Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний. Доклад " формы проведения родительских собраний" Цель проведения родительских собраний в школе

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и способности.

Для реализации данной задачи хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.

В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.

Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы учителя. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Родительские собрания могут быть: организационными, текущими или тематическими, итоговыми, общешкольными и групповыми.

Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание, какую форму для проведения лучше всего выбрать? О формах проведения собраний достаточно много написано в специальной литературе. Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Главное - не переборщить, да и выбранная тема собрания должна соответствовать форме проведения.

1) Одной из самых распространенных форм общения с родителями является беседа.

Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

2) Еще одна важная форма, без которой невозможно представить современное родительское собрание — это собрание дискуссия.

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия - это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

3) Круглый стол - это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

4) Собрание - конференция - это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

5) Пресс-конференция - это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

6) Семинар - групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители - в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7) Тренинг - это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным.

8) Организационно - деятельностная, или деловая, игра - это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

9) Мастерская - это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

10) Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников.

11) Собрание-презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12) Журнал - это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. Родительское собрание можно провести в форме устного журнала.

13) Вечер вопросов и ответов - вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14) Ринг - площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга - своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15) Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

16) Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу - это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17) Родительское собрание в форме гостиной - достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

18) Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

19) Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.

20) Родительское собрание на дому - это форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может быть общая тема, но касается она только одной семьи.

21) Комбинированная форма, когда учитель сочетает две или несколько форм по своему усмотрению.

В процессе проведения родительских собраний, учителю следует помнить о правильности форм подобного мероприятия. Само собрание не должно быть слишком объемным, ведь, чем больше времени оно занимает, тем более утомляет каждого присутствующего. Идеальная продолжительность подобного мероприятия — 40 минут, и чтобы они не прошли зря, педагогу необходимо тщательно структурировать информацию, вынося на обсуждение лишь самые интересные и занимательные вопросы. Дав возможность каждому родителю высказаться, учитель сможет сделать собрание интересным и значимым одновременно.

Работа педагога не ограничивается проведением уроков и выставлением оценок. Этот сложный труд подразумевает и постоянное взаимодействие с родителями, от которых зависит, насколько успешно будет проходить воспитательный процесс в семье, и насколько близкие отношения сложатся между взрослыми и детьми.

Использованная литература:

1. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

2. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.

3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001. - 64 с.

Формы проведения родительских собраний в условиях реализации ФГОС

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и способности.

Для реализации данной задачи хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.

В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

В своей педагогической деятельности при проведении родительских собраний активно использую как традиционные, так и разнообразные нетрадиционные формы проведения. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Среди традиционных форм проведения собрания чаще всего использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний. Тематика родительских собраний обычно определяется мною в соответствии с планом работы школы на текущий учебный год и обсуждается с родительским комитетом.

Примерная тематика родительских собраний

в условиях введения ФГОС

для родителей, обучающихся 1-х классов:

    «Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО»

    «Образовательная программа школы: реализуем вместе»

    «Что такое УУД?»

    «Как правильно дружить»

    «Родителям о безопасном образе жизни детей»

    «Что такое оценка и самооценка?»

    «Внеурочные занятия: как выбирать и развивать?»

для родителей, обучающихся 2-х классов:

    «Как помогать второкласснику развивать УУД?»

    «Что такое деятельность?»

    «Оценка и самостоятельность школьника»

    «О гражданском и патриотическом воспитании младших школьников»

для родителей, обучающихся 3-х классов:

    «Как научить работать с информацией?»

    «Портфель достижений младшего школьника»

    «Сохранение здоровья - один из результатов реализации ФГОС»

«Проекты: взаимодействие детей и родителей»

для родителей, обучающихся 4-х классов:

    «Аттестация образовательных достижений за начальную школу»

    «Готовимся к «взрослой» школе»

    «Одаренный ребенок»

    «Воспитание ценностей»

Понимание целей и задач стандартов нового поколения требует активного вовлечения родителей, которое возможно только благодаря интерактивным формам взаимодействия.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных форм и методов проведения собрания.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.

В своей педагогической практике я убедилась, что использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы любого учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

В своей практике использую коллективные формы, которые, на мой взгляд, являются более результативными по установлению коммуникативной деятельности. Вот некоторые из них:

1. Собрание- презентация

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

2. Еще одна форма проведения собрания- родительские тренинги.

В них желательно участие обоих родителей, от этого эффективность тренинга возрастает, но это бывает нечасто. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства». Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Практика работы убедила меня, что такие занятия целесообразно проводить совместно с педагогом-психологом.

3. Интересно обычно проходит собрание-конкурс.

Название такого родительского собрания говорит само за себя. На нём я организую соревнование кого или чего-либо. Например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Например, очень увлекательно прошли конкурсы «Папа, мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомились с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению, а также конкурс «Рисуем любовь». Каждый рисунок мам был наполнен доброй, светом и любовью к своей семье и ребенку. Конечно, при проведении конкурсов работает жюри, в состав которого я приглашаю библиотекаря, учителей- предметников.

4. Использую в практике проведение научно-практической конференции родителей. В такой форме прошло, например, одно из родительских собраний по теме «Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

Традиционно конференцию проводила с участием представителей различных организаций, администрации школы, педагога-психолога, социального педагога. Родители имели возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов. В ходе подготовки конференции мы выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.

Каким бы по форме родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки и организации.

Остановлюсь на основных этапах подготовки родительского собрания и продемонстрирую их на примере родительского собрания по теме: «Какой папа нужен ребенку? ». Это родительское собрание я проводила с педагогом- психологом. Была выбрана форма - круглый стол.

В подготовительную работу входило:

    Оповещение родителей о собрании, подготовка и отправка приглашений.

Обычно я делаю такое приглашение в форме открытки. Оно должно быть отправлено заранее, не менее чем за 2 недели до даты проведения мероприятия. Родители должны иметь возможность распределить свое время и приготовить вопросы, которые им хотелось бы задать специалистам, например, педагогу-психологу. Эти вопросы необходимо собрать у родителей в письменном виде. В приглашении всегда указываю полностью имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тему. Конечно, подготовка такого приглашения занимает достаточное количество времени, однако такой подход к родителям помогает формировать интерес к школе и культуру родительского взаимодействия со школой.

    Подготовка выставки работ учащихся.

Такую выставку детских творческих работ я готовлю к каждому родительскому собранию не зависимо от темы и формы его проведения, так как считаю, что у каждого родителя должно быть основания для гордости за своего ребенка, особенно если он не очень успешен в учебе. К этому мероприятию мы с ребятами подготовили еще и выставку рисунков « Мой папа».

    Следующим этапом подготовки к собранию было проведение

анкетирования учащихся «Я и мой папа».

Анкета выглядела следующим образом. Она представлена на слайде.

Ребятам я предложила ряд вопросов и сделала аудиозапись ответов.

    Ты любишь своего папу? За что?

    Кто с тобой больше занимается в свободное время папа или мама?

    Чем занимаетесь в свободное время с папой?

    Чем папа занят вечерами?

    Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

    Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?

    Кем работает папа? Чем занят на работе?

    Приходилось ли слышать бранные слова?

    Какой твой папа: добрый или строгий?

Анкетирование детей я проводила выборочно. Для сравнительного анализа и получения объективной информации достаточно было побеседовать с 5-6 ребятами.

    Было проведено домашнее анкетирование и среди пап.

На слайде вопросы, предложенные взрослым.

    В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?

    Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь в свободное время?

    Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?

    Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

    Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?

    Какие у Вас трудности в общении с ребенком?

    Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?

    Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

    Кто будит ребенка по утрам, собирает в школу?

    Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Конечно, не все родители нашли возможность и изъявили желание дать ответы на поставленные вопросы, но те ответы, которые были получены, подтвердили значимость и необходимость обсуждения данной темы за круглым столом в нашем классе.

    И наконец, информационная подготовка к мероприятию:

Создание презентации по теме родительского собрания,

Подготовка тестов для пап «Стили и методы воспитания ребенка в семье»,

Подготовка памятки «Как любить своего ребенка»

Подготовка списка литературы и адресов сайтов для дальнейшего самообразования родителей.

До начала собрания я обычно включаю музыку, чтобы не было «гробовой тишины» при сборе родителей.

На партах, расставленных кругом, выставляю карточки с именами и отчествами родителей, конверты с оценками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (ведь другим родителям этого знать не обязательно), раскладываю памятки.

Время проведения мы не регламентируем, но больше 2 часов обычно не бывает.

В ходе проведения собрания, я познакомила пап с аудиозаписью, сделанной с учащимися во время подготовки к встрече. Несмотря на то, что большинство детей живут в счастливых и дружных семьях, были и другие мнения «папа все время занят», «хочу, чтобы на меня не кричали», «я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Для многих родителей услышанное стало неожиданным поводом для серьезных размышлений и настроило на предстоящий разговор.

Совместно с педагогом-психологом мы предложили родителям поучаствовать в обсуждении конкретных жизненных ситуаций. Вот одна из них:

В классе прошла контрольная работа по математике. Дочь возвращается домой. Показывает отцу тетрадь: « Папа, я получила «два»..»

Вопрос: Какова будет ваша реакция?

Надо сразу сказать, что начало разговора чаще всего бывает непростым и тут всегда надо знать, кто из родителей пойдет на обсуждение и поможет завязать беседу.

В ходе обсуждения мы пришли в выводу, что существуют различные типы отцовского отношения к ребенку:

    Большой друг

Его задача играть в ребенком в прятки, собирать, разбирать конструктор, а посещение школы, врача - эти хлопоты он оставляет маме.

    Предводитель семейства

Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Он чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что дает ребенку чувство безопасности.

    Иключительный папа

Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях. Есть риск стать еще одной мамой. Кто же будет тогда папой?

    Вечно юный друг

Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге.. Но не может отказаться от своей машины, друзей и не понимает зачем возиться 2 часа с уроками …

Но к концу разговора мы пришли к единому мнению.

Ребенку нужен отец- наставник, понимающий заботы ребенка, строгий и требовательный к себе и к другим.

По окончании родительского собрания была проведена рефлексия «собираем плоды» . Всем родителям я предложила выбрать и положить в корзинку свое яблоко:
- жёлтое, если разговор был непродуктивным;
;
- зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на собрании. Мне, как педагогу, было очень приятно, что в корзине с желтыми яблоками было всего два яблока.

7. Последняя форма проведения собрания, на которую я бы хотела обратить ваше внимание - это дистанционное собрание или собрание в письменной форме.

В своей педагогической практике я использую ее не так давно. Благодаря современным средствам связи, компьютерным и коммуникационным технологиям стало возможно проведение собрания без фактического присутствия родителей (законных представителей) непосредственно в образовательной организации. Это очень удобная форма проведения собрания. Я направляю родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения, обсуждают, задают вопросы. Следующим этапом, мне представляется проведение онлайн-собрания. Однако, в проведении таких форм собраний есть и свои минусы. Главный из которых-отсутствие сети Интернет у отдельных родителей.

В заключении хотелось бы сказать о том, что за годы работы я утвердилась во мнении, что любая форма проведения родительского собрания предполагает сохранение диалоговой формы общения, т.к. диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.

Наталья Кузнецова
Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга

МАСТЕР-КЛАСС

Использование . .

Учителя начальных классов :

Кузнецовой Натальи Васильевны

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика….4

a) Посещение семей

b) Переписка с родителями

c) Родительское собрание

d) Родительские тренинги

e) Организация совместных досуговых мероприятий

f) Университет педагогических знаний

h) Конференция

i) Практикум

j) Открытые уроки

k) Педагогическая дискуссия (диспут)

l) Ролевые игры

m) Индивидуальные тематические консультации

Обобщение опыта работы с родителями и детьми… . 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 10

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга » ….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….15

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта «Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива ». Над этим проектом я работаю уже третий год. Тема проекта тесно перекликается с моей методической темой : «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства семьи и школы ». Главным предметом изучения стали новейшие подходы в изучении и формировании родительского и детского коллективов с учётом потребностей современного общества. Объектом стали родители и дети , вновь поступившие в школу .

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский . И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я считаю данную тему актуальной как для учителя, так и для школы . Основной целью моего проекта является формирование родительского и детского коллективов на основе современных подходов.

Исходя из этой цели были выделены следующие задачи :

1. Поиск и изучение новейших подходов для формирования коллектива ;

2. Возрождение традиций семейного воспитания.

3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания.

4. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.

5. Расширение форм работы , направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей .

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для успешной реализации цели и задач я продолжаю использовать традиционные формы : родительские собрания , классные и школьные конференции , индивидуальные консультации, посещения на дому и начала внедрять нетрадиционные : родительские тренинги , дискуссии, психологические разминки, круглые столы, родительские вечера , родительские чтения .

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья . Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями . При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере , интересах и склонностях, об отношении к родителям , к школе , информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей . Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе , поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа , осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний : организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты , итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете .

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье или хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя . От этого эффективность тренинга возрастёт , и результаты не заставят себя долго ждать.

Организация совместных досуговых мероприятий

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки» , посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией» , и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям , открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей : просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями .

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры , которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей . Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей , способствует установлению контактов родителей с общественностью , семьи со школой , а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей , например : «Возрастные особенности младших подростков» , «Режим дня школьника » , «Что такое самовоспитание?» , «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа» , «Искусство в жизни детей» , «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Темы конференций должны быть конкретными, например : «Игра в жизни ребенка» , «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей , на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей . В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей , родителей и школы и т . д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе . Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе .

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания .

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие : «Утро в вашем доме» , «Ребенок пришел из школы » , «Семейный совет» и др.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников , и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обобщение опыта работы с родителями и детьми .

Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей , чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем увлекаются и интересуются дети и получить такой же бесценный опыт от родителей . Для этого я использую современные информационно -технические средства, с их помощью я стараюсь не только рассказать о школьной жизни детей , но и показать, школьную жизнь класса в целом, особенно это актуально в первом классе. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и чаще встречаться в неформальной обстановке . Например, на родительском собрании «Законы жизни семьи, законы жизни класса» , проведённого в 1-А классе, родители не только сами рассуждали и слушали выступление учителя, но и видели высказывания детей о своей семье и сравнивали их ответы. А родительское собрание «Семейное чтение» , также в 1-А классе сопровождалось видеороликом с участием детей : «Чтение – это важно!» . И так у нас проходит каждая встреча с родителями . А сейчас родители даже сами стали приносить видеозаписи различных школьных мероприятий и делиться ими друг с другом, и таким образом даже самые занятые родители видят , чем живёт их ребёнок, и участвуют в его школьной жизни .

Но формирование родительского и детского коллективов у меня не ограничивается рамками одного класса. Я считаю, что эффективней произойдёт формирование при совместной работе учителей двух параллельных классов. При тесном взаимодействии мы, учителя, учимся друг у друга, помогаем друг другу и на нашем примере также стараются дружить и дети, и их родители . И вот уже который год как мы вместе и дружно работаем. Вся внеклассная деятельность : поездки, праздники, открытые классные часы и другие мероприятия проводятся совместно. За период обучения с 2008 по 2010 года у нас прошли совместные мероприятия : «День Знаний» , «Посвящение в первоклассники» , «Устами младенца» , «Новый год шагает по планете» , «День защитников Отечества» , «Восьмое марта» , «Спасибо тебе, Букварь!» , «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» , «Спортокиада» , «9 Мая – День Победы» , «Спасибо тебе, первый класс!» , «День Матери» , «Космическое путешествие» и т. д. Также совместные классные часы : «На что имею право» , «Лучший знаток правил дорожного движения» , «Питание и здоровье» , «Я люблю тебя, Россия» , «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!» , «Гордое звание – Учитель!» . А так же совместное участие в конкурсах : «Поздравительные газеты» , «Театральные постановки» , «Городские викторины» и «Телевизионные конкурсы» . И во всех этих мероприятиях и конкурсах самое непосредственное участие принимают родители . Они охотно предлагают и организуют конкурсы, викторины и видеосъёмки. Родители являются не только почётными гостями, но и активными участниками. А на некоторых праздниках даже ведущими и организаторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоению педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу .

Таким образом, можно сделать вывод, что поиск и применение новых форм взаимодействия школы и семьи необходимы для повышения эффективности педагогической деятельности учителя. Результаты моей работы дают возможность убедиться в том, что взаимопонимание внутри родительского коллектива положительно влияют на отношения между детьми. В этом мне помогает убедиться, проводимая каждый год диагностика изучения детского коллектива «Социометрия» . Если по итогам первого класса данная диагностика показала, что существуют проблемы в общении детей друг с другом. Было много микрогрупп по разным видам деятельности : в учебной – 8, в трудовой – 6, в эмоциональной – 7, а также выделялись не только лидеры и предпочитаемые, но и пренебрегаемые и даже изолированные. По итогам второго класса ситуация изменилась. Произошло объединение микрогрупп. В учебной деятельности их стало 5, в трудовой – 4, в эмоциональной – 6. Но самое главное, что уменьшилось число пренебрегаемых и изолированных.

Но в тоже время данная диагностика показывает, что ещё есть над чем работать и, что надо стремиться к лучшим результатам, поэтому необходимо продолжить работу над этим проектом.

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга » .

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг . Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании . Тренинги будут результативны , если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы» , «любимая игрушка» , «мой сказочный образ» , «детские игры» , «воспоминание о детстве» , «фильм о моей семье» . Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива . Их можно использовать на первом родительском собрании , а можно на нескольких встречах с родителями .

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах :

Сказать дружно друг другу “Привет!;

Стукнуться кулачками;

Потереться спинками;

Обнимаемся.

Упражнение Апельсины

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу . Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать : «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины» .Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе . Например : «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы» .

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться , а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами : «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например : “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги» . Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был (а…"

Участники бросают мяч друг другу со словами : "Мне кажется, в детстве ты был (а…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант : "Я думаю, в детстве ты мечтал (а…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

“Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить . Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог , в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство» , которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства , которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания .

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания , заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты , а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос : Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что мне удалось заинтересовать вас и открыть для вас что-нибудь новое.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов » . Изд. 3-е – Ростов н/Д : изд-во «Феникс» , 2004. – 352с. (Серия «Школа радости » .)

2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах » . – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа . 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания . Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство) .

5. revolution.allbest.ru›Педагогика›00094545_0.html

6. vsekonkursy.ru/

7. www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

8. school7.do.am/index/uchenicheskaja_konferencija/0

10. pervoklassnik.resobr.ru›Архив›year/articles/3947

11. www.citycat.ru›Тренинги интеллекта

12. azps.ru›Психологические тренинги›

13. http-adalin.mospsy.ru-l_01_

14. http-www.deti-66.ru

«Родительское собрание Домашние задания» - Ребёнок любит и уважает вас. 9 – 10 баллов. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребёнком: Живёте душа в душу. У школьника должны быть другие обязанности. Ситуация 4. Успеваемость – … % Качество знаний - … %. Задания творческого характера. Ситуация 2. Авторитет не заменяет любви. 13 -14 баллов.

«Родительские собрания в начальной школе» - Если можно, укажи точное время начала и конца. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Организовать взаимодействие с семьёй в интересах развития личности ребёнка. Правила общения с родителями. Консультирование (индивидуальное собеседование). Исключительная роль в воспитании детей принадлежит родителям.

«Собрание для родителей» - На собрании не стоит: Формы собраний. Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки Перед началом собрания объявите повестку.

«Родительские собрания в 4 классе» - Вопросы для обсуждения: 4. Собрание. 3. 1. 5. Формы взаимодействия педагогов и родителей: Раздел 1. Цели: Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. План: 2.

«Проведение родительского собрания» - Родительские собрания являются действенной формой общения воспитателей с родителями; Проведение родительского собрания. Подготовка родительского собрания. Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной «разное». По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

«Как проводить родительское собрание» - Какие функции должно выполнять родительское собрание? Детям нужны не поучения, а примеры. Рекомендации по проведению родительских собраний. Этапы родительского собрания. Как подготовить и провести родительское собрание. Аналитико–диагностическая планово–прогностическая организационно–координирующая контрольно–корректирующая.

Всего в теме 11 презентаций

Формы проведения

родительских собраний.

Гуськова Наталья Александровна-

–учитель начальных классов,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Галиева Юлия Николаевна-

заместитель директора по воспитательной работе

Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего обра­зования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетно­сти собственно обучения.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономиче­ским и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дез­организация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейно­го уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и про­блемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, пси­хиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса вос­питательной работы в рамках одного из немногих социальных институ­тов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через се­мейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняш­нем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново опреде­лять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.

Семья и школа – это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды. Ребёнок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому воспитание рассматривают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.

Семья для ребёнка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятыё в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

В современных условиях роль родителей в воспитании детей, повышение их педагогической культуры особенно актуальна. Повышение эффективности воспитательного воздействия семьи, поиск новых методов и средств взаимодействия школы с семьей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.

В начале учебного года утверждается составы:

    Управляющего совета школы

    Попечительского совета

    Общешкольного родительского комитета

    Классных родительских комитетов,

Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей; формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Примерный план работы родительского лектория.

(тематику занятий можно менять с учетом актуальных проблем

данного образовательного учреждения)

Форма проведения

Ответственные

Технология семейного воспитания в условиях модернизации образования

лекция с элементами беседы

соц. педагог, психолог

Семейные традиции в воспитании детей и подростков

обмен опытом воспитания

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Враги воспитания: пьянство, табакокурение, сквернословие, наркомания, ничегониделание.

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудовое участие детей в жизни семьи

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудности возраста. Детская агрессия. Что это такое?

круглый стол

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Семейные уроки этики

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Как избежать стресса при подготовке и во время экзаменов

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

    при подготовке к проведению лектория используются:

    Конвенция о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    закон РФ «Об образовании»

    закон Саратовской области «Об области»

    Федеральная программа развития образования;

    Региональная программа развития образования;

    Программа развития воспитания в системе образования Саратовской области;

    закон РФ «О защите прав потребителей»;

    «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ»

    закон РФ «Об ограничении курения табака»(2001г.)

    закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    программа «Патриотическое воспитание детей и подростков Саратовской области»;

    программа «Основы ОЗОЖ», Устав ОУ

    серия книг «Деятельность классного руководителя»

    журналы: «Родителям о детях» (педагогический факультет)

«Престижное воспитание»

«Наука и школа»

«Школьный психолог»

«Школа духовности»

«Дитя человеческое» и др.

    газеты: «Аргументы и факты» (семейный совет)

«Добрая дорога детства»

Задачи и цели родительского собрания:

Расширение педагогического кругозора родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

    Знакомство с:

Документацией школы;

Учителями - предметниками;

Основными направлениями работы школы;

Перспективными и текущими задачами, стоящими перед школой;

Итогами работы школы и др.

    Анализ учебно-воспитательного процесса в классе.

    Цели, задачи и планирование работы. Подведение итогов.

    Актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.

    Обмен опытом по вопросам воспитания и обучения детей.

    Использование знаний, умений, навыков, возможностей родителей в работе с детьми.

    Оказание помощи школе в решении хозяйственных вопросов.

Права родительских собраний.

    Родительское собрание имеет право:

Обратить внимание родителей на:

Выполнение решений собрания;

Выполнение п.4ст.52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об ответственности родителей за воспитание и получение детьми основного общего образования);

Выполнение Устава школы.

    Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решение в форме предложений.

    Приглашать на собрание специалистов (юристов, врачей, психологов, работников правоохранительных органов, членов администрации школы, представителей общественных организаций).

Документация родительских собраний.

Все родительские собрания протоколируются.

Протоколы родительских собраний:

Подписываются председателем, секретарем родительского собрания и классным руководителем;

Протоколы классных родительских собраний хранятся у классного руководителя;

Протоколы общешкольных родительских собраний хранятся в канцелярии и относятся к документации школы.

Виды родительских собраний:

Общие (классные или по параллелям);

Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

Собрания, периодичность которых определяется куратором.

Собрание может быть:

Организационным;

Аналитическим;

Итоговым.

Формы проведения собраний:

Директивно-консультационные;

Дискуссионные;

Семинары;

Творческие встречи и отчет и т.д.

В МБОУ СОШ №22 общешкольные собрания проводятся в различных формах, например,

    родительское собрание для родителей будущих первоклассников проходит традиционно в конце января каждого учебного года в виде презентации опыта работы школы, после которой родители и их дети приглашаются на фрагменты уроков (не более 15 минут каждый урок) тех учителей, которые набирают первые классы. Занятия проходят в интересной и увлекательной форме.

    итоговая конференция для родителей всех учащихся школы, проводится в конце апреля каждого учебного года в виде отчётного концерта, на котором подводятся итоги работы школы за год с вручением благодарственных писем родителям.

Организаторам родительского лектория необходимо позаботиться о содержании и результативности всех мероприятий во избежание пустой «говорильни».

Каждое занятие завершается небольшим практическим заданием и рекомендациями.

Обязательно необходимо оставить немного времени для ответов на вопросы родителей, при этом обеспечить, если это понадобится, комфорт для индивидуальных консультаций или бесед.

Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.

Воспитательная работе в классе ведется под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейныйи наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса