О чем произведение раздумья родине. Анализ стихотворения «Родина» (М

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Эпитеты “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение “разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Жанр

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Метафоры : “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение : “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 137.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родина» было написано в 1841 году. В середине января 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Он вновь увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Свои впечатления Лермонтов отразил в этом произведении. В одной из ранних редакций оно имело название «Отчизна». Это первоначальное название исследователи связывают с тем, что лермонтовское стихотворение было полемически направлено против поэта-славянофила А.С. Хомякова, прославлявшего в своей «Отчизне» (1839) «смирение» и религиозность русского народа.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике. Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины». Основная тема его – тема Отчизны, России. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы, лирического стихотворения. Стиль – реалистический.

Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам -…

Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, воинская слава, величавый покой государства – ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лермонтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству.

И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Герой признается в своей любви к русской природе, создавая картины различных времен года (лета и осени), приближаясь к жизни русской деревни:

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Как отмечают исследователи, «проселочный путь» здесь напоминает нам о жизненном пути. Цветовая гамма Лермонтова: голубой (реки и моря), зеленый (леса), черный (ночь) желтый (огни, нивы, солома), белый (березы) цвета. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).

Так, постепенно, поэт открывает простой мир крестьянской жизни:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Текстуально эта картина перекликается с пушкинским отрывком из «Евгения Онегина»:

Теперь мила мне балалалйка,
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака;
Мой идеал теперь – хозяйка;
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», – писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

В основе построения стихотворения лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. Первая часть – это отстаивание Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания понятия Родины. Поэт здесь отвергает казенный патриотизм, официальную народность. Антитетичность подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части. Вторая часть – признание поэта в любви к малой, «неофициальной», народной России, к ее природе, к ее народу. Мотив этот выражен в повторах глагола: «но я люблю…», «люблю скакать», «люблю дымок».

Стихотворение написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «не шевелят во мне отрадного мечтанья», «взором медленным пронзая ночи тень»), олицетворение «степей холодное молчанье»), эпитеты («лесов безбрежных», «дрожащие огни», «печальных деревень»), анафору («Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье»), аллитерацию («Разливы рек ее, подобные морям»), ассонанс («Ни полный гордого доверия покой»).

Таким образом, природа в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями об Отчизне, о жизни народа, с его простым бытом, с его горестями и радостями. Стихотворение «Родина» нам следует рассматривать в контексте всего творчества поэта. И здесь нам стоит отметить, что тема России, народа и исторической судьбы русского человека волновала М.Ю. Лермонтова на протяжении всего его творческого пути. Этой теме посвящены такие стихотворения, как «Бородино», «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Прощай, немытая Россия». Эта же тема звучит у Лермонтова в поэме «Сашка», в «Песне про купца Калашникова».

История написания

Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Данное произведение долгое время не печаталось в издательствах России, так как правительство видела в нем угрозу, декабристские мотивы, с которыми вело ожесточенную борьбу.

Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении автор делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных.

О чем стихотворение?

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, - за что, не знаю сам - ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Жанр

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой. Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения. Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

Главная идея

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт. Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова. Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Способ стихосложения

Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. Красота российской природы, постепенно, воспетая поэтом в первых строках стихотворения, сменяется неким тоном тоски за ее будущее. Понятие государства в творении Лермонтова отделено от понятия «Родина». Личные переживания за судьбу России автор выражает различными эпитетами. Душевную боль за Родину за господствующее самодержавие и крестьянское рабство поэт доносит да читателя путем сравнения и применения меньшего количества метафор.

Изначально в произведении преобладает шестистопный ямб, меняющийся впоследствии на несколько другую рифмовку. Сочинение первых строчек насыщено образами природы: степи, леса, реки. Во второй части произведения преобладают неотъемлемые черты русского быта: обоз, изба. Имеются многочисленные олицетворения природных объектов с людскими чувствами: «Ее степей холодное молчанье». В понимании Лермонтова «Родина» тесно переплетается с судьбой крестьян, измученных работами и тяжкими ношами.

Самые популярные материалы февраля для 9 класса.

Стихотворение «Родина» Лермонтова М. Ю. является примером творчества для последующих поколений - революционеров-демократов 60-х годов XIX века. Поэт стал в некоторой степени первооткрывателем нового стиля написания поэтических работ. Стихотверение Михаила Юрьевича во многом перекликается с поэзией Пушкина, но с той лишь разницей, что в «Родине» обрисована вся необъятная Россия, а Александр Сергеевич предпочитал сокращать обзор до размеров небольшой деревни. Многие современники поэта оценили эту работу.

«Родина» Лермонтова - это патриотическое стихотворение, которым автор хотел показать свое отношение к Отчизне и сравнить свои чувства с чувствами чиновников. Михаил Юрьевич называет свою любовь странной, потому что он презирает страну богачей, но испытывает теплые чувства по отношению к бедным крестьянам, ему нравится культура. Поэт радуется, проезжая по проселочной дороге, любуется березами, снисходительно относится к пьяным мужичкам.

Во многих работах выражает свое отношение к стране, народу и власти М. Ю. Лермонтов. «Родина» (стих) является своеобразным итогом размышлений, поэт рассказывает, что же для него значит Россия. Изначально стихотворение носило название «Отчизна», но незадолго до публикации Лермонтов изменил его на «Родину». Это довольно нетипично для того времени, потому что в XIX веке поэты обычно описывали «малую родину», то есть свою усадьбу, место рождения, а не всю страну.

Михаил Юрьевич поставил перед собой цель в образе маленькой деревушки показать необъятную Россию. Поэт стал первооткрывателем в соотношении большой и малой родины. Такой стиль написания четко проявился лишь в середине ХХ века. В литературоведении «Родина» Лермонтова рассматривается как поэтическое произведение, написанное романтиком, но приближенное к реализму. Автор поэтизирует обычный пейзаж, видит только все красивое в крестьянском быту, к каким-то недостаткам относится снисходительно.

Воплощением традиционной и нетрадиционной лексики стало стихотворение «Родина». М. Ю. Лермонтов опирался на традицию, но в то же время обновлял ее. Например, многие поэты упоминали в своих работах деревья, но Михаил Юрьевич впервые обратил внимание на березу - символ России. С родиной у поэта всегда было связано чувство тоски и уныния, в этой работе также присутствуют печальные эмоции.

Многим непонятно высказывание поэта, что он любит свою страну «странной любовью». Его смысл заключается не в том, как Лермонтов любит, а что он любит: простых крестьян, природу, родные просторы, культуру, обычную народную жизнь. Поэт испытывает чувства к Отчизне как к женщине или родному, близкому человеку. Стих «Родина» Лермонтова выкрывает его потаенные чувства, автор не рассматривает достоинства и недостатки России, он любит ее такую, какая она есть. Поэзия Михаила Юрьевича стала началом нового течения, она во многом повлияла на творчество революционных демократов. Так же, как и Лермонтов, о любви к Отчизне писал во второй половине XIX века Некрасов, а в начале ХХ столетия - Блок.

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику.И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» - одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века.Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирикиМ.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина».Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я, но странною любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую РоссиюМ.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина». Но помимо всего в стихотворении«Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчествеМ.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в«Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал:«Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь».«Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки:Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.- задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В"Родине" появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о "странной" любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма.Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта кРоссии настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения - не любовь к родине как таковая, но размышление о странности этой любви, становится «пружиной» движения поэтической