– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков? Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы Как объяснить йотированные буквы в игровой форме.

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

Ольга Чапорова

Конспект НОД в старшей группе

по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю»

фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»

Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.

Вид НОД: интегрированная.

Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;

развивающая : продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;

воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.

Предварительная работа : знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.

Индивидуальная работа : побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Миогимнастика

(цель : развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).

Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.

А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.

(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление») - Покажите - какое у вас сегодня настроение

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Отгадай звук»

(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)

Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».

(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)

Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку ). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.

Фонетическая игра «Автограф Кощея»

(цель : развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок ).

Давайте прослушаем звуковое письмо.

(Включаю диск, звучит фонограмма)

Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!

Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!

Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)

Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).

Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).

Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!

(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)

Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!

Игра «Собери слово»

(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)

Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?

(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)

Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»

по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)

Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят

Насекомые и люди.

Это хорошо?

Любят и животные

Особенно голодные.

Это хорошо?

Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)

А прожорливые мошки

Объедают нас немножко (пощипывание)

Мухи возле нас снуют

Больно крылышками бьют (похлопывание легкое )

Паутиной как веревкой

Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания )

Вот как нас обидели

Разные вредители! (изображают обиду )

Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей )

Игра «Цветик-семицветик»

(цель : развитие умения выделять позицию звука)

(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)

Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»

(цель : знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)

Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».

(Демонстрирую Замок Кощея)

И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь , а за ней звук «Й» сидит, плачет.

Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)

Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)

О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).

У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)

Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)

А придумали звуки вот какую хитрость:

Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!

Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,

«Й» + «У» = Ю,

«Й» + «Э» = Е)

Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?

Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.

Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!

Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы ). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.

(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе )

3. Рефлексия.

Волшебная палочка

(активизация полученных знаний) - Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)

Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия - сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.

Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» - [С], «песенка комарика» - ).

При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников (см. ниже). Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже - в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.

После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.

Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

Учить делать выводы, слушать и понимать других;

Развивать память, внимание и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент:

Основная часть.

Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.

Е Ё Ю Я

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

  1. Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
  1. Разбор гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

Й У

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?


Конспект логопедического занятия

Тема: Йотированные гласные.

Цели: 1. Дать понятие об образовании йотированных гласных.

2. Дать понятие о смягчении согласных посредством гласных второго ряда.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Совершенствование умения составлять предложения с данными словами для получения

связного текста.

Оборудование:

карточки гласных букв;

картинка с изображением папы-медведя и сына Мишутки;

индивидуальные картинки с изображениями этих зверей;

текст стихов с иллюстрацией гласных звуков («девочки» Аля, Оля, Уля, Эля, Ира) и звука [ й ];

фотографии с изображением артикуляции гласных и звука [ й ];

материал к рассказу «Котенок».

    Организационный момент

    • Какое сегодня число?

      Какой идет месяц?

      А какой день недели?

      Кто готов сегодня на занятие внимательно слушать и хорошо работать?

    Игра «Угадайка»

Перед детьми на партах лежат гласные буквы: А И Ы Э У О. По артикуляции логопеда узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Сравнение с рядом гласных на доске: А О У Э Ы.

Кто справился с заданием?

Кто умеет хорошо узнавать звуки по положению губ и языка?

3. - Что вы знаете об этих буквах?

Для чего они служат?

Кому помогают эти гласные: папе-медведю или Мишутке?

Кто прочитает эти гласные за папу-медведя его голосом?

4. – Какая буква осталась на парте? (И)

Что вы о ней знаете?

По внешнему виду, на какую букву она похожа? (на Й)

А что вы о ней знаете?

Стихи с иллюстрацией

ИЙ

И глядит украдкой

На сестрицу краткою:

Ей понравился берет,

У нее такого нет…

5. О том, какая история приключилась со всеми этими буквами и что из этого получилось, мы узнаем сегодня на занятие.

Жили – были две сестрички: И и Й. Они были очень похожи. Одна из них решила купить себе берет. Она купила красивый беретик, переоделась и стала очень гордой. Звала она себя теперь кратко: [ Й] и не хотела ни с кем дружить. Но так жить ей стало скучно и плохо, решила она подружиться с кем – нибудь. Вышла гулять, смотрит, стоит красивая девочка и поет [А].

Как тебя зовут?

Аля. А тебя?

- [ Й]. Давай дружить и петь вместе. Я буду первой, а ты за мной:

[ Й] [А]

Логопед соединяет карточки со звуковыми изображениями: [ Й] [А].

Что получилось?

Хором: «Я!».

Записывает на доске ниже первого ряда

А О У Э Ы

В результате рассказа логопеда на доске будет запись:

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е

Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

Так и получилось два ряда гласных букв. Они очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают.

    Интересная история о буквах?

    Понравилась вам?

    О чем эта история?

    Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке?

6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.

Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:

[Й] [А]; [Й] [О]; [Й] [У]; [Й] [Э].

Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.

В итоге работы на партах получается два ряда гласных:

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

    Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?

7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.

Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.

Что вы можете о них сказать?

Чьи это звуки? (Мишуткины)

Чтение гласных I ряда голосом папы-медведя.

Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:

А О У Э Ы МА-МЯ

Я Ё Ю Е И МО-МЁ

    Как звучит согласный в словах папы-медведя?

    Как звучит согласный в слогах Мишутки?

    Квадратом, какого цвета они обозначаются?

8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.

9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).

СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ

ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА

10. Физминутка

Игра с мячом

А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:

Ва-ня То-ля Ко-ля

Га-ля Та-ня Ва-ся

11. Работа над составлением связного текста

Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.

КОТ_НОК Л_БИТ

БАРС_К М_У

ИГРА_М

Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.

    Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).

В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.

    Как можно назвать наш рассказ?

Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.

12. Подведение итогов занятия

    Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)

    Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.

Что понравилось вам на занятие?

Кто доволен своей работой на занятии?