Образование новых слов с помощью суффиксов план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему. Суффикс

Урок №

Русский язык (3класс).

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

2. развивать навык выделять суффикс графически;

3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

(сердце – сердечко)

III. Словарная работа.

1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

2. Знакомство с новым словом. секрет

Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

IV. Актуализация знаний.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

А смотреть, ребята, нужно в корень

Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

В слове нет морфемы важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Обозначьте корни.

Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

V. Определение темы и цели урока.

1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Это цель нашего урока.

3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

VI. Работа над темой.

1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Закончи предложение.

1. Суффикс – это

2. Суффикс стоит

3. Суффикс служит

4. Например:

Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.

Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как
мартышка ,
И двойки получал.

Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков
в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

4. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

    Сладенький, вкусненький, тортик.

    Бежала, смотрели, писала.

    Пленник, мостик, странник

    Каменщик, бурильщик, учитель.

    Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

VII. Рефлексия.

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным?

VIII. Итог.

Чему учились на уроке?

Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Выставление оценок за урок.

IX. Д/з – с. 58, упр. 132

Конспект урока

учителя начальных классов

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»

г. Луганска

Оберемко И.В.

Тема: Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов

Цель урока: учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Развивать умения распознавать однокоренные слова разных частей речи; сопоставлять словообразовательную роль приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове; употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами. Воспитывать интерес к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: рисунок «Солнышко» (при перевёртывании оно улыбнётся), записи на доске; карточки со словами; схемы; таблица «Разбор слова по составу» (памятка).

Ход урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Начало урока (1 мин.)

Речёвка:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа

(ручки положили, сели красиво)

3. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Ребята, прочитайте слова Маша-Машенька, волк-волчище.

Чем отличаются слова? (суффиксами). А еще чем? (смыслом). Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить, над чем будем размышлять? (О суффиксах, узнаем, что они обозначают и как с их помощью образуются новые слова, и ещё много разнообразной и интересной работы ждёт нас на уроке). Я желаю, чтобы все хорошо поработали, получили хорошие оценки, а «Солнышко» посмотрит и если ему понравится ваша работа, оно улыбнётся. Вот увидите! А сейчас мы улыбнёмся друг другу и за работу.

4. Каллиграфическая минутка (2,5 мин.)

* Упражнения для рук, массаж пальцев (3 раза).

* Чистописание.

Хх ХХ Хх ХхХ ххХХхх

Хо хл ах ох ух их хм

Хлеб холод сахар мох

5. Словарный диктант (3 мин.).

Скажем хором «Мы внимательны!»

«Мы хотим писать слова правильно!»

«Мы написали слова правильно!»

«У нас всё получится!»

Аллея, библиотека, воробей, город, дорога, заяц, коллектив, Москва, одежда, помидор.

Надеюсь я останусь довольна вашим диктантом (10 мин.)

6. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Прочитайте слова и выделите группы родственных слов. Запишите, выделите корень.

Лесник, ходить, переход, лесника, звонок, у лесника, звонить, походный, звон.

Какие слова не записали? Почему?

Как доказать, что это формы одного и того же слова? (не изменяется основа, изменяется

только окончание).

Какие части слова изменяют основу, образуют новые слова?

Делаем вывод (схема)

Игра «Образуй слово».

(слова на доске, учитель показывает карточку с приставкой – учащиеся образовывают слова; показывает карточку с суффиксом – образовывают новые слова с суффиксом).

По –

За- -ик- -ушк-

Под-

Ходил лист игра

Садит мост корм

Нёс дом изба

Молодцы!

7. Физкультминутка (1 мин.)

(на музыкальном фоне)

8. Наблюдение над смысловым значением суффиксов. (2 мин.)

1) Списать и разобрать слова по составу.

Осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.

Пользуйся памяткой.

Памятка

«Разбор слова по составу»

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам.

Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

9. Наблюдение над смысловым значением суффикса.

Еньк- -очк- -ечк- (ласковое обращение)

Ищ- -ющ- -ущ- (значение увеличения)

Оват- (неполнота качества)

Ист- -тель- -ик- -ник- -ир- -щик- -арь- (профессии м.рода)

(учитель показывает наглядно, приводит примеры)

10. Упражнение для глаз.

1) Сиди прямо – смотреть перед собой, часто мигая.

2) Смотреть на кончик пальца. Двигать пальчик к носу и вдаль на вытянутую руку.

3) Стоя – вытянуть руку и палец, двигать горизонтально, провожая глазами.

4) Сомкнуть веки крепко, открыть.(5 раз)

11. Работа с учебником.

Образование слов с новыми суффиксами и наблюдение за их значением.

Упражнение 168 (устно), упр. 169, упр. 170 (стр. 91-92)

Самостоятельная работа. (работа в парах)

Образуйте слова с помощью приставок и суффиксов.

берез цвел

глаз шел

морков смотр

круж ход

глаз мерз

12. Упражнения для снятия усталости.

1. Сидя на стуле делаем «вдох и выдох» (2 – 3р)

13. Закрепление умения определять смысловое значение суффиксов.

Игра «Будь внимателен»

Команды:

Ласковое отношение – сесть

Неполнота качества – присесть

Значение увеличения – встать

Учитель называет слова, учащиеся выполняют команду.

Лисонька, хвостище, голубоватый, словечко, розоватый, лапища, котик, глазищи,

белочка, горьковатый.

14. Итог урока (1,5 мин.)

Игра «Хитрые вопросы»

Как большой дом превратить в маленький?

дом + ик = домик

Как рыбу превратить в человека?

рыба + к = рыбак

Что нужно сделать трактористу, чтобы получить машину?

тракторист – ист = трактор

Какие суффиксы используются с увеличительным значением?

Какие суффиксы придают оттенок неполноты качества?

Какие суффиксы передают ласковое отношение?

Что понравилось на уроке?

А мне понравилось как вы работали.

(Оцениваю работу учащихся). Вот и «Солнышко» улыбнулось». Молодцы, всем спасибо!

Домашнее задание. (0,5 мин.)

Стр. 54, упр. 175

Урок №
Русский язык (3класс).
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
2. развивать навык выделять суффикс графически;
3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного словасекрет.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Орфографическая разминка.
Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:
1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег).
2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы)
3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
(сердце – сердечко)
III. Словарная работа.
1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)
2. Знакомство с новым словом. секрет
- Объясните лексическое значение слова
1. То, что держится в тайне, скрывается от других.
2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.
3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?
4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.
II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.
III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.
IV. Актуализация знаний.
1. - К какой части речи относится слово? Докажите.
- От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.
(секретный, секретик)
- К какой части речи относятся получившиеся слова?
- Скажите, как называется общая часть родственных слов?
А смотреть, ребята, нужно в корень
Главный смысл - в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
- Обозначьте корни.
- Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)
V. Определение темы и цели урока.
1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)
2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
- Это цель нашего урока.
3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)
VI. Работа над темой.
1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Закончи предложение.
1. Суффикс – это
2. Суффикс стоит
3. Суффикс служит
4. Например:
- Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Это суффикс.
2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129
3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Папин секретМне бабушка открылаВчера большой секрет,Что папе тоже былоКогда-то восемь лет.Он, как и все мальчишки,Порой озорничалИ прыгал, как мартышка,И двойки получал.Ленился на зарядке,Лицо не умывалИ чёртиков в тетрадкеЧастенько рисовал.Я папиным секретомУжасно удивлён,Ведь именно за этоМеня ругает он.
4. Самостоятельная работа.
На карточке разноуровневые задания.
1 уровень
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,
диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,
маленький - ___________ , осенний - ___________ ,
медвежонок - ____________, стульчик - ___________,
котище - ___________ , доброта - ___________ .
2 уровень
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
3 уровень
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
Сладенький, вкусненький, тортик.
Бежала, смотрели, писала.
Пленник, мостик, странник
Каменщик, бурильщик, учитель.
Берёзка, лопатка, палка.
Проверка.
- Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)
VII. Рефлексия.
- Какое задание вам особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
VIII. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?
Разгадайте шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
Выставление оценок за урок.
IX. Д/з – с. 58, упр. 132


Приложенные файлы

«Суффиксы прилагательных» - -less. -al. -ive. -ic. Например: Что ещё нужно знать: -ful. -ate, -y. -able (-ible). Часть 4. Суффиксы прилагательных. -ent, -ant. -ed. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Броше…ый дом. Застреле…ая птица. Клюкве…ый сок. Оловя…ый солдатик. Броше…ый из-за наводнения дом. Сваре…ая картошка. 2. Вопрос: В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется НН? Инструкция по работе с тестом. Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Кипяче…ая вода. Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

«Суффиксы существительных» - -age, -ism. Следует помнить, -ship. -th, -ant. Часть 3. Суффиксы существительных. Суффикс -ist. -ness, -y. -ity, -ing. Не путайте существительные с окончанием -ing с причастием I и герундием. -er (-or). Обратите внимание! -Urе (-ture, -sure). -hood, -ment. -ist, -ian. Суффикс -er (-or) служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er, -or).

«Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - 2. Синтаксическая пятиминутка. 1. Задание на внимание: « Праваписание суффиксов прилагательных». Что произошло? Разберите устно слова: в уютном (доме). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Что случилось? Доска объявлений. (Любить) поэзию. Обоснуйте cвой ответ. Ход урока: II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию.

«Суффиксы упражнения» - Упражнение 4. Вор, горло, зверь, перо, ребро, сарай, соловей, доля, хлеб. Гласная о после шипящих в суффиксах. -Нн- пишется: В относительных прилагательных пишется суффикс -ск-: матросский – матрос, кавказский – Кавказ. В суффиксе -ёр существительных: ухажёр. В суффиксах глаголов: раскорчёвывать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк.

«Суффикс» - Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Сформулируйте определение суффикса. Обобщающие вопросы. Проверим себя: Волгоградец, туляк, москвич. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Проверьте себя по учебнику. Что обозначают суффиксы существительных (диктант-молчанка).

1. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса -ment. Переведите на

русский язык.

To improve, to measure, to disappoint, to pave, to announce, to agree, to state, to govern, to require, to arrange, to move, to develop, to achieve.

2. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффиксов -ion, -ation, -sion, -ssion, -tion. Переведите на русский язык .

To collect, to combine, to connect, to dictate, to include, to introduce, to produce, to restrict, to submit.

3. Образуйте от данных прилагательных существительные с помощью суффикса -ness. Переведите на русский язык .

Bitter, absolute, damp, cold, dark, kind, happy, weak.

7 класс 67. Express the same in english. 1. На уроках мы практикуемся в чтении, речи и письме. 2. -- Ты можешь справиться со всеми новыми словами? --

Конечно. Я могу запомнить двадцать новых слов за один раз. 3. Не пользуйся этими старыми книгами, тебе нужна современная информация о компьютерах. 4. Слово "memorize" родственно слову "memory".

1 на уроках мы практикуемся в чтении,речи и письме.2ты можешь справиться со всеми новами словами?конечно. я могу запомнить двадцать новых слов за один

раз.3 не пользуйся этими старыми книгами,тебе нудна современная информацыя о компьютерах.4 слово memorize родственно слову memory.5. прежде чем идти на урок, убедитесь в том, что ты положил в портфель все необходимое.6 что вы думаете по поводу этого нового учебника? я нохожу его очень полезным.
ПЕРЕВИДИТЕ НА АНГЛиЙСКий

7. Read the text and make it complete with the help of the derivatives that are formed from the words written on the right. Fill in the table

at the end of the task.

In many 1(industry) countries 2(dust) ground, smoke and 3(harm ) gases 4(serious) influence the air. Air 5(pollute) of this kind can be a serious hazard to health of humans and it may also damage 6(expose) metals and stonework. The most 7(danger) form of air 8(pollute) is produced by nuclear. 9(explode) . These throw 10(radiate) into the air.

Перевод гугла:

7. Прочитайте текст и сделать его полным с помощью производных инструментов, которые образуются из слов, написанных справа. Заполните таблицу в конце задачи.

Во многих 1 (промышленность) страны 2 (пыль) земли, дыма и 3 (вреда) газов 4 (серьезные) влияют на воздух. Air 5 (загрязняющих) такого рода может стать серьезной опасностью для здоровья людей, а также может повредить 6 (экспонирования) , металлов и камня. Самым 7 (опасности) форма воздуха 8 (загрязняющих) производится ядерное. 9 (взорваться) . Эти бросить 10 (излучает) в воздухе.