Зачем современному человеку разбираться в искусстве. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека

В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.

1. Действует на тело

Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору - часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.

2. Уменьшает стресс

Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.

Рассматривая картину, слушая музыку или читая роман, мы, пусть на несколько минут, успокаиваемся и обретаем гармонию.


3. Помогает понять реальность

Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам - художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам - мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.


4. Развивает эмпатию

Эмпатия - важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.

Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.


5. Учит видеть

Нужно признать - иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина - растревожить, музыка - опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.

Именно ради этого - способности видеть - всё затевается.

6. Заставляет думать

Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства - интеллектуальный или декоративный - заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Его произведения присутствуют и находят отражение в абсолютно каждом нашем дне, будь то обыденный понедельник или же праздничный выходной. Многие замечают искусство, находят его проявления в любых мелочах, буквально живут в мире, созданном и наполненном их видением прекрасного, кто-то же напротив, не умеет или же попросту не хочет замечать созданные кем-то шедевры.

И те люди, которые умеют ценить и понимать ценность искусства, имеют большие преимущества перед теми, кто предпочитает жить без него. Искусство нужно, в первую очередь, для облагораживания нашей души. Имея богатый внутренний мир, наполненный воспоминаниями о прекрасных картинах, прочитанных произведениях или же услышанной музыкой великих композиторов и музыкантов, мы начинаем находить смысл там, где раньше его не видели.

Наши мысли и чувства начинают искать другие пути проявления, мы пытаемся мыслить по-другому, избегая шаблонов, которые присутствуют в нашей жизни, начинаем чувствовать сильнее, ценить и любить ту самую нематериальную сторону нашего мира, которая и приносит нам настоящее счастье.

Главный герой произведения Рэя Брэйдбери «451 градус по Фаренгейту» пожарный Гай Монтэг живет в необычное время, где само назначение профессии «Пожарный» утратило былой смысл. Теперь они не тушат пожары, а сжигают книги, читать которые в современном обществе запрещено. Монтэг также был уверен в правильности этого закона, пока однажды не стал свидетелем ситуации с женщиной, которая отказалась покидать свой дом и осталась гореть вместе с книгами, которыми обладала. Он начинает задумываться об истинном назначении творений писателей, что не мог не заметить его начальник, брандмейстер Битти. Битти уверен, что книги – это мощнейшее оружие, делающее человека намного выше остальных, сильнее по духовному развитию, что недопустимо. Все люди должны быть одинаковыми, как две капли воды, лишенными своей собственной личности, и именно в том случае ими можно манипулировать. Разум читающего человека – это необузданный разум, от которого можно ожидать самые непредсказуемые вещи, что нарушает обыденность и налаженный механизм зомбированного телепередачами жизни общества. Рэй Брэйдбери хочет показать, насколько легко люди поддаются управлению, стоит лишь перекрыть им доступ к духовному развитию и заполнить их дни чередой бессмысленной, отупляющей мозг и приносящей лишь моральное разрушение информацией.

Другой пример роли искусства в жизни человека показывает Мастер, один из главных героев произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Выиграв в лотерее приличную сумму денег, он тратит ее на съем комнатки в подвале, дабы осуществить свою главную мечту – написать книгу о прокураторе Понтии Пилате и философе Иешуа Га-Ноцри. Он оставляет абсолютно все свои заботы, дела, закрывается от всего мира, лишь бы его желание стало реальностью. Искусство, которое является самим фактом написания произведения, окрыляет Мастера, преподносит в его жизнь огромный смысл, в том числе преподнося смысл и в жизнь Маргариты. Булгаков хочет акцентировать внимание на том, что прирожденный талант к писательству способен изменить жизнь человека до неузнаваемости, открыть новые качества и ранее неизвестные ему источники вдохновения, заставить буквально жить написанием того, к чему так сильно лежит душа.

В заключении хочется сказать, что искусство – это то, что и делает нас людьми, отвечает за наше внутреннее, духовное развитие. Отними у человека прекрасное – и он сам завянет в деструктивной информации всего того, что нам пытаются внушить люди, желающие морального разложения общества. Сделать искусство основной вещью в нашей жизни – и мы все станем на голову выше отрицающих его существование людей.

Это довольно интересный вопрос, полного ответа на который пока еще не существует, насколько я знаю. И я попытаюсь ответить именно с научной/биологической точки зрения, без какой-либо попытки философствования или придания смыслов (я предупредил!).

Но есть предположения. Для начала позвольте небольшой пример:

Что вы видите на этой картинке? Скорее всего вы видите тут довольно скептичное (или просто недовольное) лицо и криво нарисованный куб. Правильно? На самом деле, конечно же, никакого лица тут нет. Это просто две точки и косая черта. Но вы видите лицо. Вы не можете не видеть лицо. Более того, вы даже "видите" "эмоцию" на этом "лице" (больше кавычек!).

Куба тут тоже нет. Куб фигура трехмерная, а рисунок двумерный. Но вы же "видите" объем. Но на деле это просто несколько кривых линий. И вот тут вы должны, по хорошему, остановится и задуматься: а что за чертовщина тут вообще происходит. почему вы вместо двух точек и черточки видите лицо? Каким образом это вообще может быть лицом? Откуда куб? Почему вы не можете перестать.

Ну вот теперь смотри сюда. Те же элементы:

Да, вот теперь это набор каких-то точек и кривых линий, каким он и являлся все это время. Магия пропала.

К чему я это все. Я это к тому, что мы видим мир не таким, какой он есть (чтобы это ни значило). Мы видим модель, построенную на интерпретации сигналов от органов чувств. И эта модель проходит огромную обработку, с вычленением разных объектов, достраивании недостающего и т.д. И это все совершенно неконтролируемо. Но иногда эта система сбоит, и получаются вот такие картинки:

Многие могут по несколько минут смотреть на картинку и не видеть ничего, кроме кирпичной стены. Но после того как увидят это "что-то еще" - оно уже будет там навсегда. Это опять же показывает, что как мы видим не то, что есть. Картина мира доходит до нас только после тяжелой постобработки нашими нейронными сетями мозга. Из сигналов вычленяется важное и отсеивается лишнее. Причем, что важно, а что лишнее - очевидно далеко не всегда. Как на картинке выше, например.

И так, при чем тут вообще искусство? Ну, по одной из гипотез, искусство это, в том числе и использование недокументированных особенностей этих самых нейронных сетей. Это позволяет нам видеть нам на размалеванных тряпках, то чего там на самом деле нет, слышать в странных ритмичных и пиликающих звуках вдохновенные мелодии и так далее.

То есть, грубо говоря, искусство может быть просто побочным продуктом критически-важных каналов обработки информации, и не нести в себе никакой практической ценности (с биологической точки зрения, конечно).

Но, скорее всего, все гораздо сложнее и эта гипотеза не претендует на исчерпывающее объяснение всего феномена, как обычно. Ну, например потому, что само понятие красоты имеет биологический смысл. . Но это вообще вопрос, который очень сложно изучать, потому что в нем слишком много субъективного и наносного-культурного.

(519 слов) Если человек живет в обществе и ведет активный образ жизни, то он обязан разбираться в культуре, ведь это знание необходимо для того, кто хочет занять достойное место в социуме, ведь оно развивает личность и способно дать ей новые идеи для создания инновационных проектов и оригинальных решений в различных сферах труда. Кроме того, понимание искусства формирует наш собственный вкус и помогает нам оценить подлинный шедевр и отличить его от дешевой подделки. Все это делает нашу жизнь богаче и ярче. Чтобы объяснить свою точку зрения, приведу примеры из книг.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный тоже стал жертвой своего невежества. Он писал стихи, хотя совершенно не умел этого делать. Его деятельностью управлял и руководил Берлиоз, которому было все равно на качество текста, ему было важно только то, чтобы чиновники одобрили его редакторскую работу. Молодому человеку же просто не хватило образования, он не знал и не читал другую литературу, кроме партийной. Поэтому его стихи напоминали произведения начала времен, когда люди еще не были так развиты духовно и интеллектуально. Свою ошибку Иван понял только тогда, когда познакомился с по-настоящему талантливым Мастером. Писатель указал на убожество работ Бездомного, и юноша прислушался к мнению соседа. Он пообещал ему, что больше не будет марать бумагу. Непонимание искусства поставило героя в глупое положение и заставило его тратить время на то, что ему не нужно. Значит, это знание необходимо нам, чтобы трезво оценивать свою деятельность и видеть разницу между талантом и бездарностью.

Таким образом, понимание искусства необходимо, потому что оно дает человеку возможность правильно оценивать явления и предметы, относящиеся к культуре. Эта способность позволяет ему разбираться в том, что его окружает, поэтому такого знатока нелегко обмануть дутой фигуре. Кроме того, художественный вкус помогает нам жить интереснее, ярче и богаче, ведь всем нам приятно создавать и видеть вокруг красоту, а не убожество.

Раньше творческая деятельность в школах носила довольно ограниченный характер. Конечно, регулярно устраивалась концерты своими силами, школьная самодеятельность, пение, пляски и даже КВН. Но вот как дисциплина, искусствоведение появилось в школах относительно недавно. Да и то, не во всех школах. Из предметов, на которых изучают прикладное искусство, вечно было рисование и музыка. Сейчас ситуация начинает меняться. Во многих школах уже преподаю танец, игру на струнных инструментах, пение (частные занятия, а не «музыка» - всем классом), прикладные ремесла, резьба по дереву и прочее. И это - однозначно хорошо.

Зачем же нужно изучать в школе искусство? Всем известное определение искусства как своеобразной, авторской формы отображения окружающей действительностей, немного ставит в тупик тех, кто слышит его впервые. Ведь, поначалу кажется, что в картинах импрессионистов мало чего есть от реальности, в пении – мало чего от звуков бытовой речи. Тем не менее, так оно и есть. Искусство – форма жизни, просто преображенная, порой донельзя, внутренним взором художника.

Говорят, будто левое полушарие отвечает за логику и точные науки, а правое полушарие - за творческую деятельность. Может, оно и так, но это не означает, что в левой части мозга сконцентрировано все правильно, логичное, процесс мысли вообще, а в правой части - одни лишь голые эмоции, пустой экстаз творца. Нет, регулярные занятия творческой деятельность развивают оба полушария сразу, учат и мыслить, и излагать, и анализировать имеющееся, и придумывать свое. Ведь нет настоящего искусства, в котором правит балом одна лишь экспрессия без участия мысли и своей, пускай и необычно, но логики. Так, уроки творчества учат развивают мозг ребенка всесторонне, делают из него гармоничную личность.

Помимо этого, занятия искусством делают натуру человека более чувствительно, тонкой – следственно, более способной переживать хорошие и добрые чувства, порой недоступные человеку плохо образованному. Уроки рисования, музыки, танца необыкновенно способствуют сплочению коллектива, ведь занятия общим, интересным делом всегда имеют такой эффект.

Дополнительно:

  1. Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе
  2. Кинематограф в системе образования Есть такой предмет, как искусствоведение. И, хотя ему и отводят,...
  3. Компьютеризация в школе Нужная, несомненно, вещь. Несмотря на то зло, которое приносит интернет...
  4. Рисование в школе Один из последних по значимости предметов. По большому, мало зависит...


Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе


Один из последних по значимости предметов. По большому, мало зависит оценка в дипломе от того, что у ребенка стоит по рисованию. Возможно, на будущее это предмет и не особо влияет, но значения для психологического развития ребенка имеет огромное. Кстати, нужно отметит, что есть и практическая ценная от умения рисовать и образно мыслить – ведь именно из таких талантливых детей вырастают будущие дизайнеры, а эта профессия (в отличии от профессии художника) довольно прибыльная. Люди проектируют дома, обставляют квартиры, планируют сады – все это должен организовать дизайнер.

Даже покупая новую мебель, люди чаще берут кухни на заказ в последнее время, потому что хотят иметь собственный, уникальный интерьер, а не такой же, как у доброй сотни соседей. Какова задача предмета рисования в школе? Препятствовать тому, чтобы искусство превращалось в скучную обязанность (как это бывает в школе), и побуждать ребенка рисовать как можно больше дома. На уроке – само собой, но в свободное время от уроков рисунок может стать настоящей страстью, и вовсе не обязательно иметь какие-то особые способности к этому. Просто в форме рисования высвобождаются все эмоции , как положительные, так и отрицательные, что замечательно сказывается на психическом здоровье ребенка. К тому же, развивается образность мышления, воображение. Чтобы подтолкнуть детей, предложите сначала им иллюстрировать известный рассказ (это проще и интересней), потом – предложите сами тему. В «свободном плавании» дети часто теряются и не знают, что рисовать. А здесь главное – не отбить охоту в начале.

Дополнительно:

  1. Ребёнок и рисование Наверное, в каждом ребёнке с рождения живёт художник, только со...
  2. Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе Первые упоминания о роли обучения рисованию в школах мы находим...
  3. Атеизм в школе Ни для кого не секрет, что в последнее время влияние...
  4. Подготовка дошкольника к школе в семье Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень важный процесс,..

Почему появилось искусство

Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир. Известный русский психолог Л. Выготский писал: «Искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование».