Морфологическим доказательством эволюции служит. Научные доказательства эволюции (эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические и т.д.)

Доказательство эволюции основано на данных различных наук: анатомии, физиологии, биохимии, биогеографии, палеонтологии, эмбриологии и т.п.

Сравнительная палеонтология — наука, изучающая ископаемые организмы, жившие в прошлые эпохи, представляет классические доказательства. История о том, как развивались эти живые организмы на Земле, сохранилась в виде ископаемых остатков. В качестве прямого доказательства эволюции можно привести ярусность расположения остатков этих организмов, т.е. наиболее древние слои содержат, более примитивные формы жизни, и наоборот, остатки наиболее поздних форм жизни находят в более верхних слоях. Также были обнаружены переходные ископаемые формы. Благодаря этим открытиям можно уверенно рассуждать о происхождении различных групп организмов.

К примеру, псилофиты — это переходная форма от водорослей к высшим наземным растениям, семенные папоротники являются доказательством, что голосеменных растений произошли от папоротникообразных. У животных хорошо известна находка археоптерикса , первоптицы величиной с голубя, но имеющей также много признаков, характерных для пресмыкающихся: челюсти с зубами; выступающие из крыльев по три пальца с когтями; хвост с перьями, состоящий из множества позвонков; брюшные ребра.

У ископаемые стегоцефалов были признаки рыб и земноводных, у котилозавров — признаки земноводных и пресмыкающихся, зверозубый ящер имел признаки пресмыкающихся и млекопитающих. По ископаемым остаткам ученые-палеонтологи сумели восстановить эволюцию некоторых групп животных, а также составить филогенетические ряды лошади, хоботных, верблюдов.

Убедительные доказательства эволюции приводит сравнительная эмбриология . В свое время Дарвин отметил существование связи между индивидуальным развитием () и историческим развитием вида (филогенезом ). Позднее немецкими учеными Э. Геккелем и Ф. Мюллером был сформулирован основной биогенетический закон или закон рекапитуляции , который сыграл большую роль в развитии науки. Краткая формулировка закона звучит так: «Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза» , либо во многих переводах этот закон встречается в следующем виде: «онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза» . Например, рассмотрим развитие зародышей млекопитающих. На своих ранних стадиях развития у них, как и у зародышей рыб, есть жаберные щели и длинный хвост. Затем они становятся похожими на зародыш земноводного, а затем на зародыш пресмыкающегося, имеют клоаку. Такую рекапитуляцию признаков можно объяснить тем, что на различных стадиях развития включаются различные гены, сохранившиеся от далеких предков: от рыб, земноводных, пресмыкающихся, обезьян. В качестве другого примера приведем головастика лягушки, имеющего рыбообразную форму тела, боковую линию, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. Другими словами у него присутствуют признаки рыб, которые были далекими предками земноводных.

Сравнительная анатомия в качестве доказательства приводит план строения позвоночных животных, который у различных классов одинаков. К К примеру, если рассмотреть скелеты земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, мы увидим, что они состоят из четырех отделов: скелет головы, туловища, конечностей и поясов конечностей. Эти отделы состоят из одинаковых костей, а различия в их строении обусловлено приспособлением к конкретным условиям среды. Остальные системы органов и отдельные органы также имеют сходный план строения. Например, для всех птиц характерна правая дуга аорты, а для млекопитающих – левая.
Доказательством эволюции являются рудименты - органы, которые утратили свои функции и находятся на грани исчезновения (у человека — это волосяной покров на конечностях и туловище, копчик, который является рудиментом хвоста, состоящий из 4-5 позвонков; у кита — остатки тазового пояса). К сравнительно анатомическим доказательствам можно отнести и атавизмы - случаи возврата к признакам предков (у человека встречаются случаи рождения детей с хвостом, либо есть люди, имеющие дополнительные пары сосков).

Сходства различных физиологических процессов у животных близких систематических групп являются физиологическими доказательствами . К ним можно отнести сходство в физиологии различных систем органов: кровеносной, дыхательной, выделительной, пищеварительной, половой систем. Беременность человека и человекообразных обезьян, например, протекает сходно и продолжается около 9 месяцев.

Но наиболее убедительными, наверное, можно считать данные биохимии . Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны но аминокислотному составу и сходна нуклеотидная последовательность ДНК в хромосомах. К примеру, гемоглобин человека и шимпанзе идентичен по аминокислотному составу, а между гемоглобином человека и гориллы есть отличия только в двух аминокислотах. Сравнение аминокислотной последовательности в рибосомальных белках и нуклеотидной последовательности в рибосомальных РНК (их можно считать наиболее консервативными) блестяще подтверждает классификацию всех основных групп живых организмов.
В наше время была проведена гибридизация цепей нуклеотидов ДНК человека и шимпанзе. Для этого двойные цепи ДНК человека и шимпанзе были разделены, а затем одиночные цепи ДНК человека соединили с цепями нуклеотидов шимпанзе. Между комплементарными нуклеотидами восстановились водородные связи, и выяснилось, что ДНК человека и шимпанзе имеют сходство на 91-92%. Кроме того, универсальность генетического кода и единство аминокислотного состава белков доказывает происхождение всех живых организмов на Земле от единого предка.

Наука о распространении растительного и животного мира на Земле называется биогеографией . В биогеографии наша Земля разделена на шесть биогеографических областей:

  1. Палеоарктическую (Европа, Северная Африка, Северная и Средняя Азия, Япония);
  2. Неоарктическую (Северная Америка);
  3. Эфиопскую (Африка к югу от Сахары);
  4. Индо-Малайскую (Южная Азия и Малайский архипелаг);
  5. Неотропическую (Центральная и Южная Америка);
  6. Австралийскую.

И здесь можно обратить внимание на интересные факты. Флора и фауна Палеоарктической и Неоарктической областей сходны несмотря на то, что между ними лежит Берингов пролив. Такое сходство можно объяснить тем, что в прошлом существовал сухопутный проход - Берингов перешеек. Эти две области объединены в Голарктическую область. А вот различия в растительном и животном мире между Неоарктической и Неотропической областями объясняются тем, что Панамский перешеек появился сравнительно недавно. В результате, лишь немногие виды сумели проникнуть с юга в Северную Америку (броненосец, опоссум) и, наоборот, из Северной Америки в Южную.

Более 100 млн. лет назад произошло отделение от других материков Австралии. Тогда еще не было плацентарных животных, и благодаря изоляции там сохранились примитивные яйцекладущие и сумчатые млекопитающие.

Отличие флоры и фауны различных областей объясняется тем, что виды сформировались в определенном центре происхождения и расселялись до тех пор, пока им не встречалась какая-то естественная преграда.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Понятие «эволюция», группы доказательств эволюции: эмбриологические, палеонтологические,

Сравнительно-анатомические; понятия: филогенез, переходные формы, гомологичные органы, рудименты, атавизмы.

Ход урока

Любой вид животных появляется, распространяется, завоевывая новые территории и места обитания, живет какое-то время в относительно постоянных условиях существования. При изменении этих условий он может к ним приспособиться, измениться и дать начало новому виду (либо новым видам), а может и исчезнуть. Совокупность таких процессов составляет эволюцию органического мира, историческое развитие организмов — филогенез.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Доказательства эволюции жи-вотных

1.Что изучают палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия?

2.Как доказать существование эволюции?

На сегодняшний день наука имеет много фактов, подтверждающих реальность эволюционных процессов. Какое самое важное доказательство эволюции? Эмбриологические, биохимические, анатомические, биогеографические и другие подтверждения рассмотрены в данной статье.

Единство происхождения живого мира.

В это трудно проверить, но все живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные) имеют практически тот же химический состав. В организме каждого представителя живого мира важную роль играют нуклеиновые кислоты и белки. При этом имеет место сходство не только в строении, но также и в функционировании клеток и тканей. Доказательство эволюции (эмбриологические, биогеографические, анатомические примеры можно найти в этой статье) - это важная тема, в которой должен ориентироваться каждый.

Стоит учитывать, что практические все живые существа на Земле состоят из клеток, которые считаются маленькими "кирпичиками" большой жизни. При этом их функции и строение очень похожи вне зависимости от вида организма.

Эмбриологические доказательства эволюции : кратко Существует несколько эмбриологических доказательств, подтверждающих теорию эволюции. Многие из них были обнаружены еще в девятнадцатом веке. Современные ученые их не только не отвергли, но и подкрепили множеством других факторов. Эмбриология - это наука, занимающаяся изучением эмбрионального развития организмов. Известно, что каждое многоклеточное животное развивается из яйцеклетки. И именно сходство в начальных этапах развитии эмбриона и есть свидетельством их общего происхождения

Доказательство Карла Бэра .

Этот знаменитый ученый, проводивший множество экспериментов, смог заметить, что все хордовые животные имеют полное сходство на начальном этапе развития. Например, сначала у эмбрионов развивается хорда, после этого нервная трубка и жабры. Именно полное сходство зародышей на начальной стадии и говорит про единство происхождения всех хордовых животных.

Уже во время более поздних этапов становятся заметными различительные черты. Ученый Карл Бэр смог заметить, что на первых стадиях эмбрионального плода можно определить только признаки типа, к которому относится организм. Только позже появляются особенности, характерные для класса, отряда и напоследок вида.

Доказательство Геккеля-Мюллераю К эмбриологическим доказательствам эволюции относят закон Геккеля-Мюллера, показывающий связь индивидуального и исторического развития. Ученые рассматривали тот факт, что каждое многоклеточное животное, развиваясь, проходит стадию одной клетки, то есть зиготы. Например, у каждого многоклеточного организма на начальных этапах развития появляется хорда, которая впоследствии заменяется позвоночником. Однако предки современных животных этой части опорно-двигательного аппарата не имели. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят также развитие жаберных щелей у млекопитающих и птиц. Этот факт подтверждает происхождение последних от предков из класса Рыб.

Закон Геккеля-Мюллера гласит: каждое многоклеточное животное во время своего индивидуального эмбрионального развития проходит все стадии филогенеза (исторического, эволюционного развития).

Анатомические доказательства эволюции.

Существует три главных анатомических доказательств эволюции. Сюда можно отнести:

1.Присутствие признаков, которые присутствовали у предков животных. Например, у некоторых китов могут развиваться задние конечности, а у лошадей — маленькие копытца. Такие признаки могут проявляться и у человека. Например, бывают случаи рождения ребенка с хвостиком, или же густым волосяным покровом на теле. Такие атавизмы можно считать доказательством связи с более древними организмами.

2.Наличие в растительном и животном мире переходных форм организмов. Стоит рассмотреть эвглену зеленую. У нее одновременно есть признаки и животного, и растения. Наличие так называемых переходных форм подтверждает эволюционную теорию.

3. Рудименты - недоразвитые органы или части тела, которые на сегодняшний день не имеют для живых организмов важного значения. Такие структуры начинают формироваться еще в зародышевом периоде, но со временем их генез прекращается, они остаются недоразвитыми. Анатомические примеры доказательства эволюции можно рассмотреть, изучая, например, китов или птиц. У первой особи есть тазовый пояс, а у второй - ненужные малые берцовые кости. Очень ярким примером считается также наличие рудиментарных глаз у слепых животных.

Биогеографические доводы

Прежде чем рассматривать эти доказательства, нужно разобраться, что же изучает биогеография. Данная наука занимается исследованием закономерностей распространения живых организмов на планете Земля. Первые биографические сведения стали появляться еще в восемнадцатом веке нашей эры.

Биогеографические доказательства эволюции можно изучить, рассматривая зоогеографическую карту. Ученые выделили на ней шесть основных областей со значительным разнообразием обитающих на них представителей. Несмотря на различия флоры и фауны, представители зоогеографических областей все же имеют множество сходных признаков. Или же наоборот, чем далее друг от друга находятся континенты, тем больше отличаются друг от друга их жители. Например, на территории Евразии и Северной Америки можно заметить значительно сходство фауны, ведь эти материки отделились друг от друга не так давно. А вот Австралия, которая отделилась от других континентов на много миллионов лет раньше, характеризуется весьма своеобразным животным миром.

Особенности флоры и фауны на островах.

Биогеографические доказательства эволюции стоит изучать также, рассматривая отдельные острова. Например, живые организмы на островах, только недавно отделившихся от материков, не сильно отличаются от животного мира на самих континентах. А вот давние острова, находящиеся на большом расстоянии от материков, имеют много отличий в животном и растительном мире.

Доказательства в области палеонтологии.

Палеонтология - это наука, занимающаяся изучением остатков уже вымерших организмов. Ученые, обладающие знаниями в этой области, с уверенностью могут сказать, что организмы прошлого и настоящего имеют как множество сходств, так и различий. Это также доказательство эволюции. Эмбриологические, биогеографические, анатомические и палеонтологические доводы мы уже рассмотрели.

Филогенетические сведения

Такие сведения являются отличным примером и подтверждением эволюционного процесса, так как позволяют разобраться в особенностях развития организмов отдельных групп.

Например, знаменитый ученый В.О. Ковалевский смог продемонстрировать течение эволюции на примере лошадей. Он доказал, что данные однопалые животные произошли от пятипалых предков, населявших нашу планету около семидесяти миллионов лет назад. Животные эти были всеядными и жили в лесу. Однако изменения в климате привели к резкому уменьшению площади лесов и расширению зоны степей. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, этим животным пришлось научиться в них выживать. Необходимость поиска хороших пастбищ и защита от хищников стала причиной эволюции. За много поколений это привело к изменениям конечностей. Количество фаланг пальцев уменьшилось с пяти до одной. Стало другим и строение всего организма.

: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Урок №: 37 Дата: ______________ Класс: 9

Тема: Доказательства эволюции. Эмбриологические доказательства. Морфологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Биогенетические доказательства эволюции.

Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.

Задачи: -Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.

Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.

Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Тип учебного занятия: изучение новой темы.

ХОД УРОКА

I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):

Беседа по вопросам :

1.Что представляет собой эволюция?

2.Как ученые смогли восстановить историю планеты Земля? Какими методами они этом пользовались?

3.На какие крупные и мелкие отрезки делят всю историю нашей планеты?

4.В какое время появилась жизнь?

5.Дайте общую характеристику жизни в каждой из пяти эр.

Задание 1: Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.

Протерозойская

Палеозойская

Мезозойская

Кайнозойская

Появление сине-зеленых водорослей

Псилофиты

Возникновение эукариот

Появление хордовых

Появление первых млекопитающих

Стегоцефалы

Возникновение полового размножения (мейоз)

Кистеперые рыбы

Возникновение многоклеточных организмов

Трилобиты

Возникновение фотосинтеза

Динозавры

Мастадонты

Гигантские папоротники

Задание 2.“Черный ящик”

Ребятам предлагаются задания из черного ящика.

1.В черном ящике находится изображение динозавра о котором можно сказать так: “Мозгов был двойной комплект, и они занимали такие места один в голове, как у всех, другой у начала хвоста. Этот “зверь” мог сказать о себе самом, что всегда он был крепок задним умом”. О каком животном идет речь? (Стегозавр)

2.К середине мезозоя эти морские животные достигли прогресса и сейчас их находят во всех морских отложениях. (Аммониты)

3.В черном ящике лежит знаменитая фотография, сделанная в Шотландии в 1934 г. Какого динозавра назвали лохнеским чудовищем, опишите его. (Плезиозавр)

4Первой ископаемой находкой этого животного было единственное перо, обнаруженное в 1861 г. В Баварии. Полуптица, полуящер. Что это за животное? (Археоптерикс)

2. Изучение нового материала:

Направления эволюции

биологический прогресс

Численность биологический регресс

Ареал

Дифференцировка

Смертность

Рождаемость

Деление на группы. Работа в группах (работа с учебником и по постерам)

Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.

1 группа : Эмбриологические доказательства стр. 154-157
Доказательства единства происхождения органического мира - (Работа по постерам)
2 группа : Палеонтологические доказательства стр.157-158

Биохимические доказательства стр. 160- (Работа по постерам)

3 группа : Сравнительно-анатомические (морфологические). Генетические доказательства стр. 158-160. Заполнить таблицу.

Сравнительное доказательство

Примеры

Определение

Образец для заполнения (для проверки)

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции органического мира

Сравнительное доказательство

Примеры

Определение

1.

Гомологичные

    форма тела : кит - рыба

    иглы барбариса - боярышника

    корень-корневище

Органы, которые имеют сходное строение и общее происхождение, но выполняющие разные функции

2.

Аналогичные

    крылья птицы - бабочки

    жабры рыбы - рака

    конечность медведки-крота

Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение

3.

Рудиментарные

    глаза пещерных рыб

    крылья киви

    аппендикс

органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии

4.

Атавизмы

    хвост

    многососковость

    волосяной покров на лице

появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции

5.

Переходные

    эвглена

    утконос

    ехидна

ф ормы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц

Вывод: Факты сравнительной анатомии выявляют родственные связи между отдельными организмами, что доказывает эволюцию органического мира.

1 группа. Доказательства единства происхождения органического мира .

Задание: выслушать выступление и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.

Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:

1) растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне, выражающееся прежде всего в наличии у всех живых существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования биологических молекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.);
4) всеобщность клеточного строения и сходства строения клеток организмов разных царств органического мира;
5) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения и др.

Молекулярные доказательства эволюции.

К данной группе доказательств относятся следующие:

а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.

б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.

Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: транскрипция – трансляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.

в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.

Эмбриологические доказательства эволюции

Эмбриология – это наука о зародышевом развитии организма.
Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают степень родства на основе зародышевого развития организма. К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят: Закон зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г), Биогенетический закон Геккеля-Мюллера,

Онтогенез (индивидуальное развитие организмов) есть краткое повторение филогенеза (историческое развитие организмов)

2 группа. Палеонтологические доказательства

Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:

Сведения об ископаемых переходных формах , которые не дожили до наших дней и присутствуют только в виде ископаемых останков. Примерами ископаемых переходных форм являются: древние кистеперые рыбы, семенные папоротники, псилофиты, зверозубый ящер , археоптерикс и др. Существование переходных форм между различными типами и классами показывает, что постепенный характер исторического развития свойственен не только низшим систематическим категориям (видам, родам, семействам), но и высшим категориям и что они также являются закономерным результатом эволюционного развития.

Сведения о филогенетических рядах , которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный характер.

Ответьте на вопрос:

1) Укажите переходные формы:

рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные

Биохимические доказательства

3 группа Сравнительно-морфологические доказательства

Рудименты (лат. rudimentum - зачаток, первооснова) - это органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Иными словами, рудименты - это органы, утратившие свое первоначальное значение в ходе эволюции. Наличие рудиментов, как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, доказывают наземное происхождение его предков. Полностью рудиментированы конечности у змей. У двукрылых насекомых (мух, комаров) - задняя пара крыльев, превращенных в жужжальца. Рудиментарные органы известны у человека: мышцы, двигающие ушную раковину, третье веко (всего около 150).

Атавизмы (лат. atavus – предок, прародитель) - появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции. Появление атавистических признаков объясняется тем, что в процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков (Биогенетический закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.

Среди тысяч однопалых животных встречаются особи, у которых развиваются трехпалые конечности. Известны случаи появления атавистических признаков у человека: развитие дополнительных пар млечных желез (многососковость) , волосяного покрова на всем теле и лице, хвоста. Возникновение атавизмов указывает на историческую взаимосвязь между вымершими и ныне существующими формами.

Переходные формы - ф ормы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Пример: эвглена зеленая (признаки растений: хлоропласты, использование СО 2 ; признаки животных: жгутики, светочувствительный глазок.

Связь между разными классами животных свидетельствует об общности их происхождения. Яйцекладущие (утконос, ехидна) по ряду особенностей своей организации промежуточные между рептилиями и млекопитающими.

Гоацин - современная птица, некоторыми признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают «отсиживаться» в воде. Археоптерикс- полуптица, полуящер. Это вымершее позвоночное позднего Зольнхофена на юге . Долгое время (до появления других находок) использовался для реконструкции облика предполагаемого общего предка птиц.

Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.

1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного рака и краба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры рака и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей

III. Закрепление

Решить тест:

1. Аналогичными органами у растений являются:

Корень и корневище (а);
Лист и чашелистик (б);
Тычинки и пестик (в).

2. К дивергенции признаков у организмов приводят:

Модификации (а);
Комбинации (б);
Мутации (в).

3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

Дегенерации (а);
Ароморфоза (б);
Дивергенции (в).

4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:

Стегоцефалы (а);
Динозавры (б);
Зверозубые рептилии (в).

5. Впервые семенами стали размножаться:

6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:

Птеродактиль (а);
Иностранцевия (б);
Археоптерикс (в).

7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?

В.О. Ковалевский (а);
А.О. Ковалевский (б);
Карл Бэр (в).

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание

Гипотеза становится теорией, когда есть доказательства. И у эволюционной теории таких доказательств много.

Интерпретация этих фактов - совсем другое дело, здесь ученым предстоит еще очень много поработать….

Самые первые доказательства, с которыми столкнулись ученые - палеонтологические.

Палеонтология занимается останками - костями, отпечатками и т.д.

Откуда мы знаем, что раньше млекопитающих не было и миллионы лет назад по планете бродили динозавры? По найденным костям, реже - по целым скелетам.

А как человечество узнало о древних беспозвоночных или о растениях того периода? По отпечаткам, фрагментам тканей, окаменелостям и т.д.

Морфологические доказательства эволюции

Во-первых, это гомологичные и аналогичные органы.

Гомологичные органы - имеют общее происхождение.
Аналогичные - различное, но внешне похожи.

Прежде, чем мы разберем критерии этих органов и примеры, давайте рассмотрим два пути, по которым шла эволюция.

Путь №1 - дивергенция
.

В переводе это слово означает “расхождение”, “отклонение”.

Представим, что когда-то существовал один вид какого-то животного. Затем какая-то группа особей этого вида решила освоить новую территорию. На этой территории были новые условия и под их воздействием вид менялся, эволюционировал, приобретал новые признаки. В результате, его органы немного видоизменились.

Так появились гомологичные органы.

Путь №2 - конвергенция

В переводе - “сближение”,” объединение”.

Представим, что существуют два разных типа животных. Но условия обитания у них одинаковые (например, водная или воздушная среда). Соответственно, они развиваются, эволюционируют, вырабатывают
приспособления к данной среде обитания. Эти приспособления (органы) будут очень схожи, но происхождение у них все же будет разное.

Мы получаем аналогичные органы.

Признак Гомологи Аналоги
Происхождение Общее Различное
Функции Могут быть различными Общие
Эволюционный путь Дивергенция Конвергенция
Примеры: Конечности оленя, кита, летучей мыши

Видоизменения листьев у растений

крылья птиц и крылья членистоногих,

у растений - колючки на стебле и колючки - листья

Во-вторых, это атавизмы и рудименты.

Информации об этом есть очень много, здесь мы разберем суть их отличий:

Характеристики

Атавизмы

Рудименты

Функции нет, являются лишними, не считаются нормой для большинства ныне живущих некоторые могут выполнять какие-то функции, другие не используются, есть у всех представителей вида.
Эволюционно были развиты и функционировали у очень дальних предков, сохранились в ДНК и изредка проявляются в настоящее время были развиты и функционировали как у предков, так и у ближайших сородичей
Примеры у человека: хвост,

у животных: дополнительные пальцы на ноге лошади

у человека: ушные мышцы, зубы мудрости

у животных: тазовые кости кита

Эмбриологические доказательства

Если посмотреть на развитие зародышей некоторых млекопитающих, то на ранних стадиях видны сходства, которые просто удивляют. Изучение этих сходств позволило ученым сделать определенные выводы.

Одним из таких ученых был немецкий ученый Карл Бэр.

Ирония ситуации в том, что сам ученый отвергал теорию Дарвина, однако теперь его труды используются для доказательства эволюционной теории:)

“ на ранних этапах развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам (при этом эмбрион высшей формы похож не на взрослую животную форму, а на её эмбрион...” К.Бэр

Позже этот вывод был переформулирован Эрнстом Геккелем:

Онтогенез (индивидуальное развитие) живого организма повторяет его филогенетическое (историческое) развитие.

Биогеографические доказательства

Географическое распространение животных и растений соответствует их эволюционной истории.

Например, видовой состав многих островов определялся географической изоляцией.
В Австралии, например, можно встретить животных, которых нет на континенте - эндемики.
Есть даже палеоэндемики - “живые ископаемые” - в других местах они вымерли, но изолированных местах остались.

Биохимические доказательства эволюции

Молекула ДНК хранит в себе информацию о филогенезе организма; в ней зафиксирована как наследственность, так и изменчивость.
общий химический (органический и неорганический) состав,
генетический код является общим для всего живого: и для прокариотов - бактерий, и для эукариотических организмов.
процесс гликолиза - одинаковый для всех эукариотических систем и молекула АТФ - общий “поставщик энергии” для всего живого

Эмбриологические

В эмбриональном (зародышевом) развитии организмы имеют признаки своих эволюционных предков. Например,

  • все организмы начинают развитие с одноклеточной стадии (зиготы);
  • двуслойный зародыш (гаструла) соответствует кишечнополостным;
  • близкородственные организмы имеют сходные стадии зародышевого развития (сходную последовательность закладки органов);
  • зародыш человека покрыт шерстью, имеет хвост – это говорит о происхождении человека от животных.

Палеонтологические

1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).


2) Филогенетические ряды - это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.


3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов):

  • кистеперая рыба латимерия и стегоцефал - земноводных от рыб;
  • археоптерикс - птиц от пресмыкающихся.

Биогеографические

Флора и фауна (ФФ) вулканических островов

  • очень бедна, потому что животным и растениям тяжело попасть с материка на новый остров;
  • содержит много эндемиков (видов, обитающими только здесь).

ФФ островов, отколовшихся от материка, очень похожа на ФФ материка; чем раньше произошло отделение - тем больше отличия.

Биохимические

Все живые организмы на Земле состоят в основном из белков; наследственная информация закодирована в нуклеиновых кислотах, одинаково происходят процессы репликации, транскрипции, трансляции, гликолиза и т.п. Всё это свидетельствует о единстве органического мира.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой стадии эмбрионального развития соответствует строение пресноводной гидры
1) бластуле
2) гаструле
3) нейруле
4) зиготе

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пресмыкающиеся произошли от
1) кистеперых рыб
2) стегоцефалов
3) ихтиозавров
4) археоптериксов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
1) ископаемые остатки
2) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
3) волосяной покров человеческого зародыша
4) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Формирование в процессе эволюции у кистеперых рыб легких и плавников особого строения позволило считать их предками
1) костных рыб
2) хрящевых рыб
3) земноводных
4) пресмыкающихся

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
1) возникших мутациях
2) проявлении атавизма
3) нарушении развития плода в организме
4) происхождении человека от животных

Ответ


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Существует связь между онтогенезом и историческим развитием вида - филогенезом. (2) У представителей близких систематических групп проявляется сходство в строении и функциях многих систем органов. (3) Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза». (4) Повторение признаков объясняется тем, что на разных стадиях развития зародыша включаются сохранившиеся гены далеких предков. (5) В пользу эволюции свидетельствуют рудименты, органы, утратившие свое значение для вида. (6) К рудиментам относят наличие копчиковых позвонков, волосяной покров на конечностях человека.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны эмбриологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Тело зародыша хордовых делится на головной, туловищный, хвостовой отделы. (2) У зародыша закладываются жаберные щели. (3) Развитие эмбриона проходит стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. (4) У человека присутствуют рудиментарные органы. (5) Клетки эмбриона человека имеют 46 хромосом.

Ответ


3. Выберите из текста «Доказательства эволюции» три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) На ранних стадиях развития зародыши разных классов одного типа имеют сходное строение. (2) Особи одного класса животных сходны по внутреннему и внешнему строению. (3) В соответствии с биогенетическим законом «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». (4) У всех многоклеточных тканевых животных онтогенез начинается с дробления зиготы с формированием бластулы, гаструлы, нейрулы. (5) Наличие у животных рудиментов и атавизмов служит свидетельствами эволюции видов. (6) К рудиментам человека относят наличие копчиковых позвонков, волосяного покрова, зубов мудрости. (7) К атавизмам человека относят густой волосяной покров на всем теле, многососковость.

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?
1) закладка у зародыша жаберных щелей
2) наличие в клетках тела эмбриона человека 46 хромосом
3) развитие у зародыша хвостового отдела
4) наличие гомологичных органов
5) развитие рудиментарных органов
6) деление тела на головной, туловищный, хвостовой отделы

Ответ


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют: 1) эмбриологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) онтогенез шимпанзе начинается с зиготы
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы
В) рудименты тазового пояса кита и конечностей питона
Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего
Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

Ответ


2. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рудименты третьего века у человека
Б) закладка жаберных карманов у зародыша человека
В) гомологичные органы - крыло птицы и ласта кита
Г) образование вторичного рта в стадии развития хордового животного
Д) начало онтогенеза с зиготы
Е) единый план строения конечностей позвоночных животных

Ответ


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) окаменелости моллюсков
Б) скелетные останки мамонта
В) жаберные щели у хордовых
Г) личинка насекомого в янтаре
Д) нервная трубка у рыб
Е) хорда у позвоночных

Ответ


2. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) палеонтологический, 2) эмбриологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека


Г) сходство зародышей классов позвоночных
Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов

Ответ


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТ.АНАТОМ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) наличие жаберных щелей у зародышей хордовых животных
Б) аппендикс у человека
В) останки зверозубых ящеров
Г) рудименты тазового пояса кита
Д) стадии бластулы, гаструлы, нейрулы в развитии многоклеточных животных
Е) филогенетический ряд слонов

Ответ


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) биогеографические, 2) эмбриологические, 3) палеонтологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) островная флора и фауна
Б) зародышевое сходство хордовых
В) биогенетический закон
Г) переходные формы
Д) распределение флоры и фауны по зонам

Ответ


ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические доказательства эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) История развития органического мира на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков. (2) Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. (3) Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. (4) Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. (5) Обнаружены переходные формы от водорослей к высшим растениям - это псилофиты. (6) В царстве животных восстановлена эволюция многих групп, составлены филогенетические ряды.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Переходные формы – это организмы, сочетающие признаки и древних, и молодых групп крупных систематических таксонов. (2) Риниофиты были первыми наземными растениями. (3) В.О.Ковалевский создал филогенетический ряд лошади и доказал постепенность процесса эволюции. (4) Сопоставляя флору и фауну различных континентов, ученые восстанавливают ход эволюции. (5) В озере Байкал обитает много эндемичных видов.

Ответ


ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические

А) переходные формы
Б) гомологичные органы
В) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы

Ответ


2. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические
А) филогенетический ряд лошади
Б) наличие копчика в скелете человека
В) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крыло птицы и крыло бабочки
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у шимпанзе
Д) аппендикс у человека

Ответ


4. Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

Ответ


5. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) останки зверозубого ящера
Б) отпечатки археоптерикса на породах
В) наличие хвоста у человека
Г) филогенетический ряд лошади
Д) филогенетический ряд слона
Е) многососковость у человека34


© Д.В.Поздняков, 2009-2019