Рассказ пушок скребицкий чему учит детей. Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Главный герой рассказа Георгия Скребицкого «Пушок» — мальчик, у которого был ручной ежик. Этот ежик понимал, когда его гладят, и умел прижимать свои иголки к телу. За это его прозвали Пушком. Лето Пушок проводил в саду, где питался лягушатами, улитками и жуками. А зимой ежик жил в доме и на улицу его не выпускали.

Но однажды мальчик пошел кататься на санках и взял с собой Пушка. Он постелил ему в коробок сена, поставил коробок с ежиком на санки и побежал кататься. Набегавшись, мальчик отнес санки в сарай, а про ежика совсем забыл.

Вспомнил он о Пушке лишь на следующий день. Когда мальчик пришел в сарай, он увидел, что ежик лежит в коробке, свернувшись в клубок, и не шевелится. Мальчик решил, что Пушок умер, и вместе с другими мальчишками закопал его в снег прямо в ящике.

Через неделю мальчик забыл о своем любимце, потому что ему подарили сыча. А когда пришла весна, мальчик пошел гулять в сад, и в куче прошлогодних листьев увидел знакомую мордочку. Обрадовавшись, он подбежал к Пушку, который оказался живым. Он просто уснул, оказавшись зимой на улице, а весной проснулся.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Скребицкого «Пушок» заключается в том, что следует быть заботливым и внимательным по отношению к животным. Герой рассказа взял зимой ежа на улицу и забыл про него, а еж впал в спячку.

Рассказ Скребицкого «Пушок» учит быть любознательным, изучать повадки животных и не делать поспешных выводов. Герой рассказа не знал, что ежи впадают в спячку зимой и посчитал Пушка мертвым, когда тот уснул. Но еж благополучно провел зиму в ящике, закопанном в снегу, а весной проснулся.

В этом рассказе мне понравился ежик Пушок, который попав в экстремальные условия не растерялся, а просто уснул, как это подобает всем ежам зимой.

Какие пословицы подходят к рассказу Скребицкого «Пушок»?

Голыми руками ежа не ухватишь.
Помни это: зима – не лето.
На ошибках учатся.

Светлана Степанова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п. г. т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшей группы .

Тема : «Пересказ рассказа «Пушок »

(по Г. А. Скребицкому ) .

Составил :

воспитатель структурного подразделения

(детский сад) ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка

Степанова Светлана Николаевна

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие » , «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

Цель : учить детей связно и последовательно пересказывать текст через применение средств наглядного моделирования плана высказывания - графических схем.

Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие » :

познакомить детей с произведением «Пушок » и его автором Г. А. Скребицким ;

продолжать учить детей работать с графическими схемами при построении плана высказывания;

закреплять знания детей о диких животных (дидактическая игра «Кто, где живёт?» ).

Образовательная область «Речевое развитие » :

формировать у детей навыки планирования связного развернутого высказывания ;

активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (нора, дупло, берлога, логово) ;

обогащать словарный запас (сарай, сено, ручной, колкий, требовал, показалась) ;

развивать умение составлять распространенные предложения;

закреплять умение грамматически правильно оформлять собственные высказывания;

развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » :

способствовать развитию социальных навыков и умений : умение работать в группе , слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение;

развивать умение оценивать и анализировать речевую деятельность друг друга, давая аргументированные ответы;

развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие » :

развивать умение передавать в рисунке характерные черты героев;

закреплять навыки работы с акварельными красками;

развивать творческие умения в процессе создания рисунков.

Образовательная область «Физическое развитие » :

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать двигательную активность;

развивать умение согласовывать движения с текстом.

Методы и приемы :

Практические :

создание художественного продукта - рисунка; дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Наглядные :

рассматривание иллюстраций на слайдах, графических схем; составление графического плана рассказа ;

Словесные :

отгадывание загадки, чтение, беседа,

Материал и оборудование : мультимедийная презентация, проектор, фланелеграф, набор схем для графического плана (см. приложение) ; картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?» (на каждого ребёнка по набору, иллюстрации к лексическому разбору текста; листы бумаги, краски, кисточки, подставки, салфетки по количеству детей , клеёнки на столы.

Предварительная работа :

Изучение лексической темы «Дикие животные» ;

рассматривание картинок , иллюстраций и слайдов мультимедийной презентации по изучаемой теме (с изображениями диких животных, их жилищ, леса) ;

Отгадывание загадок о диких животных леса;

Дидактическая игра «Кто, где живет?» ;

Чтение художественной литературы по теме;

Словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко» (дополнение слов в предложение, текст) .

Лексический материал : Слова, сложные по семантике : существительные - сарай, сено; прилагательные – ручной. Слова, сложные по слоговой структуре : глаголы -требовал, показалась.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.

Воспитатель : Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Шуба - иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Дети : Еж. (После отгадывания открывается 1 слайд) . Правильно, это ёж.

Создание эмоционального фона восприятия рассказа . Оживление личного опыта детей . Рассматривание ежа (слайд 2, 3) .

Воспитатель : Зачем у ежа на спине иголки торчат?

Дети : Ежик иголками защищается от врагов.

Воспитатель : Как он спасается от врагов?

Дети : Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3) .

Воспитатель : Чем питаются ежи?

Дети : Ежи питаются мышами, жуками, червяками, молоком. (слайд 4,5) .

Воспитатель : Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?

Дети : Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой.

Дети рассматривают колющие предметы на слайде презентации (слайд 6) .

Чтение рассказа . Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель : Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «Пушок » . (Попросить повторить 2-3 детей , кто написал рассказ и название произведения).

Чтение адаптированного рассказа .

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок . Когда Пушок был голоден , он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается . За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Словарная работа. Обогащение словаря : сарай, сено, колкий, ручной, требовал, показалась. (слайд 7) . (Воспитатель поясняет незнакомые детям слова) .

Воспитатель : О ком говорится в рассказе ?

Дети : О ежике и мальчике.

Воспитатель : Где и с кем жил ежик?

Дети : Ежик жил в доме у мальчика.

Воспитатель : Почему его прозвали Пушок ?

Дети : Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок .

Воспитатель : Если Пушок был голоден , как он требовал (просил) еды?

Дети : Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.

Воспитатель : Кого взял с собой зимой на горку мальчик?

Дети : Пушка.

Воспитатель : Во что он посадил Пушка?

Дети : Посадил его в коробку с сеном.

Воспитатель : Куда после прогулки поставил санки мальчик?

Дети : Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.

Воспитатель : Когда он вспомнил о Пушке?

Дети : О Пушке он вспомнил только на следующий день.

Воспитатель : Что случилось с ежиком за ночь?

Дети : За ночь, наверное, он замерз и умер.

Дети : Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.

Воспитатель : В чем похоронили Пушка?

Дети : Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.

Воспитатель : Когда вновь встретились друзья?

Дети : Они встретились весной.

Воспитатель : Расскажите , как произошла эта встреча. (Ответы детей ) .

Воспитатель : Как требовал еды Пушок ?

Дети : Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.

Воспитатель : Почему Пушок не замерз зимой и остался жив?

Дети : Потому что зимой ежи не умирают, а спят.

Физминутка. Координация речи с движением .

Воспитатель : А сейчас тихо встаньте со своих мест и пройдите на ковёр. Мы поиграем в игру “Ели”. Повторяйте все вместе за мной :

Руки подняли и помахали -

Это ели в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Птицы на ели летят.

Как они сядут - покажем :

Крылья сложим назад.

Дидактическая игра «Кто, где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные» .

Игра проводится с использованием иллюстраций и слайдов. (слайд 8, 9, 10) .

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?» . Послушайте внимательно и ответьте на вопросы :

А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.)

Медведя? (Берлога.)

Лисы? (Нора)

Волка? (Логово.)

Белки? (Дупло.)

Перед вами лежат картинки с животными и картинки с изображением их жилищ. Разложите их так, чтобы каждый оказался в своём доме. (Дети раскладывают на столах картинки с животными, под ними выкладывают картинки с жилищами каждого из них).

Повторное чтение рассказа . Составление плана - схемы содержания рассказа . Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

Воспитатель : Я прочитаю рассказ еще раз . Постарайтесь его запомнить . (Слайд 11) . После просмотра презентации схема пересказа выставляется на фланелеграфе в линейной логической последовательности.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты , выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем .

Коллективное составление алгоритма рассказа . Развитие памяти , мышления, диалогической речи .

Воспитатель : Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Разложим их по порядку. С чего все началось? (Ответы детей ) Как звали главного героя? Что было дальше? (Ответы детей ) .

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Развитие связной речи . Формирование навыка работы по алгоритму.

Воспитатель : Расскажите историю про ежа . Схемы вам в этом помогут. (Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком ).

Рисование сюжетных моментов к рассказу .

Воспитатель : А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем иллюстрации к рассказу «Пушок » . Подумайте, что бы вы хотели изобразить, какие моменты из рассказа хотели зарисовать . Кто придумал, можете приступать.

Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей . Саморефлексия.

Воспитатель : Как называется рассказ , который мы все вместе пересказывали ?

Дети : Рассказ называется «Пушок » .

Воспитатель : Кто его написал?

Дети : Рассказ написал Георгий Скребицкий .

Воспитатель : Мне понравились ваши рассказы . Но чью работу хочется отметить особенно? Почему? (Дети дают аргументированные ответы) .

Выставка рисунков. Оценка работ.

Воспитатель : Занятие окончено. Спасибо за внимание! (слайд 12) .

Закрепление изученного материала вне занятия :

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа .

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно) .

Поиграть в игру «Кто, где живет?»

Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи) .

Приложение

Рис. 1. План-схема составления пересказа

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.
Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие веревки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу – вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу – лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча – его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо – зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это – зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.