Психология и психоложество. Эпизод второй

Научная сфера:

Психология индивидуальности, психодиагностика

Место работы:

ГНЦССП им. В.П. Сербского, Институт Прикладной Психологии

Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Сайт:

Собчик, Людмила Николаевна - российский психолог , доктор психологических наук , ведущий специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности . Занимает следующие должности:

В своей кандидатской диссертации, защищённой в 1970 году, Л. Н. Собчик одна из первых в России продемонстрировала опыт применения психодиагностики . В частности ею была создана полная версия диагностического опросника MMPI . В связи со значительными модификациями методика получила новое наименование - СМИЛ.

Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики» .

Л. Н. Собчик известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик.

На данное время является автором более 140 публикаций , затрагивающих темы типологии личностных свойств и методологии изучения личности. В их числе находятся 15 методических руководств и практических пособий, 8 монографий . По алгоритмам Л.Н. Собчик разработаны компьютерные версии ко всем психодиагностическим тестам, которые приведены в ее публикациях. Программы лицензированы и получили широкое распространение в сфере управления кадрами, в профориентации и психологическом консультировании.

Примечания

Литература

  • Л. Н. Собчик. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2010. - 60 с. - ISBN 978-5-91482-017-3
  • Л. Н. Собчик. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2010. - 52 с. - ISBN 978-5-91482-008-1
  • Л. Н. Собчик. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. - Речь, 2010. - 132 с. - ISBN 5-9268-0448-5
  • Л. Н. Собчик. Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди. - Речь, 2010. - 176 с. - ISBN 5-9268-0092-7
  • Л. Н. Собчик. Управление персоналом и психодиагностика. - Боргес, 2010. - 186 с. - ISBN 978-5-91482-011-1
  • Л. Н. Собчик. Я и ты, Мы и Они. Психолог о характере, о любви, о семье о детях. - Боргес, 2010. - 214 с. - ISBN 978-5-91482-020-3
  • Л. Н. Собчик. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ). Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-91482-006-7
  • Л. Н. Собчик. Метод цветовых выборов (МЦВ). Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2009. - 102 с. - ISBN 978-5-91482-013-5
  • Л. Н. Собчик. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова. - Боргес, 2009. - 76 с. - ISBN 978-5-91482-015-9
  • Л. Н. Собчик. Психодиагностика в медицине. - Боргес, 2007. - 416 с. - ISBN 978-5-91482-001-2
  • Л. Н. Собчик. Рисованный апперцептивный тест РАТ. - Речь, 2007. - 32 с. - ISBN 5-9268-0096-X
  • Л. Н. Собчик. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - Речь, 2005. - 624 с. - ISBN 5-9268-0195-8
  • Л. Н. Собчик. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. - Речь, 2003. - 96 с. - ISBN 5-9268-0074-9
  • Л. Н. Собчик. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. - Речь, 2002. - 16 с. - ISBN 5-9268-0110-9
  • Л. Н. Собчик. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - Речь, 2002. - 72 с. - ISBN 5-9268-0111-7
  • Л. Н. Собчик. Вербальный фрустрационный тест. - Речь, 2002. - 26 с. - ISBN 5-9268-0097-8
  • Л. Н. Собчик. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. - Речь, 2002. - 24 с. - ISBN 5-9268-0149-4
  • Л. Н. Собчик. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь. - Речь, 2002. - 80 с. - ISBN 5-9268-0123-0
  • Л. Н. Собчик. Метод сравнения парных таблиц. - Речь, 2002. - 38 с. - ISBN 5-9268-0150-8
  • Л. Н. Собчик. Введение в психологию индивидуальности. - ИПП-ИСП, 2000. - 512 с. - ISBN 5-93777-001-3
  • Под редакцией Л. Н. Собчик. Методика «Классификация предметов». - Речь, 2011. - 10 с. - ISBN 978-5-9268-1020-9
  • Под редакцией Л. Н. Собчик. Методика «Исключение предметов». - Речь, 2011. - 10 с. - ISBN 978-5-9268-1021-6

В случаях неоднократных переизданий книги указано последнее издание.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Собчик, Людмила Николаевна" в других словарях:

    - … Википедия

    Современный российский психолог, доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, директор Института прикладной психологии, главный научный сотрудник ГНЦССП им. В.П. Сербского, профессор кафедры… … Википедия

    - (польск. Sobczyk) польская фамилия. Известные носители: Собчик, Катажина (1945 2010) польская певица; Собчик, Людмила Николаевна (род. 1930) российский психолог, доктор психологических наук … Википедия

    Людмила Николаевна Собчик современный российский психолог, доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, директор Института прикладной психологии, главный научный сотрудник ГНЦССП им. В.П. Сербского,… … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Проверить достоверность указанной в статье информац … Википедия

Книги

  • Настройся на долголетие. Как сохранить здоровье, память и способность радоваться жизни до старости , Собчик Людмила Николаевна. Наша жизнь на 80% зависит не от внешних обстоятельств, а от внутренних ощущений. Одинаковые ситуации одни люди воспринимают легко и с юмором, а другие - трагично и горько. Секрет нашего…

Собчик Людмила Николаевна, Москва

Доктор психологических наук. Почетный профессор Межрегионального российского сообщества психологов, психотерапевтов и социологов.

Главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, научный руководитель Института прикладной психологии.

Действительный член Московской психотерапевтической академии, член-корреспондент Международной Академии информатизации.

Научный редактор «Московского психологического журнала».

В своей кандидатской диссертации, защищённой в 1970 году, Л.Н. Собчик одна из первых в России продемонстрировала опыт применения психодиагностики. В частности, ею была создана полная версия диагностического опросника MMPI. В связи со значительными модификациями методика получила новое наименование - СМИЛ.

Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».

Л.Н. Собчик создала новый теоретический подход к пониманию целостной личности (теория ведущих тенденций) и разработала основанную на этой теории модель многостороннего психодиагностического исследования личности. Эта концепция положена в основу индивидуально-личностной типологии, которая способствует сближению разных психологических школ и направлений, позволяя найти общие точки соприкосновения при использовании различных психодиагностических методик.

Известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик. По алгоритмам Л.Н. Собчик разработаны компьютерные версии ко всем психодиагностическим тестам, которые приведены в ее публикациях. Программы лицензированы и получили широкое распространение в сфере управления кадрами, в профориентации и психологическом консультировании.

  • «Индивидуально-типологический опросник»
  • «Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова»
  • «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера»
  • «Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство»
  • «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».
  • «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»

Краткая биография

Собчик Людмила Николаевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ГНСПСС им. Сербского, главный научный руководитель Института Прикладной Психологии, член-корреспондент Международной Академии информатизации при ООН. Научный редактор «Московского психологического журнала».Имеет более 100 публикаций, среди них 15 методическ

Краткая биография

Собчик Людмила Николаевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ГНСПСС им. Сербского, главный научный руководитель Института Прикладной Психологии, член-корреспондент Международной Академии информатизации при ООН. Научный редактор «Московского психологического журнала».Имеет более 100 публикаций, среди них 15 методических руководств и практических пособий, 8 монографий. Ею разработана концепция целостного понимания личности на базе теории ведущих тенденций. Эта концепция положена в основу индивидуально-личностной типологии, которая способствует сближению разных психологических школ и направлений, позволяя найти общие точки соприкосновения при использовании различных психодиагностических методик.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Собчик Людмилы в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Собчик Людмилы в жанрах психология.

Российский психолог, специализирующийся в области психодиагностики и психологии индивидуальности.

«Человеческая индивидуальность - это самое интересное из всего, что только существует на свете.
И самое сложное. Нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они во всём тождественны друг другу. Даже у бдизнецов можно найти определённые различия. Индивидуальность - это как раз то, что отличает людей друг от друга.
Генетики утверждают, что из всего богатого наследия, которое нам передаётся в качестве врождённых, присущих виду свойств, лишь 2% определяют индивидуальные особенности каждой особи.
Соотношение между типовым и индивидуальным примерно такое же, как между хлебом насущным и солью, придающей остроту вкусовым ощущениям. Психологическая индивидуальность лежит в основе многих.аспектов как отдельных судеб, так и всего человечества, всё больше признаётся влияние отдельной личности на судьбы людей, всё реже отмечается тенденция принизить значение индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.
Судьба и связь её с личностными особенностями - проблема, которая волнует человеческие умы с давних пор. Однако известный фатализм всегда доминировал в этом вопросе. Так, религия декларирует покорность воле Всевышнего и утверждает, что «пути Господни неисповедимы», а прогноз судьбы каждого человека невозможен, ибо судьбы человечества в целом предсказаны Святым Писанием, и идти наперекор этим предначертаниям нет смысла да и не в воле человека.
Астрологи считают, что судьбу человека и человечества можно разгадать по звёздам, по соотношению планет на момент рождения каждого, по актуальному их взаимодействию на данном этапе, а самому человеку остаётся лишь приспособиться к этой предопределённости.
И всё же, человек неспроста стремится любыми способами угадать своё предназначение. Возможно, он это делает, чтобы избежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужно и для того, чтобы предупредить какие-то несчастья и достичь в жизни большего, вовремя схватив за хвост госпожу Удачу?
Есть основания думать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на собственные силы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки её превратностям. Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных оптимизма и «веры в человека». Но никто не объясняет, как это сделать.
Однако рецепт существует.
Он заключается в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей и склонностей, характера и ценностной иерархии человека. А ещё крайне важно для каждого - научиться понимать других людей и умело с ними общаться (Добавлю, что в Жизненной стратегии творческой личности , это сделано в 80-х годах XX века достаточно подробно, но психологи этой разработки, увы, не знают… - Прим. И.Л. Викентьева).
Каждому человеку для постижения искусства быть счастливым и преуспевающим в жизни необходима (хотя бы в минимальном объёме) та информация, которая поможет ему вовремя понять себя и своё предначертание, сделать правильный выбор в отношении многих сторон жизни и этим вмешаться в фатальность, пытаясь максимально повлиять на ход судьбы.
Каждому цивилизованному обществу для повышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук, культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо уметь правильно распоряжаться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности и деловые качества каждого человека. При этом важно не только грамотно управлять так называемым «человеческим фактором» во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей, об их общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой зависимости от настроения и степени счастливости каждого человека.
Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь к мнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своих плохих и хороших качеств.
Читая книги, просматривая кинофильмы и театральные постановки, он стремится понять: «Кто я и каковы другие люди? Как жить, чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньше страдать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться как личность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах?»

Собчик Л.Н., Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики, СПб, «Речь», 2005 г., с. 11-12.

Людмила Собчик

© Собчик Л. Н., текст, 2017

© Тихонов М. В., фото, 2015

© ООО «Издательство «Э», 2018

Мир спасается любовью

Я не могу сказать что удивился, когда Людмила Николаевна Собчик написала мне с просьбой дать рецензию на ее новую книгу. То, что произошло, было гораздо больше удивления: мне, молодому, практически начинающему психологу пишет мэтр отечественной психологии, лучший специалист в психодиагностике, разработчик оригинальной теории личности. Я был просто поражен новостью и оказанной честью.

Позже стало понятно, что Людмиле Николаевне нужно мнение как раз молодого психолога. Вполне логично, если учесть, что сегодня у нашего поколения ценности и представления о жизни весьма разные. Может быть сыграло роль и то, что я отношусь к Московской школе христианской психологии, которая зарегистрирована на факультете психологии Московского православного института и моя основная работа – консультация людей в центре практической христианской психологии при том же институте. С проблемами, которые обозначены в книге мы работаем ежедневно.

Ко мне ежедневно приходят люди, которые считают, что если их супруг/супруга, знакомый, ребенок, коллега не похож на них, то он «неправильный». И просят изменить этого неправильного человека. Знание основ психологии индивидуальности, которые можно получить из книги помогают понять, что мы ценны своими отличиями. Замечательно, что рассказано, не только о том, что мы отличаемся, а о том, чем мы отличаемся, почему это происходит и как с этим быть.

Конечно, далеко не все проблемы в жизни возникают из-за характера и индивидуальности. Есть и детские травмы, и объективная ситуация, и много чего еще. Но индивидуальность всегда играет определенную роль. Часто характер управляет нами. Мы слишком вспыльчивы и не можем сдержать гнев в общении с коллегами или близкими. Мы слишком погружены в себя, чтобы увидеть людей вокруг. Мы любим быть в центре внимания и делаем все, чтобы достичь этого. Однако, осознав свои привычки, познакомившись со своим характером, человек, личность может встать над ним. И это начало: «…разобравшись в своем характере, начинать нужно с себя, понять свои ошибки, сдерживать свои непосредственные реакции: каждый человек может и должен свой характер контролировать, это свидетельство того, что он взрослый человек, зрелая личность».

Для меня, не только как для психолога, а как для отца чудесных маленьких мальчика и девочки были очень важны главы о детях. Они проникнуты по-настоящему человечными, но совсем не приторными взглядами о том, как же ребенка воспитывать, как с ним взаимодействовать. Иногда запрет или наказание кажется если не правильным, то наиболее простым способом разрешить ту или иную ситуацию. В книге объясняется, почему это не так и какие губительные последствия может принести. С другой стороны нет модных призывов к вседозволенности. Прекрасно описано, какое воздействие будут оказывать на ребенка родители с разными типами характеров и что будет, если, зациклившись на себе, они забудут о ребенке. Автор напоминает нам, что даже малыш ценен сам по себе. Уверен, что для многих будут актуальны главы о подростковых проблемах, в которых затронуты очень серьезные вопросы: подросткового суицида, ценностной ориентации подростка, проблемы отношений в подростковом возрасте. И все это тоже основывается на многолетнем исследовательском опыте в сфере психологии личности.

Мне очень близка идея, если можно сказать, дух этой замечательной книги – мир спасется любовью. Любовью к родителям, супругам, детям, друзьям и коллегам и даже к себе. Ведь без любви никакие знания не помогут нам встать над собой, как бы мы не пытались.

Лазарев М. А.

психолог-консультант

Центра практической христианской

психологии факультета психологии

Московского православного института,

преподаватель Свято-Тихоновского

гуманитарного университета

«И жизнь, и слезы, и любовь…»

Жизнь прекрасна и удивительна, особенно если руководствоваться не только чувствами, но и умом.

Как красивы восходы солнца и его закаты, наблюдаете ли вы их с балкона деревенского дома или из окна своей городской квартиры! Как украшает нашу жизнь зеленеющая листва и аромат растений. Как таинственно шумит морской прибой или журчит ручей! Как забавны котята, собачки и другие зверушки, рыбки и птички!

А еще – как наполняет нашу жизнь «роскошь человеческого общения»!

Откуда же берутся огорчения, беды, невзгоды и разочарования? В основном из того же общения, которое не так уж просто, оказывается, наладить таким образом, чтобы оно радовало. А все из-за того, что свой ум наживаем к старости, а воспользоваться советами знающих людей ленимся.

Как специалист по изучению разнообразия человеческих характеров, типов мышления, способностей и разных видов отношения друг к другу, за всю свою сознательную жизнь я наблюдала множество вариантов поведения людей в разных ситуациях. В прежние времена (60–80 годы прошлого столетия) в отечественной психологии еще не было признания того факта, что как врожденные, так и приобретенные в процессе развития характера черты накладывают отпечаток на его активность, особенности общения, реагирования на стимулы окружающей среды. В связи с этим приходилось преодолевать установку на марксистско-ленинскую идеологию, с позиций которой личность нормально развивается только под влиянием общества, живущего по законам коммунистических идеалов.

Помнятся те долгие часы, проведенные в Ленинской библиотеке и за детским проектором с экраном в виде простынки на стене – чтобы прочитать микрофильмированные книги, взятые из «Ленинки» на два-три дня…

А также запомнилась кропотливая работа по переводу с английского или немецкого книг зарубежных авторов, уже прославившихся своими трудами по психологии личности. Словом, это был труд, но сладкий труд, богатый для меня интересными открытиями и непрерывным творческим процессом, который был направлен на изобретение новых решений, свободных от догм старого подхода, на преодоление существующих в отечественной психологии страхов перед зарубежным влиянием и перед новаторскими идеями, идущими в противовес устоявшимся представлениям.

Мне пришлось адаптировать многие известные европейские и американские диагностические методики, преодолевая немалые трудности. Надо было разработать систему адекватной интерпретации формальных показателей, полученных в результате математических формул, что не так-то просто! Ведь адаптация зарубежных тестов – это не просто перевод опросников на русский язык. Необходимо понять, о чем эти показатели свидетельствуют, как следует понимать их значение, как это подтверждается не только статистикой, но и самой жизнью.

Как понять человека

и как понять себя? Непросто!

Но нужно. От этого зависит

и настроение, и здоровье.

Множество живых, реальных людей прошло перед моими глазами: их переживания рассматривались параллельно данным, полученным при обследовании их психодиагностическими тестами. Кроме того, были созданы новые, оригинальные методики, боле созвучные требованиям отечественной психологии, раскрывающие типологические особенности, выявляющие сферу нарушенных человеческих отношений, мотивационную направленность, уровень агрессивности, преобладающий стиль мышления и многое другое. Они нашли подтверждение своей эффективности на практике и получили широкое распространение в среде психологов-практиков, а также в научно-исследовательской работе научных кадров.