Происхождение русского этноса кратко. Что такое этногенез? Этногенез восточных славян

Русская кровь в глобальной политике

В последнее время стала очень актуальной «русская тема», активно используемая в политической плоскости. Пресса и телевидение полны выступлениями на эту тему, как правило, мутными и противоречивыми. Кто говорит, что русский народ вообще не существует, кто считает русскими одних только православных, кто включает в это понятие всех, говорящих на русском языке, и т.д. Между тем, наука уже дала совершенно определённый ответ на этот вопрос.

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Атомный проект на начальной его стадии даже в сравнение не идёт, тогда кое-что всё же просачивалось в печать, а в данном случае – вообще ничего.

Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу?

Это тайна происхождения и исторического пути русского народа .

Почему информацию скрывают, об этом позже. Сначала кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передаётся из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее во множестве поколений.

Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток, на Урал, и на юг, в Индию и Иран, но и на запад, туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40% , в Германии , Норвегии и Швеции – 18% , в Болгарии – 12% , а в Англии меньше всего – 3% .

К сожалению, пока нет этногенетической информации по европейской родовой аристократии, и поэтому невозможно определить, равномерно ли распределяется доля этнических русских по всем социальным слоям населения или, как в Индии и, предположительно, в Иране, арии составляли знать на тех землях, куда они приходили. Единственным достоверным свидетельством в пользу последней версии стал побочный результат генетической экспертизы по установлению подлинности останков семьи Николая II . Y-хромосомы царя и наследника Алексея оказались идентичными образцам, взятым у их родственников из английской королевской семьи. А это значит, что, по меньшей мере, один королевский дом Европы, а именно дом германских Гогенцоллернов , ветвью которого являются английские Виндзоры, имеет арийские корни .

Впрочем, западные европейцы (гаплогруппа R1b ) в любом случае являются самыми близкими нашими родственниками, как ни странно, гораздо более близкими, чем славяне северные (гаплогруппа N ) и славяне южные (гаплогруппа I1b ). Наш общий с западными европейцами предок жил около 13 тысяч лет назад, в конце ледникового периода, тысяч за пять лет до того, как собирательство стало перерастать в растениеводство, а охота в скотоводство. То есть в совсем уж седой каменновековой древности. А славяне по крови от нас ещё дальше.

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было просто некуда, и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы, индоевропейской. Это почти все европейские языки, некоторые языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине – во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником, арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые независимыми американскими учёными. Оспаривать их всё равно, что не соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их просто замалчивают . Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать, тотально. И на то есть свои причины.

Первая такая причина вполне тривиальна и сводится к научной лжесолидарности. Слишком много теорий, концепций и учёных репутаций придётся опровергнуть, если ревизовать их в свете последних открытий этногенетики.

Например, придётся переосмыслить всё, что известно о татаро-монгольском нашествии на Русь . Вооружённое завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп. Но их нет ! Сплошная R1a1 и больше ничего, чистота крови поразительная . Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать, монголы там если и присутствовали, то в статистически не значимом количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно. Ну, кто из учёных станет опровергать научные устои, подкреплённые горами литературы и великими авторитетами?!

Никому не хочется портить отношения с коллегами и прослыть экстремистом, разрушая устоявшиеся мифы. В академической среде такое случается сплошь и рядом – если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов .

Вторая причина , несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики . История человеческой цивилизации предстаёт в новом и совершенно неожиданном свете, и это не может не иметь серьёзных политических последствий.

В течение всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из представления о русских, как о варварах, недавно слезших с ёлок, от природы отсталых и не способных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские – это и есть те самые арии , которые оказали определяющее влияние на формирование великих цивилизаций в Индии , Иране и в самой Европе. Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни, начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения объединённых сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а затем Гитлера . И так далее.

Неслучайно потому, что за всем этим стоит великая историческая традиция, основательно забытая за многие века, но остающаяся в коллективном подсознательном русского народа и проявляющаяся всякий раз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железной неизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологической основе в виде русской крови , которая остаётся неизменной в течение четырёх с половиной тысячелетий.

Западным политикам и идеологам есть над чем подумать, чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетиками исторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Впрочем, Господь с ними и с их страусиной политикой. Для нас гораздо важнее то, что этногенетика привносит много нового в собственно российскую ситуацию.

В этом отношении главное заключается в самой констатации существования русского народа, как биологически цельной и генетически гомогенной сущности. Основной тезис русофобской пропаганды большевиков и нынешних либералов как раз и заключается в отрицании этого факта. В научном сообществе господствует представление, сформулированное Львом Гумилёвым в его теории этногенеза: «из смеси алан, угров, славян и тюрок развилась великорусская народность» . «Национальный лидер » повторяет расхожее «поскреби русского – найдёшь татарина». И так далее.

Зачем это нужно врагам русской нации?

Ответ очевиден. Коли русского народа как такового не существует, а существует какая-то аморфная «смесь», то и управлять этой «смесью» может кто угодно – хоть немцы, хоть африканские пигмеи, хоть марсиане. Отрицание биологического бытия русского народа есть идеологическое обоснование господства нерусской «элиты» в России , раньше советской, сейчас либеральной.

Но тут вмешиваются американцы с их генетикой, и выясняется, что никакой «смеси» нет, что русский народ существует в неизменном виде уже четыре с половиной тысячи лет, что аланы с тюрками и многие другие в России тоже живут, но это отдельные самобытные народы и т.д. И сразу возникает вопрос: почему же тогда Россией вот уже без малого столетие правят не русские? Нелогично и неправильно, русскими должны управлять русские .

Похожим образом шестьсот лет назад рассуждал чех Ян Гус, профессор Пражского университета: «…чехи в королевстве Чешском по закону и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях» . Это его заявление сочли неполиткорректным, нетолерантым, разжигающим межнациональную рознь, и профессора сожгли на костре.

Сейчас нравы смягчились, профессоров не жгут, но чтобы у людей не было соблазна поддаваться гуситской логике, в России нерусская власть русский народ просто «отменила» – смесь, мол. И всё бы ничего, да выскочили откуда-то американцы с их анализами и всё дело испортили. Крыть их нечем, остаётся только замалчивать научные результаты, что и делается под хриплые звуки старой и заезженной русофобской пропагандистской пластинки.

Высокоразвитая цивилизация 6000 лет назад! Фальсификация русской истории

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

же около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1.2. Южная, местная версия
1.4. Версия Яшкичева В.И.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Д ревнее название славян – венеды – сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название «славяне» стало распространяться лишь полторы тысячи лет назад – в середине I тысячелетия по Р.Х. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов – польского, чешского и словацкого.

О собенно грандиозным было движение славян к югу – на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII веках после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.

П редками современных южнославянских народов – болгар и народов Югославии – были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII веках еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие.

В изантийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения. Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

ГЛАВА 1. РУССКИЙ ЭТНОС: КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

П рактически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия по Р.Х. (чаще всего с IV века), т. е. тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

А нтичные авторы (Геродот, Тацит, Плиний Старший, Иордан, Прокопий Кессарийский) знали славян под именем венедов. Упоминания присутствуют у византийских и арабских авторов, в скандинавских сагах, в германских сказаниях.

П редыстория восточных славян начинается с III тысячелетия до Р.Х. Племена протославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство . Установлено, что в рамках IV тысячелетия до Р.Х. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение «трипольских» племен» – III тысячелетие до Р.Х. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.

« О бразование и развитие русского народа находились в прямой связи с вековым расширением его историко-этнической территории. Истоки истории русского народа уходят в эпоху древнерусского государства – Киевской Руси, возникшего в IX веке в результате объединения восточнославянских племён. Территория древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В процессе укрепления центральной власти в состав государства вошли угро-финские, балтские и тюркские племена. При ведущей отрасли хозяйства – земледелии, которым занимались восточные славяне, в древнерусском государстве происходил постоянный процесс внутреннего сельскохозяйственного освоения земель, что вело к развитию интеграционных процессов, в ходе которых складывалась древнерусская народность.

М играции населения по Восточно-Европейской равнине представляли постоянно действующий фактор, который на протяжении многих веков после распада древнерусского государства оказывал своё влияние на экономическую, политическую, этническую и культурную ситуацию. В IX - X веках в Волжско-Окском междуречье, где создавалось ядро историко-этнической территории русских, финно-угорские племена – весь, мурома, мещёра, меря, а также голядь балтийского происхождения, проживали чересполосно в отдельных районах с восточнославянским населением. На эту территорию в поисках наиболее благоприятных условий для земледелия устремилось несколько потоков славянских переселенцев. В первую очередь такие потоки исходили с северо-запада, из земель новгородских словен, которые были связаны с Волжско-Окским междуречьем через верховья Волги. Из Верхнего Поволжья переселенцы проникали в бассейны рек Москвы и Клязьмы. По Шексне они добирались и на север, до озера Белое. С запада же происходило колонизационное движение смоленских кривичей, продвигавшихся через верхнюю Волгу и с верховий Днепра вдоль реки Москвы, более поздний поток славянских переселенцев – вятичей направлялся с юга, с верхней Десны и через Оку на север. Первые поселения вятичей в верховьях Оки относятся к VIII - IX векам. К XII веку вятичи продвинулись по Оке и севернее её, в бассейн реки Москвы. Их движение на северо-восток было вызвано давлением половцев. Все эти колонизационные потоки, пересекаясь и смешиваясь в Волжско-Окском междуречье, создавали там постоянное восточнославянское население. Уже в IX веке складывались районы компактных поселений. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение наиболее древних городов – Белоозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, которые основывались поселенцами. Некоторые исследователи полагают, что ряд древнерусских городов, имеющих иноэтнические названия, были построены славянскими поселенцами и лишь получили названия от более ранних поселений (например, Ростов на землях, населенных меря, Белоозеро на землях веси и др.)».

П роцесс ассимиляции местных племён переселенцами-славянами объяснялся не только малочисленностью и разбросанностью на огромной территории финских племён, но и более высоким уровнем общественного развития и материальной культуры переселенцев. Ассимилируясь, угро-финны оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую и гидронимическую номенклатуру (названия рек, озёр, селений и местностей), а также элементы традиционных верований.

Л юди, населявшие север и центр Восточно-Европейской равнины, говорили на индоевропейских и финноугорских языках. Восточно-славянские народы говорят на славянских языках индоевропейской группы. Эти языки близки к балтийским, на которых говорят литовцы и латыши. Ветвь славянских языков выделилась в V - VI веках по Р.Х. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных лесов).

Р усские говорят на русском языке. Русский алфавит - вариант кириллицы. Большинство верующих – православные.

ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМА «РУССКИЙ»

Э – коллектив, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос более или менее устойчив, хотя и его существование конечно во времени. Для определения этноса сложно найти какой-либо реальный признак, кроме признания каждой особи: «мы такие-то, а все прочие – другие». Исчезновение и возникновение этносов, установление принципиальных различий между ними, а также характер этнической преемственности носит название этногенеза. тнос

Э – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. тногенез

Р ешением таких задач, как исследование этнонимов – «…названий видов этнических общностей: наций, народов, народностей, племен, племенных союзов, родов и пр.; их происхождение, функционирование, структуру и ареал – занимается наука этнонимика.

Д ва из указанных аспектов изучения этнонимов – с точки зрения их происхождения и функционирования – особенно близки задачам исторической лексикологии, которая рассматривает феномены эволюции словарного состава, в том числе и в сопоставлении хронологически удаленных от наблюдателя фактов с близкими (современными) ему».

Н еобходимо отметить, что крупнейшие этнографические группы различаются по языковым наречиям, особенностям жилища, обрядов и прочим чертам: северные великорусы, южные великорусы, средневеликорусская народность. Субэтнические группы русских выделяются на основе следующих признаков: направления миграций, хозяйственные занятия, контакты с инонациональным населением - казаки, каменщики, марковцы .

А геева Р.А. пишет, что «…русские – сравнительно поздний этноним, единственный из восточнославянских этнонимов представляющий собой по форме субстантивированное прилагательное». Данный вариант постепенно вытеснил исконные формы русины, русичи .

П роисхождение этнонима «русские» …… на протяжении нескольких столетий вызывает острую полемику, корни которой уходят не только и столько в лингвистику, сколько в историю, политику, идеологию. Существует по крайней мере 15 этимологических версий, которые, однако, без особого труда делятся на два блока: солидаризируясь в том, что именование русского народа иноязычно, исследователи придерживаются либо северной, либо южной теории (спор норманистов и антинорманистов). Приведем в данной работе лишь некоторые из них.

1.1. Варяжская и западнофинская версии

Э та версия по мнению Агеевой Р.А. и других исследователей, большей частью лингвистов, сводится к следующим размышлениям.

« П ути возможного проникновения термина русь в Среднее Поднепровье с севера неоднократно описывались историками. Одним из таких путей проложенный готами не позднее середины IV века был путь в Причерноморье через Финский залив, озера Ладожское и Онежское, далее через верхнее Поволжье, Волго-Окское междуречье, Оку, Сейм, Псел, Днепр. О существовании указанного пути говорит хорошее знакомство готов с прибалтийскими финнами и балтийской голядью.

К онец VIII - середина IX века были решающей эпохой в разработке водных маршрутов, определивших пути развития Руси.

В середине IX века, как восточные славяне, так и европейский Запад знали о скандинавском происхождении пришельцев – русов (варягов) и отличали их от славян. Отличали их от славян и византийцы; арабы еще плохо дифференцировали русов и славян».

С сылаясь на Д.А. Мачинского, который считал самые северные окраины обитания славян первоначальной базой русов и отмечал первостепенную роль варягов в формировании древнерусской государственности, Агеева Р.А. говорит, что «…в мнении Мачинского роль варягов кажется преувеличенной. К моменту появления варягов существовала уже восточнославянская государственность. Несмотря на всю важность древних торгово-военных водных путей (которыми пользовались готы, варяги и другие пришельцы, а также, безусловно, само местное население), экономику и политику восточнославянских земель и складывавшегося на них государства определяли и многие другие факторы.

О дин факт остается непреложным: прибалтийские финны действительно до сих пор называют Швецию Ruotsi, а шведов – ruotsalaiset. В карельском и вепсском языках этот этноним в форме ruots был даже перенесен на финнов евангелического вероисповедания. Саамское слово ruos’sa «русский» - тоже старое заимствование из западно-финского ro-tsi, ruotsi в значении «Швеция, шведский язык, швед». Тот факт, что у саамов это имя стало обозначать русских, а не шведов, показывает, что термин употреблялся на восточной периферии западнофинской территории. Саамы знали варягов не как морской народ, а как обитателей района Ладожского озера. Варяги смешались со славянами, и постепенно это имя перешло и на славян.

Т от факт, что прибалтийские финны называют Швецию Ruotsi, не может не учитываться сторонниками северного происхождения этнонима русь . Но интерпретируется этот факт по-разному. Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что русь и варяги – одно и то же и, следовательно, русь и Ruotsi – слова скандинавского происхождения. Другие полагают, что прибалтийские финны могли заимствовать название Ruotsi из германских языков гораздо раньше эпохи викингов. Славяне могли воспринять термин русь не от самих шведов, а от прибалтийских финнов, как от населения контактной области. Это заимствование произошло точно так же, как, например, венгры восприняли термин nemet «немец» через посредство славянского населения на своей новой дунайской родине; в позднем Средневековье то же славянское обозначение немцев вошло и в тюркские языки.

Л ингвисты, исследовавшие происхождение термина Русь , в отличие от историков, занимающихся этой же проблемой, стремятся оперировать конкретными языковыми фактами, а не общеисторическими аргументами. Факты языка свидетельствуют, что этноним русь в древнерусском языке стоит, во-первых, в ряду иноязычных этнонимических образований; во-вторых, он тяготеет к северной зоне – к территориям, населенным финскими и балтийскими народами.

В самом деле, собирательные этнонимы древнерусского языка в форме женского рода и единственного числа сосредоточены в лесной зоне, в ареале финно-угров и балтов; они, как правило, являются передачей самоназваний этих народов: весь, ямь (емь), пермь, либь, корсь, жмудь или же мордва, литва, меря и пр. Другую группу составляют иноязычные этнонимы южных, степных областей (хазары, болгары, ясы, касоги и др.) – названия в мужском роде и во множественном числе. И уж совсем по иному типу образуются названия собственно славянских племен – с суффиксами -ене (-ане) для множественного числа и -енин (-анин) для единственного числа мужского рода: словене, словенинъ . Другая характерная форма славянских этнонимов – на -ичи (вятичи, дреговичи) .

Т аким образом, обращение к языковым фактам, в первую очередь анализ словообразования этнонима русь, привело многих лингвистов к выводу о западнофинском источнике заимствования термина русь . Потомков норманнских переселенцев Южного Приладожья местные финны продолжали называть, как и прежде, Ruotsi, так как смена этим населением шведской речи на славянскую не имела для финнов существенного значения. Название русь затем постепенно распространилось и на восточных славян».

1.2. Южная, местная версия

А теперь – о гипотезе южного, местного, или автохтонного, происхождения этнонима русь . Гипотеза эта занимает очень большое место в концепциях антинорманистов. Даже некоторые норманисты признавали, что упоминаемые в византийских и арабских источниках обозначения этнонима могут свидетельствовать о его южном происхождении.

И дущее еще от М.В. Ломоносова, развитое в XIX и в начале XX века, в особенности С.А. Гедеоновым, Д.И. Иловайским, М.С. Грушевским, В.А. Пархоменко и другими, представление о местном, поднепровском происхождении слова русь было поддержано в 30 – 50-х годах крупными советскими историками. Еще до Киевского государства, в VI-IX веках существовала цепь общественных образований, приведшая к возникновению в IX веке славянского государства в южнорусских степях, чему способствовало ослабление хазарского господства на указанной территории. Принимается допущение, что образовавшееся государство уже в самом начале получило название Русская земля , которое было не племенным, а территориальным, географическим; Русская земля послужила ядром будущего Киевского государства. Пределы древнейшей Русской земли IX века распространялись на: Киевскую область (кроме земель древлян и дреговичей), Переяславскую и Черниговскую (кроме северной и северо-восточной частей). Эти три феодальных полугосударства-княжества вошли затем в состав Киевской Руси. Позже название Русь распространилось на всю русскую народность и на ее территорию. Варяги, пришедшие на Русь, должны были принять ее имя.

В сжатом виде, без конкретной аргументации, эта концепция могла бы показаться слишком гипотетичной. В самом деле, допускается существование восточнославянского государства до Киевской Руси, реконструируется его территория. На основании этого допущения предполагается, что государство должно было называться Русская земля, следовательно, имя местного происхождения. А затем уже ищут ему объяснение либо в местных географических названиях, либо в этнонимах, причем не обязательно славянских, а, скорее всего, неславянских, в этнонимах ближайших народов древности.

А ргументация лингвистическая – а ведь именно она играет решающую роль при определении генезиса этнического имени – остается чрезвычайно слабым местом «южной» гипотезы.

Н апример, историк В.В. Седов пишет: «Происхождение этнонима рось-русь остается невыясненным, однако несомненно, что он не славянский. Все названия восточнославянских племен имеют славянские форманты: -ичи (кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи) или -ане, -яне (поляне, древляне, волыняне). Тюркским языкам не свойственно начальное «р» , поэтому тюркское происхождение этнонима рось-русь невероятно (этноним русский в тюркских языках приобрел форму орос-урус ). Остается предположить иранское начало рассматриваемого племенного имени. Очевидно, в процессе славянизации местного ираноязычного населения этническое название его было воспринято славянами». Этот автор, один из немногих археологов, хорошо знающих лингвистическую литературу, приводит вполне весомые аргументы против того, чтобы считать русь славянским этнонимом, но допущение о его иранской принадлежности сделано методом «от противного»: если не славяне и не тюрки, то, конечно же, иранцы, ибо, по археологическим данным, в Среднем Поднепровье могли проживать древние иранские племена. Всякая гипотеза имеет право на существование, но методом «от противного» можно было бы доказывать принадлежность этнонима русь и любому другому народу (готам, например?), который когда-либо имел отношение к рассматриваемой территории.

Н азвание русь сближали и с библейским рош (упоминаемый в библейской «Книге Иезекииля» некий народ в Причерноморье VI века до Р.Х.), и с народом hro-s, hrus в сочинении сирийского автора Псевдо-Захарии (или Захарии Ритора) середины VI века по Р.Х., и с народом росомоны , который, по данным Иордана, в IV веке был в числе подвластных Германариху племен (видимо, росомоны жили между Днепром и Доном), и с сарматским племенем роксоланы (II век по Р.Х.).

О тождествление этнонима русь с библейским рош маловероятно из-за легендарного контекста упоминания о последнем в Библии: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала...» (Иез. гл. 38). В пророчестве говорится, видимо, обо всех народах к северу от Израиля. Легендарный характер носит и упоминание о народе hros у Псевдо-Захарии: следуя античной литературной традиции, средневековые географы населяли границы известной им земли мифическими племенами, такими, как амазонки, циклопы и др. Люди рос в «Церковной истории» Псевдо-Захарии отличались могучим сложением. Они были настолько рослыми и кости их были так велики, что никакие лошади их не выдерживали, и люди вынуждены были совершать пешие военные походы. Фантастичность этих представлений очевидна, в результате чего отождествление названий hros и русь в настоящее время отвергнуто, хотя некоторые исследователи и усматривают здесь намек на земледельческий, а не скотоводческий облик народа рос , жившего, как полагают, на границе с Хазарией (а славяне были именно земледельцами).

Э тимологию этнонима русь из индоиранских, точнее, индоарийских языков разрабатывает О.Н. Трубачев. На основании данных древнерусской литературы и топонимии (Лукоморье летописей XII века; Синее море – Азовское море, Синяя вода – Дон, Русское море – Черное море) автор допускает, что в V-VI веках славяне вышли на берега Черного и Азовского морей. Первоначальный этноним poc тяготел к Тавриде, Приазовью и Северному Причерноморью; в Крыму в VIII-IX веках должен был существовать особый народ росы, известный грекам. Этот древний инородный этноним с появлением славян постепенно насыщался новым этническим содержанием. Индоарийскую этимологию этнонима русь О.Н. Трубачев подкрепляет сопоставлением с этимологическим значением этнонима куман (рус. – половцы) «беловатый, беловато-желтый». Возможно, что существовала региональная традиция (дославянская и дотюркская) называния Северного Причерноморья «Белой, Светлой стороной». Уже ранее имя русь производили от иранских слов со значением «светлый, блестящий» (ср. осетинское ru-xs/roxs «свет, светлый», персидское ru-xs «сияние» и т. д.).

Н екоторые исследователи связывали русь с русским словом русый (цвет волос). Русь при этом мыслится как собирательное имя со значением «скопище рыжих, русоволосых людей», а словообразование здесь такое же, как в слове чернь . Значение этнонима русь в этом случае также приближалось бы к значению этнонима куманы (половцы) , хотя цветовые обозначения в этнонимии тюркских народов имеют, как мы прежде видели, более сложную природу.

Д ругие исследователи критикуют это объяснение: ведь нет других славянских этнонимов, которые бы возникали по таким внешним признакам людей.

С уществует еще одна гипотеза автохтонного происхождения этнонима Русь – и на этот раз этноним прочно связывается со Средним Поднепровьем – с бассейном реки Рось. Название этой реки сопоставлялось с этнонимом росс . Лингвистический анализ показывает, что это не так. Первоначальной формой названия Рось было – Ръсь , в косвенных падежах – на Рси, по Рьси и т. п. Жители берегов реки Рось называются в летописи не русь , а поршане . Таким образом, ясно, что в Х веке в названии Ръсь еще был краткий глухой гласный ъ , прояснившийся под ударением только в XII веке. С этим можно сравнить название города и реки Ръша (современные город Орша и река Оршица) в «Ипатьевской летописи».

Г идроним Рось скорее всего происходит от индоевропейского ros- в значении «вода, влага», причем различные варианты этого названия позволяют отнести его к пласту гидронимов позднеславянского периода. Однако гидронимов с корнем рос- (как, впрочем, и рус- ) очень много не только в Среднем Поднепровье, но и на других территориях Европы. Но нет такой единственной реки Русь, с которой можно было связать племя pycь , да притом еще таким образом, чтобы оно происходило именно с берегов этой реки. А ведь только так можно было бы убедительно доказать местное происхождение этнонима. И немаловажная деталь: исконные славянские этнонимы образуются по совершенно другой модели. Летописец Нестор, повсюду аккуратно отмечая, какие этнонимы славян обязаны своим возникновением рекам, ни слова не говорит о том, что народ русь получил свое наименование по какой-либо реке.

Е сть и другие объяснения этнонима русь : например, сторонники яфетической теории Н.Я. Марра связывали русских и этрусков, что совершенно невозможно ни исторически, ни лингвистически. Нет смысла останавливаться на других подобных объяснениях, они столь же мало убедительны. В настоящее время только гипотеза «северного» (в западнофинском варианте) и гипотеза «южного» (кроме варианта, исходящего из связи с гидронимом Рось ) происхождения этнонима русь в основном конкурируют между собой. У каждой из этих гипотез есть свои сильные и слабые стороны, причем западнофинский вариант пока лучше всего обоснован лингвистически.

1.3. Северная, или полабско-поморская гипотеза

С уществует еще одна исключительно интересная «северная» гипотеза, о которой необходимо рассказать. Она касается вопроса о так называемой прибалтийской руси, о руссах и ругах, об острове Рюгене, о прародине славян и об их миграциях.

Р ечь идет о «полабско-поморской» гипотезе, в которой принимается, что этнический термин русь первоначально бытовал на западнославянских землях (бассейны нижнего течения Лабы, Одры, Вислы и бассейны Немана и Западной Двины). Поморскую русь помещали в разных местах указанной территории, например в области славянского племени вагров, близ границы государства Каролингов. Но большинство исследователей связывали эту русь с островом Рюген в Балтийском море; по-немецки остров именуется Rugen, в латинском языке он обозначался как Rugia, в польском Rana из древнего славянского имени Rujana и т. д. Среди западнославянских племен раны (ружане, рушане, руяне, рус(с)ы, руги) были известны своей храбростью. В то же время историкам средневековья было знакомо племя ругии, которое они относили к германцам (готам), выходцам из Скандинавии.

П опытку доказать существование прибалтийской руси и определить ее местоположение на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII веках предпринял Н.С. Трухачев. Прежде всего он стремился объяснить разнообразие именований указанного западнославянского племени. Рушане и руги (Rugiani, Rugi) - формы названий, унаследованные от германских ругов, которые в процессе миграции германских племен на юг в первых веках нашей эры покинули свою родину, но ее название – Ругия – закрепилось в памяти соседних народов. Имя раны (Rani) происходит от собственно славянского наименования страны Рана. Употреблявшийся в источниках по отношению к ранам термин Rutheni объясняется тем, что немецкие авторы пытались фонетически воспроизвести самоназвание племени русины .

Н о в немецких источниках Х века киевские русы тоже иногда назывались ругами, хотя немцы знали подлинное самоназвание русских еще в первой половине IX века: в древнегерманских рукописях фигурируют Rhos и Ruzzi . Прилагая к киевским русам то же обозначение, которое они привыкли применять к прибалтийским ранам (русинам), немецкие источники тем самым отождествляли их между собой. «Вариант названия Rugi нисколько не схож фонетически с другими вариантами, которые объединяли киевских и прибалтийских русов (например, Rutheni). Возможность случайного фонетического сходства между названиями Киевской Руси и Руси прибалтийской, таким образом, устраняется, и мы получаем право объединить восточных и прибалтийских русов в одну этническую группу. Одноплеменность киевских и балтийских русин удостоверяется также и русской летописью: она отождествляет их, применяя к тем и другим одно и то же название Русь », - пишет Н.С. Трухачев.

Н екоторые исследователи считают, что отождествление этнонимов руги и русы в трудах средневековых немецких авторов вовсе не было случайным заблуждением. Иногда у одного и того же автора термины Ругия и Русь (руги и русы) были однозначны и взаимозаменяемы. Н.С. Трухачев полагает, что это сознательный акт этнического отождествления, хотя и вовсе не означавший, что немецкие источники считали киевских русов выходцами с острова Рюген. Подобное отождествление наблюдается с Х века и в течение нескольких столетий, причем прибалтийская русь четко локализуется на южном побережье Балтийского моря, иногда прямо на острове Рюген. Даже после того как прибалтийские русы в конце XIV века вымерли, источники продолжали называть их страну Русью.

Д алее Н.С. Трухачев делает попытку с данными западноевропейских источников сопоставить известия арабских авторов об «острове русов», описание которого, по его мнению, никак не подходит к географическим объектам в Восточной Европе и, наоборот, очень подходит к острову Рюген.

С уществование поморской руси, принимаемое Н.С. Трухачевым и другими, ставит под сомнение польский историк X. Ловмяньский. Стремясь тем не менее объяснить употребление этнонима Rutheni «руссы» по отношению к балтийским славянам, Ловмяньский замечает, что уподобление названий руяны (раны) или руги руссам началось довольно поздно и внезапно. Он предполагает, что стремление отождествить руссов и ругов было свойственно Киеву, русской историографии, которая повлияла на ученые труды западных авторов. Немецкие источники, например, именуют княгиню Ольгу королевой ругов. Отождествление руссов и ругов произошло в Киеве, но не в славянской среде, поскольку термины Ругия, руги неизвестны русскому летописанию. Это случилось в норманнской среде после прибытия Олега в Киев, то есть не раньше конца IX века. Норманны знали о славянах, живших на острове Ругии, и сблизили по созвучию слова руссы и рузи (мн. ч. от ругъ ).

1.4. Версия Яшкичева В.И.

В ерсия исследователя В.И. Яшкичева основывается на «…лингвистическом законе ряда, который отражает противопоставление по хозяйственно-культурному типу», - как он сам говорит.

П о мысли Яшкичева, этнонимы, возникающие по хозяйственно-культурному типу, отражают очень точно либо ведущую отрасль хозяйства данного народа, либо образ жизни, с нею связанный. «Морские жители» не только потому себя так называют, что живут у моря, а еще и потому, что с ним связана вся их трудовая деятельность. Такой этноним направлен на выделение народа из среды окружающих его соседей.

П риведем один способ образования этнонима, который является очень важным для нас, так как может рассматриваться как аналог образования названия города Руса. В Тихом океане есть островное государство, которое называется САМОА. Оказывается, это название возникло из первых букв имени вождя Сатиа Моаатоа.

Э тнонимы, как правило, не возникают случайно, но обусловлены общественно-политическими и экономическими факторами, культурой, языком складывающейся народности. С учетом этих закономерностей В.И. Яшкичев предлагает гипотезу о происхождении названий Руса, русский, Русь.

В своем исследовании Яшкичев явно концентрирует славян в районе Приильменья, описывая благоприятные природные условия и выгодное географическое положение района. «Приильменье имело выходы ко всем граничным морям: несколько водных путей вели к Балтийскому морю: через Волхов и Ладогу, через Чудское озеро и Нарву и через Западную Двину. К Каспийскому морю по Волге, а к Черноморско-Азовскому бассейну по Днепру. Все основные реки Европейской части России берут свое начало именно здесь. В Приильменье имеются известняки, глины. Прекрасный кварцевый песок - отличное сырье для стекольной промышленности, а глины, мергели и известняки - для фарфоровой и фаянсовой. Отметим также железную болотную руду, которая имела огромное значение в древности для получения железа.

И природные условия, и географическое положение играли важную роль в становлении русского этноса. Важную, но не определяющую. Определяющую роль в возникновении русского этноса, по нашей версии, сыграла соль - пищевая поваренная соль. Именно получение и реализация соли, контроль за соляными источниками при благоприятных природных и географических условиях определили быстрое развитие русского этноса, составило содержание его хозяйственно-культурного типа».

Д алее исследователь описывает в своем труде многотрудную технологию добычи поваренной соли и ее значение в жизни приильменских славян. Соляные промыслы сосредотачивались в районе Приильменья, в Старой Руссе. И добыча этого ценного продукта – соли, не могла не сказаться на занятиях и быте окружающего Старую Руссу сельского населения. «Поставки крестьянами Старорусского и Новгородского уездов для соляных промыслов Старой Руссы варничных дров, варничного леса, холста, рогож и других материалов и оборудования были основными приработками крестьянского населения этих уездов. Ими было занято огромное большинство населения Старорусского и значительная часть крестьян Новгородского уезда».

Я шкичев продолжает: «…соль в Руссе добывали с незапамятных времен, и наша цель - попытаться выяснить роль этого промысла именно на этом первом этапе. Можно полагать, что именно солеварение сыграло очень важную роль и в становлении русского этноса, и в развитии русской государственности. Свою причастность к этому промыслу ощущали практически все жители Приильменья. Продажа соли, обмен ее на пушнину, воск и другие товары, первоначальное накопление капитала, организация торговых караванов на Каспий и дальше, на Черное море, к Византии, на Балтику и в Западную Европу - все это создало устойчивую систему. Причастные к ней люди стали называться русскими.

З начение соли хорошо известно нашему народу: в трудные времена он её запасает, а дорогих гостей встречает самым ценным, что у него есть, - «хлебом и солью».

В ажная, определяющая роль поваренной соли в образовании культурно-хозяйственного типа, а, следовательно, в становлении этноса, отражена в русском фольклоре. Например, в сказке «Соль» прослеживается мечта о «чистой русской соли», как о богатстве, которое хорошо бы брать, как берут речной песок, а не получать сложным и дорогим «вывариванием», а также уверенность, что любой народ, привыкнув к соли, перейти на несолёную пищу уже не сможет.

В ыразительны пословицы и поговорки на эту тему. Например: «Соль варим, а сами в нужде сидим», «не солоно хлебавши» и другие.

« П одобные размышления, - говорит В.И. Яшкичев, - должны привести нас к тому, чтобы сформулировать гипотезу о происхождении русского этноса и его этнонима, основанную на хозяйственно-культурных особенностях». Топонимы и гидронимы с корнем «рус» встречаются в Приильменье не менее 16 раз - как нигде в России. В 5 случаях в этих местах имелись соленые источники, из которых в древности добывалась соль, в том числе и знаменитые источники Русы.

Д ругой важный вопрос: была ли знакома Древняя Русь с аббревиатурой? Ответ будет достаточно определённый: да, была знакома, так как многие исконно славянские имена – Владимир, Святослав и другие – образованы с её использованием. Что касается значения пищевой соли, то к уже сказанному добавим, что московские князья хотели иметь своим этот стратегически важный и очень ценный продукт. В Москве в районе Волхонки была пробурена скважина глубиной более 100 метров, но соли не нашли.

У читывая важное значение соляного промысла, его роль в хозяйственной деятельности, а также закономерности образования этнонимов, в частности особенности территории и использования аббревиатуры, мы предлагаем рассматривать название города Руса как аббревиатуру – результат слияния первых звуков слов РУЧЕЙ СОЛЕНЫЙ. Таким образом, РУСА – это название территории, где получали соль из соленого источника, сыгравшего столь важную роль в хозяйственном развитие русского этноса. Что-то подобное уже было. Вспомним Бразилию и Самоа. А какое название должно было получить население Приильмения? Соседями этого населения, да и заметной его частью, были финно-угорские племена. Самоназвания их, как мы знаем, передаются в форме женского рода и единственного числа: «весь», «ямь», «жмудь» и так далее. Поэтому для них закономерно было назвать население, проживающее на территории РУСЫ - РУСЬ . В то же время хорошо известно, как в русском языке образуются прилагательные, относящиеся к населению, проживающему в определенном месте: Курск - курский, Рязань - рязанский, Москва - московский. Закономерно появление для обозначения жителей РУСЫ прилагательного РУССКИЙ .

Э та гипотеза согласуется с мнением лингвистов. Безусловно, слова РУЧЕЙ, СОЛЕНЫЙ - это слова из славянского языка. Но слово, составленное из начальных звуков этих слов, может оказаться в ряду иноязычных этнонимических образований. Подчеркнем, что переход РУСА – РУСЬ соответствует западнофинскому варианту «северной» гипотезы.

И так, первоначальный смысл названия РУССКИЕ заключался в том, что оно обозначало людей, занимавшихся добычей соли, ее продажей, обменом, охраной и всеми сопутствующими отраслями хозяйства. В дальнейшем этот первоначальный смысл был утрачен, а название перешло к народу, в формировании которого важную роль сыграл хозяйственно-культурный принцип, о роли которого было сказано чуть выше. Специфика производства соли содействовала высоким темпам роста производительных сил. Это яркий пример того, как этноним, возникший по хозяйственно-культурному типу, отражал очень точно ведущую или бросающуюся в глаза отрасль хозяйства данного народа. Кроме того, он фиксировал территориальный признак, обозначающий выдающуюся местную особенность - соленый источник.

« Э тот мощный, неиссякающий источник дал название и местности и народу. Он стал основой обширной, разветвленной хозяйственной системы, обладающей всеми атрибутами государства. В возникновении этой системы можно видеть истоки древнерусской государственности. Важно понять, как распространялось и закреплялось название РУСЬ, РУССКИЕ . Почему все более широкие слои населения, причем разные по этническому составу, принимали его как свое собственное? Речь идет об образовании территории древнерусского государства. По-видимому, это, прежде всего, связано с тем, что в основу общности русских легли не столько этнические, сколько хозяйственные связи. Свою сопричастность с ними ощущали очень широкие слои населения: не только солевары, но и рудокопы, поскольку для варки соли нужно много железа, «металлурги», железообработчики, заготовители топлива, труженики по его доставке, плотники, шорники и так далее. Отметим, что продукция обслуживающих специальностей, вызванных к жизни солевым промыслом, имела самостоятельное значение. Например, в заморские страны русские на продажу везли мечи. Кроме того, были земледельцы, рыбаки, охотники, скотоводы, кормившие солеваров, корабелов и других многих и многих людей. Формировался этнос - народ на территории, где население тем или иным образом связано с солью. Ясно, что приход «гостей» - купцов не с оружием, а с товарами - всегда праздник для местных племен. Особенно в те времена, когда любая торговая экспедиция была трудным и опасным делом. Люди, участвовавшие в этом товарообороте, также чувствовали себя причастными к этой системе. В систему входили все, кто считал себя причастным к обеспечению великого круговорота «соль - продукция ремесел - пушнина - заморские товары». Прежде всего это система факторий, которые с течением времени, превращались в города. В них проходила торговля, в них жил постоянный гарнизон, в том числе и из местных, но уже “русскоговорящих” жителей. Они тоже чувствовали себя причастными к системе и выражали это тем, что называли себя русскими. Со временем система развивалась, территория, ею охваченная, росла - росла Великая Русь.

Ч ерез далекие «заморские» экспедиции мир узнавал о РУССКИХ . Их ежегодные торговые экспедиции через Керченский пролив привели к появлению новых географических названий (если не у местных жителей, то у иноземных географов), связанных с Русью: Керчь – «город Русия», Керченский пролив – «река Русия». Участок Черного моря близ Тмутаракани – «Русское море».

Н е менее важным был «путь из варяг в греки» - на Византию. Как кратко ответить на вопрос - откуда прибыл караван, что за люди прибыли с товарами? Творческий гений народа нашел наиболее емкий и точный ответ: мы из Русы, мы русские . Те, кто спрашивали, не догадывались, конечно, что это значит, и какую роль сыграла соль в развитии этой торговой державы.

И еще одно обстоятельство - кто бросался в глаза в первую очередь из всех многочисленных участников каравана? Конечно же, охрана - воины, а в охране, как правило, служили варяги. Отсюда местным жителям можно было сделать вывод, что русские - это варяги. Русских прежде всего интересовал север и восток Европейской части страны как источник дорогой пушнины (соболь, чернобурая лисица) - территории, населенные в основном угро-финскими племенами. Этим обстоятельством, а также тем, что самыми броскими фигурами в русских караванах были охранники - варяги, можно объяснить то, что до сих пор в финском языке называют шведов «руотси» - производным словом от этнонима «русь» ».

Т акова в общих чертах гипотеза высказанная В.И. Яшкичевым в своем труде, который именуется «Русский этнос. Происхождение названия и истоки государственности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сказать следующее. Каждому человеку любой страны необходимо помнить и знать историю своего народа, своей страны. Каждый из нас должен знать и охранять культурные традиции своей нации. Что касается нас, русских, то мы имеем богатейшие историко-культурные корни. Наш народ со времен святого князя Владимира стал православным. Православие значительно повлияло на формирование такой этнической общности как русские. Православие в нашем народе имеет тысячелетнюю национальную традицию. На протяжении многих лет Православие являлось национальной идеей нашего народа. Небезызвестно формулу этой идеи выразил выдающийся русский писатель и литератор Ф.М. Достоевский. Он говорил о русском человеке так: «Русский значит православный». И нам, потомкам наших предков, необходимо помнить и изучать, как было сказано выше, историко-культурные традиции нашего народа, как некие живительные соки необходимые для нашего морального духовного возрастания и формирования.

1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. Е. Ч. Скржинской. – Спб., 1997, с. 68, 85. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Т.I. Анналы. Малые произведения. / Перевод А.С. Бобовича. – Л.: «Наука», 1969, с. 372.
2.
3.
4. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Cловарь-справочник. М.: «Academia», 2000, с. 268.
5. Голядь – древнее балтийское племя, жившее в бассейне р. Протвы (левый приток Оки, впадающий в нее между Тарусой и Серпуховом). – Прим. Агеевой Р.А.
6.
7. http://geo.1september.ru/2002/10/4.htm: Название нашей страны (топонимика) // По кн.: Р.А. Агеева. Страны и народы: происхождение названий. – М.: «Наука», 1990.
8.
9. Весь текст данной гипотезы воспроизводится по: http://geo.1september.ru/2002/10/index.htm: Название нашей страны (топонимика) // По кн.: Р.А. Агеева. Страны и народы: происхождение названий. – М.: «Наука», 1990.
10. При составлении данной подглавы непосредственно использованы материалы книги: http://www.russa.narod.ru/books/etnos/001.htm: Яшкичев В.И. Русский этнос. Происхождение названия и истоки государственности. М., 2000.

БИБЛИОГРАФИЯ
Литература:

1. Кузьмин А. Одоакр и Теодорих. // Страницы минувшего. Сборник: Очерки. – М.: «Советский писатель», 1991, с. 511-531.
Литература Интернета:
1. http://rus-hist.on.ufanet.ru/, http://paganism.ru/htmlcode.htm: Добролюбов Я. Версии о происхождении названия Русь.
2. http://www.russkie.lv/modules: Русский, российский и другие этнонимы и псевдоэтнонимы. // По кн.: Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М.: Флинта: «Наука», 2003, с. 180-212.
3. http://www.hrono.ru/etnosy/rusich.html: Русичи, русы, россы, русские (этнонимы). // По кн.: Балязин В. Занимательная история России. М., 2001.
4. http://www.hrono.ru/etnosy/russkie.html: Александров В. А. Русские: исторический очерк. // По кн.: Народы России. Энциклопедия. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1994.
5. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/yazykinarody.htm: Маршева Л. Языки и народы: имена и судьбы. 06.09.2001.
6. http://geo.1september.ru/2002/10/index.htm, http://geo.1september.ru/2002/10/4.htm http://geo.1september.ru/2002/11/index.htm: Название нашей страны (топонимика) // По кн.: Р.А. Агеева. Страны и народы: происхождение названий. – М.: «Наука», 1990.
7. http://www.russa.narod.ru/books/etnos/001.htm: Яшкичев В.И. Русский этнос. Происхождение названия и истоки государственности. М., 2000.

Этногенез русского народа. Этноним «Русские»

Русский этнос возник на основе восточных славян. Сам вопрос о происхождении славян непростой, много неизвестного. В качестве источников приходится сопоставлять сообщения русских летописей, летописей римских, византийских, восточных авторов, данные археологии, языки, географические названия. Ученые до сих пор спорят, где была прародина славян, когда и как они расселились по Восточно-Европейской равнине. Теорий много.Славянские народы говорят на индоевропейских языках. Время выделения славян (их предков) из индоевропейской языковой и этнической общности относят к 2 – 1 тысячелетию до рождения Христова, т.е 3 – 4 тысячи лет назад эти племена расселились по Европе, стал выделяться их язык.Это были оседлые земледельческие племена, условно их назовем «народы леса». Кроме славян в Восточной Европе жили и другие народы – финоязычные племена (предки мордвы, марийцев, удмуртов и др.)Славяне занимались оседлым земледелием, охотой, лесным пчеловодством, рыболовным промыслом, домашним скотоводством. Впервые в письменных источниках о них писали римские историки 1-ых веков Плиний, Тацит, Пталигей. Славян они называли венеды или анты. Писали, что те жили в бассейнах реки Вислы и по берегам Венедского залива (Балтийского моря). Славяне совершали набеги на окраины Римской империи (Византии)Южнее леса был зона степи. Степная полоса Восточной Европы столетиями была местом кочевий скотоводческих племен. Более воинственных, мобильных. Веками они медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад. Назовем их «Народы степи». Это была эпоха Великого переселения народов ( VIII до н.э. – VII н.э.)Народы леса и степи контактировали (военные стычки, набеги, политические союзы, торговля, длительно соседство, браки), т.е. эти народы влияли друг на друга. В этногенезе славян участвовали и народы степи.К VIII веку славяне поделились на южных, западных и восточных, но общность культуры и сходство языков еще сохранились (Южные славяне – предки сербов, хорватов, бутар, западные – поляков, чехов, словак, восточные – украинцев, русских, белорусов)Восточные славяне постепенно образовали новую этническую общность, которая условно называлась древнерусской народностью. Это были славянские союзы племен, но это еще не русский этнос. В Киевской Руси преобладали язычники, даже после принятия христианства в 988 году. Лишь к XIII веку православное христианство превратилось в основу духовной жизни большинства населения. Именно православие стало объединяющей православной идеей и на этой основе в XIV – XV веках возник русский этнос. Одновременно на территории Украины и Белорусии формировались украинский и белорусский этносы.

Этноним «Русские»,

1. В Прикарпатье (Украина) есть река Рось. Летописец Нестор считал, что этноним «Русские» произошел от названия реки.

2. Лев Гумилев выдвинул теорию, по которой «Русские» произошли от скифского племени – рассованы.

3. С древнескандинавского языка слово «Рус» переводится, как «гребец», предводитель которых обосновал Древнерусское государство.

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.