Скачать презентацию на тему философия древнего китая. Философские школы древнего китая

«Философия Древнего Востока» - Ведический период. Общее понятие всей древнеиндийской философии. Характерные черты китайской философии. Закон кармы. Астика. Содержание «восьмеричного пути». Инь и ян. Праведное усилие. Праведная речь. Философия Древнего Востока. Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Праведное сознание.

«Культура стран Арабского халифата» - Своеобразие культуры халифата. Ислам. Особенности арабского искусства. Арабская литература. Культура. Влияние культуры халифата. Культура стран Халифата. Научные представления арабов. Медресе. Карта Аравийского полуострова. Развитие образования. Коран. Научные представления.

«Искусство индийского танца» - Национальный танец. Катхакали. Правила позиций ступней. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Традиции индийского танца. Религиозные танцы. Страна. Народные танцы. Индийцы. Танцевальное искусство. Танец со свечами. Манипури. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Бхарата-Натьям.

«Культура Древнего Востока» - Религиозные представления в Древнем Китае. Храм на вершине. Гармония человека и природы. Молитвенные залы. Художественная культура Индии. Отражения. Раскопки. Правитель Гудеа. Множество шедевров. Великая китайская стена. Религиозные верования. Почему так много животных, растений связано с перевоплащеним Будды.

«Восточные танцы» - Культура в восточном танце. История зарождения восточного танца. Нубия. Халижи. История зарождения восточных танцев. Арабские танцы. Бэлади. Александрийский танец. Из истории арабского танца живота. Асая. Мужской танец.

«Культура Арабского халифата» - Школы - медресе. Минареты. Мечети. Культура стран халифата. Медицина. Архитектура. Внутри мечеть представляла квадратное помещение. Образование. «Тысяча и одна ночь». Арабы заимствовали индийские цифры. Наука. Ученый аль-Бируни. Значение арабской культуры. Арабеска. Альгамбра.

Всего в теме 19 презентаций

Cлайд 1

Китайская философия 不要隨大流,不違背流動,去跨越它,如果你想到達彼岸。 Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега. Слова Ванталы.

Cлайд 2

Кита йская филосо фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Cлайд 3

Суть учения: Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Cлайд 4

Отличия от западной философии: цельное(холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Cлайд 5

Cлайд 6

Предыстория китайской философии (до 6 века до н. э.) религиозно-мифологическое мировоззрение; зооморфный характер богов; «воля неба» постигается через гадания, предзнаменования; культ предков (влияние духов умерших на жизнь и судьбы потомков).

Cлайд 7

Мыслители той эпохи: Ши Бо (8 век до н. э.) выдвинул понятие гармонии (хэ); Цзинь Ши Мо (8 век до н. э.) выдвинул идею «парности» всех вещей; Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.

Cлайд 8

Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до н.э.) бурная идеологическая борьба различных философско-политических и этических школ; «золотой век китайской философии»: зарождаются понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.

Cлайд 9

Основные философские школы: даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы; моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн; школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян; школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Cлайд 10

Средневековый период китайской философии (2 в. до н. э. – 10 в. н.э.) полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. Конфуцианство одерживает верх; проникновение буддизма (1 век н. э.);

Cлайд 11

Выдающиеся мыслители Средневекового периода: Дун Чжунш – философ и государственный деятель; Ян Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог; Чжан Хэн – развитие астрономии, механики, географии; Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая; Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.

Cлайд 12

Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.) догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания; проникновение в китай христианства; гонение на даосистов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Философия Древнего Китая Истоки философии Древнего Китая следует искать в полумифических памятниках китайской письменности, в т.ч. в знаменитой «Книге перемен», комментарии к которой положили начало философии Китая. «Книга перемен» - один из главных источников, в котором заложены основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавались в разные времена (XII-VI вв. до н. э.). В этой книге мы можем проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Ее текст несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) - Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму.

3 слайд

Описание слайда:

Ян - это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь - женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» прослеживает дао - путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».

4 слайд

Описание слайда:

Философия в период Чуньцю – Чжаньго. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.) -Чжаньго (V – III вв. до н. э.) является временем крупных изменений в Китае. В этот период осуществляется переход к феодальному обществу, что оказало воздействие на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение людей. В Китае возникла обстановка, получившая название «соперничество всех школ» и давшая мощный импульс развитию философской мысли. Среди этих школ главные следующие шесть: школа служилых людей (конфуцианцев); школа моистов (последователей Мо-цзы); школа даосистов (центральная категория - дао); школа законников (легистов); школа номиналистов (школа имен); школа сторонников инь и ян (натурфилософы).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основателем этого направления был Конфуций (551 - 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. Главный источник его учения - книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») - высказывания и беседы с учениками. В центре его учения находится человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Большое внимание он уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу. При этом сам человек рассматривается Конфуцием в качестве функционального элемента общества, в качестве человека-функции, подчиненной обществу. У благородного мужа есть его антипод - так называемый «низкий человек» (сяо жэнь). Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а получив желаемое, забывает о благодарности.

7 слайд

Описание слайда:

Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается. Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу. Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"). К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" - гуманность, "и" - справедливость, "чжи" - знание "ли" - ритуал.

8 слайд

Описание слайда:

Главное качество благородного мужа, воспитываемое ритуалом и музыкой, Конфуций назвал «человечностью» (жэнъ). «Человек, наделенный человечностью, обладает пятью качествами: он учтив, великодушен, честен, прилежен и добр. Тот, кто учтив в обращении, избегнет оскорблений. Тот, кто великодушен, привлечет к себе людей. Тот, кто честен, будет пользоваться доверием других. Тот, кто прилежен, добьется успеха. Тот, кто добр, сможет использовать людей на службе». В некоторых суждениях Конфуция подчеркивается неразрывная связь «человечности» с ритуалом, а однажды Учитель разъяснил смысл «человечности» словами своей знаменитой максимы, которая напоминает евангельскую заповедь: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Можно сказать, что в ритуале Конфуций открыл новый тип мудрости и философии. Стержень мудрости - соблюдение ритуала, а сущность философии - его правильное объяснение и понимание.

9 слайд

Описание слайда:

Проявлением жэнь являются все нравственные качества личностности, но основой жэнь выступает сяо, которая занимает среди других категории особое место, это сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим. Сяо - и самый эффективный метод управления страной, которая рассматривалась Конфуцием как большая семья. Поэтому отношения правителя и подданного должны, считает Конфуций, строиться аналогично отношению отца и сына, старшего брата и младшего. Объединяющим универсальным началом всех людей и их единства с космосом он считал почтительное отношение к Небу, чувство божественного всеединства. А богом для него было Небо как сакральная нравственная стихия, управляющая всем миром.

10 слайд

Описание слайда:

Конфуций редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре. Такое сочетание традиционализма с имеперативом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Конфуций стал объектом поклонения, а в 1503 г. был причислен к лику святых. Уже при империи Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации. Конфуцианство оставалось господствующей в Китае идеологией вплоть до образования Китайской Народной Республики в 1949 г.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Даосизм (от кит. дао цзя - школа дао). Наряду с конфуцианством даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н. э. Его основателем считается Лао-цзы (VI – V вв до н. э.) В центре учения даосов находится категория Дао (буквально - путь, дорога). Дао - это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики: дао - пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится и одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Познание дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и ее самоорганизации. Помимо этого познание дао предполагает и умение соответствовать этому закону.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Без этих трёх учений философия древнего Китая напоминала бы здание без фундамента - столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.

Кун Фу-цзы (Конфуций) 551 – 479 гг до н.э. Родился в знатной семье. Его отец был военным, а мать – его третьей женой. Через 2 года отец умер, оставив семью без средств к существованию Конфуций с детства работал сторожем, пастухом. В 15 лет начал заниматься самообразованием. Вскоре он стал чиновником. Позже отправился путешествовать по государствам Китая, изучая их обычаи и законы. К 30 годам он стал известен как знаток наук и ритуалов. У него появились ученики.

Конфуцианство Ученики Конфуция записали его мысли и суждения и составили книгу «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»). Конфуцианство – это не религия. Золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Конфуций. рисунок из книги «Мифы и легенды Китая» Идеал конфуцианства – создание гармоничного общества

Пять основных идей Конфуция Жэнь (仁) - «любовь к людям», «милосердие», «гуманность». Человек должен руководствоваться любовью к людям. Это то, что отличает его от животного. И (义 [ 義 ]) - « правда», «справедливость». Человек должен быть справедливым. Почитать родителей, т.к. это правильно – они его вырастили. Ли (礼 [ 禮 ]) - «обычай», «обряд», «ритуал». Человек должен соблюдать все ритуалы и обычаи, тогда не будет места конфликтам и злу. Чжи (智) - здравый смысл, благоразумие, «мудрость». Умение просчитать последствия своих действий, посмотреть на них со стороны. Синь (信) - искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Эти качества предупреждают лицемерие. Люди не рождаются злыми. Они начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию. Дурное воспитание портит человека, поэтому необходимо правильное воспитание. Главная цель на жизненном пути человека – совершенствование. Дома потомков Конфуция в его родном городе Цюйфу

Лао-цзы Перевод имени: «старый философ» или «старый ребенок». Версия: Лао-цзы и Конфуций – это одно лицо. 604г.до н.э. – время смерти неизвестно Полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма Был очень образованным человеком. Служил хранителем государственного архива и библиотекарем при династии Чжоу. В знак протеста против интриг и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе он оставил рукопись «Дао дэ цзин». Неизвестно, где он жил, как, где и когда умер. Считается, что он прожил 160 или даже 200 лет

Даосизм Дао – центральное понятие даосизма. Это естественный ход вещей, судьба всего в мире. Но судьба не предопределенная, а как вечное движение и изменение, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Дао Графический символ инь-ян Взятые отдельно друг от друга, две части круга неполны, но вместе они образуют гармоничное единство. Инь ян Женское мужское Тьма свет Тепло огонь Сегодня хорошо завтра будет плохо Даосская притча: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не станет его убивать. Он сядет на берегу и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Основные положения даосизма Все в мире развивается естественным путем и находится в постоянном изменении, нельзя вмешиваться в этот процесс, цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, которое приносит покой, развитие цивилизации ведет к дисгармонии с миром, к разрыву связей с природой, к хаосу и войнам, следовательно, необходимо вернуться к истокам, стать ближе к природе. Китайская философия интересуется в первую очередь нравственными проблемами, поведением человека и его внутренним миром. 中国哲学 Китайская философия

Философия Древней Индии Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение») – это самый древний сборник религиозных текстов. Философская часть Вед – «Упанишады».

Важные понятия индийский философии: сансара – учение о переселении души, реинкарнация. Душа человека вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога). карма – закон воздаяния. Все поступки (хорошие или плохие) отражаются на карме человека. При праведном поведении душа переселится в тело бога, жреца или ремесленника. При мерзком поведении – в тело собаки, свиньи или неприкасаемого. ахимса – непричинение вреда живому. Все живые существа имеют равноценную душу, поэтому нельзя причинять им вред.

Ортодоксальные философские школы (признающие авторитет «Вед»: веданта, йога, вайшешика. Ортодоксальные философские школы (признающие авторитет «Вед»: Веданта предлагает тщательно изучать тексты «Вед», где есть ответы на все вопросы. Если непонятно, обращаться к гуру (учителю). Вайшешика считает, чтобы избежать страданий, надо принимать жизнь такой, какая она есть. Йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, чтобы освободиться от боли и страданий.

Неортодоксальные философские школы (оригинальные учения): локаята, джайнизм, буддизм. Локаята: со страданием может справиться только удовольствие, смерть бесповоротна, жизнь коротка, надо успеть насладиться жизнью. Джайнизм: тело – темница бессмертной души, оно стремится к греху, надо избавиться от тирании тела с помощью аскетизма.

Буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии. Главная идея: освобождение души от страданий, просветление и достижение нирваны (в переводе с санскрита – блаженное небытие, вечный покой). Основатель – Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (ок.623 – 544 до н.э.) Гаутама был сыном одного правителя Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый и не последний Будда, он лишь один из череды Будд с далекого прошлого до далекого будущего. Статуя Будды в Японии Для достижения нирваны нужно: Праведное знание, Праведное отношение, праведная речь, праведное поведение, праведное усилие, праведное сосредоточение. Только точно исполняя эти требования, можно вырваться из круга сансары и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

Древнекитайская и древнеиндийская философии дали миру множество различных и оригинальных идей, обогативших мировую философскую мысль. В последние столетия европейская философия все чаще обращается к идеям сострадания и ненасилия, духовного самосовершенствования.


Философия древнего Китая. Предпосылки зарождения китайской древней философии Классические книги китайской образованности Особенности древней китайской философии Философские школы древнего Китая Информация о некоторых философах древнего Китая - таблица, - тексты. Значение древней китайской философии Отрывки из текстов Создаем образы философа Великие афоризмы Проверь себя Основные понятия китайской философии.


ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Мифологическое мышление китайского народа стало источником философского мировоззрения. 2. Мифология выделила главные принцип, который правит миром - это персонифицированный принцип, обозначенный словом "тянь" - небо; условия существования "тянь" домыслили философские школы. 3. Замкнутость и автономность древнего Китая способствовали развитию философии, которая носила консервативный и патриархальный характер. 4.Экономическое развитие приводило к медленному изменению традиционных общественных отношении, а это, в свою очередь, выдвигало вопросы управления обществом, вопросы социально - политических и морально – этических отношения в обществе в условиях коллективного способа существования. 5. Существование в I тысячелетии до н.э. классических книг китайской образованности, в которых были заложены философские вопросы, способ-ствовали развитию различных философских школ, течений и направ-лений. 6. Товарно-денежные отношения, частная собственность требовали новых знаний, новых систем управления китайским обществом. 7. Желания объединить страну способствовали созданию особой картины мира.


КЛАССИЧЕСКИЕ КНИГИ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. 1. И цзин-Книга перемен.(XII-VI века до н.э.). Это гексаграммы для гаданий, комментарии к гаданиям, предсказания, в которых даются первые философские представления о мире. 2. Ши цзин-Книга песен или "Канон стихов" (XI-VI века до н. э.). Сборник древнейшей народной поэзии. 3. Шу цзин-Книга истории, "Шан-шу" - Шанские документы. (нач. I тыс. до н.э.) 4. Чунь цю - Книга Весны и Осени (IV век до н.э.). Хроника государства Лу VII – V веков до н.э. 5. Ли шу - Книга порядка (IV-V века до н.э.).Описание церемонии, правил и норм общества. В этих книгах содержится древнейшая поэзия, мировоззрение, философия, вопросы законодательства, предсказания, история. Эти книги писались разными авторами в разное время, но знание их содержания долгое время, вплоть до XX века, было необходимым условием образованного интеллигентного человека, претендующего на место в государственной системе управления.


ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Китайское общество создало уникальные философские системы взглядов в условиях автономного, закрытого общества. 2. Китайская философия в отличие от других внутренне очень стабильна и не впускала в себя другие философские системы, имея критическое отношение к инакомыслящим. З. В китайской философии дается глубокий анализ ценностных отношении патерналистского общества. 4. Китайская древняя философия носила социально-этический характер и формировала систему нормативной иерархии вещей. 5. Китайская древняя философия создала представления о мире и человеке как созвучных реальностях. 6. Древняя китайская философия имела множество направлений, течений и учения (даосизм, конфуцианство, теории индивидуализма, натурфилософию, материалистические, идеалистические и дуалистические учения), но они не разорвали китайскую философию, сохранилось единство. 7. Китай в I тысячелетии до н. э, представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь были наиболее крупными. Все царства вели между собой борьбу за идею. Поднебесной империи. Эта борьба определила детали специфической модели мира, созданной китайскими философами. Китаецентризм, возникший в результате замкнутости Китая, способствовал развитию критических философских взглядов относительно иных картин мира.


ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Автономная китайская философия, созданная в условиях изоляции от западного мира, представляет собой уникальную систему философских идей, принципов и понятий. Созданная в условиях раздробленного государства, но объединенного идеей создания единой Поднебесной империи, китайская древняя философия представляет собой совокупность различных учений, течении, направлений, но, все-таки, объединенных социально-политической и морально- нравственной тематикой. Различные философские школы создали особенные картины мира: натурфилософские, материалистические, идеалистические, дуалистические, однако все эти картины мира представляли собой китаецентристское видение проблемы. В период небывалого расцвета культуры в I тысячелетии до н. э., в эпоху воюющих государств китайские философы смогли создать теории, которые привели к административно-государственным переустройствам и реформам; система законодательства и судопроизводства опередила европейскую. Практические потребности китайского общества всколыхнули философов, которые сформулировали свои мировоззренческие системы, базирующиеся на принципах подчиненности и соблюдения нравственных общественных норм. И не смотря на огромные противоречия, сформулированные в западных и восточных философских системах, китайская древняя философия оказала и оказывает заметное влияние на всю мировую философскую мысль, поражая своей глубиной, практической обоснованностью и нравственной направленностью.


ОТРЫВКИ ИЗ ТЕКСТОВ. 1.Высказывания Конфуция. Благородный человек научен справедливостью, малый человек научен выгодой. Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей. Можно с полководцем разлучить солдат, но нельзя стремлений у простых людей отнять. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. -М., Высказывания Конфуция. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль- большое. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке? Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить. Как на небе не может быть двух солнц, гак и у народа не может быть двух правителем. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе, Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь,-конченый человек. Достойный человек не идет по следам других людей. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать Павел Таранов. Золотая философия. -М., С


3. Высказывания Мэн-цзы. 10. Корзинка риса, миска похлебки: получишь - будешь жить, не получишь - умрешь. Но предложи их с грубым окриком - и не возьмет даже бродяга. А предложи их, пнув ногою, - откажется и нищий. 11. Мэн -цзы говорил: - Человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, когда люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как отыскать! Когда теряют кур или собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл ученая только в том, чтобы отыскать свое потерянное сердце. 12. Мэн-цзы говорил: - Вот безымянный палец - он согнут и не разгибается. Боли это не причиняет, работать не мешает. А ведь найдись где-нибудь человек, способный разогнуть вам этот палец, и даже путь от Цинь до Чу не показался бы далеким. А все лишь оттого, что палец не как у людей. Когда палец не как у людей, - на это досадуют. А вот если сердце не как у людей - это досады не вызывает! Стало быть, не понимают, что важнее. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., С Высказывания Лао-цзы. Даодецзин." Когда Великий путь утрачен - появляются "человечность" и "долг". Вместе с остротой ума рождается и великое коварство. Когда шесть родичей не ладят - появляется "сыновья почтительность" и "родительская любовь". Когда в государстве смута - возникают "верноподданные"...


Человек при рождении нежен и слаб, а когда умирает- тверд и крепок. Все существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники жизни. Вот почему сильное войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается внизу, а нежное и слабое - наверху. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. -М.,-1987.С Высказывание Мо-цзы. Мо-цзы говорит: "Какую питают любовь - всеобщую или отдельную- злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь..." Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой... Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М., С. 47.


СОЗДАЕМ ОБРАЗ ФИЛОСОФА. 1. Конфуций. Основоположник китайского ритуала, китайской традиции. Учитель Кун удивлял всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке (Чжэн-цзай не было 16 лет) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь дочерей, вторая – сына - уродца, но только полноценный мужчина - потомок мог подносить жертвенное мясо и вино душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, "девушку духов"- посредницу между живыми и мертвыми при родовом храме предков... И вот просьба старого солдата (возможно, однополчанина) все изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы.


И в день осеннего равноденствия 22 сентября 551г. до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца Китая … Известно, что будучи мальчиком, и живя вдвоем с матерью (отец не протянул и трех лет после рождения сына), он целыми днями развлекался игрой в заупокойные обряды и был большим их знатоком. Да лицо малыша напоминало маску божества, которую во время погребальных церемоний несли впереди гроба, чтобы отгонять нечистую силу. Голова ребенка с вмятиной на темечке напоминала контуры горы, где он родился. (Правда, мужчины в Китае того времени обязаны были носить шапку и снимать ее только на ночь. Появиться на людях без головного убора считалось большим позором).... Сильный и крепкий ребенок рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычно высоким ростом и могучим телосложением. Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, некрасивостью: массивный лоб, очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из под которой выступали два неестественно крупных передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза. Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры... Сам Конфуций утверждал, что внешность человека, не так уж важна, надо судить о человеке по его делам и силе духа - и это было новым для учеников Куна... Одевался учитель более чем скромно и практично. Из статьи Г.В. Арзямовой. Нравственные портреты пророков. -М., С


2. Лао-цзы. Сказания о Лао-цзы расцвечены самыми яркими цветами народной фантазии, несущими явные следы буддийских легенд. Согласно преданий, Лао, как воплощение дао, подобно Дудде, с незапамятных времен являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы Юн-нюи. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес на ее приоткрытый рот спустился светящийся шарик – едва заметная капелька Солнца, похожая на падающую звезду. Юн-нюй, проглотила шарик, после чего зачала дитя, которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а мудрым, как старик. Поэтому и имя его означает "Старый ребенок". У новорожденного было золотистое лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума. Сразу же после рождения Лао сел, скрестив ноги, под ту самую сливу, где был зачат и указал на нее пальцем со словами: "Это мой род". Подростком он ступил на стезю ученичества, постигая сокровенные тайны волжбы и оккультных наук. Научился продлевать жизнь и многие годы странствовал по Китаю... Ю.Я.Бондаренко. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов.-М.,-1994.С.145.


Великие афоризмы древнего Китая. 1. Мэн-цзы: - "Если уважать мудрых и использовать способных, на постах окажутся выдающиеся мужи". -"Правители имеют три драгоценности: землю, народ и дела управления". 2. Хуэй Ши: -"Тень летящей птицы никогда не движется". 3. Сюнь- цзы: -"Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания". -"Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга -это называется величайшей подлостью". 4. Конфуций: -"Подлинная доброта вырастает из сердца человека". -"Достойный человек не идет по следам других людей". 5. Лао-цзы: -"Под небом все лишь временно бывает". -"Кто много обещает, тот не заслуживает доверия". 6. Хань фй: -"Для беды и счастья не существует ворот, они порождаются самим же человеком". 7. Мо-цзы: -"Жизнь- это совмещенность тела и сознания". 8. Чжуан-цзы утверждал, что "большой человек лишен самого себя". -"Восток и Запад взаимно противоположны, но друг без друга существовать не могут".




ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТЕМЫ. «Философия древнего Китая». 1. Каковы предпосылки возникновения философии в древнем Китае? 2. Каковы исторические условия существования философии в древнем Китае? З. В каких древних китайских источниках заложены основы философско мировоззрения Древнего Китая? 4. В чем особенность древней китайской философии? 5. Какие философские школы древнего Китая Вы знаете? б. В чем значение даосизма в развитии древней китайской философии? 7. В чем значение конфуцианства в философии древнего Китая? 8. Какие элементы составляет основу мира по взглядам философской школы пяти элементов? 9. Что обозначают в китайской философии понятия "ян" и "инь"? 10.Что в философии Лао-цзы обозначается словом "дао"? 11. Каково значение школы натурфилософов в древней философии Китая? 12. Каковы основные идеи моизма? 13. В чем особенность школы эклектиков в философии древнего Китая? 14. Дайте характеристику Конфуцию, как личности. 15. Дайте характеристику Лао-цзы, как личности. 16. Чем философия древнего Китая отличалась от индийской философии? 17. В чем историческое значение Книги перемен (И цзин) в китайской философии? 18. Какими явлениями вошла в историю "эпоха воющих государств"? 19. Что в китайской философии и культуре понимается под словом "сяо ти"? 20. В чем значение древней китайской философии?


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Прокомментируйте высказывание китайского философа V-IV вв до н.э. МО-Цзы: "На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое" 2. Прав ли, по-вашему, МО-Цзы, сказавший, что "как бы ни была хороша чья-то мудрость, но стремление к ней не всегда благо"? 3. Как Вы думаете, к чему призывал китайский философ IV-III вв. до н.э.ЧЖуан-цзы, говоря: "Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо"? 4. Как Вы думаете, какие шесть чувств, по мнению Чжуан-цзы приводят в хаос дэ? 5. В одном из своих парадоксов Хуэй Ши, китайский философ IV-III вв до н.э. сказал: "Тень летящей птицы никогда не движется".Объясните, как Вы это понимаете. 6. Продолжите мысль китайского философа III века до н.э. Хань Фэя: "Лепешка, оставленная на время, черствеет и потом оказывается непригодной в пищу, так же происходит и с..." 7. Китайский философ III века до н.э. Хань Фэй воскликнул: "О несчастье! Оно является опорой счастья!" Как Вы это понимаете? 8. Великий китайский мыслитель VI века до н.э. Лао-цзы говорил: " Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе-бережливость, а третье состоит в том..." В чем же? 9. Лао-цзы высказал удивительную мысль: "Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними" Как Вы это понимаете? 10. Лао-цзы уверял, что по себе можно познать других. Вы согласны с ним? 11. Продолжите мысль великого китайского мыслителя VI века до н.э. Конфуция: "Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве..."? 12. Как Вы думаете, какие пять вещей, по мнению Конфуция, составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души,- а еще три? 13.Однажды Конфуция спросили: "Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?" Как Вы думаете, что он ответил? 14. Однажды Конфуция спросили, существует ли бессмертие. Как Вы думаете, что он ответил?


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ "Подбери правильное понятие" (философский диктант) 1. Этим словом обозначалась в древней китайской философии персонифицированная высшая сущность. 2. Этим понятием в китайской древней философии обозначалось слово "небо". 3. Как называется в китайской философии принцип темного начала, которому отведена роль пассивного ожидания? 4. Как называется в китайской философии принцип, представляющий собой светлое начало, которому отведена активная роль? 5. Этим понятием в китайской философии обозначен путь вещей и путь мира движении? 6. Каким термином в конфуцианстве обозначен порядок как этическая категория? 7. Каким понятием обозначено слово добродетель в китайской философии? 8. Под этим термином в китайской философии употребляется понятие "человечность". Что это за термин? 9. Каким понятием обозначено в китайской философии сыновнее почитание? 10. Как на письме обозначается исправность в китайской философии? 11. Что получится, если соединить вместе ""жэнь", "и", "ли", "чжи"? 12. Как звучит по-китайский понятие "материальное вещество"? 13. Если соединить вместе ян и инь, какой диалектический процесс получится? 14. Как называется в философии учение, признающее в качестве первооснов одновременно два начала? 15. Какая философская школа древнего Китая смогла показать роль законов в обществе? Выбери нужные ответы из предложенных понятий: легисты, "шан-ди", дуализм, инь, тянъ", ци, ян, благо, дао, и, ли, сяо ти, дэ, жэнь, соединение неба и земли,


НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ. 1. Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм (Кун ФУ-цзы и др), представляющий собой строго идеалистическое направление. Основным в даосизме является понятие "дао", обозначающее сыновнюю почтительность и братское уважение. В поле внимания даосов были так же проблемы бытия и небытия. Движении мира и его познаний, т.е. общие вопросы мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. Он есть всегда и везде. 2.Основной школой в философии древнего Китая считается натурфилософская школа, основателем которой был Кун Фу-цзы, который в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесное). Большое внимание в данной философской школе уделялось теме воспитания. Считалось, что образцом воспитанности является "благородный муж".


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКЛЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее. 2. Дэ - добродетель, нравственная сила. 3. Жэнь - человечность. 4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало. 5. И - принцип справедливости и исправности. 6. Ли - порядок, норма конкретных отношений. 7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе. 8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти элементов) 9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание. 10. Тянь - Небо, высший правитель всего сущего. 11. Ци - материальное вещество. 12. Цжи - мудрость. 13. Чжи - сознание. 14. Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип. 15. Шэн - жизнь. 16. Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая специфическую модель мира. 17. Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.


ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ШКОЛА ИМЕН «МИН-ЦЗЯ» (IV-III вв. до н.э.) МОИЗМ (V в. до н.э. – II в. до н.э.) - Хуэй Ши (). - Гунсунь Лун (). - Инь-Вэнь-цзы. - Дэн Си-цзы, который сказал: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является вы шей истиной». - Мо Ди (). ЛЕГИЗМ (IV-III вв. до н.э.) ДАОСИЗМ (VI. до н.э.) -Кун Фу-цзы () - Мэн-цзы () -Сюнь-цзы () -Дун-Джун-шу () -Лао-цзы (VI в. до н.э.) -Чжуан-цзы () -Ян Чжу. -Сунь Цзян. -Ин Вэнь. НАТУРФИЛОСОФЫ «ИНЬ-ЯН» (X-VI вв. до н.э.) ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III в. до н.э.) - Цзоу Янь (III в. до н.э.) - Дун Джун-шу () ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.) - Гуань – цзы - Люй Бувэй (ум. в 235 г. до н.э.) КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н.э.) -Шэнь Бухай () - Шан Ян - Хань Фей-цзы (ум. в 233 г. до н.э.)


1. ШКОЛА ИМЕН - "МИН-ЦЗЯ". (IV-III вв. до н.э.), философская школа древнего Китая, которая решала задачи языкового выражения действительности. Представители школы: Хуэй Ши (), который был уверен в том, что наименование любою вещи должно происходить в соответствии с реальными характеристиками этой вещи. Гунсунь Лун (), который тоже исследовал вопросы правильного наименования вещей. ИНЬ-ВЭНЬ-ЦЗЫ, ДЭН СИ-ЦЗЫ, который сказал: "Истина, открывавшаяся исследованием имен, является высшей истиной".


2. МОИЗМ (V-II века до н.э.), философская школа в древнем Китае, основателем которой считается МО-ЦЗЫ (или МО ДИ,). По своим взглядам моисты были противниками конфуцианцев. Основные идеи моистов: - предопределенной судьбы нет; - пропаганда в обществе в качестве нравственного принципа- "всеобщей любви" и "взаимной пользы"; - пропаганда социально- этических отношений; - мистицизм, признание "небесной воли"; - наивный материализм; - теория познания истины через сенсуализм.


3. ЛЕГИЗМ, ЛЕГИСТЫ (IV-III века до н.э.), философское учение, которое развивало вопросы социальной теории и проблемы государственного управления. Основателем школы считается ШЭНЬ БУХАЙ (). Учение явилось продолжением конфуцианства, и в то же время в нем имелась критика конфуцианских идеи. Представители легизма: ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, интерпретатор этого учения, по своему увидел общество; - продолжил разговор о дурной природе человека; - показал роль законов в обществе; - показал место правителя в обществе, определенное небом; - критически относился к другим учениям.


4. ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.), философская школа древнего Китая, для мыслителей которой характерно соединение разнородных взглядов, идей и концепций для создания собственной универсальной системы познания мира. Представители философской школы: ГУАНЬ-ЦЗЫ. ЛЮЙ БУВЭЙ (ум. в 235 г. до н.э.).


5. ДАОСИЗМ (VI век до н.э.), философская школа древнего Китая, учение о "дао" - пути. Основатель учения ЛАО-ЦЗЫ, настоящее имя ЛАО-Дань. Его идеи изложены в книге "Дао дэ цзин". Это одно из важнейших направлений философской мысли древнего Китая наряду с конфуцианством, характеризующееся как наивная диалектика. Суть даосизма в следующем: - все в мире имеет собственный путь- дао; - в центре внимания даосизма - природа, космос, человек и их отношения; - в учении рассматривались идеи бытия, движения мира, теории познания; - человеческая жизнь предопределена; - в даосизме разработано политическое учение о мудром правителе; - главный принцип даосизма - "мера во всем" Представители даосизма: ЯН ЧЖУ, СУНЬ ЦЗЯН(III в. до н.э.),ИН ВЭНЬ,ЧЖУАН ЦЗЫ() Со временем даосизм разделился на три основных вида: - философский, - религиозный, -даосизм бессмертных


6. КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н. э.), одно из важнейших идейных течений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (КУН ФУ-ЦЗЫ,), взгляды которого изложены его последователями в книге "ЛУНЬ ЮЙ" - "Беседы и суждения". Учение представляло собой нравственно-философские рассуждения об иерархии ценностей в китайском обществе. Конфуцианство со временем стало государственной идеологией Китая. Большое внимание в конфуцианстве уделено Небу (Тян), которое является верховной сущностью. Основные темы конфуцианской теории: - воспитание на добродетелях; - общество существует на принципах хорошей семьи; - человек - "добродетельный муж", который обладает подлинным благородством, имеющий высокую нравственность; - идея общественной иерархии; - идеи добродетельного управления; - идея коллективизма и подчинения. В конфуцианстве пропагандировалось следующее правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Представители конфуцианства: МЭН ЦЗЫ, СЮНЬ-ЦЗЫ (), ДУН ДЖУН ШУ (II в. до н.э.).


7. НАТУР ФИЛОСОФЫ. (XII-VI века до н.э.), одна из первых философских школ в древнем Китае, возникла одновременно с Книгой перемен. Основу натурфилосовкого мировоззрения составляло представление о двух принципах - инь и ян, которые показаны не как дуалистические начала, а как единая сила, состоящая из двух начал: ян - активное, светлое начало, инь- пассивное, темное начало, но вместе они-диалектическое движение.


8. ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III век до н. э.), одна из ранних философских школ древнего Китая, основателем школы считают ЦЗОУ ЯНЯ, труды которого не сохранились, но в пересказе китайского историка Сыма Цяня можно увидеть, что в школе имелись представления об элементах материального характера: воде, огне, дереве, металле, земле, которые сменяются, преодолевают сопротивление друг друга, развиваются в соответствии со своими характеристиками, что создает гармонию в мире.


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛОСОФАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. ВЭНЬ-ЦЗЫ (VI век до н.э.), ученик Лао-цзы, последователь Конфуция. 2. КУН ФУ-ЦЗЫ (), Конфуций: - создал свою школу; - развил социально-этическую теорию отношения в обществе древнего Китая. - призывал к воспитанию "благородного мужа", воспитанного на добродетелях; - считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения; - широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях существования китайского общества; - считал верховной силой – Небо. - был низшим чиновником в государстве, странником, учителем; - с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи. 3. ЛАО-ЦЗЫ (VI век до н.э.), настоящее имя ЛАО ДАНЬ, основатель даосизма, автор книги "Дао дэ цзин". - по возрасту был старшим современником Конфуция, хотя по легенде он прожил 200 лет; - развил учение о дао-пути, понятии очень сложном: "Дао – есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира" (из книги история философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богуты. -М., С.53) - говорил в своем учении о вечном движении мира; - говорил о гармонии человека в природе; - видел главную задачу человека в соблюдении "меры вещей".


4. МО ДИ (), МО-ЦЗЫ, основатель философской школы в древнем Китае, которая не принимала конфуцианство. Главные идеи моизма: - считал, что судьба не предопределена; - пропагандировал в обществе принцип "всеобщей любви"; - призывал людей к добродетельной жизни; - склонялся к мистицизму; - моизм; как философская школа содержал в себе наивно материалистические идеи. 5. МЭН-ЦЗЫ (МЭН КЭ,), представитель конфуцианства. - защищал конфуцианство; - вырабатывал концепцию человеческой природы; - продолжал развивать конфуцианскую идею о моральном благе; - придерживался принципа сыновней добродетели (сяо ти); - пропагандировал в обществе принцип человечности; - в теории познания стоял на идеалистических позициях, основой процесса познания считал свидетельства разума; - подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя; 6. СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮНЬ ЦИНЬ, III в. до. н.э.), представитель конфуцианства. - выступал против концепции человеческой природы, выдвинутой МЭН ЦЗЫ; - был продолжателем идей Конфуция; - под небом он понимал нечто постоянное, имеющее свой путь (Тянь дао) - выдвинул тезис о дурной природе человека; - развивал теорию о человеческом разуме; -в теории познания придерживался взгляда, что познание мира возможно при помощи чувственного опыта и размышления;


Много внимания в своей теории уделял проблемам воспитания; - по взглядам был близок к материалистам. 7. ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, легист. - критически относился к конфуцианству; - занимался интерпретацией конфуцианства; - показал роль законов для регулирования отношений в обществе; - критически относился к другим философским школам; - считал, что место правителя определено небом. 8. Хуэй ШИ (), по другим источникам годы жизни до н.э. Занимал пост главного помощника правителя царства Вэй, пользовался славой искусного спорщика. - стал известен как автор 10 тезисов о проблемах в Поднебесной; - пропагандировал по отношению к природе и обществу "всеобщую любовъ". - в его учении видны диалектические идеи; - известен как автор парадоксов, например: "Лошадь несет яйца", "Черепаха длиннее змеи". 9. ЧЖУАН-ЦЗЫ (), последователь и пропагандист даосизма, - по своим убеждениям был фаталистом; - отрицал возможность познания истины, но разработал теорию, в которой процесс забывания приводит к познанию истины; - считал, что ценность всех вещей одинакова, так как все вещи происходят от дао и их нельзя сравнивать.