Мир средневековья презентация к уроку по мхк (6 класс) на тему. под её концом подразумевался страшный суд)

Одной из важнейших особенностей средневекового христианского мироощущения следует считать дуализм средневекового мышления, резко расчленяющий мир на полярные пары противоположностей (день - ночь, свет - мрак, небесное - земное, божественное - дьявольское, добро - зло, душа - тело, вера - разум.) Причем ночь ассоциируется с мраком, злом, разгулом плоти и временем господства дьявола. То, что Христос родился ночью, по мнению богословов, не противоречит христианскому истолкованию ночи, ибо сын бога был призван "принести свет истины тем, кто скитался в ночи заблуждений".

В соответствии с этим дуализмом мировосприятия христианский бог полностью изымается из природно-человеческого мира и превращается в сверх- и вне-природное существо. В этом одно из основных отличий христианского бога от богов античных, пребывавших в едином, общем с людьми Космосе. "Христианский бог полностью подчиняет себе судьбу", перед которой, как известно, бывал бессилен сам Зевс /Ф.А., стр. 56/ /Роберт Грейвс. Мифы древней Греции М., 1992, стр.168/ "Эак, Минос и Радамант были тремя сыновьями Зевса, которых он решил спасти от бремени старости. Однако богини судьбы воспротивились этому", и Зевс согласился с их запретом.

Бог ни на один миг не оставляет сотворённые им природу и человечество без своего попечения. Бог, воплощённый в Библии - единственный и наивысший авторитет для средневекового человека. Это и определяет меру авторитарности средневековой культуры.

Ретроспективность характеризует средневековое представление о времени как о важнейшей константе мирового устройства. В христианском миросозерцании "понятие времени было отделено от понятия вечности" (стр.120, Тур). Вечность - атрибут бога; время, временность - атрибут человека. Средневековое представление о времени отличается от эллинского, античного. Мы говорили о "точечном", вневременном мироощущении античного человека, воспринимавшего мир в покое или движении по кругу.

В пределах каждого цикла, продолжающегося, по убеждению Гераклита и стоиков, тысячи лет, мир, возникший из огня, исчерпывал все возможности, заложенные в нём, и огнём же поглощался, после чего следовало новое рождение мира, в точности повторяющего предшествующий, /стр.32 Ф.А./.

Римский император Марк Аврелий в философских размышлениях "К самому себе" пишет следующее: "Разумная душа облетает весь мир и...сознает, что наши потомки не увидят ничего нового сверх того, что видим мы... человек в силу общего единообразия... уже видел всё прошедшее и всё имеющее быть".

В средневековом миропонимании время имеет свою направленность (как говорят, векторность) и определённую структуру. По словам Тур, история движется от акта божественного творения через две главные эпохи - до рождества Христова и после рождества Христова - к Страшному суду, к Апокалипсису. Средневековая концепция времени нашла своё выражение в учении Августина Блаженного, согласно которому "вся история человечества представляет собой борьбу "двух градов", двух государств: божьих избранников, составляющих видимую и невидимую церковь, и светского государства, "разбойничьей организации". По воле бога "Божий град" непременно победит светское государство; одно из свидетельств тому - возникновение христианства и разрушение Римской империи, /см. Ф.А.стр 59/

Несмотря на представления о движении, изменчивости времени, в отношении к нему /времени/ в средние века преобладает ретроспективность. Взгляд средневекового человека обращен в прошлое, когда существовал единый град божий и человек обитал вместе с богом на небесах.

Представление о пространстве в средневековой картине мира также обусловлено спецификой религиозного миропонимания. Мы уже говорили о "рассечении" античного космоса, о выведении за его пределы того, что олицетворяет собой высший абсолют. В средние века непререкаемым догматом было модифицированное учение Аристотеля о неподвижной шаровидной земле, вокруг которой по особым сферам вращаются луна, солнце и планеты. Дальше - звезды, а за ними - Бог. В целом все это - Земля и бесконечное мироздание - представляло собой воплощение двух начал - земного и небесного (Земля – конечна и отграничена; небесный мир - бесконечен).

Вся эта пространственная космическая иерархия воспринималась средневековым человеком достаточно отвлеченно; в конкретной практике для него принципиально важную роль играл тот участок земли, на котором он кормился и растил детей. В условиях господства натурального хозяйства, при разбросанности селении и городов, отсутствии дорог своего рода "точечность" пространственного мышления средневекового человека была неизбежна. Более того, средневековый человек до конца еще и не выделил себя из природы, ощущал себя частью ее, о чем свидетельствует образ "гротескного тела" в произведениях искусства, литературы, в фольклоре и народных празднествах. Гротескное тело - это образы людей - зверей, людей растений, напоминающие античные, миксантропические типы и представленные наиболее ярко в произведениях Брейгеля и Босха (грифоны -крылатые львы, ламии - птицы с женскими головами, василиск - птица-змей, вылупившаяся из снесенного петухом яйца, высиженного жабой, обладающий взглядом, способным убить человека и т.д.).

1 слайд

2 слайд

Средние века (средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье (IV-1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X-XIII века) и Позднее Средневековье (XIV-XV века).

3 слайд

1. ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ – ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным соци альным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредст венно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о ми ре, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

4 слайд

2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

5 слайд

В период с V по Х в. на фоне общего затишья в строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период (V -VIII вв.) и "каролингский ренессанс" (VIII - IX вв.) на территории Франкского государства. .Меровингское искусство. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период "каролингского возрождения". "Каролингский ренессанс". В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры. Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

6 слайд

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла церковь, которая развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». Возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, Развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура.

7 слайд

Особенности литературы этой поры: Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и городская литература. Расширилась сфера литературного употребления народных языков: в городской литературе предпочитают народный язык, даже церковная литература обращается к народным языкам. Литература обретает абсолютную самостоятельность по отношению к фольклору. Возникает и успешно развивается драматургия. Продолжает развитие жанр героического эпоса.

8 слайд

Музыка Развитие музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной учености. Наследуя традиции древних греков, философы рассматривали музыку в системе семи «свободных искусств», где она соседствовала с арифметикой, геометрией и астрономией. Знание музыки, основанное на понимании законов красоты числа и пропорций, ценилось выше практики: «Музыкант тот, кто приобрел познания в науке пения не рабством практического пути, а разумом с помощью умозаключений» (Боэций).

9 слайд

Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Средневековый театр

10 слайд

Великие архитектурные стили: Романский стиль Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Своё название романский стиль получил от латинского слова "Рома" - Рим, поскольку архитекторы этого времени применяли древнеримские строительные приемы.

11 слайд

Готический стиль Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

12 слайд

Классические образцы готического стиля Одна из известнейших построек средневековья, выполненных в готическом стиле,- Собор Парижской Богоматери- памятник искусства, овеянный тайнами и легендами.

13 слайд

4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

14 слайд

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух. Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

15 слайд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духов ной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конст рукций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и зна ния предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на ос нове доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, но вый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: когда «здание» европейской культуры было построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ Культура и мировоззрение европейцев в XV-XVII веках Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности. Главная цель жизни человека. Средние века Новое время (Возрождение) Спасение души. Успех. Для этого Прославиться в искусстве, необходимо, верить науке, торговле, в Бога, соблюдать предпринимательстве, церковные обряды путешествиях и т.д. не грешить. Но обязательно приносить пользу людям!!! Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм! Новый идеал человека: Энергичный; Самостоятельный; Активный; Образованный, имеющий широкий кругозор и богатый жизненный опыт; Знаток и ценитель искусства. Почему родиной Ренессанса стала Италия? Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Данте Алигьери (1265-1321) Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю. Петрарка Франческо (1304-1374) Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. Художники, ученые, меценаты… Поэзия, наука, искусство стали высоко цениться сильными мира сего. Многие властители не просто выступали заказчиками произведений искусства, но и сами были тонкими его ценителями. Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир. Эпоха Высокого Возрождения: Область культуры Философия Литература Архитектура Живопись, скульптура Музыка Деятель культуры Произведения, идеи Эразм Роттердамский (1469-1536) Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (1519-30). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!» Томас Мор (1478-1535). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. «Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально - «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Литература Франсуа Рабле (14941553). Писатель. Наиболее известное произведение – роман Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь,- так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром - утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда - Твоей любви лишиться навсегда. Уильям Шекспир «Гамлет» Проверим таблицу Область культуры Философия Литература Деятель Произведения, идеи культуры Эразм «Разговоры запросто» Роттердамский «Похвала глупости» (1469-1536) Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор «Золотая книга, столь же полезная, как и (1478-1535) приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1494-1553) Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям «Ромео и Джульетта» Шекспир Идеи: выразить высокие и светлые чувства (1564-1616) человека. Леонардо да Винчи (1452-1519) Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени. Тайная вечеря Портреты Чертежи Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Скульптор, художник, поэт, архитектор, обладал неистовым нравом, в своих произведениях «опередил время». Скульптура Фрески Страшный суд. В этой фреске очень многое навеяно духом «Божественной комедии» Данте, долгое время эта роспись считалась еретической. Сотворение Адама Рафаэль Санти (1483-1520). Самым «ренессансным» из художников Возрождения считается Рафаэль Санти. Его произведения гармоничны по композиции и совершенны по колориту, сюжеты считаются классическими. Живопись Сикстинская Мадонна Альбрехт Дюрер (1471-1528). Немецкий художник, автор серии автопортретов, в которых он смог показать становление личности, изобретатель станковой масляной живописи. Иеронимус Босх (1460-1516) Сад земных наслаждений. Страшный суд Питер Брейгель Старший (1525-1569)


Подписи к слайдам:

Мир средневекового города
Авторы проекта: учащиеся 6 – В классаРуководитель: Трошенкова О.К.
Цель проекта:
Изучение жизни средневекового города.Задачи:Изучить литературу по данной темеОбратиться к Интернет - ресурсамОбобщить собранный материал, оформив его в виде проектаПрезентовать работу
В X - XI вв. началось возрождение некоторых старых и возникновение новых городов в Западной Европе, которые, хотя и произошли на основе старых римских, но существенно отличались от них. Прежде всего они были экономическими центрами - центрами ремесла и торговли.
Наибольшее количество городов было в Италии (половину населения составляли жители городов) и Фландрии (2 / 3 жителей - горожане). Средневековые города обычно были небольшими - 1-3 тысячи жителей.
Обязательными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были стены, цитадели, кафедральный собор, рыночная площадь. Также в городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов и монастыри.
Города перестраивались концентрическими кругами от центра - крепости или рыночной площади. Улицы были узкими (достаточными только для проезда всадника), не освещались, длительное время не имели брусчатки и канализации. Дома стояли довольно тесно и имели два - три этажа. Нередко верхний этаж нависал над нижним, так из-за дороговизны земли фундаменты строили узкими. Долгое время города сохраняли сельский вид: у домов располагались сады и огороды, во дворе держали скот и птицу. За стенами города жители имели земельные участки и виноградники. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко паслись прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу. Для оздоровления воздуха в домах летом на полу рассыпали свежескошенную траву. Со временем специальные королевские и феодальные смотрители дорог стали штрафовать жителей за скопившийся на улице мусор, который те старались на двухколёсных тележках вывозить на свалку за городом.
Названия улиц нигде не указывались (таблички с нумерацией домов, вывески или высеченные на камне названия улиц появились позже, в XVIII веке), и жителям приходилось просто запоминать их или расспрашивать о маршруте прохожих. Важным ориентиром были вывески на домах, изображавшие род деятельности их владельца, но они могли смениться, что вызывало некоторую путаницу у нечастых гостей улицы.
Горожане были полноправными жителями города. Одни производили и торговали мелочами, необходимыми горожанам и крестьянам из окрестностей. Другие, более богатые, вели торговлю с областями или странами, закупая и продавая большие партии товаров. Кроме того значительную часть населения составляли погрузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, то есть те, которые были заняты в сфере обслуживания.
Сеньорам и их окружению, представителям светской и духовной власти, т.е. знатным людям, принадлежали лучшие дома в городе, они имели доступ к городской власти и вместе с состоятельными бюргерами образовывали патрициат- правящую верхушку города. Беднейшие слои городского населения назывались плебеями. В разных городах плебеи составляли от 20 до 70% населения.
Средневековые города развивались как центры ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавкой, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом.
Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов.
Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельное боевое подразделение, которое должно было оборонять определенный участок стены или башни. Данное изделие называлось шедевром - "Работой рук"
Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры.Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.
Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его господином.
Возникая на землях феодала, города зависели него и были обязаны платить или отрабатывать, подобно крестьянской общине, налог. Ремесленники отдавали часть своих изделий, купцы - платили товаром или деньгами, другие - работали на барщине или выполняли другую работу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным».
В хорошую погоду горожане выходили на улицу, усаживались на скамьях у крыльца дома и болтали с соседями. Среди характерных видов досуга горожан можно выделить катание на лодках по реке, прогулки по мостам и торговым улицам, посещение ярмарок. Кроме заморских товаров горожан на ярмарку завлекали канатоходцы, фокусники, жонглёры, танцоры и музыканты.
Главными центрами повседневной жизни горожан были улица, рынок и приходская церковь с кладбищем. За пределы своего района они выбирались нечасто -лишь для участия в религиозных и государственных праздниках и шествиях, военных учениях или массовых играх. Ночью все городские ворота закрывались, а улицы патрулировали цеховые дружины (те, кто опаздывал к закрытию ворот, были вынуждены устраиваться на ночлег на постоялых дворах).
Кроме традиционных праздничных шествий бывали и процессии, не предусмотренные календарём: искупительные шествия, проводимые по решению суда или властей; молельные шествия, просившие об окончании засухи или прекращении наводнения; благодарственные шествия, благодарившие Небеса за установление долгожданного мира; рождение королевского наследника.
В XII веке в Европе были изготовлены механические часы, в XIII веке – большие башенные часы, в XV веке – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения.
Города изменяли и образ жизни человека Средневековья. Так городские жители заметно отличались от деревенских не только занятиями. Они иначе смотрели на мир, были более энергичными, полагались преимущественно на свои силы и гордились своими успехами. Они значительно больше знали об окружающем мире, были в курсе главных новостей. Темп их жизни был значительно выше сельского и не такой размеренный. Они всегда спешили, ценили время, не случайно, что первые часы возникли в городе. Жители городов стремились к успеху, пытались разбогатеть, приумножить то, что им доставалось по наследству. Немало в городах встречалось проходимцев, авантюристов, мошенников, то есть таких людей, которые любой ценой были готовы получить вожделенное богатство. В их понимании богатство давало свободу, а свобода - сама являлась ценностью города.
Источники информации:
http://annales.info/evrope/svanidze/crafts.htm http://ukrmap.su/ru http://student.zoomru.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский - 5-9 века - романский - 11-12 века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "миниум" и маленького размера.

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19