". Открытый урок "Нет фашизму!" Показ фрагмента из фильма «Государственная граница»

«Фашизм Гитлера» - Обитатели концлагеря Заксенхаузен добывают глину для кирпичей. Смотр личной охраны фюрера – войск СС. Эмоциональный резонанс. Развалины Берлина. Принудительное перемещение населения с занимаемой территории. Типичная нацистская семья. Депортация. Фашизм - Общественно-политическое течение, возникшее в начале XX века.

«Фашизм в Германии» - Стремление создать тоталитарное государство. Преклонение перед насилием. Запрет всех политических партий (кроме НСДАП). Крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство. Мероприятия фашистского правительства: Подготовка к войне: Всеобщая история 9 класс. А.Гитлер стал рейхсканцлером. Ликвидация буржуазно-демократических свобод.

«Фашизм» - 1919 год – Национал-социалистическая немецкая партия становится лидером фашистских сил. Фашизм в Германии и Италии. Мероприятия фашистского правительства. Характерные черты фашизма. Возникновение фашизма в Германии. Лидер – А. Гитлер. 20 января 1933 года А. Гитлер стал рейхсканцлером. Особенности экономики фашистской Германии.

«Фашизм в Италии» - Заключение. Звериная мораль нацизма: "Русский должен умереть, чтобы мы жили". 1941 г. Что скрывалось под маской мятежных эмоций и реакционных социальных идей? Идеология итальянского и германского фашизма. Парад фашистской молодежной организации. Плакат "Евреи - наше несчастье". Григорий Евсеевич Зиновьев.

«Предмет социологии» - Социологизм (термин Э.Дюркгейма) основывается на теоретических положениях. Для общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм. Социальный статус - позиция, занимаемая индивидом в обществе. Социальные аспекты глобальных проблем. Десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

«Штурм Кёнигсберга» - Теперь в пылу июльских гроз Осенние раскаты. 6-9 апреля 1945 года. Казалось, померкло восходившее солнце. Презентация. Гарнизон Кенигсберга включал в себя 5 дивизий и отдельные крепостные части. Не все же весны позади, Еще мне быть счастливым. Пусть наши весны позади, Надежды внуков живы. Штурм Кёнигсберга.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА………………………………...……..4-5

2. Люди должны знать - ЧТО ТАКОЕ «ФАШИЗМ»…………………………6-7

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА……………………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Приближается знаменательная для нашего народа дата - 70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. И в России, и Белоруссии, и в других уголках прежде единой и большой страны, спасшей всю Европу, весь мир от фашизма 9 мая 2015 года мы будем праздновать ДЕНЬ ПОБЕДЫ над гитлеровской Германией.

Значителен вклад курян в победу нашего народа над фашисткой Германией. В годы Великой Отечественной войны в действующей армии сражались 500 тысяч жителей области, за ратные подвиги 263 курянина были награждены звездой «Герой Советского Союза», 75 тысяч – боевыми орденами и медалями, 58 курян стали полными кавалерами ордена Славы. На нашей земле в августе 1943 года была одержана победа в величайшем сражении второй мировой войны – Курской битве.

К сожалению, не прекращаются попытки перекроить историю войны, умалить значение советского народа и Красной армии в разгроме гитлеровской Германии, реабилитировать фашизм.

По мнению Российских и зарубежных политологов, к сожалению, безопаснее на планете не стало.

События на Украине в этом году коснулись нашего поколения. Новости по ТВ это сводки с мест трагедии войны. Мы видим, что в 21-м веке люди, защищают свои города и села, со словами: "Фашизм не пройдет".

Проект «Нет – фашизму!» родился не случайно, а в результате наблюдений за ровесниками и патриотическому воспитанию в нашей школе. Мероприятия, посвящённые Дню Победы, куда молодых людей приводит школа и другие учебные заведения, оставляет след в душе, проходят через сердце. На протяжении 11 лет учебы в Касторенской школе, на мероприятиях, посвящённых Дню Победы – мы не видели ни одного равнодушного лица у школьников, учителей, родителей. Для людей нашего поселка этот праздник священен. Первый урок в первом классе это Урок МИРА! И нас и наших друзей водили в Музей Боевой Славы.

Такие мероприятие помогли понять нашим ребятам, что все они дети и внуки Победителей, что их задача состоит в том, чтобы не допустить возрождение фашизма, приносящего горе, разрушения и смерть, чтобы не стёрлась память о великом подвиге нашего народа!

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

В преддверии великого Дня Победы наш 11 «А» класс берет на себя выполнение патриотического проекта «Нет – фашизму!». Ведь не зря наши деды и даже бабушки боролись с этим злом мирового масштаба, и спасибо им и низкий поклон за это, за то, что он в свое время был искоренен и уничтожен. Но, к сожалению, нынешнее поколение не смогло сохранить, то хрупкое равновесие и баланс этого слабого, но все, же мира на земле.

Люди должны объединятся. Выполняя антифашистские проекты, мы победим фашизм, искореним его совместными усилиями.

Для начала мы хотели бы дать определение, что такое фашизм и с чем нужно бороться, а главное, какими методами? Фашизм – это обобщенное название политических сил, общественных движений основанных на их правилах и принципах. Главным принципом фашизма является превосходство одной нации над другой. Своего рода господство одной силы общества над другой. То есть, по сути, тоталитаризм, безоговорочное подчинение.

Принять участие в проекте приглашались неравнодушные, активные молодые люди, все те, чьи семьи не обошла Великая Отечественная война, кто чтит своих предков, кто желает спасти от забвения память живших и боровшихся против смерти, миллионов жертв фашизма, кто не желает мириться с проявлением фашизма в наши дни .

Поражают и пугают размеры оскала нацизма !

Мы умеем рисовать плакаты на антифашистские темы, можем писать сочинения и стихотворения для публикаций в СМИ, члены военно-патриотического клуба «Память» Учащиеся школы ухаживают за братскими могилами, мы участвуем в пробегах памяти. Когда мы едины - мы непобедимы!

Поэтому мы ставим для себя

цель проекта : Сформировать непримиримое отношение подрастающего поколения и молодёжи к фашизму.

Определяем следующие

задачи проекта :
- Изучить историю фашистских преступлениях;

Помочь осознать трагедию Мировых войн и воспитание гуманного отношения к человеку,

Спасти от забвения память живших и боровшихся против смерти, миллионов жертв фашизма.

Способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;
-Формировать толерантное сознание, провести профилактическое предупреждение национального экстремизма;
- Продолжать поиск стратегии согласия людей разных национальностей с разными взглядами и убеждениями;
- Почтить память миллионов жертв нацизма;
- Научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм.

Способствовать формированию непримиримого отношение к фашизму и неофашизму.

    Люди должны знать - ЧТО ТАКОЕ «ФАШИЗМ»

В узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в в - начале под руководством

В мировой историографии под фашизмом понимается также , режим , венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, политические движения в странах . В историографии , России и стран , а также работах ряда западных исследователей , к фашизму нередко относят также немецкий .

В последнее время в специальной литературе широко обсуждается английским исследователем как «палингенетического ультранационализма» , предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново» Эту концепцию, по мнению , можно считать более или менее принятой на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе При этом, по мнению того же автора, постсоветское российское толкование фашизма подверглось фрагментации, а использование термина «фашизм» в публичном дискурсе страдает от «гиперинфляции». выделяет как минимум 4 различных тенденции в трактовке понятия «фашизм». А именно:

    публицисты, до сих пор поддерживающие более или менее видоизмененные версии стандартного советского определения фашизма.

    публицисты, чрезмерно свободно толкующие данный термин и называющих «фашистскими» широкий спектр авторитарных и националистических направлений.

    близкие к западным толкованиям термина, такие как Валерий Михайленко, Валентин Буханов, и др. Галкин объединил свои предыдущие

    оценки фашизма в сжатой дефиниции «правоконсервативный революционаризм». Эта, четвёртая школа в значительной степени находится в согласии и со сравнительными исследованиями неофашизма на Западе.

Кроме того, имеется тенденция психологической и психофизиологической трактовки понятия «фашизм» , обосновывающая понимание фашизма как патологического отклонения в массовом и/или индивидуальном сознании. Австрийский психолог , в годы нацизма вынужденный покинуть Европу, определил, что «существует немецкий, итальянский, испанский, англосаксонский, еврейский и арабский фашизм» .

По мнению американского философа основным признаком фашизма является создание культа ненависти к внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта.

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

История уже преподнесла урок и показала, какое это зло. В свете последних событий на Украине нам дали понять, что зло не дремлет! И с ним надо бороться, но как? Изучая общественное мнение в СМИ, беседуя с учителями, ветеранами мы встречаем различные варианты решения проблемы. Вот некоторые их них:

Одним из действенных методов мне кажется это общество, которое так боятся наши нынешние власти вооружать, но хоть маленько должно быть вооружено, из статистики других стран видно, что в тех странах, где есть единицы огнестрельного оружия на руках у населения общая преступность меньше, так как не всякий вор или разбойник пойдет грабить или воровать дом, в котором есть хозяин с оружием. В связи с этим, если касаться России требуется серьезные изменения в законодательстве, а именно очень сильно нужно менять федеральные законы об оружии и о его обороте среди мирных граждан которые должны быть продуманы на уровне государственной думы чтоб не получили мы обратный эффект как в Америке, например, где оружие попадает в такие руки, у которых, к сожалению, не всегда здоровая голова.

Но исторический опыт показал: ЗЛО НЕСЕТ ТОЛЬКО ЗЛО!

Поражают и пугают размеры оскала нацизма ! Как школьники могут помочь взрослым в решении таких больших проблем?

Мы рисуем плакаты на антифашистские темы, пишем сочинения и стихотворения для публикаций в СМИ, члены военно-патриотического клуба «Память» каждый год организуют различные акции и мероприятия, несут вахту памяти, участвуют на раскопках в Хомутовском и Курском районе, экскурсиях к памятным местам, где проходили сражения с немецко - фашистскими захватчиками. Учащиеся школы ухаживают за братскими могилами, мы участвуем в пробегах памяти.

Когда мы едины - мы непобедимы!

Большинство школ отказались от такого института образования, как пионерская организация. У нас пионеры не прекращали свою деятельность даже в девяностые.
Пионерская организация вполне вписывается в реалии сегодняшнего дня. Современные дети должны уважать старших и заботиться о пожилых людях, сохранять традиции.

Фото 1.

У БОЕВОГО ПИОНЕРСКОГО ЗНАМЕНИ нас принимали в пионеры.

Наши пионерские отряды носят имена героев, защищавших Касторное во время Великой Отечественной войны, и каждый год доказывают свое право на это добрыми делами.
Отряды школы навещают ветеранов, помогают по хозяйству. Так, в день освобождения Касторного от немецко-фашистских захватчиков (28 января) пионеры проводят операцию «С добрым утром, Касторное!». Пока поселок спал, учащиеся очищают от снега братские могилы и дорожки у домов, где живут ветераны.

Затем каждого из них поздравляют с праздником, вручают поделки, открытки, сделанные своими руками. Ребята ухаживают за братскими могилами, сажают цветы, которые выращивают сами, стоят в почетном карауле.


Школьный музей тоже нуждается в заботе учеников. Свидетельств боевой славы касторенцев и его защитников со всего бывшего СССР в музее около пяти тысяч. Особое место занимают личные вещи солдат и фронтовые письма, фотографии, воспоминания ветеранов, оригиналы и копии фронтовых газет «За Родину». В письмах солдаты говорили о том,что вернутся домой после победы над извергами-фашистами.

Газеты – исторические документы, свидетельства тех лет.

Из них узнаём о зверствах

Фашистов в те далекие годы.

Наши учителя и родители собирали материалы музея школы №1.

Главным экспонатом музея является Боевое пионерское знамя, прошедшее с воинами 1023 стрелкового полка 307 стрелковой дивизии 13 Армии боевой путь от Касторного до Кенигсберга.


А было это так. 28 января 1943 года при освобождении поселка в подвале одного из разрушенных домов было обнаружено пионерское знамя, спрятанное чьей-то заботливой рукой. Воины 1023 стрелкового полка 307 дивизии, взяв его с собой в полк рядом с боевым, поклялись пронести его до полной победы над лютым врагом. И они выполнили свою клятву. Освободив земли Курской и Брянской областей, Белоруссии и Польши, оно взметнулось на одном из самых высоких фортов в Кенигсберге. В августе 1945 года вернулось в пионерскую дружину школы, символом победы для многих поколений школьников. Это знамя -единственное в России.

Поисковой работой в школе занимались наши родители и учителя с 60-х годов. Накопленный материал представлен несколькими экспозициями: история образования поселка, история школы, судьба 284-й стрелковой дивизии, оборонявшей Касторное в июле 1942 года и многое другое. Кстати, в музее хранится единственное в стране боевое пионерское знамя, которое было найдено в поселке бойцами 1023-го стрелкового полка, пронесено до Кенигсберга и возвращено обратно касторенцам. Теперь этот почетный символ победы стал школьной реликвией.
Хочется еще замолвить слово о военно-патриотическом клубе и поисковой организации. О том, как каждый год ребята организуют различные акции и мероприятия, несут вахту памяти. О том, как ездили на раскопки в Хомутовский и Курский район и на экскурсии к памятным местам, где проходили сражения с немцами... Традицией стала акция «Свеча памяти». !». Принять участие в акции приглашались неравнодушные, активные молодые люди, все те, чьи семьи не обошла Великая Отечественная война, кто чтит своих предков, кто желает спасти от забвения память живших и боровшихся против смерти, миллионов жертв фашизма, кто не желает мириться с проявлением фашизма в наши дни. Сбор участников назначался у Братских Могил в центре поселка.

Хочется отметить, что ребята всё делали с желанием, интересом, организованно. Каждый держит в руке свечу. Ребята читают громко, проникновенно, с чувством ответственности и патриотизма.

Драматическая атмосфера не вгоняет ребят в тоску, а заставляет внимательно слушать и побуждает желание стать частью этого действа. Минута молчания. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам в войне против фашистских захватчиков, ночной салют Победе. Кульминацией Акции становится установление горящих свечей. Получается очень красиво. Ребята серьёзны, торжественны, горды. Затронуты самые тонкие струнки души, участвуют абсолютно все, никто не стоит в сторонке равнодушно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планка Акции «Нет фашизму!» изначально высока. Важно правильно расставить акценты. Выполнение таких проектов помогает понять нам, что все мы дети и внуки Победителей, что наша з адача состоит в том, чтобы не допустить возрождение фашизма , приносящего горе, разрушения и смерть, чтобы не стёрлась память о великом подвиге нашего народа!
Затронуты самые тонкие струнки души, участвуют абсолютно все, никто не стоит в сторонке равнодушно.

Мы реализовывали проект «Фашизму - нет!». В 2013 году активно участвовали в фестивале «Заря Победы - Курская Дуга!». Готовили и опубликовали фоторепортажи о работе ВПК «Память». Наши поделки к

70-Летию Курской Битвы стали призерами районных, областных, международных конкурсах, акциях. Таких как «Сбор игрушек детям Украины», «Детство без границ», «Гренадеры! Вперёд!», «Салют, Победа!».

Стихотворения, сочинения о войне, вышитые сувениры-рушники к памятным датам стали нашим маленьким вкладом в такое значимое мероприятие как борьба против фашизма. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ). Мы участники всех мероприятий проводимых в школе, поселке, районе направленных на воспитание молодежи против фашизма. Проделанная работа помогла нам выполнить поставленные задачи.

Мы изучили историю фашистских преступлений.

Мы гордимся нашими ветеранами, которые сумели выстоять и победить в годы Великой отечественной войны.

Считаем, что необходимо продолжать поиск стратегии согласия людей разных национальностей с разными взглядами и убеждениями;

Храним память миллионов жертв нацизма;
Научились понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм.

Способствуем формированию непримиримого отношение к фашизму и неофашизму.

ЛИТЕРАТУРА

РИА Новости

РИА Новости

http://schule1.ru/history.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мы являемся членами ВПК «Память». О работе нашего военно-патриотического клуба мы расскажем и покажем в нашем фоторепортаже.

На раскопках


Возложение цветов. «Вахта памяти».

Встреча с ветеранами Великой отечественной войны.

Смена караула

Мы участники акций. Мы против фашизма. Мы против насилия.

Мы считаем, что работа военно-патриотического клуба даёт возможность каждому из нас расти настоящими патриотами, любящими свою страну, свой посёлок, лучше знать историю нашего народа, который в разные годы отстоял независимость нашей Родины. Мы уверены, что ребята, которые были членами клуба в разные годы его деятельности, с уважением будут относиться к ветеранам и старикам, к памятникам и обелискам.

Минута молчания. Память о жертвах фашизма.

«Молитва соловья».

Руководитель: Кованцева Елена Владимировна

МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Касторное Курской области, учитель технологии,2-16-31

70-лет и больше-

Пусть пролетают года,

Но помнят березы и плачут березы

Услышав Курского соловья.

Вспомним всех поименно

Тех, кто под Курском лежит.

Прохоровку как святыню

Каждый Курянин чтит.

Здесь остались следы от битвы

Той, что решила исход войны.

Ни когда не простим фашистам

Истоптанной нашей земли.

Под Касторной и Понырями

Кровь проливали они-

Те, кто хотел вечерами

Слушать птичьи хоры.

А соловьи распевали

О мире, о доме, мечте…

(Слышали их перед боем

На Огненной Курской Дуге.)

В мыслях своих и письмах,

Тех, что писали домой……..

Образ весны, мирной жизни

Сохранили для нас с тобой.

Грудью своей против танков-

«Тигров» немецких стальных

Вставали, веря в Победу

Святые сороковых.

Души солдат, материнские слезы

Птичка не более воробья…..

Даже березы шепчут молитвы

Услышав Курского соловья.

Вышитые сувениры к 70-Летию Победы на Курской Дуге.

Классный час «Нет ФАШИЗМУ!»

Приложение №2

СОГЛАСИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Я,________________________________________________________________(ФИО),

проживающий по адресу ____________________________________________________, Паспорт № ____________выдан (кем и когда)________________________________

являюсь законным представителем несовершеннолетнего _________________(ФИО) на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ .

Настоящим даю свое согласие на обработку в областном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи персональных данных моего несовершеннолетнего ребенка _______________________________________, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных:

    фамилия, имя, отчество;

    дата рождения;

    место основной учебы;

    творческие работы ребенка.

Я даю согласие на использование персональных данных моего ребенка исключительно в следующих целях:

    участие в областных и всероссийских конкурсах, выставках;

    публикация в сборнике работ победителей, средствах массовой информации.

Настоящее согласие предоставляется на осуществление сотрудниками областного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи следующих действий в отношении персональных данных ребенка: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (только в указанных выше целях), распространение (в том числе передачу третьим лицам – комитету образования и науки Курской области, общественным организациям, Администрации Курской области, Министерству образования и науки РФ), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ. Я даю согласие на обработку персональных данных ребенка как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки.

Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных в областном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи или до отзыва данного Согласия. Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению.

Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах ребенка, законным представителем которого являюсь.

Дата: __.__._____ г. Подпись: ____________ (_________________)

Для родителей. Для усыновителей «ст. ст. 64 п. 1, 137 п. 1 Семейного Кодекса РФ», опекуны – «ст 15 п. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечители – «ст. 15 п. 3. Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Цель урока: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время, когда он опять поднимает свою голову.

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны

2.Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов,

3. Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

План урока

  1. Исполнение песни «Хотят ли русские войны» Сл. Е. Евтушенко Муз. Э.Колмановского.
  2. Вступление. Немного из истории русского государства.
  3. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.
  4. История создания песни «Бухенвальдский набат».
  5. Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».
  6. Создание монумента «Борцам сопротивления фашизму»
  7. Показ фрагмента из фильма «17 мгновений весны».
  8. Обращение Советского правительства к народу.
  9. Исполнение песни на мелодию песни «Синий платочек».
  10. Обращение к народу митрополита главы православной церкви в России Сергия.
  11. История страшной трагедии белорусской деревни Хатынь.
  12. Песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантер М.Исаковский.
  13. Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».
  14. Исполнение песни «Москвичи» А.Эшпая Е. Винокурова.
  15. История создание первых фашистских организаций в Италии и Германии.
  16. Неисчислимые жертвы гитлеровского фашизма.
  17. Итог: «Мир планете, смерть войне».
  18. Демонстрация компьютерной презентации.

Ход урока

Показ компьютерной презентации (Приложение 1 ).

СЛАЙДЫ 1, 2.

Исполнение учащимися песни «Хотят ли русские войны» Е.Евтушенко, Э.Колмановского.

Учащийся 1. - Народ не может жить, не помня уроков своей истории.

Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

СЛАЙДЫ 3, 4.

Учащийся 2. - Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов нашего города и микрорайона. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях, которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях-панфиловцах, песня о Зое Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитников Москвы и т.д. Многим из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже один раз привело.

Исполнение учащимися песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.

СЛАЙД 5.

Учащийся 3. - Песня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна!»

Учащийся 4. - Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд.

Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».

Учащийся 1. - 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников Бухенвальда, где в период 1937-1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36 государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000 человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях, погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый «бухенвальдский набат».

Показ фрагмента из фильма «Помни имя свое» (дети в фашистском концлагере)

Учащийся 2. - Замысел песни возник у композитора Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти – Освенцима. «Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: «Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы все могло повториться!»

Учащийся 5. – Расплата ждала врага не только за погибших в бою молодых солдат (а по статистике, парни, родившиеся в СССР в период с 1922 по 1926 год, были уничтожены войной подчистую), но и за томящихся в неволе узников концентрационных лагерей «Бухенвальд», «Освенцим», «Саласпилс», «Майданек» и многих других, где томились в тяжелейших условиях голода, побоев, пыток сотни тысяч антифашистов.

Показ фрагмента из фильма «Государственная граница».

Учащийся 3. – 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Исполнение учащимися песни на мотив - «Синий платочек».

22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным Вам быть навсегда!

Учащийся 4. - А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…

Вспомним святых вождей русского народа, Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника».

Слушание песни «Хатынь» в исполнении ансамбля «Песняры».

Учащийся 2. – Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами,прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ! Нельзя, чтобы это повторилось снова!!!»

Показ фрагмента из фильма про Хатынь.

Учащийся 1. – Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!»

14.Песня «Враги сожгли родную хату» М.Блантер М. Исаковский.

Учащийся 2 .

Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе, на перекресток двух дорог.
Нашел солдат в широком поле, травой заросший бугорок.
Стоит солдат, и словно комья, застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего.
Готовь для гостя угощенье, накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».
Никто солдату не ответил, никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер траву могильную качал.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Исполнение учащимися песни А. Эшпая и Е. Винокурова «Москвичи».

Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».

Учащийся 4. – Первые фашистские организации появились весной в 1919 году в Италии в виде военизированных дружин. В октябре 1922 года фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооруженный «поход на Рим», имевший результатом назначение 31 октября 1922 года. Премьер-министром главу фашистов («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих 4-х лет были постепенно ликвидированы политические свободы, установлено всевластие фашистской партийной верхушки.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны. В наиболее концентрированном виде фашизм получил реальное воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

Учащийся 5. – Придя к власти в начале 1933 года, когда 30 января вождь национал-социалистической партии Гитлер был назначен главой имперского правительства Германии, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом и личностью всеобъемлющего тотального контроля.

Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Они огульно относили евреев, независимо от их подданства, поляков, украинцев, белорусов, русских и представителей национальностей восточных народов к категории «неполноценных», концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 года-первые в Бухенвальде и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10.000. Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные «учреждения», предназначенные для организованного, систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 6. – На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 1. – Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавлении человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне.

Учащийся 2. – Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах Европы.

Учащийся 3. – Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Учащийся 4. – Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Учащийся 1. – Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Выступление перед учащимися школы ветерана Великой Отечественной войны, члена Совета ветеранов «Орехово-Борисово Северное» Чубарева Михаила Дмитриевича - «Что готовил фащизм». Мальчонкой, Михаил Дмитриевич, как и все ребята военной поры, убегал на фронт. Его возвращали. И только когда ему исполнилось 17 лет, попал на фронт, приписав себе один год. Воевал во 2-ом Гвардейском Тацинском танком корпусе. На войне научился играть на баяне. Очень любит музыку.

Учащийся 2.

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

(учащиеся ГОУ СОШ № 939)

Исполнение «Гимна России».