Что не относится ко второй фонетической позиции. Vii

1) сильная позиция – произносительные условия, в которыхпроявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге;для согласных – интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными;

2) слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальныепризнаки фонем: для гласных – безударное положение, в закрытом слоге; для согласных – в конце слова,перед глухими согласными.

Сильные и слабые фонемы

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью, т.к. в слабой позиции фонема является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ] может заменять <а>, <о>, <э>: [тънцы э ва´т], [шълк/\в´и´стый], [мъл/\ка´].

Как уже отмечалось раньше, каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным), и конститутивным одновременно. Для <п> таким признаком является глухость по отношению к <б>: пал, бал. Но глухость <п> устраняется в позиции перед звонким согласным.

Если признак фонемы не является релевантным, то конститутивный признак является недифференцирующим. Например, глухость для <ц> - конститутивный нерелевантный признак.

Понятие релевантности связано с двумя рядами фонем: первый ряд составляют согласные, парные по глухости-звонкости, второй – согласные, парные по твердости-мягкости. Позиция, которая является сильной для одного члена ряда, является сильной для всех членов ряда: [п║б, п´║б´, ф║в, ф´║в´, т║д, т´║д´, с║з, с´║з´, ш║ж, к║г, к´║г´].

За пределами этого ряда остаются внепарные согласные: <л>, <л´>, <р>, <р´>,м>, <м´>, <н>, <н´>, <ч´>, <х>, <х´>, <ц>, <ш´>, .



Сильные позиции по глухости-звонкости:

1. положение перед гласными: [до´т] –[то´т];

2. положение перед сонорными: [гро´т] – [кро´т];

3. положение перед [j]: [бjо´т] –[пjо´т];

4. положение перед [в], [в´]: [дв´э´р´]- [тв´э´р´].

Слабыми позициями являются:

1. конец слова: код [ко´т] – кот [ко´т];

2. для глухих положение перед звонкими, для звонких положение перед глухими: сдача [здач´ь], над столом [нътст/\ло´м].

Второй ряд – фонемы, парные по твердости-мягкости:[п║п´, б║б´, в║в´, ф║ф´, м║м´, с║с´, з║з´, т║т´, д║д´, л║л´, н║н´, р║р´, г║г´, к║к´, х║х´].

Вне пар остаются: согласные: <ц>, <ч>, <ж>, <ш>, <ш´>, .

Сильные позиции по твердости-мягкости:

1. конец слова: [ста´н] – [ста´н´];

2. позиция перед гласными непереднего ряда: [ма´л] – [м´а´л];

3. переднеязычные перед заднеязычными [рэ´т´къ] – [рэ´дкъ] и твердыми губными [р´и э з´ба´ ] - [изба´ ] ;

4. сонорные (кроме [м]) перед зубными: [йи э нва´ р´ ] - [йи э нва´рск´ий].

5. <л> всегда в сильной позиции: [л´ва´ ] – [м/\лва´], исключение составляет позиция перед [j]: [л´ j у´].

Слабые позиции по звонкости-глухости проявляются очень отчетливо, по твердости-мягкости они не так очевидны.

Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слов, фонологическая (фонематическая) транскрипция передает фонемный состав слов.

В фонологической транскрипции принято обозначать:

α -все слабые гласные фонемы,

α 1 - слабые гласные 2 и 3 предударных и всех заударных слогов:

индексом 1 - слабые по твердости-мягкости согласные фонемы:

труд <т 1 ру´т> , индексом 2 - слабые по глухости-звонкости согласные:

надбавка <нαт 2 ба´ф 2 кα 1 >,

индексом 3 - слабые по твердости-мягкости и глухости-

звонкости согласные: стерегли <с 3 т´α 1 р´αгл´и´>.

Если в фонологической записи одна и та же морфема предстает в разных фонемных видах, обусловленных фонологической позицией в словоформе, то в морфофонематической транскрипции используется обобщенная фонемная запись словоформы, отвлеченная от обусловленных фонологической позицией видов составляющих ее морфем. Например, слово стог в фонетической транскрипции – [с т о´к], в фонематической транскрипции - <с/з т о´ к 2 >, в морфофонематической транскрипции - <(с 3 т)ог>, где скобками выделено сочетание согласных с общими фонетическими признаками глухости и твердости.

Аллофо́н (греч. άλλος другой и φωνή звук ) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называется дистрибуцией фонемы. Носители языка хорошо распознают фонемы, то есть смыслоразличительные единицы языка, и не всегда в состоянии распознать отдельные аллофоны одной фонемы. Фонемы в сознании говорящих обычно представлены основными аллофонами.

Основно́й аллофо́н - такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основными аллофонами в русском языке считаются:

  • гласные в изолированном произнесении;
  • твёрдые согласные перед ударным [а];
  • мягкие согласные перед ударным [и].

Основные аллофоны обычно реализуются в сильной позиции звука. Сильная позиция - это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. В русском языке для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных - перед гласным непереднего ряда.

Различаются комбинаторные и позиционные аллофоны.

Комбинато́рные аллофо́ны - реализации фонем, связанные с коартикуляцией под влиянием фонетического окружения звуков.

Примерами комбинаторных аллофонов в русском языке могут служить:

  • продвинутые вперед гласные заднего ряда [а], [о], [у] после мягких согласных;
  • лабиализованные (огубленные) согласные перед гласными [о], [у];
  • звонкие аффрикаты [дз], [д’ж"] на месте [ц], [ч] перед звонкими шумными.

Комбинаторными аллофонами также считаются назализованные гласные перед носовыми [n], [m], [ŋ] в английском языке. В некоторых языках мира комбинаторные признаки (например, назализация) могут распространяться на несколько слогов.

Позицио́нные аллофо́ны - реализации фонем, связанные с их фонетической позицией в слове или слоге. Под фонетической позицией принято понимать:

  • положение звука по отношению к абсолютному началу слова (после паузы);
  • положение звука по отношению к абсолютному концу слова (перед паузой);
  • положение звука по отношению к ударению.

Позиционными аллофонами гласных [а], [о] в русском языке считаются гласные [ъ], [ʌ] в безударных слогах.

Обязательные и свободные аллофоны

В зависимости от степени предсказуемости реализации, аллофоны подразделяются на обязательные , то есть реализуемые в соответствии с правилами грамматики языка, и свободные , то есть реализуемые в соответствии с предпочтениями говорящих.

Обязательные аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, когда два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции. В русском языке в отношениях дополнительной дистрибуции находятся огубленные и неогубленные согласные: огубленные согласные возможны только перед огубленными гласными [о], [у], а неогубленные согласные произносятся во всех остальных случаях. Произнесение такого аллофона в иной позиции воспринимается носителями языка как неестественное звучание или иностранный акцент.

Свободными аллофонами могут считаться как широко распространенные в различных социальных и диалектных группах факультативные варианты фонем (например, щелевой /г/ или твёрдый /щ/ в отдельных русских говорах), так и индивидуальные варианты фонем, составляющие особенности произношения отдельных говорящих (например, неслоговой [w] на месте дрожащего [р] в русском языке).

Фон , фо́на в фонетике - единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке безотносительно к её фонемной принадлежности (то есть без отнесения её к той или иной фонеме) или как конкретная реализация фонемы в речи.

В отличие от фонем и аллофонов, принадлежащих языку, фоны относятся к речи . Связывая фон с аллофоном и фонемой, говорят, что фонема является «общим» (или классом), аллофоны - «особым» (или подклассами), а фоны - «единичным». Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

Мимическая реализация фонемы (фона) называется виземой. Виземы используются при чтении по губам и в технике компьютерного распознавания речи.

ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ

Мы приводили многочисленные примеры фонетических чередований звуков, при которых они отождествляются. Так, в словах код [ко ´ т] и коды [ко ´ ды] звуки [т] и [д] обозначают одну и ту же единицу. Причем это объясняется не орфографией, а определяется системой языка. Вспомним о самостоятельности и несамостоятельности языковых единиц. В нашем случае [т] в слове код не обладает самостоятельностью, является только отражением <д>, так как в сильной позиции эта единица представлена звуком [д]. Если звуки чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством, т.е. одной и той же единицей.

Языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая прежде всего для отождествления и различения слов и морфем, называется фонемой.

Фонема – это абстракция, она реально не произносится, не дана в непосредственном наблюдении, фонема реализуется в потоке речи как определенный звук. Для обозначения фонемы используются ломаные скобки < >.

На раннем этапе развития языкознания понятия фонемы и звука не различались. Идея выделения особой единицы, отличной от звука, впервые была высказана И.А. Бодуэном де Куртенэ. Он построил теорию фонем. В «Опыте теории фонетических альтернаций» он назвал фонему обобщенным фонетическим типом, подвижным элементом морфемы.

В дальнейшем теория Бодуэна де Куртенэ развивалась по-разному разными учеными. Так, академик Л.В. Щерба за основу выделения фонем положил акустические свойства, т.е. варианты одной фонемы, по мнению Щербы, должны быть акустически подобны. Так, в приведенных выше словоформах код и коды в связи с различием в произношении Щерба и его последователи видят фонему <т> в слове код и <д> в слове коды. Академик Л.В. Щерба является представителем Петербургской фонологической школы . Ее представителями являются также Л.П. Якубинский, М.И. Матусевич Л.В.Бондарко и др.

К Московской фонологической школе относятся Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, А.Б. Шапиро, М.В. Панов и др. В книге «Очерк грамматики современного русского языка» Р.И. Аванесова и В.Н. Сидорова читаем: «Все позиционно чередующиеся звуки являются вариантами одной фонемы». Так, в слове море <о> в сильной позиции, моря <о> в слабой позиции, т.е. одна и та же фонема может быть представлена разными звуками, а один звук может представлять разные фонемы: в словах пять, пяти, пятачок фонема <а> реализуется в звуках [ ´ а], [и э ], [ь]: [п ´ а ´ т], [п ´ и э т ´ и ´], [ п ´ ьт/\ч ´ о ´ к]. Соответственно в словах стог [сто ´ к] , стога [ст/\га ´ ] фонема <г> представлена звуками [г] и [к]. Итак, чтобы понять, какая фонема обозначена тем или иным звуком, следует найти слово, в котором эта фонема будет обозначена звуком в сильной позиции: для гласных это ударная позиция, для согласных – позиция перед гласным (подробнее о позициях согласных фонем см. далее). Сторонники Московской фонологической школы выдвинули понятия вариантов фонемы, вариаций фонемы и гиперфонемы. Варианты фонем возникают в результате артикуляционно-акустического совпадения разных фонем в слабых позициях. Например: в словах пяти [п ´ и э т ´ и ´ ] и весна [в ´ и э сна ´] звук [и э ] представляет разные фонемы <а> и <э>, то есть является вариантом фонемы. Вариации фонемы – это звуковые проявления одной фонемы в слабой позиции. Вариациями фонемы <а> являются [и э ], [ь] в приведенных выше словоформах пяти, пятачок, [т] – вариация <д> в слове код.

Гиперфонема –это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Гиперфонема имеет сходство с фонемой, так как представлена рядом позиционно чередующихся звуков, однако гиперфонема отличается от фонемы отсутствием звука в сильной позиции. Например, гиперфонемы есть в словах с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением: так, словах собака [с/\ба ´ къ] , собаковод [събак/\во ´ т] в первом слоге мы услышим гласный звук и [ъ], но не найдем слова, в котором бы отчетливо слышался звук [о]. Поскольку звуки и [ъ] могут представлять не только <о>, но и <а>, данная гиперфонема обозначается <о/а> или .

Московская фонологическая школа выделяет 5 гласных фонем, Петербургская – 6. В отличие от Петербургской представители Московской школы не считают самостоятельной фонемой <ы>, так как ни одно русское слово не начинается с ы. Число согласных фонем, по мнению представителей разных школ, различно: Московская фонологическая школа не признают самостоятельность фонем <г ´>,< к ´>,< х ´>, так как они не встречаются перед гласными непереднего ряда, Петербургская школа аргументирует самостоятельность этих фонем тем, что они встречаются в указанной позиции в иностранных словах. Таким образом, Московская школа насчитывает 34 согласные фонемы, а Петербургская – 37.

Представители Пражского лингвистического кружка Н. С. Трубецкой, Р.О Якобсон ввели понятие архитон. Оно связано с нейтрализацией фонем, т.е. устранением противопоставления фонем по определенному признаку в определенной позиции (при наличии их противопоставления по этому признаку в другой позиции), когда не ощущаются дифференциальные признаки. Архитон - общий вариант двух или нескольких нейтрализовавшихся фонем. Так, архитоном является [ъ] для фонем <а> н а полнять [нъп/\лн ´ а ´ т], <о> п о ловина [пъл/\в ´ и ´ нъ], <э> ж е латин [жъл/\т ´ и ´ н]; [ь] - для <а>, <э>: Тан я [та ´ н ´ ь], Тан е [та ´ н ´ ь].

Сильные и слабые фонемы

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью, т.к. в слабой позиции фонема является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ] может заменять <а>, <о>, <э>: [тънцы э ва ´ т], [шълк/\в ´ и ´ стый], [мъл/\ка ´].

Как уже отмечалось раньше, каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным ), и конститутивным одновременно. Для <п> таким признаком является глухость по отношению к <б>: пал, бал. Но глухость <п> устраняется в позиции перед звонким согласным.

Если признак фонемы не является релевантным, то конститутивный признак является недифференцирующим . Например, глухость для <ц> - конститутивный нерелевантный признак.

Понятие релевантности связано с двумя рядами фонем: первый ряд составляют согласные, парные по глухости-звонкости, второй – согласные, парные по твердости-мягкости. Позиция, которая является сильной для одного члена ряда, является сильной для всех членов ряда: [п║б, п ´ ║б ´, ф║в, ф ´ ║в ´, т║д, т ´ ║д ´, с║з, с ´ ║з ´, ш║ж, к║г, к ´ ║г ´ ].

За пределами этого ряда остаются внепарные согласные: <л>, <л ´>, < р>, <р ´>, м>, <м ´>, < н>, <н ´>, < ч ´>, < х>, <х ´>, < ц>, <ш ´>, < j>.

Сильные позиции по глухости-звонкости:

1. положение перед гласными: [до ´ т] –[то ´ т];

2. положение перед сонорными: [гро ´ т] – [кро ´ т];

3. положение перед [j]: [бjо ´ т] –[пjо ´ т];

4. положение перед [в], [в ´]: [ дв ´ э ´ р ´]- [ тв ´ э ´ р ´].

Слабыми позициями являются:

1. конец слова : код [ко ´ т] – кот [ко ´ т] ;

2. для глухих положение перед звонкими, для звонких положение перед глухими: сдача [здач ´ ь], над столом [нътст/\ло ´ м].

Второй ряд – фонемы, парные по твердости-мягкости:[п║п ´, б║б ´, в║в ´, ф║ф ´, м║м ´, с║с ´, з║з ´, т║т ´, д║д ´, л║л ´, н║н ´, р║р ´, г║г ´, к║к ´, х║х ´ ].

Вне пар остаются: согласные: <ц>, <ч>, <ж>, <ш>, <ш ´> , .

Сильные позиции по твердости-мягкости:

1. конец слова: [ста ´ н] – [ста ´ н ´];

2. позиция перед гласными непереднего ряда: [ма ´ л] – [м ´ а ´ л];

3. переднеязычные перед заднеязычными [рэ ´ т ´ къ] – [рэ ´ дкъ] и твердыми губными [р ´ и э з ´ ба ´ ] - [изба ´ ] ;

4. сонорные (кроме [м]) перед зубными: [йи э нва ´ р ´ ] - [йи э нва ´ рск ´ ий].

5. <л> всегда в сильной позиции: [л ´ ва ´ ] – [м/\лва ´], исключение составляет позиция перед [j]: [л ´ j у ´].

Слабые позиции по звонкости-глухости проявляются очень отчетливо, по твердости-мягкости они не так очевидны.

Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слов, фонологическая (фонематическая) транскрипция передает фонемный состав слов.

В фонологической транскрипции принято обозначать:

α -все слабые гласные фонемы,

α 1 - слабые гласные 2 и 3 предударных и всех заударных слогов:

индексом 1 - слабые по твердости-мягкости согласные фонемы:

труд <т 1 ру ´ т> , индексом 2 - слабые по глухости-звонкости согласные:

надбавка <н α т 2 ба ´ ф 2 к α 1 > ,

индексом 3 - слабые по твердости-мягкости и глухости-

звонкости согласные: стерегли <с 3 т ´ α 1 р ´ α гл ´ и ´>.

Если в фонологической записи одна и та же морфема предстает в разных фонемных видах, обусловленных фонологической позицией в словоформе, то в морфофонематической транскрипции используется обобщенная фонемная запись словоформы, отвлеченная от обусловленных фонологической позицией видов составляющих ее морфем. Например, слово стог в фонетической транскрипции – [с т о ´ к], в фонематической транскрипции - <с/з т о ´ к 2 >, в морфофонематической транскрипции - <(с 3 т)ог>, где скобками выделено сочетание согласных с общими фонетическими признаками глухости и твердости.

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой
различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в
этой позиции - слабая.

Так как фонема выполняет две основные функции - сигнификативную и перцептивную - необходимо выделять сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции, а также перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции. В сигнификативно сильной позиции фонема максимально реализует свои различительные возможности, поэтому обозначаемый звук является представителем лишь одной фонемы. Сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения, нейтрализации фонемы; звук в этой позиции является представителем нескольких фонем.

В перцептивно сильной позиции звук, представляющий фонему, не обусловлен этой позицией, не испытывает ее влияния, а выступает как основной представитель данной фонемы, наиболее соответствующий нашим обобщенным представлениям о ее свойствах. В перцептивно слабой позиции качество звука обусловлено этой позицией, зависит от окружающих звуков. Следовательно, теория позиций позволяет определять фонологическое содержание звуков, принимающих участие в фонетических чередованиях.

Сильная позиция - позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Особую роль в определении фонологического содержания звука играют позиции, которые являются и сигнификативно и перцептивно сильными. Они называются абсолютно сильными. Абсолютно сильная позиция для фонемы - такая позиция, в которой фонема реализуется своим основным представителем (доминантой), по которому она и называется.

Абсолютно сильная позиция для гласных - это позиция под ударением при отсутствии рядом стоящих мягких согласных. Так как для согласных различаются позиции по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости-мягкости, то абсолютно сильная позиция для согласных - позиция перед гласными.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик, и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: л<о>док (ледок), л<э>сок, п<а>так - [иэ]; пя<д’>, пя<т’> - [т’].

Фонема может быть представлена следующими видами. Инвариант (доминанта, основной вид) - это идеальный вид звука: фонема <а> по звуку [а], фонема <т’> по звуку [т’] и под. Вариант - это звук, встречающийся в слабых позициях минимальной различительности и входящий в состав двух или более фонем: плод, плот - [плот], <плод>, <плот>: фонема <д> в слове плод реализуется своим вариантом - звуком [т].

Варианты являются способом реализации фонемы в сигнификативно слабых позициях. Вариация - это звук языка, встречающийся в позициях максимальной обусловленности и входящий в состав одной фонемы: [л’.ук], [лу’.к’и], [л’.у’.к’и] - фонема <у> реализуется звуками [у.], [.у], [.у.]. Вариация есть способ реализации фонемы, которая стоит в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой позиции.

Все звуки, в которых реализуется та или иная фонема, и инвариант, и вариант, и вариации, называются аллофонами фонемы.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.

В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.

Фонология - наука о фонемах

В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".

Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.

А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.

Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.

Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.

Понятие фонемы

Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .

Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.

Обо всём по порядку:

Почему фонема - наименьшая единица?

  • Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.

Почему фонема - смыслоразличительная единица?

  • У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.

Чем отличается фонема от звука?

Запомните главное отличие:

  • Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
  • Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.

Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:

  • Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
  • Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
  • Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).

Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).

Аллофон - что это?

Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.

Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.

Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.

Основной вариант фонемы

Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.

Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:

  • Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
  • Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].

Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.

Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.

А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.

Комбинаторные и позиционные аллофоны

Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:

  • согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
  • гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
  • аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.

Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.

Фонетическая позиция отражает:

  • то, насколько фонема близка к началу слова;
  • то, насколько фонема близка к концу слова;
  • то, насколько фонема близка к ударению.

В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].

  • Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
  • Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
  • Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.

Фонема (от греч. phōnēma – звук) – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для складывания и различения слов и морфем;

основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

Основные функции фонемы.

Эти функции выделяет МФШ:

Перцептивная (лат. perceptio – воспринимать) функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. Так, корень в формах местоимения мой, моя, моего один и тот же, т.к. он имеет одно и то же значение и одинаковый фонемный состав, при этом каждая фонема представлена различными позиционно чередующимися звуками, в том числе и нулем звука: мой – <моj-ø> и [мо˙ṷ ], моя – <моj-а> и [мΛja], моего – <моj-ово> и [мъи с призв. э в˚о]).

Сигнификативная (от лат. significāre – обозначать) – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция Например, согласные фонемы <к>, <т>, <м>, <л>, <в>, <р> различают слова кот – тот – мот – лот – вот – рот; гласные <о>, <э>, <а>, <у>, <и>, <ы>, <а> – слова мол – мел – мал – мул – мил – мыл – мял и т.п. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Функция, которую выделяет СПФШ:

Конституирующая (лат. constitutitens –образующий или формообразующий).

Фонема – строительный материал для значимых единиц. Морфемы служат для выражения этих единиц – план выражения звук. оболочек.

Н-р: мяч – з фонемы: ˂мˈ˃˂а˃˂чˈ˃ (МФШ); /мˈ//а//чˈ/; Звуковой состав:[мˈӓчˈ]

Позиции фонем.

Фонологическая позиция - это условие употребления фонемы в речи: в разн. усл. одна и та же фонема может выступать в разных зв. обликах.

Одна и та же поз. может рассм-ся как фонетич. и как фонологич.

друг [дрºуʹк]

˂г˃ в данном слове реализ-ся на конце слова [к]. Здесь фонетич. и фонологич. поз. совпадают.

Фонетич. поз: [г]ǁ[к]-оглуш.(Х мена) [дрºуʹк].

Фонологич. поз.: ˂г˃представлена на конце слова [к] или [к]→˂г˃ (нет друг(+)а).

Однако есть случаи, когда совпадений нет:

грустнее [грºусˈнˈэˆи˰ь]; вкуснее [фкºусˈнˈэˆи˰ь]

Фонетич. поз.:[сˈ]-в дан. примерах одинаковый(ассим. по мг.)

Фонологич. поз. разные:

1) [сˈ] перед ˂тˈ˃(груст(+)ь)˂грустˈнˈэjэ˃

2) [сˈ] перед ˂нˈ˃ ˂вкуснˈэjэ˃

Сильная поз. – поз., в к-х фонема наилуч. образом выполняет свои ф-ии; в сл. поз. эти ф-ии фонемы ограничены, т.к. у фонемы 2 осн. ф-ии сигн. и перц., то выделяют поз.:

Сигн. сил. и сл. поз.

Перц. сил. и сл. поз.

В сигн. сил. поз. фонема реализует свои различит-ые ф-ии, поэтому зв. представитель 1 фонемы, т.е за зв. скрыв-ся 1 фонема.

Сигн. сл. поз.: поз. неразличения нейтрализации фонем. В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. В такой поз. зв. явл. представителем неск. фонем, т.е. за зв. скрыв-ся 2 и более фонем.

С Машей [смаʹшъи˰], с Олей [сºоʹлˈьи˰] ꞊˃сигн. сил. поз., т.к. [с]→˂с˃,[сº]→˂с˃

Возникает вопрос: какой звук [с] или [сº] отражает идеальный портрет фонемы в языковом сознании носителя языка?

Перцептивно сильная позиция для данной фонемы позиции зв. не обусловлены этой позицией, он не испытывает ее влияние…

В Перц. сл. позиции качество звука,которая представляет данную фонему, обусловлено данной позицией.

В этом случае то, что соответствует нашему языковому сознанию не может соответствовать тому, что возникает на кончике языка.

[с]- представитель фонемы ˂с˃ в перц. сильной позиции

[сº]-представитель фонемы ˂с˃ в перцептивно слабой позиции.

Поскольку [с]не обусловлен позицией, он возглавляет ряд чередующихся друг с другом…

Так как [сº] обусловлен позицией, но находится в сигнификативно сильной позиции, он не является основным представителем фонемы, то есть не является доминантой и занимает второе положение,следует непосредственно со звуком [с]в ряду позиц-но чередующихся зв., представляющих ˂с˃.

Т.о. ˂с˃: [сǁсºǁсˈǁзǁзˈǁж:ǁш:ǁжˈ:ǁш:ˈǁᴓ]

[с]→˂с˃: с Колей[скºоʹлˈьи˰]

[сˈ]→˂с˃: с Тимуром[сˈтˈимºуʹръм]

[з]→˂с˃: с Галей[згаˈлˈьи˰]

[зˈ]→˂с˃: с Димой[зˈдˈиʹмъи˰]

[ж:]→˂с˃: с Женей[ж:эʹнˈьи˰]

[ш:]→˂с˃: с Шурой[ш:ºуʹръи˰]

[ж:ˈ]→˂с˃: с Чбановым[ж:ˈбаʹнъф]

[ш:ˈ]→˂с˃: счастье[ш:ˈастˈи˰ь]

[ᴓ]→˂с˃: с Щукарем[ш:ʹºукᴧрºоʹм]