Гербы городов российской империи. Гербы губерний российской империи Герб Воронежской губернии

История гербов города Казани и городов Казанской губерни. Герб губернского города Казани.

Но Казанский герб имеет более древнее происхождение. Легенда так рассказывает об основании города. Казань была построена на месте, где находилось множество змей. Татарский колдун зажег костры и сотворил заклинания. Змеи погибли, а змеиный царь Зилант улетел на находящуюся в окрестностях гору, названную Джилантау (Змеиная гора). На освободившемся месте люди построили город. Однако жить спокойно они не могли, так как поселившийся недалеко змеиный царь наводил на них ужас. К счастью, в городе оказался могущественный волшебник Хаким, который сумел хитрым колдовством убить змеиного царя. В память об этом событии изображение Зиланта и попало еще при татарах в городскую эмблему. Эмблема Казани, XVII в.
Герб уездного города Свияжска. Герб уездного города Чебоксар. Герб уездного города Цывилска. Герб уездного города Ядрина. Герб уездного города Козмодемьянска. Герб уездного города Царевококшайска. Герб уездного города Арска. Герб уездного города Мамадыш. Герб уездного города Чистополя. Герб уездного города Лаишева. Герб уездного города Спаска. Герб уездного города Тетюш.

В оформлении текста использованы гербы, изображенные на Ландкарте всей Казанской губернии, разделенной на уезды, с планами, видами и описанием каждого города и уезда, XVIII век (Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, ед. хр. 4477).
Изобразительные материалы по фондам отдела подготовили библиографы ОРРК Э.И.Амерханова и И.Л.Новицкая. А также использовались Текст и иллюстрации (с) "Земельные гербы России XII-XIX веков", журнал "Казань"

http://kazadmin.narod.ru/gerbs/gerbs.html

Продолжаем рассказ о старинных гербах русских городов. В нашей очередной публикации - гербы городов Таврической губернии. Объяснение символики гербов дано по книге «Полное собрание законов Российской империи», Спб., 1830-1916. После названия города в скобках указаны время его основания или первого упоминания в летописях и все названия города. Как и в предыдущих публикациях, город мы относим к той губернии, которой он принадлежал в момент составления для него герба.

СИМФЕРОПОЛЬ (в III в. до н.э.-IV в.н.э.- Неаполь Скифский, до XV в. - татарская крепость Кермеичик, позднее, до 1784 г. - поселение Акмечеть). В щите, разделенном на две части, в верхней - среди голубого поля золотой крест, в нижней - среди золотого поля - Чатырдаг, высочайшая из крымских гор.

АЛЕШКИ (в IX-XIII вв. - Олешье, с 1928 г.- Цюрупинск). Эмблематическое изображение реки, несущей в красном поле золотой скипетр государства, в знак того, что река Днепр приносит изобилие и богатство сему уезду, под благотворной защитой Российской державы (герб Днепровского уезда).

В 1893 году для города был составлен другой герб: в лазуревом щите серебряная запорожская галера с затянутыми парусами, а в вольной части щита, герб Таврической губернии. Щит увенчан серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, перевитыми Александровскою лентою.

БЕРДЯНСК (1827 г., с 1939 по 1958 г. - Осипенко). В верхней полосе, в зеленом поле, серебряная ногайская кибитка и черный плуг, означающие полукочевой быт поселенных в сем уезде нагайцев и занятие хлебопашеством других местных обывателей, а в нижней части, в голубом поле черный якорь, выражающий сопредельность того уезда с морем.

ЕВПАТОРИЯ (VI в. до н.э.-IV в.н.э. - Керкентида, с XVI в. до 1784 г. Гезлев, Козлов). В щите, поделенном вертикально на две половины, в зеленом поле справа - баранья золотая голова, означающая удобство Тарханского кута к разведению серых овец, слева в красном поле черный змий, обвившийся около серебряного жезла, пьющий из черной чаши - эмблема медицины, знаменующая Сакские грязи, коих действительность не подвержена сомнению.


КЕРЧЬ (VI в. до н.э.-V в.н.э. - Пантикапей, Боспор, IX в.-XI в. - Корчев, позднее, до 1457 г.- Черкио). В золотом поле черный скачущий грифои - герб некогда процветавшей столицы царей Боспорсиих Паитинапеи, на месте которой основана Керчь; внизу ключ, означающий вход из Черного моря в Азовское. Герб украшен сверху короною.

МЕЛИТОПОЛЬ (город с 1841 г., до этого - слобода Новоалексаидровская). В верхней половине щита, в золотом поле, Российский государственный герб - двуглавый черный орел, в воспоминание покорения Тавриды победоносным оружием России, а в нижней половине, в зеленом поле золотая книга с крестом, в знак поселения в этом уезде христиан.

ПЕРЕКОП (XV в. - татарская крепость Ферх-Кермеи, позднее - Ор-Капи). В красном поле золотой ключ полуострова Крым, означающий вход в оный; в средней полосе щита, среди зеленого поля, серебряный Перекопский замок.


СЕВАСТОПОЛЬ (1783 г., до 1784 г. - Ахтиар). В червленом щите серебряный гриф (грифон) с червлеными же глазами и языком. В вольной части герб Таврической губернии. Щит увенчай древнею царскою короною, на которой стоит императорский орел. За щитом два скрещенных золотых якоря, а по сторонам щита два червленых знамени, соединенные лентою ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. На правом знамени золотой вензель императора Николая I, а на левом - императора Александра II; оба вензеля украшены императорскою короною и цепью ордена Св. Апостола Андрея первозванного.

ФЕОДОСИЯ (середина VI в. до н.э., с XIII в., до 1783 г. - Кафа). В щите, имеющем голубое поле, крестообразно изображены: трезубец Нептунов и Меркуриев жезл; в заглавии щита хлебный сноп, а в подножии - золотое руно (герб 1811 г.).

В 1844 году был составлен новый вариант герба: в голубом поле вверху черный Российский орел, внизу - красная Генуэзская башня с серебряным корабельным носом, в воспоминание древнего пребывания там геиуэзцев и древней значительной торговли Феодосийского порта.

ЯЛТА (1145 г., Джалита). Среди голубого поля крестообразно положенные две золотые ветви, лавровая и виноградная; ветвь с гроздом означает виноделие, преуспевающее на южном берегу Крыма, лавровая ветвь указывает единственное в России место, где лавр может расти на открытом воздухе; равным образом припоминает одержанную в 1774 году вблизи Алушты, у деревни Шумы, генералом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым победу над турецким десантом, и место, где этот незабвенный полководец получил знаменитую в истории медицины рану в глаз.

Гербы городов Таврической губернии составлены в XIX веке. 17 ноября 1844 года были утверждены гербы всех городов, кроме Севастополя, причем названы они, за исключением Керченского, гербами уездов, хотя впоследствии применялись как городские. Герб Севастополя и новый герб города Алешки были утверждены 21 июля 1893 года, а первый вариант герба Феодосии - 11 мая 1811 года.

Наиболее древний по происхождению, а может быть, самый древний городской герб на территории нашей страны - герб Керчи. Это изображение грифона, что отмечено и в описании символики герба, но здесь надо сделать уточнение. В VI веке до н.э. греческий город Пантикапей, располагавшийся на месте нынешней Керчи, имел эмблему - голову льва в фас, которая изображалась на первых серебряных монетах города. Продержалась эта эмблема более ста лет.

В середине IV века до н.э. в связи со сменой правящей династии на Пантикапейских монетах появились новые эмблемы. На одной стороне монеты - голова бородатого человека с козлиными ушами, на другой - львиноголовый грифон с дротиком в зубах, идущий по хлебному колосу. Грифон в мифологии народов Древнего Востока - фантастическое чудовище с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Долгое время историки-нумизматы считапи, что голова с козлиными ушами - это изображение пана (в древнегреческой мифологии бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников) и оно является говорящей эмблемой города Пантикапея. В настоящее время более вероятной считается гипотеза, что на монете изображен сатир, также мифологическое лесное божество плодородия. Основано это утверждение на том, что у пана должны быть рожки, а на рисунке их нет. Какое же из двух изображений - эмблема города: сатир или грифон?

Эмблемы древнегреческих городов помещались, как правило, на лицевой стороне монет, а ее легко определить, зная особенности техники монетной чеканки: лицевая сторона была всегда выпуклой, а оборотная - вогнутой. Сатир изображен на выпуклой стороне. Однако этот вопрос нельзя считать окончательно решенным.

Наука и жизнь, 10, 1990, стр.117 .

Источники: Наука и жизнь, 10/90

9.4. Городские и областные гербы

Появление эмблематики некоторых российских городских гербов связано с развитием территориальных эмблем, корни которых восходят к глубокой древности – к тотемическим культам, знакам собственности отдельных родов.

Например, на гербе Ярославля изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IХ–Х вв. Возможно, что здесь отразилась известная легенда об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

На гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. На гербе Владимира помещено изображение льва, стоящего на задних лапах, с длинным 4-конечным крестом в передних лапах. Интересна киевская эмблема, изображающая архангела Михаила с поднятым мечом и щитом. Она стала официальным городским гербом, утвержденным в 1782 г.

В Большой государственной книге 1672 г. («Титулярнике») Алексея Михайловича помещены изображения уже 33 эмблем городов, земель и княжеств, названия которых входили в полный царский титул. Эти эмблемы были изображены в виде прекрасных миниатюр, без учета гербовой стилизации, ориентации фигур и гербовых цветов. Каждая из эмблем вписывалась в овал, украшенный виньетками в стиле московского барокко Х V II в. Следует подчеркнуть, что в России в 70-х гг. Х V II в. было уже около 250 городов и крепостей и только эмблемы 33 из них нашли отражение в «Титулярнике».

Толчком к составлению городских гербов по правилам теоретической геральдики явились петровские городские и военные реформы, практика размещения полков регулярной армии по городам и губерниям России, необходимость вынесения на знамя полка городского герба. Так как это не всегда было возможно из-за отсутствия эмблем большинства городов, Герольдмейстерской конторе и лично Ф. Санти пришлось вплотную заняться городской геральдикой.

В первую очередь Санти использовал 33 территориальные эмблемы «Титулярника», придав им строгую геральдическую форму, цвета и металлы, стабилизировав положение фигур и расположив их на щите французской формы.

Следующим этапом в работе Геральдмейстерской конторы было составление гербов для тех городов, которые не имели своих эмблем. Для гербов этих городов требовалось собрать новый материал. Чтобы облегчить задачу, Ф. Санти составил анкету, включавшую вопросы по истории города, об особенностях его географического положения, основных занятиях жителей, главных зданиях и достопримечательностях. Анкеты были разосланы по городам в 1724 г. Однако полученные ответы далеко не всегда давали нужный материал. Присылаемые в Герольдмейстерскую контору сведения были подчас предельно краткими и малоинтересными. Например, в числе особенностей Волоколамска авторы указывали на обилие полыни в городе и в уезде. Ф. Санти и художники И.В. Чернавский и П.А. Гусятников изготовили рисунки 137 городских гербов.

К сожалению, герботворческая деятельность Ф. Санти прекратилась в 1727 г. в результате его ареста и ссылки в Сибирь по подозрению в подготовке дворцового переворота. В дальнейшем руководство по составлению городских гербов было передано обер-директору Военной коллегии Миниху. Под его надзором живописец Баранов составил 88 гербов. Это были фактически копии гербов, составленных Ф. Санти.

Новым толчком к ускорению создания городских гербов послужила областная реформа 1775 г., проведенная Екатериной II. Страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь, на уезды. Губернские и уездные города должны были иметь свои гербы. В деле создания городских гербов этого периода большую роль сыграл известный историк X V III в. князь М.М. Шербатов, возглавивший в 1771 г. Герольдмейстерскую контору. До конца X V III в. было разработано и утверждено более 500 городских гербов.

Была установлена строгая система изображения на гербах. Уездный герб содержал эмблематику губернского города, которая помещалась в верхней (более почетной) части гербового щита.

Герольдмейстерская контора работала до конца Х V III в. и в 1800 г. была преобразована в Герольдию. В 1857 г. было учреждено специальное Гербовое отделение департамента Герольдии по изготовлению гербов, упраздненное в 1917 г. Гербовое отделение возглавил барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне. Кёне выработал украшения для всех городских гербов – коронами, лентами, венками, показывающими политическое и экономическое положение города. Императорской короной увенчивались гербы губерний и столиц: шапкой Мономаха украшались гербы древних русских городов, столиц великих князей; золотой башенной короной с пятью зубцами украшались гербы городов, имеющих более 50 000 жителей (Одесса, Рига, Саратов и др.); серебряная башенная корона украшала гербы уездных городов и т.д.

Украшения вокруг гербового щита, придуманные Кёне, были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением – А.П. Барсукова.

Впервые комплекс городских дореволюционных гербов был опубликован в виде черно-белых штриховых рисунков в 1843 г. как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи. В 1880 г. вышел сборник «Гербы губерний и областей Российской империи».

Интерес к городской геральдике в послереволюционный период вернулся лишь в 1960-х гг. Постепенно началось возрождение городской геральдики, составление гербов для новых городов и внесение изменений в эмблематику старых гербов. В 1987 г. при Отделении истории АН СССР была организована Координационная комиссия по созданию и пропаганде городских гербов (впоследствии – Геральдическая комиссия). Итогом деятельности Геральдической комиссии стало издание в 1998 г. альбома справочника «Гербы городов России» под редакцией Н.А. Соболевой.

В Российской империи все губернские города и большинство уездных имели свои гербы. Существовали также гербы губерний и областей. Герб города или отдельной области (губернии) получал право на существование в том случае, если он утверждался царем. Рисунок герба создавали опытные рисовальщики в Герольдмейстерской конторе (Герольдии). Её основал Петр I в 1722 г. С середины XIX в. в Департаменте герольдии Сената гербами ведало особое Гербовое отделение, просуществовавшее до 1917 г.

Термин «городской герб» официально появился в царском указе 1692 г. Петр I повелел местному административному органу (Приказной избе) города Ярославля иметь печать с изображением ярославского герба и надписью «Печать града Ярославля». Указ царя исполнили, изобразив на печати эмблему ярославского княжества: стоящий на задних лапах медведь держит правой лапой положенную на плечо алебарду. Ярославскую эмблему «срисовали» с «Титулярника» 1672 г. - первого отечественного гербовника. Гербу соответствовала и легенда об основании Ярославля, на месте которого когда‑то якобы князь Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

«Титулярник» 1672 г. содержал рисунки эмблем земель, царств и княжеств, входивших в царский титул (отсюда его название). Многие из них постепенно превращались в городские эмблемы, становясь главной фигурой герба. Из «Титулярника» 1672 г. заимствованы изображения для гербов Ростова Великого (олень), Рязани (стоящий человек в стрелецкой, затем в княжеской шапке, с саблей или мечом в одной руке и ножнами - в другой), Вятки (выходящая из облака рука с луком, заряженным стрелой), Перми (идущий медведь несет на спине Евангелие) и т. д.

Некоторым старым русским городам - Новгороду, Пскову, Нижнему Новгороду - эмблемы для гербов предоставлял еще более ранний памятник - Большая государственная печать Ивана Васильевича Грозного (XVI в.). От XVI–XVII вв. известны печати наместников царя и воевод с эмблемами Астрахани - корона, под ней сабля, Казани - дракон в короне, Смоленска - пушка, на стволе которой сидит фантастическая птица Гамаюн.

Книга «Символы и емблемата», содержащая несколько сотен рисунков-эмблем, а также их толкование на нескольких языках, в том числе и на русском, послужила источником для гербов Симбирска (колонна под короной), Тамбова (пчелиный улей), Севска (ржаной сноп) и др. Знамена с городскими символами рассылались в полки, а рисунки их собирались в особые сборники - «знаменные гербовники». Известны два таких гербовника: один выполнен в 1712 г., другой - в 1729–1730 гг. Многие российские города заимствовали свои гербы из этих военных гербовников: Коломна (белая колонна, наверху корона, по сторонам колонны звезды), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (дикая белая коза на зеленой траве). Впервые профессионально составлением гербов городов занялась Герольдмейстерская контора, где «особливо» для составления гербов состоял в должности товарища (помощника) герольдмейстера граф Франциск Санти. Он решил составить гербы российским городам исходя из их особенностей. Для этого во многие города была разослана анкета с вопросами о городе: его истории, хозяйстве, фортификационных сооружениях, о животном и растительном мире вокруг города. На основании полученных сведений Санти составил городскую эмблему. Например, в присланном из Тулы описании сообщалось, что на берегу реки Упы построен завод, где изготавливаются «фузейные и пистолетные стволы и штыковые трубки». Эти сведения отражены в фигуре тульского герба, который представляет собой ружейный ствол, на него наложены в виде андреевского креста два шпажных клинка, внизу и вверху - два молотка.

При Екатерине II правительство начинает жаловать гербы городам. Это связано с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г. В результате этих реформ создавалось новое административное деление России (несколько губерний объединялись в наместничество), наряду с губернскими возникли также городские органы управления. Вслед за указом об образовании наместничества появился указ о гербах, которые присваивались каждому городу наместничества. Все права города на герб закрепляла «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» - Жалованная грамота, опубликованная 21 апреля 1785 г. Среди городских привилегий, пожалованных русскому городу Екатериной II, было и право обладать гербом. За годы реформы, с 1775 по 1785 г., было составлено и утверждено несколько сотен городских гербов. Этот процесс продолжался вплоть до 1917 г.

Форма городского герба изменилась по сравнению с дореформенной. Наместнический герб теперь располагался в верхней части гербового щита, а городской - в нижней (ранее гербовая фигура занимала все поле щита). Возглавивший Гербовое отделение в середине XIX в. барон Б. В. Кёне предложил герб губернии располагать, согласно правилам геральдики, в «вольной» части щита (пустой, не несущей какой-либо фигуры) городского герба. Кёне ввел новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовой щит, обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города.

Первым советским городским гербом стал герб Москвы (и Московской губернии). Президиум Московского Совета утвердил его 22 сентября 1924 г. Композиция герба очень сложна, незапоминаема, он включал в себя множество эмблем. Может быть, поэтому срок его жизни был недолог. В настоящее время этот герб можно увидеть в решетке, обрамляющей Большой Каменный мост через Москву‑реку.

С 60‑х гг. начался новый этап развития городской геральдики. Стали создаваться гербы новых городов, появившимся на карте нашей страны в советское время. Продолжается городское герботворчество и сейчас. Многие старинные русские города возрождают прежние гербы.

Города чем-то похожи на людей: они рождаются, растут, переживают взлёты и падения. Человеку, достигшему совершеннолетия, вручают паспорт, а городу, преодолевшему статус поселения - собственное «удостоверение личности», герб. Непосвящённому в таинства геральдики он покажется не более чем занятной картинкой, произвольным набором символов, но на деле каждая такая «картинка», подобно штрих-коду, несёт в себе массу информации.

От эмблемы-к гербу

Первые городские гербы, появившиеся в Европе, стали символом борьбы «вольных горожан» против сюзеренов-феодалов. Средневековые русские города, за исключением Новгорода и Пскова, о самостоятельности и не мечтали, оставаясь княжескими вотчинами. Князья враждовали, города переходили из рук в руки - не до гербов! К концу XV столетия установилось централизованное государство, но городской символики по-прежнему не было. По инициативе «снизу» она возникнуть не могла: любое проявление «самостийности» каралось беспощадно. Поэтому становлению и развитию русской геральдики мы обязаны «верхам». В «Царский титулярник», созданный в1672 г. при царе Алексее Михайловиче, впервые вошли все территориальные эмблемы (пока ещё не гербы!) русских земель. Впрочем, со временем некоторые изображения «Титулярника» стали городскими гербами. Например, новгородская эмблема - два медведя, поддерживающих золотое кресло с подсвечником, скипетром и крестом – получила «звание» герба Новгорода в1781 г.

"Павлины, говоришь?"

Победное шествие городских гербов в России начинается при Петре I. Герботворчество становится делом государственной важности, одним из элементов административной реформы. Царь в приказном порядке обязал все города обзавестись своими символами, а у кого их нет, «нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе», учрежденной в1722 г. Нелегкую работу по выработке стандартов отечественной геральдики возложили на иностранного специалиста - итальянского графа Франциска Санти. Он разослал «на места» анкету, где просил городские власти дать сведения об истории, экономике и географии городов. Отклики были разные. Например, Серпухов рапортовал, что город их славен… павлинами, которых разводят монахи местного монастыря. «Павлины, говоришь»? И вот диковинная заморская птица горделиво расправляет свой роскошный хвост на городском гербе.

"Милостью ея императорского величества"

После смерти Петра I герботворческий процесс замер на десятилетия и оживился лишь при Екатерине II. Просвещённая императрица дарует городам «жалованную грамоту», в которой впервые в России декларируются принципы городского самоуправления, в частности – право города иметь герб. Но дальше деклараций дело не пошло: реальные полномочия городских властей были донельзя ограничены, да и гербы не стали почетным правом. Они появлялись, преимущественно, «милостью ея императорского величества». Например, во время путешествия по России Екатерине настолько понравился прием в Костроме, что город отблагодарили гербом - плывущей по реке императорской галерой. Плывёт она на костромском гербе и по сей день…

Символика "властной вертикали"

При Екатерине II на гербах уездных городов появилось геральдическое «ноу-хау»: обозначение их принадлежности к губернии. Например, на гербе города Киржач в нижней половине изображен собственно городской символ (сова), а в верхней – герб губернского города Владимира (лев). Стало быть, Киржач – город Владимирской губернии. Чисто российское изобретение: столь простого и понятного графического отображения «вертикали власти» в гербовой символике городов европейская геральдика не знала (подобная функция городским гербам Европы была в принципе чужда). Впрочем, это удобно: глянул на герб города, и сразу понял, где он находится.

"Сумрачный германский гений"

Во второй половине XIX столетия дела герботворчества сосредоточились в гербовом отделении департамента герольдии, которое возглавил немецкий барон Бернгард Кёне. Снова разработка русской гербовой символики оказалась в руках иностранца! Именно Кёне стал автором Большого герба Российской империи и фамильного герба дома Романовых. «Идеологическая нагрузка» в городской геральдике возросла: на гербах появились короны, Александровские ленты - «говорящие» символы власти Александра II. К слову, каждый герб император утверждал лично. Гербы промышленных городов обрамлялись двумя золотыми молотками, торговых – колосьями, портовых – якорями. Особняком стоит герб города Новочеркасска, утверждённый в1878 г. «Сумрачный германский гений» Кёне окаймил гербовый щит аж четырьмя знамёнами, короной и неизменной Александровской лентой. Барону явно изменило чувство меры.

Между молотом и наковальней

В постсоветскую эпоху были восстановлены десятки старых гербов, пожалованных городам «всемилостивейшими» царскими указами. Парадоксально, но факт: знак монаршего благоволения к верноподданным горожанам вдруг превратился в символ суверенитета и самоуправления. «От Москвы до самых до окраин» множество больших и малых городов обрело и утраченную символику, и её новый смысл. Появилось и немало современных гербов. Их достоинство - в простоте восприятия, лаконичном отображении отличительных черт, присущих именно этому городу. Вот, например, подмосковный Реутов – на золотом колоколе сидит серебряный голубь. Когда-то здесь была небольшая крепость и сторожевая вышка с колоколом - «реутом». Если враги приближались к крепости, караульные били в колокол, поднимая гарнизон по тревоге, и отсылали в Москву почтового голубя с вестью о нападении. Сегодня гербы можно увидеть при въезде в любой город, на официальных бумагах, значках, марках, этикетках, без них не обходится ни один из городских праздников. Образно говоря, российский городской герб остается и «со щитом», и «на щите».

Дмитрий Казённов