Сложение и вычитание круглых десятков. Урок "сложение и вычитание круглых десятков" IV

Бойченко Надежда Николаевна
Должность: учитель (обучение на дому)
Учебное заведение: КОУ "Калачинская адаптивная школа-интернат"
Населённый пункт: Омская область, город Калачинск
Наименование материала: конспект урока математики в 3 классе (на дому)
Тема: Сложение и вычитание круглых десятков
Дата публикации: 19.02.2016
Раздел: среднее профессиональное

Тема:
Сложение и вычитание круглых десятков.
Цель:
формировать умение складывать и вычитать круглые десятки.
Задачи:
учить выполнять сложение и вычитание круглых десятков при ре- шении примеров и задачи; Развивать целенаправленность внимания, мыслительные функции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение работать по образцу; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе в тетради.
Ход урока:

Орг. момент.
– Посмотри, кто сегодня пришёл к нам в гости? – Так случилось, что Маша потеряла ключ и не может попасть домой. Для того чтобы ключ нашёлся, ей нужно подняться по лесенке. На каждой ступеньке она должна выполнить задания. Поможем Маше подняться по лесенке? Давай по- смотрим, какие задания она должна выполнить. На самой первой ступеньке ей нужно проверить домашнее задание, посчитать устно. На следующей ступеньке - повторить круглые десятки от 10 до 100, дальше нужно научиться складывать и вычитать круглые десятки, выше – решить задачу, и на последней ступеньке ре- шить примеры. – В конце урока ты получишь оценку. Если вся работа будет выполнена без ошибок и исправлений, получишь оценку «5». Если у тебя будет 1 – 2 ошибки в вычислении, получишь «4», и если у тебя будут допущены ошибки при решении задачи, или 3 – 4 вычислительных ошибки, то получишь «3».
II.

Основной этап.

Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.
– Выборочная проверка домашнего задания. (Прочитай примеры с ответом 40, 100, 50) – Молодец. Ты хорошо справилась с домашним заданием.
2)

Устный счёт.
– Теперь посчитаем устно 80+10 70+10 70 – 10
40+10 100 – 10 20 – 10 – Молодец! Какие действия ты выполняла при устном счёте? Какие числа ты складывала и вычитала?
3)

Повторение пройденного материала:
– Сейчас мы переходим на следующую ступеньку. – Посмотри, у тебя на столе лежат пучки палочек. Что обозначает пучок? – Сколько в 1 десятке единиц? – Назвать круглые десятки до 100.
2.

Изучение нового материала.


Какие числа ты сейчас называла? Сегодня мы вместе с Машей будем учиться складывать и вычитать круглые десятки. А для этого перейдём на следующую ступеньку. – Прочитать название темы.
1.
Прочитать пример на карточке, выполнить сложение. Показать первый пример – с учебником. – Мы познакомились со сложением и вычитание круглых десятков. Теперь ты умеешь решать такие примеры.
Физминутка.
Маша несла домой цветы. Но она очень расстроилась, что потеряла ключ и оста- вила цветы на полянке. Давай соберём Машины цветы. Нужно собрать только те цветы, которые с круглыми десятками. (На полу разложены цветы с двузначными числами).
Закрепление изученного материала.
2 дес.+3дес= 20+30= 5дес. – 2дес. 50 – 20 = 6дес.+2дес. 6дес. – 3дес.

Решение задачи.
Стр. 114 № 10(а) – Послушай, сейчас я тебе прочитаю задачу. – Что такое элеватор? – Зерновой элеватор – сооружение для хранения зерна. – У нас в городе есть элеватор? (Показать фото на слайде). – Прочитай задачу вслух. – О чём говорится в задаче? – Что нужно найти в задаче? – Сколько машин было на первом элеваторе? – Знаем сколько машин на втором элеваторе? – Прочитать вопрос задачи. – Составить краткую запись из карточек на столе, записать в тетрадь. – Ещё раз обратить внимание на краткую запись. – Каким действием будем решать? Составить пример на столе, проговорить, за- писать решение в тетрадь. – Проговорить ответ, составить на столе. Записать ответ задачи. – Какое действие выполняла при решении задачи? – Молодец! Ты справилась с задачей. – А чтобы ты ещё лучше научилась решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков, давай поработаем по учебнику. Для этого мы перейдём на сле- дующую ступеньку.
2)

Решение примеров:
стр. 113 № 2. С комментированием.
III.Заключительный этап.

Домашнее задание.
Дома будешь работать по карточке. Какие действия будешь выполнять? Прочи- тать примеры. Это какие числа? Повторить, что сложение и вычитание десятков.
2)

Итог урока.

– Какую тему мы изучали на сегодняшнем уроке? – Какие действия с круглыми десятками учились выполнять? – Какое новое слово ты узнала? – Что понравилось на уроке? – Что было самым трудным? – На следующем уроке мы будем учиться складывать и вычитать круглые десят- ки и однозначные числа. Для этого мы отправимся в путешествие. А в какое пу- тешествие отправимся, потом узнаешь. – Оценка за урок.

В математике, конечно же, важно уметь думать и мыслить логически, но не менее важна в ней практика. Половина ошибок на экзаменах по математике делается из-за неправильного вычисления простых действий с числами - сложение, вычитание, умножение, деление. А отработать эти навыки важно еще в начальной школе. Чтобы ничего не упустить, необходимо систематически заниматься с ребенком по специальным тетрадям - тренажерам. Они позволяют отработать математические навыки и умения и довести их до автоматизма. Тренажеры разнообразные, не обязательно скачивать их все, достаточно одного-двух понравившихся. Пособия можно использовать в работе с младшими школьниками не зависимо от программы, по которой ведется обучение.

Математика. Решаем примеры с переходом через десяток.

Тетрадь для отработки навыков сложения и вычитания с переходом через десяток. Не просто примеры, а интересные игры и задания.

Карточки-задания. Математика. Сложение и вычитание. 2 класс

Удобные карточки для учителя второклашек. 2 варианта на сложение и вычитание одного вида. Подойдут для организации самостоятельной работы по математике в зависимости от продвижения по программе.

Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова

В разных курсах математике тема сложения и вычитание в пределах 20 изучается или в конце 1 класса, или в начале 2-го. В любом случае пособие поможет закрепить изученные способы манипуляций с числами, в некоторых заданиях эти способы представлены в виде своеобразных подсказок. В ходе самостоятельной работы с тетрадью ребенок ориентируется на образец выполнения и алгоритмические предписания. Умение пользоваться такими подсказками в учебе позволит ученику не только находить и использовать нужную информацию в ходе выполнения задания, но и осуществлять самопроверку.

Начинается тетрадь с отработки навыков сложения и вычитание в пределах 10, эта часть подойдет и для первоклашек.

Математика тренажерная тетрадь для 2 класса

Тетрадь содержит не только примеры на сложение и вычитание, но и перевод единиц друг в друга, и сравнение результатов вычисления (больше-меньше).

3000 примеров по математике (счет в пределах 100 часть 1)

Тренажер со счетом на время. Время засекать на решение одной колонки примеров и записывать внизу в окошечке. Обратите внимание на колонки, которые ребенок решал более 5 минут, значит у него возникли сложности по этому виду примеров. Приведены примеры на сложение и вычитание в пределах десяти и с переходом через десяток, сложение и вычитание десятков, манипуляции в пределах сотни.

Счет от 0 до 100

В этой прописи дается много примеров на сложение и вычитание, чтобы закрепить навыки устного счета в пределах 100.

Считаем правильно. Рабочая тетрадь по математике. Г.В.Белых

Тетрадь также выполнена в виде тренажера, сплошные примеры и уравнения. Начинается со счета в пределах десяти, далее - в пределах сотни (сложение, вычитание, умножение и деление), заканчивается сравнением уравнений (примеры со знаками больше, меньше, равно).

Пособия пригодятся и учителям начальных классов в их работе, и родителям для занятий дома с детьми, в частности, в летние каникулы. Задания разных уровней сложности позволят осуществить дифференцированный подход к обучению.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Открытый урок по математике в 3 классе на тему:

«Сложение и вычитание круглых десятков»

Матвеева А. В., учитель – дефектолог

первой квалификационной категории

Цель: Систематизировать знания и закрепить умения и навыки решения примеров и задач на сложение и вычитание круглых десятков.

Планируемые знания и умения:

Знать правила сложения и вычитания круглых десятков, порядок выполнения действий в примерах со скобками, применять их при решении задач, измерение радиуса окружности;

Уметь устно считать примеры в пределах 10, выполнять сложение и вычитание круглых десятков, решать примеры в 2 действия со скобками и без скобок, применять эти умения при решении задач, измерять радиус окружности.

Коррекция:

Восприятия, внимания, память, мышления, ММР.

Наглядность:

Плакат «Числовой ряд 1 -20»

Плакат «Числа 1 -100»

Словарь « Сложение, вычитание, умножение, вычитание, сравнивание»

Таблицы «К устному счету»

«Решение задачи»

Оборудование:

Счеты,

чертежный треугольник,

карандаш,

раздаточный материал (геометрическое задание)

План урока:

1. Организационный момент. Интерактивный опрос.

2. Устный счет. Форма «Молчанка».

3. Упражнения для ММР, психологической подготовки к работе на уроке «Замок».

4. .Основная часть.

    Актуализация. Сообщение темы и цели урока. Запись сегодняшнего числа и классной работы в тетради.

    Назвать и записать круглые десятки в тетради.

    Решение примеров. №11 с. 115

    Физкультминутка для позвоночника «Буратино»

    Решение задачи №15а – устно, №15б – письменно с.115

    Практическая работа- геометрическое задание на измерение.

5 . Итог урока

    Домашнее задание. Запись в дневнике. №8 с. 114

    Интерактивный опрос.

    Оценка работ учеников на уроке. По таблице.

1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парту тихо сели

И на доску посмотрели.

Руки на парте. Спина прямая. Дышим ровно.

Интерактивный опрос:

Что делаем мы на уроке математики?

Считаем

Решаем примеры

Решаем задачи

Сравниваем

Чертим
-измеряем

С чем мы работаем на уроке математики?

С числами

С помощью чего записываются числа?

С помощью цифр

Назовите эти цифры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

До 100

Какие арифметические действия выполняем с этими числами?

Сложение, вычитание, умножение, деление.

Вы готовы к уроку математики?

Готовы!

2.Устный счёт

Начинаем наш урок с устного счета. Я показываю числа, вы считаете молча. Поднимаете руку. Говорите только ответы.

2+1 5+2 20+10 50+20

4-2 6+4 40-20 60+40

6-3 10- 6 60-30 100-60

2. -Прилетели 5 синиц и 4 воробья. Сколько птиц всего стало?

Было 10 птиц. Улетели 6 птиц. Сколько птиц осталось?

3. Назовите геометрические формы (по таблице).

Очень хорошо. Справились с этим заданием. Все умеете считать устно. Особенно хочу отметить ___________________________. За устный счет ставим себе отметки на табличке.

3. Упражнения для развития ММР.

Сели ровно. Руки на парте. Поставьте руки вот так и чуть подержим так.. . А теперь сделаем замок – вот так. И тихо повторяем за мной:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули,

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

Потянули

И … открыли.

4. Основная часть.

1. Актуализация.

Открываем тетради (помним, как лежат тетради?), взяли ручку (где находится локоть правой руки?) и пишем число 1.01.13г. и Классная работа.

Тема нашего урока «Сложение и вычитание круглых десятков». Назовите круглые десятки (3 ученика – и хором).

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Запишите их в тетради.

Мы с вами уже решали примеры на сложение и вычитание круглых десятков и в одно действие, и в два действия и даже со скобками. Кто скажет правило? (с помощью учителя).

-Действие в скобках выполняем первым.

Молодцы.

2. Решение примеров.

Примеры № 11.с.115.

Открываем учебник на с. 115, находим № 11. Нашли? Начинаем работу. Помним, как записывать? -2 клетки с края. На доске я открываю примеры. Первым к доске пойдет работать__________________________, а за ним цепочкой 2 ряд и т. д.

Каждый ученик читает пример, есть скобка – выполним действие в скобке первым, теперь второе действие, получилось __, ответ __.

50+(40-20)= 20+(70-40)=

60-30+60= 60+20-50=

100-(20+10)= 90-(40+40)=

40+60-80= 90-50+60=

Внизу кружочки с подсказками ответов. Получили ответ – записали – найдите это число и возьмите его себе.

10 20 30 50 70 70 90 100

Открылось слово М О Л О Д Ц Ы! Значит, мы решили примеры правильно.

Ставим себе отметки на листочке.(называю имя и отметку).

3.Физкультминутка.

Очень тихо встали. Проведем физкультминутку «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Раз (хлопок над головой),

Два (руки вытянуты над головой),

Три (руки к груди) –

Ха (выдох).

4. Решение задачи.

Сели. Рука. Спина. Дыхание. Внимание на доску. Пишу. Задача №15б). с.115. Пришло время решать задачу. Найдите в учебнике этот номер.

Аудирование.

Читаю задачу, вы внимательно слушаете.

В продовольственный магазин утром привезли 50 батонов белого хлеба, а

днем привезли еще 40 батонов белого хлеба. Продали 60 батонов. Сколько батонов белого хлеба осталось?

Читают дети.

Жужжащее чтение,

Читает 1 ученик вслух.

Обсуждение задачи.

О чем говорится в задаче?

О магазине, о хлебе.

Когда привезли батоны в магазин?

Утром и вечером.

Сколько батонов привезли утром? -50 батонов

Сколько батонов привезли вечером? -40 батонов

А сколько же всего батонов привезли? Как найти?- 50+40=90

Что делают с батонами в магазине? – Продают людям. Хлеб у нас всему голова, без хлеба мы не можем жить.

Сколько батонов продали? -60.

На завтра осталось батонов или нет? Как найти? 90-60=30

Сколько батонов осталось?-30.

Мы задачу решили устно. Что осталось делать? –Записать решение задачи в тетради чисто и правильно.

Решение задачи .

С чего начнем решать задачу?

С краткой записи условия задачи.

Приготовились.Взяли ручку. Спина прямая. Локоть. Тетрадь.

Первое предложение до запятой читает _____________. Пишем

Привезли

Утром – 50 бат.-

Днем -40 бат.

Продали 60 бат.

Осталось? батонов.

Решаем задачу с карандашом в руке.

Привезли

Утром – 50 бат./

Днем - 40 бат. 50+40=90бат

Продали - 60 бат.

Осталось- ?батонов 90-60=30бат

- Задачу решили, ответ: осталось 30 батонов. Надо правильно записать. Здесь 2 примера, два вопроса. Я сегодня покажу вам, как можно записать решении с одно действие.

Пишем вопрос

Сколько батонов осталось в магазине?

- привезли 50 и 40 продали 60 осталось… Вместо слов пишем арифметические знак

50+40-60=90 бат.

Ответ:90 батонов

Отметки 1_______, 2_______, 3______, …..

5. Геометрическое задание.

На парте у вас лежат кружочки. Задание такое: измерьте и запишите радиус окружности.

Проверка. 1ряд - 8см, 2 ряд – 7 см. У кого правильно- ставим 5, у кого было неправильно- 4.

5.Итог урока.

1. Домашняя работа №8 с.114. Пишем в дневнике.

2. Закрепление.

Чем мы сегодня занимались на уроке? –решали примеры, задачу, измеряли радиус, считали устно.

С какими числами работали? – С круглыми десятками.

Какие арифметические действия выполняли с ними?- Сложение и вычитание.

Как выполнять сложение и вычитание круглых десятков? – десяток прибавляем к десятку, от десятки вычитаем десяток.

Как мы считаем примеры? – с помощью пальцев рук.

Еще какие примеры решали? – со скобками.

Скажите правило. – действие со скобками выполняем первым.

3. Оценка работы учащихся

У вас у всех листочек с отметками. У кого все 5? Поднимите руки. Вам 5.

У кого есть 4 – вам отметка 4. Молодцы.

Урок окончен. Дневники на мой стол.

Если вам предстоит урок-закрепление по математике, то вы можете провести своих детей по маршруту, предложенному Ириной ГРИБОВОЙ, учителем начальных классов экономической школы-лицея, г. Москва. Помогая героям из Простоквашино, ученики не заметят, как пролетят 45 минут.

Тема. "Сложение и вычитание круглых десятков. Закрепление".

Цели. Закреплять навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

Оборудование. Рисунки с изображениями дяди Федора, кота Матроскина, собаки Шарика, сундука; план маршрута; карточки для устного счета, для индивидуальной работы (3 варианта), со знаками действий, карточки "Болотные кочки"; иллюстрация "Болото"; таблица с мерами длины сантиметр , дециметр , метр ; светофоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Ребята! Вы любите приключения?

Дети. Да!

У. Сегодня на уроке мы будем не только решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100, но и путешествовать вместе с героями мультфильма. Кто они?

Учитель вывешивает на доске рисунки с изображениями сказочных персонажей.

Д. Дядя Федор, кот Матроскин и собака Шарик.

У. Вместе с ними мы отправимся на поиски клада по этому плану.

На доске начерчен план:

III. Устный счет

У. Впереди нас ждут неожиданные препятствия. Герои мультфильма уже отправились в путь, а для нас они оставили записку. Чтобы ее прочитать, надо расставить двузначные числа в порядке возрастания.

На доске – карточки, на которых записаны числа и слоги.

Дети расставляют их в нужном порядке и читают текст записки.

– Что же написано в записке?

Д. Желаем вам удачи!

У. Назовите такие двузначные числа, в которых: количество десятков равно количеству единиц.

Д. 22, 66.

У. Количество десятков больше, чем количество единиц.

Д. 43, 80.

У. Количество десятков меньше, чем количество единиц.

Д. 12, 19, 34.

У. Дядя Федор со своими друзьями подошли к первому препятствию. Это зимний лес. Чтобы его преодолеть, надо узнать: сколько в лесу деревьев, если лиственных – 30, а хвойных – 20?

Д. 50 деревьев.

У. Сколько шишек заготовила белка, если разгрызла 7, а осталось 30?

Д. 37 шишек.

Учитель читает стихотворение.

У. Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Вы примерчики решите
И зверюшку назовите.

На доске:

Уменьши на 1

Ключворд

17 – и
28 – з
32 – ч
33 – к
39 – й
74 – а

Дети по одному выходят к доске, записывают полученный результат и подставляют букву, пользуясь ключвордом.

– Какому зверю очень тревожно живется в лесу?

Д. Зайчику.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А теперь мы узнаем, кто же из героев мультфильма быстрее выберется из леса.

К доске вызываются три ученика с каждого ряда для решения следующих примеров.

Ряд I (рисунок "Дядя Федор")
50 – 20 + 10 – 30 + 40 =
Ответ : 50

Ряд II (рисунок "Матроскин")
80 – 10 – 20 + 30 – 40 =
Ответ : 40

Ряд III (рисунок "Шарик")
60 – 30 + 10 – 20 + 40 =
Ответ : 60

У. Кто же быстрее всех выберется из леса?

Д. Шарик.

У. Ребята, я предлагаю вам выполнить задания на индивидуальных карточках. Есть три вида карточек.
Карточку 1 предлагает дядя Федор. Он очень хорошо считает, учится в школе, поэтому на карточках с его именем самые трудные примеры.
Карточку 2 предлагает кот Матроскин. Он считает чуть хуже, поэтому на карточках с его именем примеры чуть легче.
Карточку 3 предлагает собака Шарик. Он считает с трудом, поэтому на карточках с его именем самые легкие примеры.
Подумайте, какому герою вы могли бы помочь решить примеры. Выберите себе карточку и приступайте к работе.

Дети по желанию или на усмотрение учителя выбирают себе карточки с примерами. Учитель вызывает трех учеников для решения примеров с карточек 1, 2 и 3 на индивидуальных досках.

Карточка 1. "Дядя Федор"

50 + 30
60 – 40
70 – 30
20 + 80
100 – 70

20 + 70
90 – 60
40 + 30
50 + 50
100 – 80

Карточка 2. "Матроскин"

50 + 20
60 – 10
70 – 20
20 + 40

30 + 30
90 – 20
40 + 10
100 – 20

Карточка 3. "Шарик"

50 + 10
70 – 10
20 + 20
30 – 20

100 – 10
60 – 20
40 + 10
70 + 20

– Давайте проверим, смогли ли вы помочь героям мультфильма.

V. Работа в тетради

У. Вот мы и прошли лес. Перед нами новое препятствие. Но сначала наметим дальнейший маршрут в тетради.

В чистописании запишем такую цифру, которая показывает, сколько лет дяде Федору, если Шарику 5 лет, Матроскину 7 лет, а дядя Федор старше собаки, но младше кота. Сколько лет дяде Федору?

Д. Шесть.

У. Верно, и для чистописания мы берем цифру 6.

Учитель объясняет на доске написание цифры 6, дети записывают одну строку цифры 6 в тетради.

– Перед друзьями река. Чтобы перебраться через нее, надо построить мост.

На доске записан текст задачи:

Шарик принес 10 бревен, а Матроскин на 2 бревна меньше. Сколько бревен они принесли вместе?

У. Что надо узнать в задаче?

Д. Сколько бревен принесли Шарик и Матроскин вместе.

У. Можем мы ответить на вопрос задачи?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем, сколько бревен принес Матроскин.

У. Есть ли у нас данные для того, чтобы узнать это?

Д. Да.

У. Приступаем к решению задачи.

Дети решают задачу самостоятельно, а у доски за "крылышками" – 2 ученика. Проверяется решение с помощью светофоров.

Решение задачи:

1) 10 – 2 = 8 (б.)
2) 10 + 8 = 18 (б.)

VI. Занимательный материал

У. Итак, дядя Федор из 18 бревен соорудил мост и вместе с друзьями перебрался через реку. Герои оказались перед болотом.

Ребята, а что вы знаете о болоте?

Дети рассказывают.

У. Какая орфограмма в слове болото ?

Д. Безударная о , которая не проверяется ударением.

У. Как же перебраться через болото?

Д. По кочкам.

У. Правильно, надо перепрыгивать с кочки на кочку. Вы готовы? Тогда вперед!

На доске открывается рисунок болота с кочками.

– Повторите названия компонентов при сложении и вычитании.

Д. Слагаемое, второе слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Д. Найти сумму 30 и 30; 1-е слагаемое – 60, 2-е – 20, найти сумму; уменьшаемое – 80, вычитаемое – 40, найти разность и т.д.

У. Молодцы! Справились и с этим препятствием.

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по учебнику

Д. Десять.

У. Сколько дециметроав в 1 метре?

Д. Десять.

У. Сколько сантиметров в 1 метре?

Д. Сто.

На доску вывешивается таблица.

У. А теперь, выполнив задание № 10 из учебника на с. 121, мы сумеем наконец добраться до клада.

Дети самостоятельно работают в тетрадях, двое учащихся – на индивидуальных досках. Проверка осуществляется с помощью светофоров.

IХ. Работа с геометрическим материалом

У. Итак, мы у цели. Клад перед нами. Какой большой сундук!

На доску прикрепляется рисунок сундука.

– В нем что-то есть. Хотите узнать, что? Его надо открыть. А для этого надо сказать: из каких геометрических фигур состоит этот сундук?

Д. Из прямоугольника и треугольника.

У. Почему треугольник так назван?

Д. У треугольника 3 угла.
– У прямоугольника все углы прямые.

У. Покажите прямые углы, острые углы, тупые углы.

Дети выходят к доске и показывают.

– Найдите периметр прямоугольника, изображающего сундук, если его длина 30 см, ширина 20 см.

На доску вывешивается карточка :

Р = (а + в ) х 2

Д. (30 + 20) х 2 = 100 см.

У. Начертите в тетрадях такой сундук, уменьшив длинны его сторон в 10 раз. Чему будут равны его стороны?

Д. Длина – 3 см, ширина – 2 см.

Дети чертят прямоугольник.

У. Выделите прямые углы в вашем прямоугольнике.

Х. Итог урока

У. Что мы закрепляли на уроке?

Д. Сложение и вычитание круглых десятков.

У. Как они складываются и вычитаются?

Д. Как числа в пределах 10.

У. Молодцы! Все препятствия мы преодолели с дядей Федором, Матроскиным и Шариком. И теперь по праву мы можем открыть сундук. Что же в нем? Золотые монеты!

Учитель раздает шоколадные медальки.

МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Урок математики

«Сложение и вычитание круглых десятков» 3 класс

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

Шатрова О.С.

декабрь 2016 год

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков»

Тип урока : урок изучения новых знаний.

Цель: познакомить с приёмом сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100; создать условия для формирования умения решать задачи;

Коррекционно-развивающая: способствовать развитию логического мышления, смекалки; развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать адекватную самооценку собственной деятельности.

Коррекционно- воспитательные: создать условия для привития познавательного интереса к математике; воспитывать культуру общения «ученик - учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.

Планируемые результаты: выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100; решать текстовые задачи на сложение и вычитание круглых чисел; находить закономерности, по которым составлены ряды числовых выражений.

Формируемые БУД:

Познавательные:

Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения).

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.

Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные :

Под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Личностные:

Формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, технология деятельностного подхода.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Оборудование для ученика: карточки для работы в паре, снежинки, конверты для практической работы, карточки для индивидуальной работы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

БУД

    Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация учащихся к работе на уроке.

Создать благоприятный психологический настрой на работу;

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Все заданья нелегки

Нам, друзья, нельзя лениться

Так как мы ученики.

Итак, за окном зима, декабрь, я предлагаю вам отправиться на прогулку и вспомнить детские зимние забавы. Но не на простую прогулку, а на математическую. Запишите в тетрадях дату нашей прогулки

Игра «Да - нет»

Давно зима сменила осень.

Вспомнить нам пришла пора,

Чем же может заниматься

В это время детвора?

Можно на коньках кататься? (Да)

Свежим воздухом дышать? (Да)

Поиграть в снежки, побегать? (Да)

И на речке загорать? (Нет)

В декабре, в последних числах вокруг елки танцевать? (Да)

А в лесу зимой неплохо землянику собирать? (Нет)

На качелях покачаться? (Нет)

А на саночках с горы? (Да)

И лыжня давно готова для любимый детворы? (Да)

А еще зимой ребята могут в бадминтон сыграть? (Нет)

На заснеженном окошке человечков рисовать? (Да)

Под зонтом в метель укрыться? (Нет)

По сугробам погулять? (Да)

Очень здорово, друзья, с вами было поиграть!

Настраиваются на активную работу на уроке.

Включаются в деловой ритм урока.

Оформление записи в тетради

Дети хором отвечают

Коммуникативные БУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные БУД:

положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; элементарные навыки этики поведения.

    Устный счет

Цель:

развивать навыки устного счёта, закрепить знания нумерации чисел в пределах 100.

    Игра «Живой счёт»

Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они?

(снежинки)

- Покружились, полетали и на парту вам упали. (снежинки с круглыми десятками)

Постройтесь в порядке возрастания чисел. Постройтесь в порядке убывания.

Прочитайте числа,

Какой цифрой заканчивается каждое из этих чисел. Как их назовём?

    Минутка чистописания

У меня на ладошке тоже снежинки. Прочитайте числовой луч. (слайд 3)

10, 20, 40, 50, 60, 70, 90,100

Какие числа пропущены? (80 и 30)

Какие это числа? (двузначные, круглые десятки)

Пропишите в тетради, чередуя эти числа через клеточку .

Отгадывают загадки

Дети выстраиваются в ряд, держа в руках снежинки

х оровой счет десятками в прямом и обратном направлении от 10 до 100

находят пропущенные числа

дают характеристику этим числам

прописывают в тетради

Повторение прямого и обратного счёта круглыми десятками, построение числового луча

Коммуникативные БУД:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Личностные БУД:

осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;

    Постановка учебной задачи

Цели:

Формулирование целей и задач урока

Я на них бегу по снегу.
В снег на них не провалюсь.
Я с горы высокой съеду
И упасть не побоюсь.
Отгадайте же, не слышу,
Что такое? Это-...(Лыжи )

Посмотрите на лыжню. Чем похожи и чем отличаются выражения? (слайд 4)

2 + 4 6 - 3 5+ 1 6 - 2 20 + 40 60 - 30 50 + 10 60 - 20

Примеры какого вида вы решали?

Сообщение темы и цели урока

- Предположите, какова будет тема нашего урока? (Тема нашего урока «Сложение и вычитание круглых десятков») (слайд 5)

Чему будем учиться? (Мы будем учиться решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел).

Какого результата вы хотите сегодня достичь?

Отгадывают загадку

Сравнивают пары примеров, находят сходство и отличие

Учащиеся называют тему и цели урока

Познавательные БУД: с амостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные БУД:

Регулятивные БУД :

под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи;

    Объяснение нового материала. Практическая работа.

Цель:

создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100

Чтобы научиться, выполнять сложение и вычитание круглых десятков проведем практическую работу. (слайды 6-9)
- На партах у вас лежат конверты. Рассмотрите их содержимое, что обнаружили? (круги) Правильно.
Сколько кругов у каждого? (5)
-Что мы обозначаем кружком? (1 десяток) (на доске) Положите 1 кружок перед собой.
Добавьте к нему ещё 1 кружок. Что получилось? (2 десятка)
Давайте теперь запишем:1дес + 1дес=2 дес.
Как теперь мы запишем выражение при помощи единиц?
Мы с вами знаем, что в 1 дес, сколько единиц? (10) 10+10=20
-Добавьте к ним ещё 1 круг. Что получилось? (3 десятка)
-Какое действие выполняли? (сложение)
-Какие единицы счёта использовали? (десятки)
2дес+1дес=3дес 20+10=30
Сколько сейчас у нас десятков? (3)
-Добавьте к ним ещё 1 круг. Что получилось? (4 десятка)
-Какое действие выполняли? (сложение)
-Какие единицы счёта использовали? (десятки) 3дес+1дес=4дес запишем единицами 30+10= 40
-Как нам выполнить действие вычитания? (убрать 1 десяток). Сколько стало? (3 десятка). 3дес-1дес=2дес 30-10=20

Какое действие выполняли? (вычитание)

Уберите ещё 1 круг. Сколько осталось? (2 десятка). Какое действие выполняли? (вычитание) 2дес-1дес=1дес. А единицами? 20-10=10
-Какой вывод можно сделать? (на слайд)
(Десятки можно складывать и вычитать), что нужно знать, чтобы уметь складывать и вычитать десятки? (таблицу сложения и вычитания в пределах 10) Молодцы.

Скажите, а где в жизни мы используем счет десятками? (яйца, пуговицы, тетради, таблетки…)

Выполняют устные задания учителя с кружочками, записывают примеры в тетради

Дети самостоятельно делают вывод по теме урока

Познавательные БУД: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные БУД:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные БУД :

работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

    Физминутка

Музыкальный ролик «Игра-повторялка «Лепим-лепим шар большой»»

Выполняют танцевальные движения по образцу

    Первичное закрепление изученного материала.

Цель: формирование и развитие умения выполнять задания по алгоритму

Игра «Математический хоккей»

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра - ….

Я предлагаю поиграть в математический хоккей .

По очереди решают примеры у доски, находят шайбу с ответом, отправляют сопернику в ворота. Перевернув шайбы, читают слово «Задача»

Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

Зарядка для глаз

Мы снежинку увидали

Следят глазами за снежинкой по слайду

    Решение задачи

1.Чтение задачи

Для подкормки птиц заготовили 30 кг зерна, а крупы на 10 кг меньше. Сколько кг корма заготовили?

2. Анализ задачи

3. Запись краткого условия

Смоделируйте краткую запись задачи.

4. Самостоятельное решение.

Решение задачи запишите самостоятельно.

5. Проверка решения

Знакомятся с содержанием задачи, выделяют условие, вопрос

Моделируют краткое условие задачи, анализируют задачу по краткому условию, самостоятельно решают, совершают проверку

Познавательные БУД: использовать различные способы кодирования учебной информации

Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

    Самостоятельная работа.

Цель:

выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Игра «Накорми птичку»

Решение примеров по карточке.

У каждого карточки с примерами, решают пример, находят птичку с таким ответом, прикрепляют к кормушке

Регулятивные БУД :

работать по заданному плану, алгоритму; выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

    Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель:

умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Итог урока

Подходит к концу наша прогулка. Вернёмся к проблеме, затронутой в начале урока. Посмотрите и скажите, теперь вы знаете, как надо решать такие примеры?

Попробуйте по итогам урока закончить предложения. (на слайде)

На уроке мы узнали …

Я научился …

Мне показалось трудным …

У меня не получилось …

Повторяют правило арифметических действий с круглыми десятками

Заканчивают начатые предложения

Познавательные БУД : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные БУД:

формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха ;

Коммуникативные БУД: умение слушать и понимать речь других.