Экскурсия в библиотеку для первых классов. «Экскурсия в библиотеку Первоклассники впервые пришли в школьную библиотеку

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

Библиотечный урок «Справочная литература

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

Что означает слово «минорный»?

Открой словарь музыкальных терминов.

Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?

Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля

Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.

Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».

В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным

«Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова.

Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят выполняют это задание и зачитывают значения этих слов) . Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте подберем к глаголу «говорить» синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…) . А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. (Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд. Сизиф – сын повелителя ветров Эола - за

разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.) , «Авгиевы конюшни» (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.) , «Титанический труд»

(Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь», «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

Список использованной литературы:

1 . Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная палата, 1987. – 256 с.

3. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга,

1975. – 109 с.

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Подготовила и провела Степанова Р. Н.


Традиционно в сентябре проведена экскурсия первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Шидловская Валентина Фёдоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Первоклассники узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.

«Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

Цель: Познакомить учащихся 1 классов со школьной библиотекой.

Задачи:


  • Развить интерес к чтению.

  • Познакомить с правилами пользования библиотекой

  • Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.(Дети: «Библиотека»)

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!

Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Валентина Фёдоровна.

Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник мой и друг

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгами.


  1. Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!

  2. В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!

  3. Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!

  4. Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобится читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры, -

В вестибюли, коридоры

Фантазировать, мечтать.

Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


  1. Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).

Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.

И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).

- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.

- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.

- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.

- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.

Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

Бабушка-Загадушка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


  • Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

  • Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).

  • Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

  • Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).

  • Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).

  • Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).

  • Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)

  • Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).

  • На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).
Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.

Адаптация первоклассника. Включение в круг чтения. Проект "Первое посещение библиотеки"

    Сарайнова наталья владимировна Учитель начальных классов

Разделы: ,

Цель: показать (раскрыть) способности ребенка в той или иной сфере.

Задачи:

    Включить детей в круг чтения.

    Дать ребенку почувствовать себя частью коллектива.

    Дать возможность осознать ребенку, что, если ты чего-то не знаешь, то тебя этому научат в школе.

    Познакомить с правилами библиотеки.

    Привить интерес к книгам, к чтению.

    Воспитывать бережное отношение к книге.

Ход мероприятия

Нас встретила директор библиотеки Романова Светлана Александровна.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Романова Светлана Александровна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем и хранителем книг.

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище.

А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (Выслушать предположительные ответы.)

Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (Ответы детей.)

Книги!

Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книги.

    В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.

    В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

(Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги.)

Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!

Библиотекарь: Библиотека – это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами). Эти домики-стеллажи для учащихся младших классов.

Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б – Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Сборник Круглый год – за разделителем К.

Понятно ребята? Давайте проверим, как вы усвоили правила выбора книги в библиотеке. Найдите ту букву, на которую начинается ваше имя. (Дети ищут и показывают.)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

    Нельзя книги перегибать.

    Нельзя загибать книжные страницы.

    Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (Ответы детей.)

    Нельзя писать и рисовать в книгах.

Библиотекарь: Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? (Ответы детей.)

Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. После презентации еще раз повторить правила.

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Библиотекарь: А каких вы авторов знаете на букву С? (Дети перечисляют фамилии авторов)

Библиотекарь: Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеемся, вы все это хорошо запомните!

Приглашаем вас с родителями записаться в нашу библиотеку и надеемся, что вы станете самыми главными нашими читателями!

До свидания, ребята!

В классе, дети вспоминали правила поведения в библиотеке, правила пользования книгами, прослушивали сказки В.Г.Сутеева на аудио носителе и рисовали рисунки. На следующий урок, некоторые ребята принесли «Неправильные правила пользования библиотекой» и дружно искали ошибки, а так же нашли самых-самых в книжном мире.

Детишкам очень понравилось в библиотеке. Они с родителями, на ближайших выходных записались и взяли свои первые библиотечные книжки.

Наша дружба с библиотекой стала по-настоящему крепкой

Первое посещение библиотеки

Сценарий экскурсии в школьную библиотеку для 1 класса

Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека, абонемент, «читальный зал», записать первоклассников в библиотеку.

Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в

библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.

Здравствуйте, первоклассники! Вы еще не закончили изучать азбуку, но уже научились читать и сегодня все вы станете читателями нашей школьной библиотеки.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

Экскурсия начинается с вопроса: что такое библиотека? (Дом, где живут книги).

Снаружи смотришь-

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой и друг.

Как стать читателем библиотеки?

Отделы библиотеки:

Абонемент.

Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Книги на абонементе выбирают с полок открытого доступа. Книги расставлены по темам или по алфавиту.

Какие книги «живут» в библиотеке?

Серьезные, учебные,

Веселые, волшебные,

Короткие и длинные,

Новые, старинные,

Про море и про лес,

С картинками и без.

Познакомить с книгами, разложенными по тематике, рассказать о расстановке книг.

Читальный зал.

Это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать.

Кому принадлежат книги в библиотеке, как можно пользоваться библиотечными книгами? (Можно взять книги на определенный срок).

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Будем с книгою дружить.

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай!

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку навсегда

Страницы замолчат тогда.

Но есть, ребята в нашей школе

Ох, этот пятиклассник Толя, -

Страницу вырвал он, и вот

Уже летает самолет.

И симпатичная Лариса

Из книги рвет страницу,

Чтоб завернуть свой пирожок:

Что ж ты наделала, дружок.

Рисует Ваня неустанно –

Художником, наверно, станет.

Вот краски у него, как птицы,

Расселись вдруг по всей странице.

Картинка приглянулась Юле –

Умело ножницы стригнули,

И пусть осталась половинка,

Зато у Юли есть картинка.

Тут собрались больные книжки:

Что делать с девочкой, с мальчишкой?

Решили твердо – наказать!

Им больше книжек не давать! Так появились двойки в школе,

И скука дома. Мальчик Толя, Ванятка, Юленька с Ларисой

Вернули книгам все страницы. Как видно, поняли ребятки,

Что поступили очень гадко, И хором говорят: «Простите!»

Вы этого не повторите? Нет, будем книгой дорожить

И с книгою всегда дружить!

Показать книги в разной степени сохранности.

Почему так произошло?

Как можно отремонтировать книгу? Сделать закладку?

Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет. (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Основные правила чтения:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Записать детей в библиотеку. Выдать книги.

Уточнить срок возврата книг.

Любовь Сергеевна Оськина
Сценарий досуга «Экскурсия в библиотеку»

Цели :

Дать представление о библиотеке ;

Создание интереса к работе в библиотеке ;

Знакомство с правилами пользования книгой.

Задачи :

Образовательная область «Познание» : обогащать знания детей о различных профессиях; расширять кругозор детей.

Образовательная область «Социализация» : воспитывать самостоятельность; чувство ответственности; уважение к труду взрослых.

Образовательная область «Коммуникация» : активизировать словарный запас; способствовать развитию речи.

Оборудование :

куклы : кот Ученый, мышонок Митька;

книги : сказки А. С. Пушкина, «Полезные советы» , «Кулиинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .

Предварительная работа.

1. Беседа с библиотекарем , подготовка к встрече с детьми.

2. Тематические беседы с родителями : «Как воспитать у детей любовь к чтению» , «Семейная детская библиотека » .

Ход досуга

Дети заходят в библиотеку , садятся на стульчики перед ширмой. Появляется кот Ученый. Он поет песню «По щучьему велению» (муз. С. Савенкова, сл. Т. Тарасовой) .

Мы про то не знаем сами,

За морями, за лесами

Где-то сказка заблудилась

И никак к нам не придет.

На полянке спозаранку

Стелет скатерть-самобранку

И в сапожках-скороходах

Чинит коврик-самолет.

Припев :

По щучьему велению,

По моему хотению

Прискачет Сивка-Бурка

В распахнутую дверь,

Схвачу его за гриву я,

Помчимся мы в счастливую

И в ту страну волшебную

За тридевять земель.

Через горы и долины

В сказку путь лежит предлинный,

Лес дремучий, страх колючий,

С этим лучше не шуги!

Чудо-Юдо и Кащея,

И Ягу, и Бармалея,

И Кикимору в болоте

Повстречаем на пути.

Я возьму с собой в дорогу

Много шуток, смеха много.

С песней будет веселей,

И с улыбкой встретят нас

Чиполлино, Буратино,

Айболит, Пьеро, Мальвина

Очень много приключений

Ждет нас в сказке в этот час.

Кот. Здравствуйте, ребята! Это я, кот Ученый. Сейчас я налево иду и песни пою, а когда направо пойду, сказки сказывать стану. Ребята, вы любите сказки? Дети. Да!

Кот. А кто вам их читает, рассказывает?

Дети. Взрослые : наши родители, воспитатели.

Кот. Я люблю не только песни петь и сказки рассказывать, много загадок и пословиц мне ведомо. Попробуйте-ка мою загадку отгадать :

Не человек, а рассказывает,

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Дети. Это книга.

Кот. Угадали! Есть такая пословица : «Хорошая книга - лучший друг» . У меня много таких друзей - замечательных интересных книг. Как вы думаете, ребята, для чего нужны книги?

(Ответы детей.)

Кот. Ребята, вы сегодня пришли в библиотеку . Библиотека - это такое место , где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место. Как вы думаете, где книжки гостят?

Дети. Ребята берут их к себе домой, читают, рассматривают картинки, а потом возвращают книжки в библиотеку .

Появляется мышонок Митька.

Мышонок. Ой, куда я попал? Искал кухню, а попал.

Кот.. в библиотеку . Ты кто?

Мышонок. Меня зовут мышонок Митька. Я хотел утащить что-нибудь вкусненькое, а теперь вот голодным останусь.

Кот. Как это некрасиво! Если проголодался, приготовь себе еду, а не ищи, чтобы стянуть. Видишь, на полках книги стоят? В них есть много полезных советов : как обед готовить, как квартиру убирать, как за цветами ухаживать.

Мышонок. Ну-ка, ну-ка, посмотрю! Нет ли у тебя книжечки, как дом построить?

Кот. Есть.

Мышонок. А книжечка о том, как повеселиться, поиграть, песенки попеть и потанцевать у тебя есть?

Кот достает и показывает мышонку и ребятам книги «Полезные советы» , «Кулинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .

Кот. Есть. Вот эти книжки, возьми и почитай.

Мышонок. Ой, какие они все разные! Ребята, объясните мне, пожалуйста, чем эти книжки отличаются?

Дети. Одни книжки толстые, другие тонкие, одни тяжелые, другие легкие, у некоторых обложка твердая, картонная, а у других мягкая, бумажная. В одних книжках есть стихи, в других рассказы, сказки или какие-нибудь полезные советы.

Кот. Это дело поправимое. Главное, чтобы у тебя желание научиться читать было. Вот и ребята читать еще только учатся. Они знают, что книги могут многому научить.

Мышонок. Я и так все знаю!

Кот. Эх, Митька, Митька, что-то ты много хвастаешься. Ребята, давайте-ка его проверим, согласны?

Игра «Назови профессию»

Кот. Скажи, кто музыку сочиняет?

Мышонок. Повар!

Дети. Нет, это - композитор!

Кот. Кто картины рисует?

Мышонок. Повар?

Дети. Нет, это - художник!

Кот. Кто скульптуры лепит?

Мышонок. Думаю, это повар.

Дети. Нет, это - скульптор!

Кот. Кто книги пишет?

Мышонок. Ну, уж это точно повар.

Дети. Нет, это - писатель!

Кот. А почему ты все время повара называл?

Мышонок. Потому что мне кушать очень хочется, пи, пи, пи!

Мышонок плачет, ребята его успокаивают, угощают печеньем, конфеткой.

Мышонок. Ура! Вы меня пожалели, покормили. Теперь все вы, ребята, и ты, кот Ученый, - мои лучшие друзья!

Кот. И мне очень хочется с вами подружиться и чаще встречаться.

Мышонок. Кот Ученый, дай мне все эти книги, я их разом прочитаю, я быстренько читать научусь.

Кот. Не торопись, Митька. Эти книги тебе понадобятся, когда ты немного подрастешь. А сейчас лучше вместе с ребятами запишись в библиотеку . Здесь тебе будут давать книги, которые написали детские писатели.

Мышонок. Как интересно! Писатели пишут книги, а я кто буду?

Кот. Ты будешь читателем.

Мышонок. А кто книжки мне выдавать будет?

Кот. Сейчас я позову библиотекаря . Познакомитесь, это. (имя, отчество библиотекаря ) .

Выходит библиотекарь , здоровается со всеми.

Библиотекарь . Дорогие мои, как я вам рада! Приходите сюда почаще! Я предложу вам самые лучшие книги. Они научат вас веселым и интересным занятиям, разовьют вашу память, сделают речь красивой, и в школе вам будет учиться интересно, радостно. Кто больше всех знает - отличные отметки получает! Недаром говорят : «Испокон века книга растит человека» . Сейчас, ребята, я расскажу вам, из каких частей состоит книга. Постарайтесь их запомнить.

Библиотекарь берет с полки книгу и открывает ее.

Библиотекарь . Книга состоит из листов. Посмотрите на этот лист : у него есть цифры с одной и с другой стороны. Цифры эти разные, потому что они обозначают номера страниц. У каждого листа две страницы. Самый первый лист книги называется титульным. На нем обычно пишется название книги и фамилия ее автора. Чтобы листы не распадались, их сшивают или склеивают между собой и закрепляют в обложку (в переплет) . Обложка защищает книгу и украшает ее. На передней части обложки, как и на титульном листе, красивыми крупными буквами пишут название книги и фамилию писателя. Когда книга стоит на полке среди своих подруг, виден только ее корешок. По нему можно узнать, что это за книга. Кто запомнил, из каких частей состоит книга, и может повторить их названия?

Мышонок. Я!

Мышонок рассказывает, путается.

Библиотекарь . Подожди-ка, мышонок. Чтобы тебе было легче запомнить, ребята сейчас изобразят тебе «живые книги» . Вы согласны?

Динамическая пауза «Живая книга»

Дети делятся на несколько групп (по желанию) . Каждая группа представляет одну книгу. Несколько детей встают друг за другом вплотную - это листы. Впереди встает еще один ребенок - это титульный лист. С правой стороны от них становится ребенок, который разводит руки в стороны, как бы обнимая листочки, - это переплет.

Трое детей берутся за руки : первый ребенок встает перед титульным листом спиной к нему, второй ребенок становится спиной к переплету, третий ребенок становится за последним листом (это передняя часть обложки, корешок и задняя часть обложки) . Ребята называют Митьке одну за другой части, из которых состоит их «живая книжка» . По команде ведущего (воспитателя, библиотекаря ) дети разбегаются, образуют новые группы, которые составляют другие книги.

Игра повторяется два-три раза.

Библиотекарь . Молодцы! А знаете, ребята, книжки иногда болеют, если с ними обращаются не очень аккуратно. Они становятся грязными, их листы рвутся. Как можно им помочь?

Дети. Книги надо беречь, не бросать где попало, а класть на полочку. Нельзя брать книгу грязными руками. Если попадется «больная» книжка, то надо постараться ей помочь - починить, подклеить.

Библиотекарь . Я приготовила для вас мои самые любимые книги. Это сказки А. С. Пушкина. Попросите своих родителей, воспитателей, взрослых вам их почитать. Потом мы с вами снова встретимся и вы расскажете, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Мышонок. Мне, мне! Дайте мне книжку самому первому!

Кот. Ну что ты, Митька! Будь вежливым. Надо девочек вперед пропустить. Посмотри, какие они красивые и нарядные.

Библиотекарь выдает книги детям и прощается с ними. Дети благодарят библиотекаря и со всеми прощаются.