Новак езераньский восточные размышления. В России запретили сборник статей Яна Новака-Езераньского «Восточные размышления

Небольшой (500 экземпляров) тираж небольшой (128 страниц) книги «Восточные размышления» польского публициста Яна Новака-Езёраньского (в войну он участвовал в антигитлеровском подполье, а потом в эмиграции возглавил польское вещание радио «Свободная Европа») был изъят из типографии в феврале прошлого года. Когда представители санкт-петербургского Издательского дома «Когита», работавшего над книгой по заказу Польского института, пришли забрать экземпляры, выяснилось, что все книги находятся «на экспертизе».

Экспертизу, как выясняется из материалов дела, которое тянется уже больше года, инициировала ФСБ. А заявление в полицию, требуя привлечь издательство по 282 статье, написала руководитель движения «Русский путь» Светлана Семикова.

Мнения экспертов из Министерства юстиции и СПГУ не то чтоб поражают неожиданностью. Там говорится, что сборник угрожает «духовно нравственным ценностям многонационального народа России». Еще эксперты недовольны, что Новак-Езёраньский «порочит» советского руководителя И.В. Сталина, а также подает Россию «как страну, где часто совершались жестокие преступления». На этом месте хочется пожелать господам экспертам найти какую-нибудь книжку про хоть какую-нибудь страну, где жесткие преступления совершались нечасто, а также сказать еще вот что.

Изъятие бумажного тиража «Восточных размышлений», а также запрет электронной версии книги (прокурор Московского района Петербурга Владимира Ребо обратился в суд с требованием признать книгу «запрещенной в России информацией», а электронные материалы внести в реестр запрещенных сайтов) — это прямой акт цензуры. Причем цензуры наглой, ни на что не опирающейся: никакой «реабилитации нацизма», по поводу которой бьет в набат, очевидно, совершенно не националистический и толерантный «Русский путь», в этой книге нет. Зато там есть другое, делающее этот запрет в первую очередь актом идиотизма. Все подобные действия режима помимо его тоталитарных наклонностей выявляют еще и его глупость. Ну конкретно, а это — глупость в кубе.

В принципе, сборник статей девяностых-двухтысячных годов Яна Новак-Езёраньского — это совершенный Киселев/Соловьев, только с обратным знаком.

Та же риторика, тот же пафос, та же интонация. Часто даже та же лексика.

Автор «Восточных размышлений» не раз предупреждает о притаившейся — цитирую дословно — «пятой колонне» (имеются в виду некие пророссийские силы). Он призывает «сплотиться перед внешним врагом» — Россией (особая ирония здесь в том, что представляющем врага «ястребом» здесь выведен ельцинский министр иностранных дел Козырев). Он настаивает на милитаризации молодых поляков и их патриотическом воспитании («На страже суверенитета государства стоит армия. Воспитание молодого солдата в духе решительного желания защищать свою страну даже ценой собственной жизни не менее важно, чем обучение новинкам стрельбы из оружия»). Он бесконечно полемизирует с различными оппонентами, которые видят прошлое Польши недостаточно великим. А когда дело доходит до оценки россиян как народа, Новак-Езёраньский изъясняется в стиле «у меня самого друг — еврей». Хотя россияне виноваты в трагедии Катыни, пишет он, не будем забывать, что среди них нашлись те, кто помог рассказать миру об этом преступлении. Есть, есть в России такие-то и такие-то хорошие люди, далее перечисление конкретных историков и активистов. И продолжает: «Можно двояко рассматривать россиян как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы». То есть, значит, можно все-таки как виновников. Не Сталина, не советскую власть — а именно россиян.

Если зачем-то хотеть втравиться в самую безнадежную на свете дискуссию, то надо задать вопрос: а надо ли в таком случае считать вот именно поляков, польский народ — вне исторического контекста — ответственными за уничтожение евреев Едвабны (остановимся на этом случае, как самом известном)? И почему, говоря о великом прошлом Польши, Новак-Езёраньский умалчивает об эпизодах его очевидного невеличия? (Ну или составители сознательно исключили такие упоминания, хотя это, честно говоря, сомнительно).

Но затевать этот разговор бессмысленно. Так что лучше спросить другое.

Рассказывая на пресс-конференции о плане издать в России эту книгу Новак-Езёраньского, директор Польского института в Петербурге Наталья Брыжко-Запур говорила, что это необходимо для того, чтобы желающие россияне могли лучше понять поляков.

Но необходимо ли узнавать поляков с этой стороны и главное — необходимо ли продвигать это знание в некомментированном, апологетическом виде? Вопрос риторический. Ответ «нет, не надо» — это глупо.

успокаивает одно: наши правоохранительные органы вкупе с «Русским путем» любую глупость своей перешибут.

А ведь если работать головой, то «Восточные размышления» надо было не запрещать, а допечатывать. И тогда бы мы все здесь увидели, что это вот про «пятую колонну», и «сплотиться перед внешним врагом» — оно не только у нас.

26 мая этого года прокурор Московского района Петербурга Владимир Ребо обратился в Московский районный суд с заявлением.

Он просит признать сборник избранных статей и интервью польского журналиста и политика Яна Новака-Езёраньского «Восточные размышления» «запрещенным к распространению на территории Российской Федерации» в бумажном и цифровом виде. Прокурор Владимир Ребо пишет суду, что он действует «в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц». По его мнению, «информационный материал» Новака-Езёраньского «может нанести вред духовному и нравственному развитию граждан». К заинтересованным лицам прокурор Ребо отнёс Роскомнадзор, Центр «Э», Издательский дом «Когита», Польский институт в Санкт-Петербурге и хостинг-провайдера Peterhost (ООО «Конкорд»).

Заявление приняла к рассмотрению судья Московского суда Елена Смирнова. Первое заседание назначено на вторник, 27 июня 2017 в 10:00 (Московский пр., 3 этаж, зал 375).

Первый блин

Ян Новак-Езёраньский (1914-2005), польский журналист и политик, до недавних пор был мало известен в России. Хроникер и связной Армии Крайовой и Польского правительства в изгнании, работавший подпольным курьером между оккупированной Варшавой и Лондоном, участник Варшавского восстания, автор мемуаров «Варшавский связной», основатель польской редакции радио «Свободная Европа», руководитель Конгресса Американской Полонии для поляков является «великим гражданином», «свидетелем 20 века», «государственным мужем» так в прямом переводе могут звучать на русском польские определения смысла его деятельности и наследия.

С 1945 года Новак-Езёраньский жил в эмиграции в Германии и США, окончательно вернулся в Польшу лишь в 2002 году. С 1989 постоянный автор и обозреватель нескольких польских СМИ. 2014 год был объявлен в Польше Годом Яна Новака-Езёраньского . К его 100-летию Коллегиум Восточной Европы во Вроцлаве, носящий имя Новака-Езёраньского, и Национальный Институт имени Оссолиньских, владеющий правами на его наследие, издали во Вроцлаве сборник его газетных статей 1991-2003 годов, посвященных внешней политике Польши и ее взаимоотношениям с ближайшими соседями. В оригинале он называется «Rzeczpospolita atlantycka» («Атлантическая республика»), составителем и редактором книги является польский журналист Збигнев Рокита.

Польский институт в Петербурге решил издать сокращённую версию этой книги на русском языке и предложил это сделать Издательскому дому «Когита» в 2015 году. Сокращенный вариант издания составили польские журналисты Збигнев Рокита и Анджей Бжезецкий. Анджей Бжезецкий написал вступительный текст к русскому изданию.В русском варианте сборник называется «Восточные размышления». Перевод и макет книги были готовы в конце 2015 года. В проекте издания также принял участие польский Институт Книги в Кракове, который должен был оплатить работу переводчика. Польский институт в Петербурге оплачивал типографские расходы (макет, корректуру, редактирование, изготовление тиража). Тираж печатался в типографии «Береста». Авторские права на тексты Яна Новака-Езёраньского были предоставлены ИД «Когита» безвозмездно. 30 декабря 2015 готовый макет книги в pdf -версии был опубликован на сайте Польского института.

По стечению обстоятельств, эта книга должна была стать первой из выпущенных моим скромным издательством книг в печатном варианте.

Однако утром 12 февраля 2016 года, приехав забирать тираж, я узнала, что накануне вечером, 11 февраля 2016, 530 экземпляров книги (весь готовый тираж) были изъяты из типографии старшим дознавателем ОД УМВД России по Московскому району Петербурга майором Богдановым А.Б. Вечером майор Богданов срочно, в сопровождении десяти человек в полицейской форме и штатском, приехал в офис типографии с целью произведения осмотра помещения и поиска книги Новака-Езёраньского. Вместе с дознавателем Богдановым А.Б. осмотр производилии люди в штатском (всего не менее 10 человек). Богданов сообщил сотрудникам типографии о том, что дежурный 51 ОП получил сообщение об издании типографией книги Яна Новака-Езёраньского «Восточные размышления» «экстремистского содержания». Типография без всякого обыска выдала Богданову весь готовый тираж – 530 экземпляров в виде запечатанных 11 упаковок. Тираж полиция забрала с целью проведения экспертизы, составив протокол осмотра помещения типографии. (В последствии стало известно, что тираж Следственным отделом по Московскому району ГСУ СК РФ по Петербургу передан на хранение в Центр «Э»).

Польский МИД выступил с протестом, спецслужбы польским дипломатам никак не ответили.

Думая, как я буду распространять эту маленькую, в 128 страниц книгу карманного формата, давно, на мой взгляд, не актуальную, составленную из газетных колонок на злобу дня, написанных десятилетия назад человеком, который абсолютно не известен в моей стране, я, признаться, не ожидала такой бесплатной пиар-поддержки отечественных спецслужб.

Заявитель

В марте 2016 при судебном оспаривании изъятия тиража книги адвокатами ИД «Когита» (адвокат Иван Павлов и «Команда 29») в Московском районном суде Петербурга выяснилось, что автором заявления в полицию была Светлана Генриховна Семикова, директор учрежденной в ноябре 2014 года в Петербурге Межрегиональной общественной организации национально-патриотической консолидации «Русский Путь» .

В ходе доследственной проверки она была опрошена первой. С.Г. Семикова подтвердила следователю Денису Козлову своё заявление в полицию (она писала его в 29 ОП) и сообщила, что в январе 2016 она искала в Интернете информацию о Великой Отечественной войне и перешла по ссылке на сайт Польского института, там увидела книгу «Восточные размышления» (так говорится в материалах дела, копия имеется в редакции ). Ознакомившись с содержанием, Семикова обнаружила, что книга «содержит факты, искажающие роль Советского Союза во Второй Мировой войне, проводится сравнение антитеррористических действий РФ против боевиков в Чечне с деяниями нацистов». Она решила обратиться в прокуратуру чтобы «правоохранительные органы провели проверку на наличие в данной публикации информации, носящей противоправный характер и, при выявлении нарушений, закрыли указанный сайт». 10.02.2016 Семикова случайно встретила у метро «Электросила» свою знакомую Елену, которую видела на митингах. Они разговаривали «об общественной жизни страны». Семикова сказала Елене, что прочитала книгу «Восточные размышления» и «не согласна с автором». Елена «сообщила, что точно знает, что книга будет напечатана и знает в какой типографии». 11.02.2016 Семикова обратилась в полицию. Она считает, что «распространение данной книги в России – это кощунство, она может оказать отрицательное влияние на сознание подрастающего поколения и извратить их представление об историческом прошлом России, а также о солдатах советской армии». Она написала заявление по данному факту в 29 отделе полиции.

Сегодня, 22 июня 2017, адвокат Иван Павлов сообщил газете «Коммерсант» : «Из материалов дела нам стало известно, что первоначально сборником заинтересовалась ФСБ,- рассказал он “Ъ”.- В январе 2016 года, за месяц до изъятия тиража, ФСБ инициировала экспертизу электронной версии материала».

К весне 2016 года организация национально-патриотической консолидации «Русский Путь» была заметна в Петербурге меньше, чем скандально известное местное отделение НОД Евгения Фёдорова. Ядром «Русского пути», учрежденного в конце лета 2014 года, стали сотрудники медицинского центра «Вита» , который помогает клиентам худеть. Главный разработчик методик похудания Сергей Семёнов стал идеологом «Русского пути» . Активисты этой организации регулярно проводят в Петербурге немногочисленные уличные акции в поддержку сепаратистов в Донбассе, периодически пикетируют консульства Украины, США, Литвы и других стран, троллят Михаила Касьянова или возмущаются газетой Льва Шлосберга «Псковская губерния», просят «признать иностранным агентом» Европейский университет, создают спойлерские общественные организации, дублируя названия существующих ассоциаций . При этом заявление в полицию своего директора о книге Новака-Езёраньского сайт «Русского пути» почему-то обошёл вниманием.

Эксперты

Судя по доступным мне материалам дела, экспертизу текстов Яна Новака-Езёраньского проводили, как минимум, три учреждения:

    Первым по хронологии идёт заключение Центра экспертиз СПбГУ от 25.03.2016.

    «Исследование проведено на основании запроса на проведение психологического исследования информационных материалов от 20.01.2016 №2-2/346 за подписью заместителя начальника Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области И.М.Шаваева» - говорится на первой странице этого заключения.

    Оно самое многословное, имеется в деле двух текстах на 22 и 25 страницах , подписано директором Ларисой Цветковой . Доктор психологических наук Л.А. Цветкова среди прочего сделала выводы о том, что в книге советское и российское руководство «оцениваются негативно», «тексты носят обвинительный характер», представляют «потенциальную агрессивность России». Историческую часть экспертизы, судя по документу, Цветкова проводит и подписывает единолично.

    Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена представил следствию заключение, созданное 21 апреля 2016 деканом факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена А.В.Воронцовым . Сергей Кагермазов в сегодняшней публикации в газете «Мой район» напоминает о его симпатии к православному сталинизму. Бывший депутат от КПРФ ЗакСа Алексей Воронцов отвечает утвердительно на все вопросы. По его мнению, книга Новака-Езёраньского «очерняет» и искажает российскую и советскую историю, описывает ее предвзято, содержит недостоверную информацию о Варшавском восстании 1944 года, Волынской резне 1943 года, покушения на Папу Римского Иоанна Павла II , расстреле польских военнопленных в Катыни. Алексей Воронцов возмущён тем, что Катынское преступление безапелляционно приписывается НКВД СССР.

    В конце ноября 2016 года эксперты Медведева А.С. и Пикалева Н.А., сотрудницы ФБУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ, закончили начатое еще в апреле 2016 года заключение. Оно самое лаконичное и, в отличие от первых двух, выглядит как собственно экспертное заключение. Эксперты Минюста не нашли в книге ничего предосудительного и не ответили положительно ни на один вопрос следствия, касающихся состава преступлений по ст.ст . 282 и 354.1. УК РФ. Именно на эту экспертизу следователи СО Московского района Петербурга ссылаются, вынося последнее постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (следователь В.Климашевский и следователь В.Дреерис).

Текст экспертиз противоречат друг другу. Но это не смущает прокурора Владимира Ребо.

Непокорное следствие

Следователи Следственного отдела по Московскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Козлов Д.А., Дреерис В.О. и Климашевский В.И. за год – с апреля 2016 по апрель 2017 (доступно постановление следователя Климашевского В.И. от 18.04.2017) вынесли семь постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 1 чт. 354.1 УК РФ, не находя состава преступлений. Руководство СО каждый раз их отменяло и возобновляло проверку.

Экспертизы СПбГУ и РГПУ не убедили следствие. Следователи в своих постановлениях ссылаются на свои собственные исследования материалов книги и делают выводы о том, что она содержит «оценочные суждения автора» и не содержит состава преступлений по ч.1 ст. 282 и ч.1 ст. 354.1.

Следователь Денис Козлов опросил, кроме заявительница Светланы Семиковой, руководство типографии и меня. В присутствии адвоката Ивана Павлова в апреле 2016 я отказалась что-либо сообщать следствию на стадии доследственной проверки и потребовала сообщить мне о месте нахождения тиража книги и вернуть его.

Следователь Владислав Дреерис занимался делом с июня 2016 до конца зимы 2017. Он провел опрос Дмитрия Травина, исследовал предшествующие изданию книги материалы, изучил саму книгу и вынес четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Последнее из доступных мне постановлений об отказе в возбуждении дела вынес 18 апреля 2017 третий сотрудник Следственного отдела Московского района, следователь В.И. Климашевский.

Тогда прокурор Московского района Петербурга В.А.Ребо сам обратился с заявлением в Московский районный суд Петербурга с требованием признать книгу и ее цифровые копии на сайтах Польского института и ИД «Когита» запрещенными к распространению на территории РФ.

Адвокат Иван Павлов написал сегодня в соцсетях: « Прокуратура считает, что запретить книгу нужно во что бы то ни стало, вне зависимости от судьбы уголовного дела и поиска обвиняемых: “разрешение вопроса о признании материалов запрещенными <...> не поставлено в зависимость от установления ответственности конкретных лиц, а представляет собой особую меру государственной защиты духовно нравственных ценностей <...> народа России”. В заявлении прокурор оперирует противоречащими друг другу выводами аж четырех экспертиз по делу. Там и “образ врага”, и “военный агрессор”, и “имперские замыслы”. Моя любимая часть - вот эта: “Россия в представленном сборнике подается как страна, где часто совершались жестокие преступления, и которая не гарантирует Западному миру их повторения в настоящем и будущем”. Цитата дословная - прокурор, по видимому, сожалеет, что Россия не в состоянии гарантировать (!) Западу повторения жестоких преступлений. Оговорка по Фрейду?» .

Как я сообщила в начале, Московский районный суд принял заявление прокурора Ребо. Судья Елена Валерьевна Смирнова назначила первое заседание на 27 июня 2017. Зал 375, 3 этаж (пр. Московский, д. 129 ): карточка дела на сайте суда .

***

Думаю, Ян Новак-Езёраньский, посмертную биографию которого больше года усиленно дописывают отечественные спецслужбы, с юмором отнесся бы к этой истории. Во всяком случае, острый интерес к своей персоне он обыграл бы в новой колонке. Как власти в России делают незначительные тексты событиями, он хорошо знал, и, вероятно, был бы горд формально, по одному факту изъятия тиража в типографии, стоять в одном ряду с автором «Путешествия из Петербурга в Москву». Но лично мне опять за державу обидно : ни к чему моей стране этот смешной, ничтожный скандал.

Татьяна Косинова, редактор Когита!ру


Восточные размышления

Предисловие от составителя

ХХ век вместе со всеми катастрофами дал Польше счастье иметь в своих рядах выдающихся деятелей, сумевших достойно представлять основы польской государственности. Они действовали и в стране, и в эмиграции. Ежи Гедройц, Ян Новак-Езёраньский и их младшие соратники Владислав Бартошевский, Бронислав Геремек, Тадеуш Мазовецкий - вот герои новейшей польской истории. Эти люди смогли сохранить польский стержень в тяжелейшие годы польской истории и передать его Третьей Республике.

В кругу польских государственных деятелей Ян Новак-Езёраньский (Jan Nowak-Jeziorański , 2 октября 1914, Берлин - 20 января 2005, Варшава) - личность выдающаяся, хотя в России мало известная. Выходец из типичной варшавской интеллигентской семьи, годы взросления которого выпали на начало II Мировой войны, он вступил в антигитлеровское подполье. Его величайшим подвигом стали конспиративные поездки из оккупированной Польши в Лондон для передачи документов варшавского подполья Правительству Польши в изгнании. Он это делал разными способами, порой прячась в угольном бункере какого-нибудь корабля. В эмиграции бывшему подпольному курьеру удалось завоевать доверие американцев, которые поручили ему управлять польской секцией радио «Свободная Европа» (аналог радио «Свобода»). Эта радиостанция стала на несколько десятилетий источником правдивой информации на польском языке и сыграла величайшую роль в движении поляков к независимости.

Ян Новак-Езёраньский был человеком действия - энергичным, бесстрашным, иногда вспыльчивым, при этом интеллектуалом и мастером слова. Он оставил после себя огромное эпистолярное наследие: книга его воспоминаний «Курьер из Варшавы» давно стала настольной для каждого поляка, интересующегося историей своего народа; он был острым наблюдателем текущей реальности и ее умелым комментатором. Вернувшись в Варшаву и будучи на пенсии, до конца жизни он живо интересовался польской и международной политикой и делился своими наблюдениями с соотечественниками на страницах ведущих газет.

Этим изданием русский читатель открывает первую подборку публицистики Яна Новака-Езёраньского 1991-2003 годов о политике взаимодействия с ближайшими соседями на востоке - Россией, Белоруссией, Украиной и Литвой. Они написаны в годы, когда Езёраньский часто приезжал в Польшу из США и, в конце концов, осел в Варшаве. Он уже не занимал никаких должностей ни в Польше, ни за границей и не исполнял никаких политических функций, но до конца своих дней принимал участие в общественной жизни.

Не удивительно, что в этих текстах важную роль имеют размышления о польско-российских взаимоотношениях. Ян Новак-Езёраньский знал, какой проблемой для Польши может быть российский империализм и писал о необходимости его предупреждения. Сегодня его комментарии последних чеченских войн - после войны в Грузии в 2008 году и циничном участии России в поддержке сепаратистов на Украине - по-прежнему сохраняют актуальность.

Но Ян Новак-Езёраньский не был русофобом. Он видел в россиянах лучшие стороны и знал, что история особенно жестоко обошлась прежде всего с ними самими. В 2000 году он писал: «Итак, у России два лица. Одно - ужасное, нечеловеческое и преступное, которое проявилось в Катыни, Медном и Харькове, а сегодня заново проявляется в Чечне. И есть второе, которое мы видим в героическом признании лжи собственного прошлого и очищении своего народа от совершенных преступлений. Можно двояко рассматривать россиян: как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы. Ведь останки убитых по приказу Сталина русских перемешаны или соседствуют с могилами поляков» .

Он не уставал писать полякам о России, потому что знал, какое огромное значение имеет процесс примирения народов Европы. Свидетель катастроф ХХ века, он был горячим сторонником примирения поляков с их соседями - в том числе с ближайшими восточными. В своих текстах он выделял особую роль общественной дипломатии, роль культуры в диалоге между народами, потому что верил: слово действует эффективнее больших денег и бронированных дивизий.

В 2015 году, когда польско-российские отношения вновь осложнились, стоит издавать тексты таких поляков, как Езёраньский. Они оставляют надежду на то, что диалог возможен. Даже сегодня в наших странах есть люди, которые хотят взаимопонимания между нашими народами. Меня радует, что российский читатель имеет возможность познакомиться со взглядами одного из самых важных поляков ХХ века.