Смотреть что такое "нато" в других словарях. История создания и основные этапы развития североатлантического союза Первоначальный состав нато

15Июн

Что такое НАТО (NATO)

НАТО (NATO ) или Североатлантический Альянс – это военно-политический союз нескольких государств, который призван обеспечивать всестороннюю безопасность для членов данного объединения.

Краткая история создания и развития НАТО

После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.

Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Данный союз был назван Организацией Североатлантического договора (на английском — North Atlantic Treaty Organization – NATO ). Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора.

Следует отметить, что одной из немаловажных причин для создания Североатлантического Альянса послужила политика СССР. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.

Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.

Во времена «холодной войны», НАТО как структура продолжала активно развиваться, формируя различные подструктуры и комитеты постоянно наращивая военно-политическую мощь. Тем не менее, в этот период Североатлантический Альянс не участвовал ни в одном вооруженном конфликте.

Впервые военные силы NATO были задействованы в 1991 году в ходе Иракской компании. Следует отметить, что данное вмешательство было полностью санкционированно Организацией Объединенных Наций (ООН). Таким образом силы блока NATO прошли боевое крещение и показали отличные результаты.

Цели и задачи НАТО.

Как уже можно было понять из прочитанного ранее, основной целью НАТО является обеспечение защиты от военной агрессии для всех участников союза. Данная концепция предполагает тот факт, что нападение на одну страну из блока НАТО, будет рассматриваться как нападение на весь альянс, что вызовет соответствующие меры противодействия. Важным фактором в формировании целей и задач организации, является отсутствие захватнических или агрессивных мотивов. Уставом союза, запрещены любые проявления военной экспансии, направленной на захват территорий других стран. Военная сила применяется только в случаи необходимости обеспечения защиты. Мандат на подобные действия предоставляется путем всеобщего обсуждения и одобрения всеми странами участниками союза.

Также в сферу деятельности Североатлантического Альянса входят: поддержка антитеррористических сил, противодействие морским пиратам и кибербезопасность.

Штаб квартира НАТО.

Следует понимать, что Североатлантический Альянс, это огромный союз, состоящий из множества государств и собственно их армий. Именно по этой причине в многих странах существуют своего рода штабы, отвечающие за те или иные подразделения. Главная штаб-квартира совета НАТО располагается в Бельгии, а именно в Брюсселе.

Страны НАТО или блок НАТО.

На момент написания данной статьи, блок NATO состоит из 29-ти стран участников. Список сформирован с учетом годов вступления стран в союз.

1949 год – страны которые основали Североатлантический Альянс:

  • Канада;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Норвегия;
  • Нидерланды;
  • Исландия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Бельгия.

1952 год:

  • Греция;
  • Турция.

1955 год:

  • Германия.

1982 год:

  • Испания.

1999 год:

  • Польша;
  • Чехия;
  • Венгрия.

2004 год:

  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения.

2009 год:

  • Албания;
  • Хорватия.

2017 год:

  • Черногория.

Силы НАТО.

Под определением выражения «Силы NATO», не следует понимать какую-то определенную армию, которая полностью располагается в конкретной стране. Сама концепция Североатлантического Альянса построена таким образом, что страны участники в соответствии с установленными квотами предоставляют под нужды союза определенное количество солдат и военной техники. Это значит, что в зависимости от необходимости, штат вооруженных сил НАТО, может меняться в количественном и техническом плане. Таким образом командование альянса может в кратчайшие строки сформировать необходимую военную бригаду необходимую под конкретную задачу.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Североатлантический Альянс часто прибегает к помощи армий стран партнеров, которые не являются членами блока. Данное становится возможным благодаря заключению индивидуальных партнерских соглашений в сфере военной поддержки и сотрудничества.

Вступление в НАТО.

По своей сути, вступление в NATO не является какой-то особо сложной и недостижимой процедурой. На самом деле, для получения членства в союзе, стране, которая хочет вступить, необходимо соответствовать определенным критериям. В перечень которых входят такие аспекты как: и демократические ценности, прозрачная экономическая и политическая структура, финансовая состоятельность и отсутствие территориальных и этнических конфликтов.

Если страна выполняет все требование, то ее кандидатура проходит процедуру одобрения со стороны всех действующих участников блока. В случаи всеобщего одобрения, начинается процедура интеграции в существующий военно-политический союз.

США и НАТО.

Существует неверный стереотип о том, что США является руководящей страной в Североатлантическом Альянсе. Хоть Соединенные Штаты действительно являются самым сильным во всех отношениях участником НАТО, управление союзом осуществляется сугубо путем голосования всех участников. Даже тот факт, что США предоставляет самую большую долю финансирования и военной силы, не позволяет самостоятельно инициировать проведение тех или иных компаний.

Украина – НАТО.

Что касается Украины и ее отношений с НАТО, то тут все достаточно сложно. Партнерские отношения между Украиной и Альянсом установлены уже довольно давно, а именно с 1992 года. За это время проводилось множество встреч, направленных на сближение и более тесное сотрудничество в разных сферах деятельности. Тем не менее, постсоветское прошлое сформировало у граждан Украины определенное недоверие к Североатлантическому Альянсу, и скорее всего, правильно будет сказать, что большая часть населения не желала вступления в этот союз. Ситуация кардинально изменилась после начала Российско-Украинского конфликта. Правительство страны официально приняло решение о том, что Украина больше не будет придерживаться внеблокового статуса и приоритетом становится вступление в Североатлантический Альянс. Следует заметить, что с учетом всех событий, мнение населения в отношении НАТО кардинально изменилось. Теперь данная инициатива правительства поддерживается абсолютным большинством граждан. Забавным фактом выступает то, что Российская Федерация, которая всегда приветствовала внеблоковый статус Украины, своими действиями сама подтолкнула ее к вступлению в НАТО.

Естественно, что от политической воли украинских лидеров, вступление в альянс не произойдет чудесным образом, так как существуют территориальные конфликты. Но как можно наблюдать, по данному вопросу ведутся основательные переговоры, и существует вероятность того, что Украина сможет получить членство минуя данный критерий отбора. Время покажет.

НАТО сегодня.

Удивительным фактом, является то, что до возникновения террористической угрозы со стороны исламистских фанатиков и агрессивных внешнеполитических действий РФ, у блока NATO наблюдался период определенного застоя и деградации. Мир был практически в спокойном состоянии и не наблюдалось глобальных угроз. Многие страны постепенно сокращали финансирование в виду ненадобности содержания больших армий. В последнее время все изменилось. Североатлантический Альянс снова стал необходим. Опять возобновилось крупное финансирование и все больше стран хотят вступить в блок.

Категории: , / / от

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Официальная эмблема НАТО

Точное происхождение данной эмблемы неизвестно. Но есть сведенья о том, что идею дизайна эмблемы и флага предложил один из работников Международного секритариата.

Эмблема НАТО (белый компас на тёмно-синем фоне) была 4 октября 1953 г. принята Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса.

Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру, который избрали 19 стран-членов Североатлантического альянса.

Девиз НАТО придумал Андре де Старк. Он много лет занимал пост посла Бельгии в НАТО (1952-1976) и был великолепным дипломатом. Когда в 50-е годы тогдашний Генеральный секретарь НАТО Поль-Анри Спаак попросил его подобрать для Североатлантического альянса подходящий девиз, то Андре де Старк вспомнил фразу “Animus in consulendo liber”, что в переводе означает “В совете дух свободен”. Эту фразу он узнал ещё в детстве во время поездки в Сан-Джиминьяно, Италия. С тех пор эти слова украшают зал заседаний Совета НАТО.

Что такое НАТО

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический союз North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traite de l\"Atlantique Nord, OTAN.

НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.

(В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы»).

(Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО). Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне(Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г., и измененный Парижским соглашением от 23 октября 1954 г.)

Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса.

Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

(С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

Германия-участник второго расширения (май 1955 года);

Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

Генеральный секретарь НАТО – Андерс Фог Расмуссен

Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels).

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия) .

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Причины возникновения НАТО:

· Послевоенный раскол Европы на восточную и западную сферы влияния, ставшим будущим плацдармом для Хол.Войны м/у США и СССР;

· Программа послевоенного экономического урегулирования, которая вылилась в План Маршалла, послуживший первым этапом консолидирования западноевропейских стран под крылом США;

· Лоббирование США идеи о наступлении «красной угрозы», кот. Обозначила нового общего врага – СССР;

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией , который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграло желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, лежит желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

НАТО является самой известной организацией, отношение к которой неоднозначно. Но знать о некоторых тонкостях работы, сферы деятельности, и где находится сейчас НАТО будет очень полезно каждому. Также важно иметь представление о том, какова точная дата его создания.

Вконтакте

Расшифровка аббревиатуры

С английского языка расшифровка представляет собой Организацию Североатлантического Договора. Но на русском языке аббревиатура осталась НАТО, а не ОСД.

Важно! НАТО — это по сути военно-политический союз, созданный для защиты стран-участниц от возможного нападения извне.

Общие данные

Данная организация представляет собой огромное военно-политическое образование, объединяющее Канаду, США и подавляющее большинство Европейских стран.

Это так называемый «трансатлантический форум», цель создания которого — консультации между входящими сюда государствами по проблемам, касающимся их интересов, имеющих отношение к угрозе безопасности этих стран.

История

Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.

Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.

В то время договор был подписан между следующими странами :

  • Нидерланды;
  • Дания;
  • Канада;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Италия;
  • Исландия;
  • Франция;
  • Португалия;
  • Люксембург;
  • Норвегия.

Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:

  1. Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
  2. ФРГ в пятьдесят пятом году.
  3. В восемьдесят втором Испанией.

Но впоследствии некоторые союзники покинули блок , были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.

Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.

В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.

Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день.

Структура блока

НАТО является военным и политическим блоком, состоящим из двадцати восьми государств. То есть, структура представляется сотней управлений и различных Центров для переподготовки и подготовки важных специалистов.

По сути, организация является межправительственной, и ее члены регулярно выделяют ресурсы для работы, но исключительно в соответствии с существующим Договором.

Так как цель создания НАТО – защита, то большая часть военной инфраструктуры находится под постоянным командованием, но только пока не появится надобность в их выделении с целью решения срочных задач.

А вот что касается финансирования, то оно происходит из бюджета соответствующих стран.

Основным органом политического плана для принятия решений является Североатлантический совет, созданный учредительным договором. Исходя из девятой статьи, он имеет полномочия создать при необходимости вспомогательные органы, требующиеся для выполнения Договора.

Блок имеет несколько комитетов, к их числу которых относятся:

  1. Вооруженные силы НАТО.
  2. Группа ядерного планирования.
  3. Совет по управлению, командованию и консультации.
  4. Комитеты.

В свою очередь комитеты имеют такие отделы :

  • заместителей;
  • по нераспространению;
  • по общественной дипломатии;
  • по проблемам партнерств и политики;
  • по операциям;
  • по стандартизации;
  • по противовоздушной обороне;
  • по тыловому обеспечению;
  • по планированию ресурсов;
  • по безопасности;
  • верификационный;
  • архивный и гражданский по разведке.

Таким образом, структура организации включает в себя огромное количество разнообразных ведомств и комитетов, касающиеся всех видов деятельности человека.

Важно! Что касается парламентской ассамблеи данного органа, то она представляет собой площадку для обсуждения безопасности законодателями участвующих государств.

Функции

Одна из основных сфер деятельности — это сдерживание возможной агрессии по отношению к территориям стран — союзников.

Цели, в соответствии с декларацией, касаются исключительно свободы, безопасности и .

Несмотря на тот факт, что блок создавался исключительно для защиты участниц, теперь он ставит задачу сохранить стабильность не только здесь, но и во всем мире.

Помимо этого сфера деятельности включает в себя:

  1. Защиту демократии и прав.
  2. Урегулирование волнений геополитического характера.
  3. Охрану границ, которые были установлены после завершения .

Но в последнее время альянс пользуется сомнительными методами для достижения собственных целей. Например, по всему миру ходят слухи о «миротворческой бомбардировке», то есть данное выражение стало теперь крылатым, и НАТО ассоциируется после этого с негативными моментами.

Внимание! К числу традиционных противников относятся Китай и Россия, с которыми альянс конфликтует уже длительное время.

На сегодняшний день функции НАТО пополнились работой над проблемой кибератак, рассматривая подобные деяния в одной стране, как нападение на всех членов альянса. Блок расширяет собственную деятельность в этом направлении, так как угроза киберпространству стала не менее опасным явлением.

У альянса имеется официальный документ, носящий название «Стратегическая концепция», в нем четко прописаны задачи по безопасности и условия подхода. Он подготавливает союз к вызовам безопасности и дальнейшему военному и политическому развитию.

Возникновение нынешней символики организации до сих пор неизвестно, но бытует мнение, что дизайнерское решение эмблемы и флага разработал сотрудник Международного секретариата. Эмблема представляет собой белоснежный компас на темно-синем фоне. Логотип был принят 4 октября 1953 года как официальная символика, а после этого подняли флаг совета в Париже.

Окружность, как символика, ассоциирует единство, а что касается компаса, то он означает общее направление к единой цели.

Девиз создал Андре де Старк, который длительное время был послом Бельгии в альянсе. Девиз на русском языке звучит как «В совете дух свободен», это выражение он услышал еще в поездке в Италию.

Вооруженные силы

Функции НАТО – это защита от вероятных нападений, поэтому в 2007 году в вооружении имелось более пяти миллионов солдат, а на территории Европы находилось около трех миллионов. Последнее указанное количество входит в состав пяти миллионов военных. Уже в 2010 их число составляло три миллиона восемьсот тысяч военнослужащих, то есть произошло сильное сокращение.

Вооружение подразделяетс я на:

  1. Подчинение национального характера.
  2. Объединенные силы ОВС.

В последних имеются объединения и части США, Канады, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Италии, Нидерландов, Турции, Венгрии, Польши, Чехии, Дании и Норвегии.

На период войны или учений ОВС пополняется помощью военно-морских сил указанных выше государств.

Важно! Вооружение Греции и Франции периодически проводят совместные с блоком учения в Европе и координируют войска противовоздушной обороны собственной страны с ПВО альянса.

В Европе работают два главных командования:

  1. Юга Европы, к числу которых относятся Италия, Венгрия, Испания, Греция и Турция. В данном случае штаб располагается в Италии в городе Неаполь.
  2. Северной Европы, к которым относятся все остальные. Штаб располагается в Нидерландах в городе Брюнсюме.

Несмотря на тот факт, что датой образования НАТО является 1949 и никаких угроз со стороны Советского Союза и нынешней России не было (вопрос спорный), в альянсе есть особые силы оперативного реагирования , которые оказывают оперативную поддержку во всех проводимых действиях.

Пятого сентября 2014 года в Ньюпорте состоялась встреча глав государств НАТО, где принималось решение об образовании группы повышенной готовности.

Здесь работают четыре тысячи человек, которые должны моментально отреагировать при нападении Российской Федерации на любую из стран-союзниц. В случае подобной ситуации переброс и разворачивание частей в приграничных государствах не будет превышать и двух суток.

Местонахождение альянса

Многие люди задаются вопросом, где находится штаб. Он располагается в Бельгии, если быть точнее, то есть в северо-восточной части города Брюсселя, а именно на Бульваре Леопольда III.

Здесь имеются делегации государств — участников, бюро связи, а также дипломатические представительства.

Что касается секретариата и Международного штаба военного характера, то они располагаются в том же городе и помогают представительствам в их работе.

Любую угрозу со стороны стран, не входящих в его состав.

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза
North Atlantic Treaty Organization, NATO ;
Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN .
Фильм про НАТО >>>

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".
В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых - скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО - Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО - между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.
Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.
Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").
После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.


Печать