Возможности дистанционного обучения. Формы дистанционного обучения

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» - «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

Обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

Синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным,способом:

Абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

Молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

Лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

Военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

Высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

Лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Визуализировать учебную информацию;

Моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

Формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

Формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

Получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;

Индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;

Наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

Осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

Распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;

Размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

Иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

Узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

Применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

Развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

Корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

Первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

Ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

Периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

Обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

Обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

Понятия и Пр"инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. - 2001 - № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1 -2; (11 -12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. - 2000. - № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. - 1998. - № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1999.

В ближайшие годы образовательный рынок будет претерпевать радикальные изменения. Уже сегодня экспертами отмечается повышенный интерес пользователей всемирной сети интернет к дистанционному образованию.

Система дистанционного обучения – это одно из самых перспективных учебных направлений у миллионов человек по всему миру. Ведь у каждого появляется уникальная возможность получить высшее образование, освоить новую профессию или повысить квалификацию. При этом не имеет значения ни фактическое место работы и проживания, ни физические возможности, ни возраст или семейный статус. Такой способ получения знаний позволяет самостоятельно планировать график занятий, выбирая для этого удобное время. Получать дополнительное образование можно удаленно, не покидая дома или рабочего места.

В мире уже давно практикуют данный вид обучения, тогда как в России это становится прорывом только сейчас. Развитие дистанционной формы образования в нашей стране тормозит неповоротливость государственной системы и затяжной пересмотр образовательных стандартов. Тем не менее дистанционное обучение становится все популярнее.

Интерес к подаче информации в такой форме подтверждают также растущие цифры подписчиков образовательных каналов на YouTube. Заинтересованные в своем образовании лица готовы черпать знания удаленно, слушая лектора с экрана по интересующей теме, порой даже независимо от подачи и языка носителя информации. Безусловно, для подобного способа получения знаний необходима самодисциплина, ответственность и понимание, зачем это нужно. Кроме того, дистанционное обучение именно для России становится решением территориальной проблемы в получении образования для людей удаленных населенных пунктов.

Как проходит дистанционное обучение?

Виртуальное пространство – это и есть площадка для дистанционного образования. Для обучения требуется лишь компьютер или смартфон и доступ в интернет. Учебное заведение осуществляет образовательный процесс посредством телекоммуникационных средств, компьютеров дистанционных и мультимедийных технологий, предоставляя слушателям самые актуальные учебные материалы.

Любое дистанционное обучение, как правило, проходит в три этапа:

  1. Выбор учебного заведения (подача документов и оплата)
  2. Обучение (доступ в личный кабинет, изучение материалов, прохождение тестов)
  3. Получение документов (удостоверение или диплом установленного образца, сертификат и пр.)

Для чего нужно учиться дистанционно?

Возможности получения знаний увеличиваются в разы благодаря этому формату обучения. При этом слушатели получают неоспоримые преимущества:

  • экономия времени и денег;
  • нет необходимости присутствовать на лекциях и, следовательно, отвлекаться от основной деятельности;
  • поступление без экзаменов, дистанционно и быстро.
  • обучение в комфортных условиях за домашним компьютером, планшетом или мобильным телефоном;
  • возможность выбора графика и темпа обучения;
  • любые вопросы оперативно помогут разрешить специалисты учебного центра;
  • информация представлена на учебном портале в современном аудио-, видео- и текстовом формате;
  • доступность – обучение из любой точки России;
  • компактность и содержательность программ дистанционного обучения – получаемая информация максимально применима на практике.

Дистанционное обучение – оптимальное решение для амбициозных и целеустремленных людей, которые хотят учиться и совершенствоваться в своей профессиональной сфере.

С развитием интернет-технологий каждый человек любого возраста и рода деятельности получил сотни путей для саморазвития. Окончить зарубежный университет, не выезжая из страны, подготовиться к экзамену, послушать лекцию профессора, не выходя из дома, – возможности дистанционного образования кажутся безграничными. Образовательное разобралось, кому лучше всего подходит удаленное обучение и чему можно научиться в онлайн-режиме.

Дистанционное образование появилось задолго до того момента, как в дома и офисы проник вирус интернета. Его ранние вариации существовали еще в 19-м веке и помогали в отработке определенных навыков и предметов. Например, учитель стенографии Исаак Питман преподавал своим студентам методы скоростного письма, общаясь с ними исключительно посредством почтовой переписки.

С введением компьютера инструменты работы и способы доставки информации значительно усовершенствовались. А в 1999 году появился и официальный термин «электронное обучение». В последующие десятилетия виртуальная академическая среда стала новой образовательной тенденцией.

Онлайн-образование для всех

За границей этот сектор развивается гигантскими шагами. Созданы целые сетевые университеты, уроки в которых обновляются ежедневно, а доступ предоставляется любому пользователю, умеющему пользоваться интернетом. Пройденный материал легко подтвердить платным или бесплатным дипломом.

Помимо известных Coursera и KhanAcademy, есть еще edX, University Of the People, TED и сотни образовательных каналов на YouTube. Микролекции или полноценные модули на данных ресурсах, как правило, требуют владения английским языком, но иногда сопровождаются русскими субтитрами.

Обратите внимание

Практически каждый крупный университет Великобритании, Канады, Штатов и стран Европы имеет собственное отделение удаленного обучения. Онлайн-программы разработаны для бакалавриата, магистратуры и курсов повышения квалификации в различных областях знаний.

Поступление на такие факультеты и требования к документам ничем не отличаются от очных вариантов и зависят только от страны нахождения вуза. В некоторых учреждениях действует услуга «тестового периода», по истечении которого можно вернуть деньги за учебу, если она по объективным причинам не подошла ученику.

В английском университете Essex University, который славится своими научными исследованиями, можно заниматься удаленно на программах продолжительностью от 8 до 48 месяцев. Куратор остается на связи 24 часа, а студенты получают доступ к электронной библиотеке и 21 день пробного периода. Оценка учащегося происходит через письменные работы и активность в дискуссиях и на форумах. В дипломе не упоминается, в какой форме проходили занятия.

Обратите внимание

Чаще всего для обучения удаленно выбирают программы магистратуры. Наибольшей популярностью пользуются такие специальности, как экономика, менеджмент, социология и бизнес. Онлайн-степень MBA, или Master of Business Administration, сочетает теорию с практическим управлением бизнесом и открывает новые пути для карьерного развития.

При поиске подходящей программы в этом сегменте стоит обратить внимание на аккредитацию заведения, содержание и расписание активностей, отчет о трудоустройстве выпускников.

Учебные заведения с лучшими онлайн-программами MBA (по версии бизнес-журнала CEO Magazine, 2017)

  1. EU Business School, Испания, Германия, Швейцария
  2. SBS Swiss Business School, Швейцария
  3. IE Business School, Испания
  4. University of Otago Business School, Новая Зеландия
  5. University of Utah: Eccles, США
  6. Nebrija Business School, Испания
  7. Temple University: Fox, США
  8. The Open University, Великобритания
  9. Rochester Institute of Technology: Saunders, США
  10. MIP Politecnico di Milano, Италия

Удаленное бизнес-образование движется в сторону конкретизации специальности и получению более узких знаний. Помимо MBA General, многие университеты уже предлагают программы, заточенные на определенную отрасль или функционал, например, «MBA в сфере финансовых услуг», «MBA в промышленности», «MBA – управление маркетингом и продажами». В их учебных планах содержится больше дополнительного материала для изучения специфических аспектов конкретного сектора.

Бизнес-школа Aberdeen Business School на базе британского Robert Gordon University аккредитована международной организацией AMBA и считается одной из лучших в сфере энергетики. Степень MBA «Управление нефтегазовым бизнесом» (Оnline) даст понимание процессов разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа, типовых проблем при реализации крупных объектов и поможет в развитии управленческих компетенций для их решения.

Образование за рубежом

Онлайн-образование для школьников и абитуриентов

Кроме краткосрочных и долгосрочных программ, в современных реалиях оказались востребованными услуги подготовки к международным экзаменам : IELTS, TOEFL, SAT, ACT, GMAT и другим. Школьники параллельно с занятиями в российской средней школе могут также виртуально обучаться в учреждениях других стран. Эта опция позволяет получить зарубежный аттестат и подготовиться к поступлению в иностранный вуз, не выезжая из родного города.

По такой схеме, например, работает американская Franklin Virtual High School, где для каждого учащегося формируется индивидуальный учебный план. Зачисление проходит без вступительных испытаний, только на основании пройденных ранее предметов.

Программа состоит из модулей, скорость прохождения которых контролирует сам ученик. От этого же и зависит конечная стоимость, так как оплата проходит ежемесячно. В любом случае она получается в несколько раз меньше, чем при очном присутствии в американской школе. Результаты выпускных экзаменов Franklin Virtual High School признаются вузами Англии, Америки и Канады.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Интернет переполнен положительной информацией и удачными примерами из жизни. Остановимся подробнее на очевидных и скрытых преимуществах виртуальных классов.

Гибкий график и удобная обстановка

Онлайн-обучение предлагает более гибкие условия занятий, чем традиционные программы на базе университетов и колледжей. Не нужно ехать к 9 утра на другой конец города. Можно заниматься в любое время и выбрать то место, которое мотивирует больше всего: собственная спальня, кафе, рабочий стол или даже беговая дорожка. Доступ к личному кабинету, электронной почте учителей и студенческим форумам осуществляется в режиме 24/7. Это особенно актуально, если уже есть основная занятость, с которой нужно выстроить график совмещения.

Снижение расходов

Финансовые трудности, связанные с посещением вуза или школы, – самое распространенное препятствие для получения первого или дополнительного образования. Онлайн-курсы более доступны в этом плане, даже при платной учебе в канадском или американском вузе учащийся не берет на себя расходы на жилье, студенческие сборы, транспорт и учебники.

Большой охват курсов

Вопрос «где учиться?» прозвучит одним из первых, и он значительно ограничивает свободу выбора. Обучаясь дистанционно, можно не беспокоиться о местонахождении аудиторий и выбрать из множества онлайн-предложений именно то, что подходит больше всего.

Разнообразие используемых материалов

Вместо общепринятых лекций и семинаров – разносторонний качественный контент, от мультимедийных тренажеров и цифровых путеводителей до дискуссионных форумов, инфографики и вебинаров. К тому же материал всегда доступен для повторного просмотра или прослушивания, если с первого раза он не усвоился.

Несмотря на возможные подводные камни, большинство людей довольны своим онлайн-обучением и бонусами, которое оно дает. Однако важно знать и отрицательные стороны, чтобы принять обоснованное решение и подобрать оптимальный вариант.

Нужны навыки самодисциплины

В традиционной и привычной для большинства людей форме обучения существует набор правил и принципов, которым каждый должен следовать. Это важный момент, потому что он дает чувство дисциплинированности и целеустремленности. В дистанционном варианте ситуация немного другая. Учащийся свободен в своем расписании, но при этом ограничен рамками дедлайнов для выполнения заданий и сдачи проверочных работ. Если он не умеет грамотно управлять своим временем, распределяя его между учебой и другими занятиями, откладывает все на потом, то это приводит к проблемам с успеваемостью. Прокачанные навыки самоконтроля здесь обязательны.

Отсутствие прямого контакта с учителем и сокурсниками

Живое общение с преподавателем и единомышленниками стимулирует интерес к предмету и помогает наладить социальные и деловые связи. Так формируется среда, которая подталкивает к достижению поставленной образовательной цели и пригодится в будущей карьере. Не стесняйтесь объединяться в группы по интересам и находить одноклассников в социальных сетях, это компенсирует потребность в общении и развивает навыки нетворкинга.

Большая рабочая нагрузка

Учреждения, предлагающие онлайн-программы, понимают, что не могут эффективно контролировать повседневную деятельность своих учеников. Это серьезная проблема, которая влияет на качество полученного образования. Чтобы решить ее и быть уверенными, что ученик освоил весь объем материала, – они в конечном итоге дают больше заданий и ежедневной нагрузки. Каждый курс дает информацию о предполагаемой занятости в неделю. Изучите ее подробно и не ожидайте, что справитесь быстрее. Скорее, наоборот.

Возможные случаи мошенничества

Онлайн-курсов так много, что сложно отследить, какие из них действительно аккредитованы и предлагают обучение, дипломы и сертификаты, имеющие ценность. Обращайтесь только к проверенному учреждению или проконсультируйтесь со специалистом в сфере образования, прежде чем браться за учебу и оплачивать ее.

При четкой мотивации и соблюдении нехитрых правил предосторожности интернет-пространство превращается не только в развлечение и место для залипания, но и эффективную площадку для «прокачки» практически любого навыка. А с современными ресурсами пользоваться этим источником удобно, доступно и недорого.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со специально для сайт.

Появление Интернет-обучения - самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.

Д.Д. Хантер. «Война культур»

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся .

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование , несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности , расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможнорешение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

  • работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
  • организации дистанционного контроля знаний учащихся;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования , внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы , предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

  • организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов .

Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: "Академия", 2006.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. - 167 с.
4. http://fio.ifmo.ru/
5. http://www.it-n.ru/
6. www.eidos.ru/project/eidos-class/
7. www.eidos.ru/shop/price.htm

Эссе: «Технологии дистанционного обучения»

Развитие дистанционного обучения помогает решить ряд задач:

Повышение уровня образованности общества и качества образования;

Реализация потребностей населения в образовательных услугах;

Повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

Сохранение и приумножение знаний;

Развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

На сегодняшний день существует большой выбор технических средств, который помогает решать эти задачи. Наиболее популярными являются: электронная почта, блог, видео- и голосовая связь.

Использование электронной почты в дистанционном обучении.

Возможности использования электронной почты:

с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;

электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;

электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера;

с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;

возможность встраивания доступа к электронной почте в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений.

Возможности Skype в дистанционном обучении.

Skype - это возможность дистанционно обучаться по любой дисциплине и получать ценные навыки.

Появляется возможность видео- и голосовой связи с учеником, что максимально приближено к очному общению и в основном носит индивидуальный порядок. Возможность заниматься в любое удобное время. У учителя появляется возможность составить индивидуальную программу для каждого обучающегося, опираясь на его уровень знаний, задачи и цели.

Использование данной программы подразумевает повышенные требования к интернет соединению.

Информационно-образовательная среда vacad.ru

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние соответствующее информационному обществу.

Дистанционное обучение организуется с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), которая представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

пользователей.

Информационно-образовательная среда vacad.ru – это е диный информационный ресурс, позволяющий организовать дистанционное обучение.

Учебно-методические материалы и практические задания для самостоятельной работы расположены на сервере Центра и доступны для

работы. Использование сетевых технологий позволяет не только представлять обучающимся учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя.

В свой блог преподаватель может поместить следующие материалы:

Учебный план обучающегося,

Программу учебного предмета (дисциплины),

Учебник по учебному предмету (дисциплине),

Практикум или практическое пособие,

Тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,

Учебные дидактические пособия и задачники - позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...