Рисунок для проекта по русскому языку. Неделя русского языка в начальной школе

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

МБОУ «Ходарская СОШ им.И.Н.Ульянова» Шумерлинского района ЧР

Неделя русского языка и литературы

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Романова Зоя Викторовна

с. Ходары

2012г.

Внимание!

Внимание!

Всем!

Всем!

Если вы хотите знать:

Как появилось русская азбука;

Можно ли сломать язык;

Что такое баклуши и можно ли их бить;

Сколько слов в русском языке;

Почему чучело — гороховое, барышня — кисейная, а друг – закадычный;

Происходит ли слово врач от слова врать

И еще множество ответов на вопросы:

Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?

И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,

Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!

Цели:

формирования и развитие интереса к предметам – русский язык и литература;

развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Задачи :

— провести конкурсы викторин, литературных газет, наглядных пособий и

раздаточного материала

— организовать нестандартные мероприятия по предмету

— провести школьную олимпиаду

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«МЫ ЛЮБИМ ЛИТЕРАТУРУ И ИЗУЧАЕМ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Дата

Мероприятие

Класс

Ответственные

Открытие Недели

Понедельник

Знакомство с календарем недели

Выставка книг «Занимательный русский язык»

1-11 классы

Учителя русского языка и литературы.

Школьный библиотекарь

День интеллектуалов

Вторник

1 Интерактивная игра «Миллион сказок детям (по русским народным сказкам)».

2.Игра – путешествие «Знатоки русского языка»

3Лингвистическая игра «Грамматическое лото»

4.Олимпиада по русскому языку и литературе

1-4 классы

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы

Учителя начальных классов, школьный библиотекарь

День литературного чтения

Среда

1.Заочная викторина «В мире книг»

2.Литературная игра «Что? Где? Когда?» (По страницам книг Э. Успенского)

3.Акция «Школьной библиотеке от чистого сердца»

5-11 классы

5 класс

1-11 классы

Школьный библиотекарь

Учителя русского языка и литературы

Классные руководители

День поэзии

Четверг

Конкурс чтецов «Осенняя природа в стихах русских поэтов»

5-11классы (по три человека от класса

Учителя русского языка и литературы

День сатиры и юмора

Пятница

1.Инсценировка на современный лад русской народной сказки

« Царевна – лягушка»

2.Конкурс инсценированной басни

3. Выпуск стенгазеты

« Фразеологизмы в картинках»

6 класс

7 классы

8 – 9 классы

Классные руководители

Учителя литературы

Суббота

Общешкольная линейка Награждение активных участников и победителей конкурсов.

1 – 11 классы

Учебная часть

Учителя русского языка и литературы

Классные руководители

1-й день

Открытие

Недели

русского языка и литературы

«Мы любим литературу и изучаем русский язык «

2-й день

День интеллектуалов

Лингвистическая игра «Грамматическое лото»

Цель: — пробудить у учащихся интерес к предмету, формировать культурно-речевые умения и навыки; способствовать обогащению словарного запаса;

— развивать навыки коллективной работы, активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, сообразительность;

— воспитывать уверенность в собственных силах, настойчивость, трудолюбие.

Оборудование:

    Карточки-поля для игры в «лото» (формат – альбомные листы).

    Карточки-цифры для игры на поле.

На лицевой стороне – буквы, на оборотной – цифры.

    Конверты с заданиями.

Оформление:

    На доске прикреплены карточки с буквами ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО, на оборотной стороне которых – цифры. Карточки съёмные. После того, как участники назовут букву, открывается цифра, карточка кладётся на игровое поле.

    В три колонки вывешены эмблемы команд. Здесь будут подсчитываться очки.

Парты расставлены с учётом того, что играть будут три группы.

Ход игры.

1) Вступительное слово. Заполнение игровых полей.

Вы разделились на 3 команды. Принцип игры в лото прост: получаете карту-игровое поле, из прикрепленных на доске букв (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО) члены команды по очереди называют любую букву. На оборотной стороне написана цифра. Цифры укладываются на игровые поля. Первый балл получит та команда, которая первой соберёт карту.

Составление карт. Запись балла.

3) Решение заданий в группах.

Команды получают конверты с заданиями в соответствии с цифрами на игровом поле лото. Каждой команде – по 6 заданий. Уровень сложности задания можно узнать по количеству баллов, указанных на обороте. Самое лёгкое – 5 баллов, трудное – 10 баллов.

Задания можно решать коллективно, можно распределить между членами группы. Все заработанные баллы фиксируются на доске.

И ещё: за каждое отгаданное задание команда получает часть предложения. Из этих частей потом нужно будет составить высказывание – это тоже дополнительный балл.

Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):

Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.

Задания.

1. Подберите общие окончания. Запишите получившиеся слова. (10 баллов)

К М (…) Сп (….)

Л(..) Ос Ч

2. Перед вами два стихотворных отрывка. Придайте им форму стихотворений, расставьте знаки препинания. (6 баллов)

Погода пуще свирепела Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь и вдруг как зверь остервеняясь на город кинулась.

А.С. Пушкин

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умилёнными очами их озирая говорит простите мирные долины.

А.С. Пушкин

3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок. (7 баллов)

[ быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам общ’иств’э вофс’и нит’ашкай’а аб’азанаст’/ апрастой’э разв’ит’ийэ внутр’ин’эй’ патр’эбнаст’и/ н’икто н’игавар’ит што напч’ил’э л’ижит св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от/ патамушта ана пч’ила// ]

4) Составление высказываний, чтение, объяснение.

5. Составьте слова из половинок слов, записанных в разных колонках. (8 баллов)

6. Проанализировав образец, вставьте нужное слово. (9 баллов)

Ответы

1. Окончания слов.

(-ом): атом, бром, гном, дом, ком, лом, ром, сом, том, хром.

(-ина): вина, глина, длина, дина, мина, осина, тина, шина.

(-айка): байка, гайка, майка, стайка, спайка, чайка, сайка, шайка.

2. Стихотворения

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась.

Вставая с первыми лучами,

Теперь она в поля спешит

И, умилёнными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины».

3. Транскрипция

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.

4. Фраза

Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).

5. Слова в колонках.

Оптика, арахис, паркет, пляска, палата, баллон, курага, корица.

6. Вставка слова.

Жаба, кожа, порт, роса.

5) Устные задания.

Поэтический перевёртыш

Злой кабан сидел на ветке

Пароход томился в клетке

Соловей точил клыки

Дикобраз давал гудки

Кошка физику учила

Маша хвостик свой ловила

Буратино сшил себе штаны

Портной все поел блины

Ёж накрыт к обеду был

Чиж усами шевелил

Рак летал под облаками

Стол гонялся за мышами

Чайник прыгал во дворе

Мальчик булькал на костре

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.

Перевёртыши-пословицы.

Пример:

Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.

Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.

Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.

Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.

От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.

На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.

Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.

Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.

Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.

Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.

Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.

9) Подсчитывание баллов, подведение итогов, награждение.

_________________________________________________________________

Игра – путешествие «Знатоки русского языка»

Задачи внеклассного мероприятия:

— расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

— развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

— воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа и оборудование:

формирование команд из учащихся 8-9-х классов;

— подготовка судей для различных станций из учащихся 10-х классов;

— подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;

— подготовка вступительного слова для открытия игры;

— почетные грамоты и призы для победителей

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. в маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде. Состав команд – 10 человек, количество команд – 5. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 3 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

Станции

«ГРАМОТЕЙ» выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

«АЗ, БУКИ, ВЕДИ» перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку или строку из известного стихотворения, которая начинается на эту букву.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.

«В МИРЕ СЛОВ» — .

ХОД ИГРЫ

Ведущий : Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных станциях вы выполните задания по русскому языку и не только.… И в конце игры, встретившись вновь в этом зале, мы определим, кто из наших старшеклассников – знаток русской речи.

Ведущий объясняет правила следования по маршруту. Проводится жеребьёвка, раздаются маршрутные листы, и путешествие начинается.

СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕЙ»

1 задание : найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

2 задание : восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания . Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.

(по К.Г.Паустовскому)

Я уверен, что для полного овла дения русским языком, для того чтобы не потерять чув ство языка, нужно не только постоянн ое общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пе ре свистом птиц и с каждым цве тком, что кивает го ло вой из-под куста лещины.

Тогда все слова оживают, крепнут, напо лняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чув ствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(по К.Г.Паустовскому)

СТАНЦИЯ «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»

Перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку, скороговорку, загадку, которая начинается на эту букву.

(подсказки для судей)

А

А ну-ка, друзья, кто угадает:

На десятерых братьев двух шуб хватает.(Перчатки)

Б

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Г

Гуляю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Ветер)

Д

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Е

Ели – потели, работали – замёрзли.

Ж

Жутко жуку жить на суку.

З

Зелёный луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.(Футбольное поле)

И

Избушка новая, для всех столовая,

Зовёт обедать, крошек отведать.(Кормушка)

К

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Л

Лес рубят – щепки летят.

М

Медный ковш упал на дно: и обидно, и досадно, ну да ладно – всё одно!

Н

Не велика птица синица, да умница.

О

От топота копыт пыль по полю летит.

П

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Р

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза раскрывает.

С

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Т

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

У

У семи нянек дитя без глаза.

Ф

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Х

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Ц

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ч

Чужим добром не разбогатеешь.

Ш

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли два гроша.

Я

Язык до Киева доведёт.

Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Оценивается правильность и количество выполненных заданий

СТАНЦИЯ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»

на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.(подсказки для судей)

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Г.Паустовский)

Перед вами громада – русский язык.

(Н.В.Гоголь)

(А.П.Сумароков)

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…

(Н.М.Карамзин)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей.

(В.Г.Белинский)

Без языка и колокол нем.(пословица)

Живое слово дороже мёртвой буквы.(пословица)

На великое дело – великое слово.(пословица)

Язык мал, а великим делом ворочает.(пословица)

…Как вы поймёте без любви

Всю прелесть русской речи?

(И.Сельвинский)

Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.

Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты

ДиспансЕ р, апострО ф, добелА , мизантрО п, И конопись, тО тчас, дО низу, взятА , фронтЫ , газопровО д, крапИ ва, кроИ ть, гЕ рбовый, деньгА ми, тО рты, принялА , надО лго, зА гнутый, засмолИ т, бА нты.

2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

Теперь я, под ними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я под ними, те тоже.

Теперь я под ним, и те тоже.

Те перья подними, те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Судьи оценивают правильность ответов. 17-20 правильных ответов – красный лепесток, 13-16 – жёлтый, 9-12 – синий, 1-8 – зелёный.

СТАНЦИЯ « В МИРЕ СЛОВ»

выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий .

1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

(«Не робей!» — буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

2 задание: объясните значения устаревших слов.

Кабан

Щека

Ягнёнок

Плечо

Правая рука

Глаз

Зрачок

Путь

горе

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

5 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ

Подводятся итоги игры: на большом стенде размещаются плакаты о русском языке, созданные командами во время игры, здесь же команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы .

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.

2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. — Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. — М. : Дрофа, 1996.

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. — М. : Рус. яз., 1987.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М.: Рус.яз.,1985.

8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.

9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.

10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

«Грамотей»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 4

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 5

«В мире слов»

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 задание

Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.

2 задание

Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.

Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 задание

2 задание

«Теперьяподнимитетоже»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

3 задание

4 задание

Тинейджер

3-й день

День литературного чтения

Заочная викторина «В мире книг»

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

Юрий Левитанский

Мир книги…

Мир необычайно разнообразный и увлекательный.

Мир красоты и мудрости… Как здорово, уютно устроившись

с книгой в руках, отправиться в удивительное, полное

открытий и незабываемых встреч путешествие!

Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный

Мир книги? Какими знаниями обогатил он вас?

Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми,

мыслящими читателями. А насколько вы уже внимательны

и эрудированны, покажет наша викторина.

Попытайтесь ответить на как можно большее количество

вопросов. Ответы просьба писать на листочках и сдавать

своему учителю русского языка и литературы.

Не забудьте указать свою фамилию, класс и номер вопроса!

Желаем успехов!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»


1. Чей это портрет?

1) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

2) Мальчишка лет 10, с выпуклыми веснушками по всему лицу и с двумя ястребиными перьями в рыжих волосах.

3) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.

4) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.

5) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

6) Большая скользкая тварь. Черный, как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии.

7) Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. По виду – лет сорока с лишним. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

2. Кто так говорит?

1) Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

2) Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

3) Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

4) У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.

5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.

7) Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

9) Вот Капитан Флинт… Я назвал моего попугая Капитаном Флинтом в честь знаменитого пирата…

10) Тогда – не правда ли? — в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась…

11) Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, – тут и дело с концом, все трое долой от меня!

12) Поднимите мне веки…

13) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

3. О ком это говорится?

1) Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

2) Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку из земли повыдернули,

Из омешков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

3) Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит…

4) Сосед наш неуч, сумасбродит,

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино…

5) Лгунишка он, картежник, вор.

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить…

4. Кто кому пишет?

1). Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде.

2). Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.

3). Государь ты наш, Владимир Алексеевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. С лышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову…

4). Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса…

5). Элессар, Элессар! Где твой гордый народ

Ныне бремя скитаний и скорби несет?

Близок час, по дорогам копыта гремят –

Это с Севера скачет твой Серый отряд.

5. Кому снится?

1). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

2). Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.

3). А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса…

4). И снова видел я во сне

Грузинки образ молодой.

5). И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

1). Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

2). Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф

3). Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

4). Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

5). Я встретил – и всё былое

В отжившем сердце ожило…

6). Царю небесный!

Спаси меня

От куртки тесной,

Как от огня.

7. «Крылатые слова».

1). Да, были люди в наше время…

2). И вечный бой! Покой нам только снится.

3). Умом Россию не понять…

4). А поворотись-ка, сынку!

5). Не вынесла душа поэта…

6). Служить бы рад, прислуживаться тошно.

7). Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

8). Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.

9). Счастливые часов не наблюдают.

10). Утром деньги – вечером стулья.

11). Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

12). Гений и злодество – две вещи несовместные.

13). Бороться и искать, найти и не сдаваться!

14). Один за всех, и все за одного!

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»

1. Чей это портрет?

1) Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

2) Вождь Краснокожих

3) Д’Артаньян

4) Человек-невидимка

5) Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

6) Горлум (Толкиен «Властелин колец»)

7) Воланд (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2. Кто так говорит?

1) Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)

2) Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

3) Балда 4) Собакевич 5) Базаров 6) Печорин 7) Молчалин 8) Ляпкин-Тяпкин

9) Пират Джон Сильвер (Стивенсон «Остров сокровищ»)

10) Татьяна Ларина 11) Гек Финн 12) Вий 13) Дед из «Детства» М.Горького

3. О ком это говорится?

1) Об Илье Муромце 2) О Вольге Святославовиче 3) о Молчалине

4) об Онегине 5) о Загорецком

4. Кто кому пишет?

1) Хоттабыч 2) Владимир Дубровский Марии Троекуровой

3) Орина Егоровна Бузырева Владимиру Дубровскому

4) Хлестаков Тряпичкину 5) Галадриель Арагорну

5. Кому что снится?

1) Городничему 2) Петру Гриневу

3) Катерине Кабановой 4) Мцыри

5)Сосне из стихотворения Лермонтова

1) С.Есенин

2) Н.Гумилев

3) Ф.И.Тютчев

4) А.С.Пушкин

5) Ф.И.Тютчев

6) М.Ю.Лермонтов

7. «Крылатые слова».

1) Лермонтов «Бородино»

2) Блок «На поле Куликовом»

4) Гоголь «Тарас Бульба»

5) Лермонтов «Смерть поэта»

6) Грибоедов

7) Пушкин «Евгений Онегин»

8) Гоголь «Ревизор»

9) Грибоедов

10) Ильф, Петров «12 стульев»

11) Экзюпери «Маленький принц»

12) Пушкин «Моцарт и Сальери»

13) Каверин «Два капитана»

14) Дюма «Три мушкетера»

Литературная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

/По страницам книг Эдуарда Успенского/

Цель: расширение читательского кругозора пятиклассников в разделе «Литературные сказки»

Задачи:

    способствовать популяризации интеллектуального досуга среди детей;

    стимулировать у учащихся получение дополнительных знаний, выходящих за рамки школьного учебника;

    формировать опыт публичной коммуникативной деятельности учащихся;

    развивать творческую активность учащихся.

Оборудование:

    выставка книг Э.Успенского;

    портрет писателя;

    выставка детских работ: рисунков, кроссвордов;

    табло «Поле чудес», черный ящик;

    плакат «Скорее, скорее, спешите сюда,

Сейчас здесь начнётся игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»;

6. табло со счётом игры;

7. почтальон Печкин с посылкой;

    2 команды участников литературной игры.

Организация игры:

За столиками одновременно сидят 2 команды знатоков. В центре каждого стола установлен волчок и разложены вопросы, одинаковые для обеих команд. Участники игры поочерёдно с помощью волчка определяют вопрос, на который им предстоит отвечать. Отыгравшие вопросы снимаются с обоих столиков команд. В течение игры у каждой команды есть возможность один раз получить помощь зала. Победитель определяется по количеству набранных очков.

Ход игры.

Ведущий: Скорее, скорее, спешите сюда,

Сейчас здесь начнётся игра

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

В сегодняшней игре сразятся 2 команды знатоков. /Представление команд. Объяснение условий игры/.

Тема сегодняшней игры – сказочные истории, рассказанные Э.Успенским. /Проецирование портрета писателя /.

Вопросы для участников игры:

    Нарисуйте музыкальный инструмент одного из сказочных героев Э.Успенского, о котором нас оповестил сам же герой в песне.

/Ответ: Я играю на гармошке …Песенка Крокодила Гены/.

Послушайте фрагмент песни./Звучит «Песня Крокодила Гены»/

    Узнайте героя по его характеристике.

«Кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый…»

/Ответ: Чебурашка/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Чебурашки/.

« Открывается дом дружбы. Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам».

/Ответ: Крокодилу Гене/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Крокодилы Гены/.

    Кто дал себе такую характеристику?

« Я собираю злы…Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда – всегда перехожу улицу в неположенном месте…»

/Ответ: старуха Шапокляк/.

/Демонстрируется рисунок с изображением старухи Шапокляк/.

    В сказке Э.Успенского «Отпуск Крокодила Гены» есть забавный разговор небезызвестных астрономов. Послушайте!

« Мальчик Иванов сказал: — Вон те семь звёзд, которые похожи на ковш, называются Большая Медведица, а рядом маленький ковшик – это Малая медведица.

— Это по вашему, — сказал Гена, — а по-нашему, это Большая Кроколица. А рядом Малая Крокодилица.

— А по-моему, это два созвездия: Большая Шапокляк и Малая Шапокляк. Обе они на шляпу с козырьком похожи.

….А крыса Лариска из сумки старухи думала про себя: «Балды вы все! Эти созвездия называются….»

Какое название этим звёздам дала крыса Лариска?

/Ответ: Большая Крысица и Очень Большая Крысица/.

/ Демонстрируется рисунок с изображением крысы Лариски/.

А сейчас музыкальная пауза! Послушайте песню «Кабы не было зимы» из мультфильма по сказке Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино».

    Внимание на табло «Поле чудес». Здесь зашифровано имя сказочного героя Э.Успенского, который является однофамильцем героя русской народной сказки.

/Ответ: Колобок/

/Демонстрируется рисунок с изображением Колобка/.

    Близко к тексту перескажите рецепт поедания бутербродов, который принадлежит Коту Матросскину.

/ Ответ: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится»/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Кота Матросскина/

    Повторите вслед за Хватайкиным его знаменитую фразу! /Ответ: Кто там?/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Хватайкина/

« Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась…»

/Ответ: Дядя Фёдор/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Дяди Фёдора/.

    Кто разговаривает с волшебным зеркалом?

/звучит фонограмма текста/

«Ну-ка, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Не грозит ли нам беда?

Не идёт ли враг сюда?»

/Ответ: Кощей из сказки «Вниз по волшебной реке»/

/Демонстрируется рисунок с изображением Кощея/.

    Внимание! Чёрный ящик! /Вносится чёрный ящик/

В этом чёрном ящике лежит предмет, который очень понравился корове Мурке из Простоквашино, поэтому она его и съела.

/Ответ: педагогический журнал- «Педагогика»/.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги состязания команд знатоков, для болельщиков несколько вопросов:

    Слово, происходящее от слова «печка» — герой одной из сказок Э.Успенского.

    Человек с почтовой сумкой, отвечающий на вопрос: «Кто там?»

    Герой известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Правильно! Это Печкин.

/Раздаётся стук в дверь/.

— Кто там?

— Это я, почтальон Печкин. Я вам посылочку принёс. /Раскрывает посылку, в которой находятся подарки участникам игры, и производит награждение/.

4 –й день

День поэзии

5 – й день

День сатиры и юмора

Царевна – лягушка

(Русская народная сказка на современный лад)

Действующие лица:

    Царь-батюшка

  • Бизнес-леди

    Топ-модель

    Студентка

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был царь, и было у него три сына. Наступила пора жениться царевичам. Взяли они свои «мобильники», набрали наугад номера.

Первый сын попал к бизнес-леди, второй – к топ-модели, третий – в общежитие к студентке из местного вуза.

Дает отец снохам первый наказ: сварить борщ на обед.

— Долго сказка сказывается, быстро дело делается. Схожу-ка я в магазин и куплю свой любимый пакетик готового «Бизнес-ланча»! – решила первая сноха.

— Ни одной лишней калории! Только листочки-лепесточки! – решила жена второго сына.

Вернулся младший сын опечаленный: что со студентки взять, ничего-то она не умеет.

— Не печалься: студенты за ночь японский выучат, если надо! Ложись, утро вечера мудренее.

Нашла она в иннете рецепт бабушкиного борща, поняла – главное продуктов не жалеть!

Побольше мяса, сала, сметаны и чуть-чуть зелени, а арома-ат!

Пробует царь угощение бизнес-дамы:

— Не понимаю, вкус есть, а мяса нет! Ты мне мяса, мяса давай!

Пробует суп манекенщицы:

— Ешь капусту, редьку, хрен, будешь как Софи Лорен! Но я не Софи Лорен: хорошего человека должно быть много!

Младший сын подносит борщ студентки.

— Вот это борщ! Угодила! Ой, лиса!

Вот дает старик другой наказ: приготовить подарок и прийти на пир.

Первая невестушка подарила супердорогой омолаживающий крем. Царь мажет (гаснет свет, включается) – на троне малыш!

— Верните меня! Караул! – кричит малыш (гаснет свет – на троне царь). Отец возвращает крем.

Вторая невеста:

— Вот Вам, батюшка, эксклюзивная модель от модного кутюрье! Последний писк!

Царь запутывается в наряде:

— Что-то ваша мода пищит и никак не умрет!

Возвращает костюм.

В это время студентка, не зная, что делать, решает:

— Умирать — так с музыкой!

Дарит царю свой МР3 плеер с записью песен Надежды Кадышевой и слышит:

— Вот угодила! Ой, лиса!

Общий танец. Поклон.

5 – й день

Подведение итогов Недели русского языка и литературы

Литература

    Алымова Н.А. Литература. 5-11 классы. Тематические недели. Волгоград, 2008.

    Дорошенко Е.Ю. Школа молодого учителя. Москва, «Сфера», 2007. www.1september.ru

Приложение

Высказывания о русском языке

    Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
    В. Г. Белинский

    Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
    А. П. Сумароков

    Как материал словесности, язык славяне — русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
    А. С. Пушкин

    Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
    М. В. Ломоносов

    Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем — отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования… крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
    А. И. Герцен

    Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…
    А. Д. Ушинский

    Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры…. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
    Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…
    А. И. Куприн

    С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей —
    сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
    К. Г. Паустовский

    Русский язык — это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
    Олесь Гончар. Украина

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять — таки Пушкин!
    Берегите чистоту языка, как святыню!
    И. С. Тургенев

О литературе и поэзии

    Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников,
    И. В.Гете

    Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты — умы и сердца истинных художников.
    М.А. Горький

    Стих, как монету, чекань —
    Строго, отчетливо, честно,
    Правилу следуй упорно:
    Чтобы словам было тесно,
    Мыслям — просторно.
    Н. А.Некрасов

    Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением…
    Н. А.Добролюбов

    Быть поэтом — это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.
    С. А.Есенин

    Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
    К. Г. Паустовский

    Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
    Л. Н. Толстой

    (О поэзии)
    Это — круто налившийся свист,
    Это — щелканье сдавленных льдинок,
    Это — ночь, леденящая лист,
    Это — двух соловьев поединок.
    Б. Л.Пастернак

    Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
    И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
    Хорошие стихи не так легко писать…
    А. С. Пушкин

    Толстой — это целый мир.. .Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
    А.М. Горький

Русский язык в школе можно, пожалуй, отнести к одним из самых важных предметов, незнание которого может наложить серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Но как поднять интерес детей к нему? Как облегчить восприятие таких трудных и запутанных на первый взгляд правил? В этом поможет регулярный выпуск посвященной русскому языку. Интересные факты, забавные истории происхождения слов, "ляпы" из сочинений - все это придет на помощь и сделает русский язык для учеников по-настоящему родным.

О чем может рассказать стенгазета

Школьная стенгазета, посвященная русскому языку, должна стать не просто изложением фактов, а обязательно и способом общения. Пускай ученики задают вопросы, оставляя их в специальном кармашке, приносят свои заметки (можно ввести какое-то поощрение за такую активность) и участвуют в конкурсах.

  • Знаете ли вы, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода: «дитя», «животное» и «чудовище»?
  • Единственное полное прилагательное в русском языке, имеющее один слог - это слово «злой».
  • Глагол «вынуть» - единственное в нашем языке слово, не имеющее корня. Считается, что он тут нулевой и чередуется с -ним (вынуть - вынимать).

«Любого иностранца, утверждающего, что он в совершенстве знает русский язык, можно протестировать. Предложите ему перевести следующее предложение (интересно, а сами-то вы поймете, о чем в нем речь?): «Косил косой косой косой». И если иностранец в результате выдаст что-то вроде: «Срезал траву человек с кривым инструментом», то его и впрямь можно причислить к знатокам «великого и могучего».

Но в конце этих заметок не забудьте спросить: «А знаете ли вы подобные занимательные факты?» Это подтолкнет интерес детей к чтению и создаст начало общения.

Информация, о которой может поведать стенгазета

Школьная стенгазета может стать собранием удивительных фактов. Как, например, эти:

  • все неприличные слова до 14 в. на Руси именовались «нелепыми глаголам»;
  • в русском языке есть слово, состоящее из 46 букв - «тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый», а самый длинный предлог и одновременно самый длинный союз - это состоящее из 14 букв слово «соответственно»;
  • а слово «тьма» раньше было числительным, обозначающим самое большое из известных количество - 10 тысяч.

Не менее интересны будут и сведения для рубрики «Занимательный русский язык» о существительных с «выпадающими» гласными. Если склонять такие слова, как вошь, день, лев, лоб, ложь, пень, ров, рожь, сон, шов и т. п., то в их корнях не останется ни одной гласной. А так как перечислены не все слова, можно предложить читателям дополнить этот список.

Удивительная буква «Ъ»

История 28-ой буквы русского алфавита «ъ» сложна и запутана и тоже может стать темой одного из выпусков газеты.

В старину она обозначала какой-то очень краткий о котором до сих пор спорят лингвисты. Позже, примерно с середины 12 в., ею пользовались для того чтобы разбивать слова на слоги, а строку - на отдельные слова, вплоть до того времени, пока не состоялся повсеместный переход к применению пробелов (къбогомъизъбраномуцарю).

Но даже после того, как между слов появились пробелы, в церковнославянской письменности так и осталось правило: «ъ» - буква, обозначающая конец слова. То есть каждое слово в русском языке могло раньше заканчиваться только на на гласную, й, ь или ъ (ломбардъ, адресъ, гастрономъ). Представляете, на написание этого абсолютно ненужного знака уходило до 4% объема текста!

Теперь, в результате реформы русского правописания, проводимой в 1917-1918 гг., появилось новое правило: непроизносимая «ъ» - буква, которая употребляется только как разделительный знак между согласным и гласным. Ее можно обнаружить на стыке приставки и корня (съезд, объять, въедливый и т. п.) или для обозначения йотированного произношения гласных в (инъекция, адъютант и др.).

Но, конечно же, это далеко не все, что можно рассказать о твердом знаке.

Поговорим о супплетивах

Интересные факты о русском языке для стенгазеты не обязательно собирать «с миру по нитке». Ведь даже вполне научное явление из области лингвистики может оказаться для рядового читателя удивительным и занимательным. Например, супплетивы.

Каждый из носителей языка может легко образовать от любого :

  • писать - писал,
  • читать - читал,
  • делать - делал,
  • петь - пел,
  • идти - … шел.

Вот это «странное» несоответствие между корнем начальной и производной формы и называется супплетивом. Такие же явления встречаются при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных:

  • смешной - смешнее,
  • умный - умнее,
  • теплый - теплее,
  • хороший - … лучше или плохой - … хуже.

То же можно встретить и у существительных, например, у слова «человек» (его множественное число - «люди», образовалось от другого корня), у местоимения «я» (его косвенные падежи «меня», «мне» и т. д. тоже имеют иной корень).

Как хулиган появился в России

Школьная стенгазета на тему: «Русский язык и его история» может с успехом размещать интересные факты и о происхождения некоторых слов. Вот пример небольшой заметки о том, как в русском языке появилось слово «хулиган».

Ни для кого не секрет, что хулиганом называют человека, позволяющего себе бесчинства и не уважающего закон, но то, что данное слово ранее было английской фамилией, наверное, мало кому известно.

Да-да, на рубеже 18 и 19 вв. в Англии, в городе Саусворк, проживала пренеприятнейшая семейка, занимавшаяся бандитизмом и грабежами. Все они носили одну фамилию - Халиган. И скоро печально прославились на всю Англию. А о главе этого разбойничьего клана, Патрике Халигане, была даже сложена насмешливая песенка, ставшая со временем популярной во всей Европе. На Халиганов рисовали карикатуры, писали пародии, и их фамилия постепенно стала именем нарицательным, причем не только в Англии, но и в России, где, правда, несколько видоизменилась.

Противоречия в одном и том же слове

Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно подбирать в огромном количестве. Школьникам наверняка будет любопытно узнать и о таком удивительном явлении развития нашего языка как энантиосемия - поляризация значении одного слова. То есть в одной лексической единице значения могут противоречить, противопоставляться друг другу. Судите сами - известное слово «бесценный» кроет в себе сразу два понятия:

1) что-то, не имеющее никакой цены;

2) нечто, имеющее очень высокую цену.

А что имеет в виду человек, говорящий: «Я прослушал лекцию»? То, что он внимательно выслушал ее или, наоборот, что он ничего так и не услышал? Глагол «прослушать», как видите, антоним сам себе.

Как возникала энантиосемия

Интересные факты о русском языке для стенгазеты могут включить и историю возникновения этого явления.

Лингвисты объясняют его применением слова в разных сферах, например в и в книжном языке. Нечто подобное произошло со словом «лихой». Если в древнерусских манускриптах оно имело лишь одно значение: «плохой, скверный» (лихой человек), то в просторечии «лихой» стал еще и «смелым, удалым» (лихой воин).

Все дело в том, что в древности как о лихих людях говорили чаще всего о разбойниках, способных, как все знают, на смелые, рискованные и бесшабашные поступки. Отсюда и взяло начало новое, противоположное значение древнего слова.

Русский язык богат примерами энантиосемии слов. Можно вспомнить из них следующие: одолжить (взять в долг - дать в долг) или наверно (наверняка, точно - может быть, не точно).

Факты о том, как развивался великий русский язык, стенгазета может подавать и в виде коротких заметок, и как научно-популярные статьи.

Газета, о которой говорилось в статье, должна стать и увлекательным чтением, и подталкивающей к раздумьям, для детей разного возраста. Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно в большом количестве найти в СМИ, особенно сейчас, когда интерес к родному языку поднялся на более высокий уровень.

Но еще раз хочется напомнить, что такая газета - это не просто информативное издание, но и место для общения. Только так интерес из чисто созерцательного станет чем-то более реальным, приводящим к увлечению предметом, а может, и к раскрытию таланта писателя, поэта или художника. Удачи!

Татьяна Перова

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель .

В школе,в которой учится моя дочь,с 25 по 30 января этого года проходила Неделя русского языка . К этой недели моей дочери было предложено сделать тематическую стенгазету .

Я,как мама,конечно помогла дочери-школьнице и приняла активное участие в создании стенгазеты .

Информацию на эту тему просматривали в книгах в своей домашней библиотеке и в статьях Интернета. Образцов стенгазет очень много ,но мы решили сделать по-своему. И вот такую тематическую газету мы "выпустили".

Стенгазету назвали просто - "РУССКИЙ ЯЗЫК ".Название написали большими буквами,раскрасили яркими карандашами и обвели по контуру фломастерами.


Материал для стенгазеты- "Что такое русский язык ","Происхождение русского языка ","Высказывания великих людей о русском языке ",тематические рисунки-нашли в книгах,журналах и Интернете. Затем распечатали и наклеили на цветные листы.



Охотно делимся своим вариантом оформления стенгазеты к Недели русского языка и надеемся ,что кому-нибудь из читателей материал пригодится и будет полезен. Спасибо!

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Сценарий «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. 2. Обобщить и систематизировать знания сказок А. С. Пушкина 3.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

В рамках тематической недели «В мире русского языка и культуры» в средней группе состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному.

Сценарий игры КВН «Пушкиниада» к Дню Матери и открытию года русского языка Ход сценария на тему: «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка. Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана;

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь.

Иван Алексеевич Бунин

Из истории русского языка

Долгое время на Руси существовала особая языковая ситуация, где книжным языком был церковнославянский (старославянский), а разговорным - восточнославянские диалекты.

Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII веке создал «Российскую грамматику», в которой заложил основы национально-русского литературного языка путем слияния книжного славянского языка с простонародным, то есть с живой разговорной речью. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин полностью осуществил то, что начал Ломоносов - создал могучий русский литературный язык, достойный великого народа.

Красота созданного им языка сочетается с полной естественностью и благородной простотой.

Занимательная рубрика

Восстановите пословицы.

1. У семи нянек кулаками не машут. (У семи нянек дитя без глазу)

2. Маленькая рыбка лучше новых двух. (Маленькая рыбка лучше большого таракана)

3. После драки дитя без глазу. (После драки кулаками не машут)

4. Старый друг лучше большого таракана. (Старый друг лучше новых двух)

5. Не суйся в волки, коли делать нечего. (Не суйся в волки, коли хвост тёлкин)

6. Два сапога пара, да оба в воду упали. (Два сапога пара, и оба на левую ногу)

7. Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

8. Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу. (Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали)

Прояви эрудицию

1. Какой месяц в сказке «Двенадцать месяцев» подарил подснежники главной героине?

б) апрель; +

2. Что значит «бить баклуши»?

а) Голодать;

б) запомнить;

в)загрустить;

г) бездельничать. +

3. У Федорки - свои...

а) отговорки; +

б) поговорки;

в) присказки;

г) потешки.

4. Во всех ли этих словах стоит разделительный мягкий знак?

а) Ружье; в) Кузьма;

б) звенья; г) Дарья.

5. Что такое «лукоморье»?

а) Ручная корзина;

б) роскошный пир;

в) залив у моря;

г) нерасторопный человек.

6. Какое слово перенесли неверно?

а) Школь-ник;

б) ру-чьи;

в) май-ка;

г) воробь-и. +

7. Продолжите строчки С. Маршака «Серый волк в густом лесу встретил рыжую...»

а) корову;

г) собаку.

8. Продолжите пословицу «Повторенье - мать...»

а) мученья;

в) терпенья;

г) ученья. +

9. Как называется японское искусство складывать разные фигурки из бумаги?

а) Икебана;

б) ханаяги;

в) оригами; +

г) цунами.

10. Сколько на Земном шаре различных языков?

а) Свыше 2500; +

б) свыше 3500;

в) свыше 5000;

г) свыше 10 000.

11. Сколько в мире алфавитов?

12. Соберите по порядку.

а) Телефон у нас висит,

б) Телефон не достаю,

в) На носочки я встаю,

г) Телефон весь день звонит.

Ответ: а, г, в, б.

13. Превратите «рощу» в «парк», изменяя в словах по 1 букве.

14. Какой частью слова является «а» в слове «сделал»?

а) Корнем;

б) приставкой;

в) суффиксом; +

г) окончанием.

15. Какая гласная не произносится как два звука?

16. Какое слово не является предлогом?

17. Какой частью речи является слово «вокруг»?

а) Существительным;

б) предлогом; +

в) прилагательным;

г) глаголом.

18. Назовите часть речи.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

а) Прилагательное; +

б) существительное;

в) числительное;

г) глагол.

19. На какие вопросы отвечают существительные дательного падежа?

а) кого? что?

б) кем? чем?

в) о ком? о чем?

г) кому? чему? +

20. Образуйте новое слово

кот (ток), тело (лето), шпала (лапша), ткани (нитка), каре (река), лиса (сила), соль (лось), брак (краб), сон (нос)

21. Какие фигуры лишние и почему?

Ответ: лишние треугольники, так как в других одинаковых фигурах написаны антонимы, а в треугольниках - нет.

Детские стихи хокку учеников 3 класса школы «Развитие»

Какие же прелестные бабочки!

Они так красиво порхают по небу.

Они похожи на цветы.

(Света Никулина)

Облака - вдохновленные животные.

Облака - это чудо небесное,

Созданное природой.

(Олег Кобылъников)

Осень - это когда желтеют

И опадают листья.

(Ксюша Миронова)

Природа своими красками

Рисует небо, землю.

Природа такая озорная.

(Рома Асютин)

Деревья - такие интересные растения.

Ветви у них похожи на руки,

А сами они похожи на людей.

(Игорь Гринин)

Лингвострановедческий кроссворд

(Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения)

По горизонтали:

5. Бедность не... . (Порок)

6. Мели, ..., твоя неделя. (Емеля)

9. Кабы лиса не подоспела, то бы... волка съела. (Овца)

11. Молчание - ... согласия. (Знак).

12. Старость не... . (Радость)

13. А... просто открывался. (Ларчик)

15. Лиха беда - ... . (Начало)

16. Новый... чисто метет. (Веник)

18. Не все коту масленица, бывает и великий.... (Пост)

19. Слышал..., да не знает, где он. (Звон)

21. ... рыбака видит издалека. (Рыбак)

24. Шумим, ..., шумим. (Братец)

25. Близок..да не укусишь. (Локоть)

26. Не дорог..., дорога любовь. (Подарок)

28. На... и на цвет товарищей нет. (Вкус)

30. Перемелется, ... будет. (Мука)

31. ... не моего романа. (Ггрой)

32. Береги... смолоду. (Честь)

По вертикали:

1. ... дороже денег. (Уговор)

2. Нашла коса на... . (Камень)

3. Коси... пока роса. (Коса)

4. Кто старое помянет, тому... вон. (Г;паз)

7. На ловца и... бежит. (Зверь)

8. Чужой... скоро приедается. (Калач)

10. Один в поле не... . (Воин)

14. Не плюй в..., пригодится воды напиться. (Колодец)

15. ... на столе, а пересол на спине. (Недосол)

16. Собака лает - ... носит. (Ветер.

17. Терпи, ...., атаманом будешь. (Казак)

20. На воре... горит. (Шапка)

22. Человек человеку - друг, товарищ и... . (Брат)

23. Дорога... к обеду. (Ложка)

26. Не было у бабы хлопот, так купила.... (Порося)

27. Зри в... . (Корень)

29. ... не без добрых людей. (Свет)

30. Дитя не плачет, ... не разумеет. (Мать)