Русская природа в изображении поэтов XIX века. В помощь школьнику Как поэт воспринимает и изображает родную природу

Окружающий мир всегда вдохновлял деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение. Приятно окунуться в родные пейзажи и почувствовать самобытную прелесть изображенного времени года. Не случайно многие русские поэты затрагивали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий и эмоциональную разрядку.

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем!

В данном стихотворении Тютчев описывает отношение человека к природе, используя несколько художественных приёмов. Во-первых, это параллелизм и олицетворение — люди и окружающий мир очень похожи, они существуют рядом друг с другом, а потому пейзажи автор наделяет человеческими качествами, как бы уподобляя их сознательному существу. Во-вторых, во всех своих произведениях поэт ищет спасение человеческой души в слиянии естеством, тем самым уничтожая греховную и двойственную сущность личности, обреченной жить по общественным канонам: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». При этом полноценное счастье он и видит в возможности увидеть мир «глазами» неиспорченных существ.

«Пришла, — и тает все вокруг» Фет

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Фет в своих стихах наделяет природу качествами человека, часто использует литературный приме «олицетворение». Особенностью данного произведения является тот факт, что на протяжении всего текста автор не называет его главную героиню. Однако мы можем догадаться, что речь идёт о весне. Но все эпитеты, использованные поэтом, можно приписать и женщине — например, возлюбленная лирического героя «пришла, — и тает всё вокруг, всё жаждет жизни отдаваться». Таким образом, произведение приобретает метафорический характер, и это отличительная черта фетовской лирики – весь текст построен на ассоциативности и суггестивности. С одной стороны, он повествует о времени года, но, с другой стороны, читатель может найти в нем отсылки к отношениям между людьми.

«Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.

Для Лермонтова природа входит в понимание родины. Вместе с ее описанием он пытается показать отличительные черты России, ее характер, мысли и чувства ее жителей: «И так она свежа, и так родня с душой, как будто создана лишь для свободы…». Это произведение схоже с другими образчиками гражданской лирики Лермонтова, где поэт повествует о русском пейзаже, но при этом отражает нынешнее состояние политической ситуации в России. Для него природа неразрывно связана с патриотизмом, любовь к стране сочетается с осознанием ее самобытной красоты. Он был тонким ценителем прелести видов, ведь всерьез увлекался живописью.

«Природа» Мережковский

Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.

Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

«Вечер» Гиппиус

Как никогда, я чувствую - я твой,
О милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой…
В душе моей покорность - и свобода.

Стихотворение Гиппиус состоит из описания мира, который окружает лирическую героиню. Мы можем чётко представить себе природу, изображенную в тексте: «Июльская гроза, шумя, прошла. И тучи уплывают полосою». Но главная задача для поэтессы — передать душевное состояние женщины через воссоздание пейзажа, с помощью использованных эпитетов и олицетворений мы можем лучше понять ее чувства. Начиная знакомство с произведением, мы видим красочную зарисовку весеннего дня, но углубившись в текст и проанализировав его, мы понимаем, что на первый план выходит взаимосвязь между стихией и переживаниями субъекта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Доклад 7 класс.

XIX век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэти­ческого слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Не­яркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Не только о природе эти стихи, но через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека. Мир души че­ловека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармо­нии. Например, элегия А.С. Пушкина «К морю» (1824) написа­на уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к мо­рю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море являет­ся в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением ин­дивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон - бро­сившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщет­ны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую си­лу («тиран» - Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» - Байрон). Шум моря напоминает чело­веку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призы­вает человека к духовному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, по­чему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной яркой страстности, порыва. Красота осенней природы одухотворяет человеческие чувства: Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонит­ся без ропота, без гнева...

Такая красота не направлена на чувственность, взывает к созерцанию, требует самоотдачи. Лирический герой захвачен осенним круговоротом, чувствует «природы увяданье», по­этому в его душе возникает иная, бескорыстная любовь к кра­соте, молодости.

Стихотворение «Вновь я посетил...» (1835) относится к фи­лософской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел не­сколько недель в своем родовом поместье в Михайловском. О своих впечатлениях он написал в письме к жене: «В Михайлов­ском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...». Настроение письма, также как и всего стихотворения, элегическое. Но содержание стихотворе­ния шире конкретных жизненных предметов и явлений. В са­мом начале произведения поставлена проблема непрерывного обновления как естественного закона природы:

Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети...

Поэт прославляет и приветствует «племя младое, незнако­мое». Здесь «племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей, поэтому молодая поросль сравни­вается с детьми, а в заключении стихотворения появляется об­раз внука, который «вспомянет» о поэте:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830) отлича­ется особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и ве­личии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта - воспоминаниями о матери:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Комментарием к автобиографическим мотивам стихотво­рения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»... Вторая запись пе­рекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были...на водах кавказских»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..

В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу. У М.Ю. Лермонтова тучи из одноименного стихотворения 1840 года ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную...

Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране. Риторические вопросы, используемые в тексте стихо­творения, помогают передать полный драматизма облик лири­ческого героя, вступить в острую полемику.

«На севере диком стоит одиноко...» М.Ю. Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гей­не - немецкого поэта - «Сосна стоит одиноко». Главная те­ма произведения Гейне - разлука двух влюбленных. Основ­ная тема стихотворения Лермонтова - трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозмож­ность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы пе­редан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» - сравнение; «стоит одиноко... со­сна» - гипербола; «на утесе горючем» - эпитет.

Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (1836) одухотворена, очеловечена. Она внут­ренне близка и понятна человеку.

Природа и человек образуют единство, поэтому вдохнове­ние поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

По мысли Тютчева, дело поэзии - утверждать прекрасное не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вы­текает из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство.

Стихотворение «Зима недаром злится...» (1836) относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази- тельное средство, использованное для характеристики обра­зов, олицетворение:

Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.

Схватка между силами природы изображена в виде дере­венской ссоры старой ведьмы - зимы и молодой, веселой де­вушки - весны.

Постижение мира человека путем сопоставления его с ми­ром природы нашло выражение в тютчевском стихотворении «Фонтан» (1836) философского характера. Произведение име­ет двухчастную композицию с четким разделением содержа­ния по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу:

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной - И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к не­бу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это свое­образный вызов небу. Человеческий разум уподобляется фон­тану, так как главные вопросы человеческой жизни направлены на постижение смысла Бытия, Бога, человеческо­го предназначения.

В стихотворении «Чародейкою Зимою...» (1852) Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в со­стоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения на­поминает магическое действие: Чародейка чертит таинствен­ные круги, гипнотизируя, очаровывая:

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева - разумное, живое существо. По мнению философа В.С.Соловьева: «...механизм всей природы есть только сла­женная совокупность для проявления и развития всемирной жизни».

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первона­чальной...» (1857) изображена одухотворенная природа, кото­рая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувст­вует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народ­ном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она пол­на загадочности, таинственности, и в этом ее сила:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Поэта привлекает переходное состояние природы: самое начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Уравновешенность и гармония в природе умиротворенно дей­ствуют на чувства поэта: лирический герой чувствует особую прелесть в осеннем увядании, исчезли бурные страсти, безум­ства, хаотичность юности.

Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состоя­ния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник не­ожиданных открытий, философского оптимизма:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Стихотворение можно сравнить с картинами импрессио­нистов: то же желание показать субъективность мировосприя­тия и формы выражения. В лирическом произведении преоб­ладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы...»(1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:

Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый...

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа - мудрый со­ветчик и наставник:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.

Итак, поэты-пейзажисты характеризуют русскую природу каждый по-своему, выявляя в ней дорогие для самого автора черты.

Вопросы по докладу:

1) Кто из русских поэтов XIX века обращался в своем по­этическом творчестве к теме природы?

2) Какие стихотворения А.С. Пушкина посвящены природе?

3) Какие образы природы создает в своих стихотворениях М.Ю. Лермонтов?

4) В чем особенности изображения природы у Ф.И. Тютчева?

5) Как изображает природу средней полосы России А.А. Фет?

Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом , своей крестной жертвой.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. А. Есенина;
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • портреты и фотографии С. А. Есенина;
  • презентация к уроку (транслируется на экране с помощью проектора);
  • карточки с заданием для работы на уроке, с домашним заданием.

ХОД УРОКА

Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

I. Слово учителя

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа – с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”.
Сегодня на уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.
Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нём-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – поэту даже не понадобилось псевдонимов, столь популярных в его время.

II. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина (с просмотром презентации).

III. Чтение и анализ ранних стихотворений

“Стихи я начал писать рано, лет в девять”, – говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить незаурядность авторского мировосприятия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, метафор, эпитетов:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Котеночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе – ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть – о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Читаем стихотворение «В хате» (1914)

Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок. Вычурных образов, всё обыденно, достоверно… И всё же оно притягивает: меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно, но просвечивает в откровенности, доверительности, в мелодии стиха.

Чтение стихотворений 2-4 (Приложение 1 )

– Как Есенин изображает природу?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями – найдите их в тексте….
В поэзии Есенина есть и тихие звуки – приведите примеры («шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох»…) – и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихотворениях Есенина?

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; много зелёного цвета, синего, голубого и золотого. Есть и белый. И чёрный, и серый цвета… но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные цвета и оттенки.

– В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

«Запах мёда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «Духовитые дубровы», «пряный вечер»…

– А какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Закаты, зори, тучи, озёра, ветер, реки… Есенин рисует и мир природы, и мир животных… Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки, образ лирического героя – с клёном… Найдём примеры.

IV. Анализ послереволюционных стихотворений Есенина

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь – Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и...пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть...

Степь и ветры,
И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе.
Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и “белая береза под моим окном”, и трогательные строки:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

“Страной березового ситца” называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

Чтение стихотворений 5-9 (Приложение 1 )

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль “начертательницы третьего Завета”. При этом верит, что путь страны – “с крестьянским уклоном”. В нашествии “стальной конницы” он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И потому герой его послереволюционных стихов с горечью замечает:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен...

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И он хочет “на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. Поэтому поэт не только примиряется с действительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать

Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

V. Подведение итогов урока

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив “нищую” Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Он пытается увидеть через “каменное и стальное” образ иной страны:
Мне теперь по душе иное...
Но, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской…

VII. Домашнее задание

Выполнить сравнительный анализ стихотворений Есенина «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918) (