– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков? Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы Как объяснить йотированные буквы в игровой форме.
Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…
Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.
ЧАЙ
В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:
Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.
Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука
– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?
Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:
ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.
В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.
Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .
А вот и сестрички — буквы Е и Ё .
Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:
РА, РО, РЕ, РЁ…
Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].
Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:
РЕКА — [Р`ЭКА]
1. И г р а «Кто внимательный?»
1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.
2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)
3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)
2. И г р а «Угадайте сказку»
– Как зовут героя сказки? Как она называется?
Вымолвил словечко – покатилась печка
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю.
О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».
3. И г р а «Доскажи словечко»
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто ёж,
Вот и назван… (ежевика).
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот).
Ну и платье: сплошь иголки.
Его носят вечно… (елки).
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище.
И потом отправит в рот,
А чистюля тот… (енот).
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его… (ежиха).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).
Колюч, да не ёж.
Кто же это?.. (Ёрш.)
За рекой они росли,
Их на праздник привезли,
На веточках – иголки.
Кто же это?.. (Ёлки.)
4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.
6. Назови перечеркнутые буквы.
7. Определи букву в неправильном положении.
8 . Добавь недостающий элемент буквы.
9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.
10. Выдели знакомую букву.
11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.
12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.
13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .
14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.
15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.
17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.
18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.
19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?
20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
21.
Е
на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .
22.
Е
и Ё
– родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё
две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .
23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:
ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.
О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.
24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.
Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.
25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:
1. – е – (Мел, лес, сел.)
2. е – – (Еда, ели, ела.)
3. е – – – (Енот, езда, ерши.)
4. – е – – (Лена, села, пела.)
26. И г р а «Лесенка»
27. Игра «Сквозная буква»
28. И г р а «Малышки-коротышки»
Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.
Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .
29. И г р а «Буква потерялась»
Вставьте пропущенные буквы в слова:
– рш, – жик, – лка.
30. И г р а «Сколько ёжиков?»
Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов
31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .
Кижё, Шёр, чаколё.
О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.
32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.
Ё лка, помнишь, под травой
Ж ил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
К ак живая ёлочка. (Ёжик.)
33. Пишем буквы.
34 .
Слияние [йу] обозначается буквой Ю .
1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.
2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.
3. Ю с правой стороны рисунка.
4. Соедини с буквой Ю
5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
6. И г р а «Кто внимательный?»
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
7. И г р а «Кто больше?»
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю
.
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
8. И г р а «Найди слово»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
10. И г р а «Добавьте звук»
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
11. Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
12.
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю
, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.
13.
Пишем..
14.
Слияние [йа] обозначается буквой Я !
1. Назовите слова на звук [йа].
2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.
3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.
4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.
5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.
6. И г р а «Я» в квадрате»
В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали
А советую, друзья,
Начинать вам с буквы Я .
О т в е т: Я добрался до конца.
7. Кроссворд
1. По горизонтали: фруктовое дерево.
По вертикали: животное с пятнистой шерстью.
2. Хищная птица.
3. Шахматная фигура или большая лодка.
4. Деревянный хомут для скота.
5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.
6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.
О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.
8. Ребусы
Ольга Чапорова
Конспект НОД в старшей группе
по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю»
фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»
Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.
Вид НОД: интегрированная.
Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.
Программные задачи:
Образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;
развивающая : продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;
воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.
Предварительная работа : знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.
Индивидуальная работа : побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Миогимнастика
(цель : развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).
Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.
А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.
(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление») - Покажите - какое у вас сегодня настроение
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Отгадай звук»
(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)
Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».
(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)
Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку ). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.
Фонетическая игра «Автограф Кощея»
(цель : развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок ).
Давайте прослушаем звуковое письмо.
(Включаю диск, звучит фонограмма)
Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!
Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!
Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)
Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).
Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).
Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!
(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)
Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!
Игра «Собери слово»
(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)
Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?
(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)
Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»
по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)
Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!
Все вас ценят, все вас любят
Насекомые и люди.
Это хорошо?
Любят и животные
Особенно голодные.
Это хорошо?
Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов
Неуклюжие жуки
Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)
А прожорливые мошки
Объедают нас немножко (пощипывание)
Мухи возле нас снуют
Больно крылышками бьют (похлопывание легкое )
Паутиной как веревкой
Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания )
Вот как нас обидели
Разные вредители! (изображают обиду )
Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей )
Игра «Цветик-семицветик»
(цель : развитие умения выделять позицию звука)
(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)
Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»
(цель : знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)
Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».
(Демонстрирую Замок Кощея)
И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь , а за ней звук «Й» сидит, плачет.
Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)
Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)
О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).
У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)
Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.
Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)
А придумали звуки вот какую хитрость:
Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!
Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).
(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,
«Й» + «У» = Ю,
«Й» + «Э» = Е)
Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?
Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.
Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!
Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы ). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.
(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе )
3. Рефлексия.
Волшебная палочка
(активизация полученных знаний) - Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)
Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия - сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.
Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» - [С], «песенка комарика» - ).
При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников (см. ниже). Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже - в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.
После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.
Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать навыки языкового анализа и синтеза;
Учить делать выводы, слушать и понимать других;
Развивать память, внимание и мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
Воспитатель:
Дата проведения:
Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)
Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.
Организационный момент:
Основная часть.
Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.
Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.
Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/
По дороге к дому они собирали ягоды.
Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/
Домой они взяли наловленных ершей.
Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.
Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.
Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/
А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.
Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/
Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.
Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.
Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.
Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.
Е Ё Ю Я
[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]
А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.
В начале слова (приведите примеры слов)
После гласной буквы (приведите примеры слов)
После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)
Потренируемся.
Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.
Ягоды, ершей, ёжика, юрких.
- Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
- Разбор гласных на звуки.
Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.
3) Выкладывание слов из разрезных букв.
Й У
4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.
Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…
III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?
Конспект логопедического занятия
Тема: Йотированные гласные.
Цели: 1. Дать понятие об образовании йотированных гласных.
2. Дать понятие о смягчении согласных посредством гласных второго ряда.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Совершенствование умения составлять предложения с данными словами для получения
связного текста.
Оборудование:
карточки гласных букв;
картинка с изображением папы-медведя и сына Мишутки;
индивидуальные картинки с изображениями этих зверей;
текст стихов с иллюстрацией гласных звуков («девочки» Аля, Оля, Уля, Эля, Ира) и звука [ й ];
фотографии с изображением артикуляции гласных и звука [ й ];
материал к рассказу «Котенок».
Какое сегодня число?
Какой идет месяц?
А какой день недели?
Кто готов сегодня на занятие внимательно слушать и хорошо работать?
Организационный момент
Игра «Угадайка»
Перед детьми на партах лежат гласные буквы: А И Ы Э У О. По артикуляции логопеда узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Сравнение с рядом гласных на доске: А О У Э Ы.
Кто справился с заданием?
Кто умеет хорошо узнавать звуки по положению губ и языка?
3. - Что вы знаете об этих буквах?
Для чего они служат?
Кому помогают эти гласные: папе-медведю или Мишутке?
Кто прочитает эти гласные за папу-медведя его голосом?
4. – Какая буква осталась на парте? (И)
Что вы о ней знаете?
По внешнему виду, на какую букву она похожа? (на Й)
А что вы о ней знаете?
Стихи с иллюстрацией
ИЙ
И глядит украдкой
На сестрицу краткою:
Ей понравился берет,
У нее такого нет…
5. О том, какая история приключилась со всеми этими буквами и что из этого получилось, мы узнаем сегодня на занятие.
Жили – были две сестрички: И и Й. Они были очень похожи. Одна из них решила купить себе берет. Она купила красивый беретик, переоделась и стала очень гордой. Звала она себя теперь кратко: [ Й] и не хотела ни с кем дружить. Но так жить ей стало скучно и плохо, решила она подружиться с кем – нибудь. Вышла гулять, смотрит, стоит красивая девочка и поет [А].
Как тебя зовут?
Аля. А тебя?
- [ Й]. Давай дружить и петь вместе. Я буду первой, а ты за мной:
[ Й] [А]
Логопед соединяет карточки со звуковыми изображениями: [ Й] [А].
Что получилось?
Хором: «Я!».
Записывает на доске ниже первого ряда
А О У Э Ы
В результате рассказа логопеда на доске будет запись:
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е
Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И
Так и получилось два ряда гласных букв. Они очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают.
Интересная история о буквах?
Понравилась вам?
О чем эта история?
Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке?
6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.
Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:
[Й] [А]; [Й] [О]; [Й] [У]; [Й] [Э].
Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.
В итоге работы на партах получается два ряда гласных:
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И
Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?
7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.
Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.
Что вы можете о них сказать?
Чьи это звуки? (Мишуткины)
Чтение гласных I ряда голосом папы-медведя.
Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:
А О У Э Ы МА-МЯ
Я Ё Ю Е И МО-МЁ
Как звучит согласный в словах папы-медведя?
Как звучит согласный в слогах Мишутки?
Квадратом, какого цвета они обозначаются?
8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.
9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).
СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ
ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА
10. Физминутка
Игра с мячом
А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:
Ва-ня То-ля Ко-ля
Га-ля Та-ня Ва-ся
11. Работа над составлением связного текста
Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.
КОТ_НОК Л_БИТ
БАРС_К М_У
ИГРА_М
Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.
Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).
В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.
Как можно назвать наш рассказ?
Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.
12. Подведение итогов занятия
Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)
Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.
Что понравилось вам на занятие?
Кто доволен своей работой на занятии?