Как писать прямую речь после слов автора. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

Составители сборника – ученики 7-го класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва

Прямая речь

Семиклассники делают сборник упражнений

I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)

Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

II. Правописный аспект
(Пунктуация)

Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

«П!» – а.

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«П», – а.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

А: «П».

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

А: «П?»

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

А: «П!»

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

«П, – а, – п?»

«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«П! – а. – П!»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«П! – а. – П».

«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«П, – а. – П?»

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. - Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«П? – а. – П!»

«Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Условные обозначения.

– самое легкое задание
– задание средней тяжести
– самое трудное задание

Упражнение № 1


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

    (Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 3

Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?

Распределите глаголы по группам.

Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Образец:


«Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 8



Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».

При работе над проектом была использована следующая литература:

Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.

  1. Прямая речь в начале и конце предложения. Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:

    «П.Р.,» - а.
    А: « П.Р.»


    Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется.
  2. Слова автора внутри прямой речи. Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.

    «П.Р., - а, - п.р.»


  3. Прямая речь, «обрамленная» словами автора. Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
  4. Знаки конца предложения. Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
  5. Косвенная речь. Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
В общем знаки при оформлении прямой речи регулируются очень простыми принципами: начало предложения с большой буквы, кавычки закрываются только когда прямая речь заканчивается, несмотря на авторские слова внутри, слова автора и прямая речь отделяются друг от друга знаками тире и т.д. Здесь почти ничего не требует отдельного изучения, разве что вопрос со знаками конца предложения, когда предполагаемая точка превращается в запятую, а другие возможные знаки остаются сами собой, но и запятую тогда ставить не нужно. В конце прямой речи не может быть и знака вопроса, и запятой, и потом еще тире. Либо знак конца предложения (кроме точки), либо запятая.

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою - авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями - размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК - какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.

    Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание - запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ - и В СТИХАХ ТОЖЕ!

    Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

    ВНИМАНИЕ:
    Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами - каждую строку завершать концевой рифмой.

    Для начала разберемся с правилами пунктуации.

    ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

    В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

    В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

    1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Условные обозначения:

    П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
    п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

    Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

    Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

    Схема 1
    "П", – а.
    "П!" – а.
    "П?" – а.

    Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

    «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

    Схема 2
    А: "П".
    А: "П!"
    А: "П?"

    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

    Например:
    Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

    Схема 3
    "П, – а, – п".
    "П, – а. – П".

    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

    Например:
    «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

    Схема 4
    А: "П," – а.
    А: "П!" – а.
    А: "П?" – а.

    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

    Например:
    Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

    Например:
    «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

    В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

    Сравните:
    «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

    Рассмотрите схемы этих предложений.
    "П, – а, – п. П".
    "П, – а. – П".

    2. Диалог

    Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

    Доктор подошёл к мальчику и сказал:
    – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
    – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

    В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

    – Куда идешь?
    – А так иду, куда ноги идут.
    – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

    Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

    Условные обозначения:

    Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
    р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

    А:
    – Р.
    А:
    – Р!
    А:
    – Р?

    Чичиков обратился к нему с такими словами:
    – Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
    Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

    2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

    – Р, – а.
    – Р! – а.
    – Р? – а.

    – Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
    «Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

    3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

    – Р, – а, – р.
    - Р, – а. – Р.

    – Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
    «Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

    А:
    – Р, – а.
    А:
    – Р! – а.
    А:
    – Р? – а.

    Он сказал:
    – Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
    Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

    *************************************

    Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!