«Пока жива, с тобой я буду…»

По давним, старинным поверьям считается, что один из вариантов выхода души в бессмертие – это её слияние с окружающим живым миром. Плоть и душа погибшего лирического героя сроднились с деревом, посаженным на его могиле оставшейся жить на земле его любимой.
Но опять беда. Длинные руки злобного князя мира сего и тут не дают покоя, посылают какого-то своего злобного служителя, который спиливает дерево любви, посаженное на могиле. Новые страдания, новая гибель для души-мученицы бедного влюблённого, погибшего в железнодорожной катастрофе.

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана –
Прольётся пламенной смолой.

А в следующих после этого строках мы переходим от монолога души влюблённого, забывшего своих Небесных Родителей, к диалогу двух влюблённых душ.
Вторая из них, душа искренне верующая и любящая не только своего возлюбленного, но также истинного Бога-Творца. И вот эта женская, глубоко любящая душа, утешает своего растерявшегося, страдающего возлюбленного:


Душа и кровь нераздвоимы, -
Пока жива, с тобой я буду, -

Ты понесёшь с собой повсюду,
Ты понесёшь с собой, любимый, -
Ты понесёшь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

В этом куплете поразительно точна, глубока и таинственна вторая строка: «душа и кровь нераздвоимы». Не зря ведь называют братьями или сёстрами по крови людей, чью кровь нам перелили во время какой-то тяжёлой болезни.
Дело в том, что душа, находясь в теле, живёт не только в сердце, но и в крови. И потому, получая в болезни чью-то кровь, мы получаем вместе с кровью частицы этой души, которая в трудную минуту пришла к нам на помощь.
Отныне, эта душа будет жить в нас, несмотря на то, что мы никогда, скорей всего, так и не увидим (по крайней мере, в земной жизни) нашего донора-спасителя. Так же, к примеру, будет жить в нас, как и душа человека, которого мы в этой жизни любили, хотя его кровь нам никогда не переливали.
«Любовь и смерть всегда вдвоём»… До чего же странно звучит эта строка! Что может быть несовместимее, чем любовь и смерть?! Любовь может возникать только там, где есть жизнь. А там, где царствует смерть, там уже нет никакой любви.
Но дело в том, что здесь речь идёт не о страшной смерти из сферы «прокуренного вагона» и концентрационного лагеря князя мира сего. Здесь речь о смерти-разлучнице, когда одна из влюблённых душ умерла или погибла в земном теле, перейдя душой в иной, неземной мир.
Поэтому и утешает душу погибшего влюблённого оставшаяся на земле душа его любимой:

Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоём.

И она уверена, что в каких бы далёких мирах ни бродила душа её возлюбленного, память о родной земле и милом доме будет всегда с ней, как и сама их бессмертная любовь.

7.
«За расставаньем будет встреча!»

Но растерянной душе погибшего лирического героя не хватает сил в борьбе с саможалением, не хватает укрепляющей и животворящей веры, способной укрыть и защитить его душу в трудную минуту скорби и тоскливой растерянности:

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Да, к сожалению, в тех мирах, где находится душа погибшего (холодных, мрачных, тёмных и безблагодатных мирах чёрного космоса, где находится и наш нынешний «прокуренный вагон» по имени Земля) не знают, а точнее, напрочь забыли истинного Бога любви. И давно уже принимают за Бога хитрого и коварного князя мира земного и космического. Именно поэтому так тоскливо и бесприютно в космических безднах душе-страдалице погибшего лирического героя.
Зато его возлюбленная, оставшаяся в «прокуренном» земном «вагоне», отнюдь не унывает, ибо в сердце её живёт не только любовь, но и чудесная вера:

За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба – я и ты.

Да, истинная любовь не упрекает и не пинает ослабевшего и упавшего духом возлюбленного. Не говорит брезгливо:
«Что ж ты, козёл, сопли распустил?! Жалко тебе себя, бедненького?! Холодно и темно там тебе, сопливенькому!? Какой же ты мужик?! Думаешь мне, бабе, легко тут одной на земле?! Своих мне проблем здесь выше крыши, так надо ещё и тебя утешать, эгоиста и нытика проклятого!? У других мужики, как мужики, а тут какое-то ноющее привидение. И откуда ты свалился на мою бедную голову?! Не мог, что ли, в земной жизни другую дверь открыть и другой улицей пойти, меня не встретить, не найти?! Я бы теперь и горя не знала, и не занималась бы ежедневной изнурительной борьбой за утешение твоей сопливой космической тени!»
Прошу прощения, что весьма утрирую ситуацию. Впрочем, в нашем «прокуренном вагоне» бывают всякие ситуации, в том числе, возможны и такие, а то и похлеще.
Но оставшаяся на земле влюблённая относится к разряду тех, кто умеет любить искренне, глубоко и самоотверженно. Она верит, что впереди ждёт их с любимым новая счастливая встреча.
Более того, она верит, что они с любимым ещё вернутся вместе на землю.
В то, что души, после ухода из мира земного, встречаются в родном небесном доме, верят многие. Но вот в повторное возвращение на землю верит редко кто. Наивная индусская теория о перевоплощении душ здесь не в счёт. Да она и не подходит к данной ситуации.

Скорбь и страхи заблудившейся в космосе души.

Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного, -
Но если я безвестно кану
За звёздный пояс, в млечный дым?

Бедный возлюбленный боится потеряться, исчезнуть бесследно в бездонных пропастях и лабиринтах зловещего космоса. И страхи его, разумеется, далеко не беспочвенны. Потеряться и надолго исчезнуть в космических мирах уязвимой и беспомощной душе очень легко. Тем более душе сильно заблудившейся, ушедшей далеко от родного небесного дома, забывшей своих небесных Родителей и потерявшей с Ними связь.
Тем более, когда в космосе (как, впрочем, и на земле) шляются шайки злобных служителей Люцифера, земного и космического князя. Они ищут подобные бесприютные и неприкаянные души, и легко забирают их плен, чтобы сделать из этих несчастных зомбированных слуг Люцифера.
Но верная любимая и здесь не оставляет на произвол космической судьбы растерянного и всерьёз запаниковавшего своего возлюбленного:

Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молится стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

По молитвам своей верной любимой растерянная и страдающая душа погибшего возлюбленного будет непременно спасена. Ибо любовь вместе с искренней верой и молитвой любящего сердца способны творить чудеса. Они способны спасти и вытащить погибающую душу со дна морского, из бездн космоса и даже из зловещего ада.
И по молитвам хотя бы одной из влюблённых душ (это может быть как «она», так и «он»), а тем более, по молитвам обоих влюблённых, их прекрасные души (разлучённые на земле очередной, тихой или страшной катастрофой «прокуренного вагона») обязательно раньше или позже встретятся в своём небесном доме. В чудесном доме их прекрасных небесных Родителей.

9.
В разлуке – истинная любовь ещё крепче.

А пока мы разделены с нашими любимыми, ушедшими первыми домой на небеса, будем помнить, что истинная любовь между душами становится в разлуке только крепче. И будем помнить, что общаться мы всегда можем друг с другом любящими сердцами, для которых разлука и расстояния – не преграды.
Это касается не только разлуки с нашей любимой «половинкой», но также и с другими любимыми и дорогими нам душами, ушедшими от нас в мир иной. Детьми, родителями, друзьями, учителями, учениками, коллегами и иными прекрасными душами, с которыми свёла нас в этом скорбном, но и прекрасном мире таинственная и прекрасная наша Матушка, - Премудрость Божия.
Но общение подобное между любящими душами, живущими в разных мирах, становится возможным лишь после возгорания в наших сердцах негаснущей свечи истинной веры и истинной любви к истинному Богу любви и к ближнему.
Такое общение становится возможным после восстановления в наших сердцах беспечно порванной нами таинственной серебряной нити. Порванной по наущению хитрого и коварного князя мира земного. Серебряной нити истинной связи с нашими добрыми, безмерно любящими нас небесными нашими Родителями: Отченькой и Матушкой чистой,
истинной и прекрасной любви…
К сожалению, у автора очень талантливого стихотворения «С любимыми не расставайтесь!» эта таинственная серебряная нить оказалась порванной. Разумеется, не по его вине. Порванной эта серебряная нить была у многих поколений землян.
И только сейчас, в последние для нашей цивилизации времена эта серебряная нить связи заблудшего человечества с его небесным домом, начинает восстанавливаться.
Но ценой истинного поэтического таланта искренне любящего сердца автор смог прорваться в таинственные сферы холодного космоса и даже нижнего неба. А главное, он сумел прорваться жаром своего любящего сердца в прекрасные сферы истинной и бессмертной любви.
В космических сферах души усопших беспомощны, страдают и очень уязвимы. Но в сферах приближённых к истинному небу, а тем более, в сферах небесных души усопших находят великое утешение, радость и упокоение.
Особенно души любящие, души влюблённых.
А в общем, мы ещё так мало знаем о прекрасных сферах истинной любви, не только небесной, но и земной.
В ближайшие годы много тайн откроется нам, жителям земли об этих прекрасных сферах. И так много прекрасного общения ждёт нас с душами наших любимых усопших, живущих в этих восхитительных сферах.
Да и с нашими ближними, а также со всеми окружающими (среди которых не только люди, но и все живые существа, - наши современники) мы будем учиться осваивать эти сферы любви, живя на земле.

10.
«Забуду ли когда!?...»

А в завершение нынешнего разговора на великие и вечные темы, приведу ещё одно стихотворение Александра Сергеевича Кочеткова, в котором так ярко видно его доброе, чуткое и сострадательное сердце.

Я разогнал собак. Она еще
Жила. И крови не было заметно
Снаружи. Наклонившись, я сперва
Не разглядел, как страшно искалечен
Несчастный зверь. Лишь увидав глаза,
Похолодел от ужаса. (Слепит
Сиянье боли.) Диким напряженьем
Передних лап страдалица тащила
Раздробленное туловище, силясь
Отнять его у смерти. Из плаща
Носилки сделал я. Почти котенок,
Облезлая, вся в струпьях... На диване
Она беззвучно мучилась. А я
Метался и стонал. Мне было нечем
Ее убить. И потому слегка,
От нежности бессильной чуть не плача,
Я к жаркому затылку прикоснулся
И почесал за ушками. Глаза
Слепящие раскрылись изумленно,
И (господи! забуду ли когда?)
Звереныш замурлыкал. Неумело,
Пронзительно и хрипло. Замурлыкал
Впервые в жизни. И, рванувшись к ласке,
Забился в агонии.
Иногда
Мне кажется завидной эта смерть.

Такие страшные истории, к сожалению, отнюдь не редкость в нашей повседневной земной жизни.
Вкратце расскажу свою.
В июле прошлого, 2012 года, пропал наш кот Тимошка. После тяжёлой болезни он оглох, но был по-прежнему шустрым и энергичным. Гулял на улице и всегда приходил домой.
А тут исчез бесследно.
Через несколько дней мы услышали, что на нашей улице бродячие собаки разорвали двух котов.
Видимо, один из этих мучеников был наш бедный кот Тимошка.
В то же время сами кошки ловят и подвергают мучительной смерти мышей и птиц. А те же птицы поедают массу всякого рода других живых существ – насекомых, которые приносят массу проблем живому миру, в том числе, растительному миру и человеку. Ну, а уж сам человек успевает создать массу проблем и окружающей природе, а также близким и окружающим, да и самому себе тоже…
Сколько несправедливости, зла и насилия в этом скорбном земном мире, где роковым образом смешаны в гремучей смеси добро и зло! И страдает от этой злой и ядовитой смеси в разной степени каждая живая душа, так жаждущая истинной, а не хищной любви и такого же истинного, а не притворного добра. Не только человеческая душа, а любая, и не только животного мира, но и растительного. Без исключения, страдает здесь каждая живая душа, приходящая сюда (в очередной раз!) со своей очередной таинственной миссией.
Смысл такого страдания глубок и мистичен. Нам более-менее понятна лишь соискупительная жертвенность страдания. То есть, земным страданием каждая живая душа вносит свой посильный вклад в дело прозрения, очищения, освобождения себя и всех нас из нынешнего рокового плена. Из того болотного и губительного плена искушений, в которые вверг нас хищный колдун и рабовладелец, князь мира сего. Ядовитого и радиоактивного плена искушений, в котором каждая душа и всё заблудшее человечество находятся последние 7-8 тысячелетий.
Но есть и другие, великие и мистические тайны страдания каждой души, временной жительницы этого таинственного земного мира.
Более подробно на эту тему нужен, конечно, отдельный разговор…

11.
Битва сил добра и зла идёт в наших сердцах.

Но сам источник зла исходит изначально не от рода человеческого, а от иного таинственного источника, который хитро и коварно искушает людей. А через сердца людские и весь окружающий мир.
Это прекрасно видел и понимал Христос. Пытался объяснить это людям, но они плохо понимали его таинственный и мудрый язык. Ибо находились (и поныне находятся!) в сильном тайном завете с князем мира сего, под его великими чарами и гипнозом…
Земной мир зла и хищи, в котором живут люди и все земные существа, создан не на божественных началах любви и доброты, а на принципах хищного и жестокого закона естественного отбора. Жёсткость этого закона джунглей часто смягчается заступничеством сил добра, которые борются с силами зла за каждую человеческую душу.
Если бы ещё и все люди сознательно помогали силам добра в этой тяжкой тайной и явной борьбе…
Сейчас, в конце времён и сроков нынешней 84-й цивилизации многое скрытое и тайное будет становиться явным. Ибо наступает время великих прозрений и выбора для каждого из нас и для всего человечества в целом.
Но это уже темы других статей и очерков.

12.
Поиски ответов - продолжаются.

Разумеется, мы все продолжаем искать ответы на вечные вопросы, поставленные в начале этой статьи: «Зачем человек приходит в этот мир? Зачем живёт и зачем уходит из него?»
Как пытался их найти и ответить на них в своём творчестве чуткий и талантливый поэт – Александр Сергеевич Кочетков.
Покинув мир земной в далёком 1953 году он, хочется надеяться, обрёл на те великие вопросы глубокие и таинственные ответы, которых не мог найти здесь, на земле.
А завершая нынешний наш разговор, приведу короткое высказывание одного неизвестного мне человека об Александре Сергеевиче Кочеткове и его творчестве.
Безымянный поклонник, разместивший в Интернете стихотворение о бедном котёнке, написал коротко об авторе:
«Это был гений.
Все его стихи - пронзительные, навечно врастающие в сердце, живые»…
Каждый читатель, при желании, может добавить к этому что-то своё…