Технология исследовательского обучения. Научно- исследовательская деятельность Учебно- исследовательская деятельность Вид деятельности, направленный на

Учит выступать,
говорить, защищать
свой труд
Деятельностная
направленность
обучения
Обучение
проблематизации
, целеполаганию и
гипотезированию
Поддержка
мотивированн
ых детей
Индивидуализация
обучения
Значение
использования
проектов и
исследований в
школьной
практике
Отвечает системнодеятельностному подходу
ФГОС
Формирование способности к
социальному действию и
взаимодействию с социокультурной и
природной средой
Личностноориентированный
характер
обучения
Формирование
исследовательск
ой активности
Мотивация к
активному
познанию
Учит
креативности

Реферат
Компиляция
Виды творческих научных
работ учащихся

Виды творческих научных работ

Вид ТНР
учащихся
Компиляция
Реферат
Уровень
сложности
Характеристика
Создаётся на основе прочтения
Минималь источников
информации,
отбора
ный
данных и соединения их в работе.
Наиболее распространены.
Средний
Его создание подразумевает:
выбор темы,
чтение и анализ информационных
источников,
отбор необходимого материала и
его систематизацию в зависимости от
поставленной темы.
заканчивается выводом

Реферат
Научное
Учебное
Исследование
Эмпирическое
Компиляция

учащихся

Исследовательские работы:
Эмпирическое
исследование
Выше
среднего
Учебное
исследование
Выше
среднего
Научное
исследование
Достаточно
высокий
уровень
сложности.
Аналитическое
заканчивающееся
данных
с
интерпретацией
исследование,
на этапе сбора
последующей
Аналитическое
исследование,
в
котором полученная в информация
обладает лишь субъективной новизной
Аналитическое исследование, в ходе
которого
получен
принципиально
новый интеллектуальный продукт

Методы детского научного
познания
Эмпирические методы
Наблюдение:
планомерное,
систематичное,
целенаправленное
Измерение:
главное - точность
Сравнение:
по выделенным
существенным
признакам сходных
объектов
Эксперимент или
моделирование
Промежуточные
методы
(эмпирическотеоретические)
Теоретические методы
Абстрагирование:
мысленное
отвлечение от
несущественного
при фиксации
одной важной
детали
Анализ и синтез:
Разложение на
составные части и
соединение
обратно
Исторический:
Для исследования
развивающихся
объектов и
процессов
Индукция и
дедукция

С неизвестным
результатом
Исследование
С известным результатом
Научное
Учебное
Эмпирическое
Реферат
Компиляция
Виды творческих научных работ
учащихся
Экспериме
нт

Виды экспериментальных работ:
Эксперимент
с заранее
известным
результатом
Достаточно
высокий
уровень
сложности.
Эксперимент Высокий
с неизвестным уровень
результатом
сложности.
Его цель - иллюстрация известных
положений
или
изучение
процессов, объектов или явлений
для уяснения его природы.
Моделирование.
Предполагает
получение
прогнозируемого, но неизвестного
результата. Работа выстраивается
разными путями: с помощью
наблюдения,
комплекса
исследований,
постановки
эксперимента. По результатам
проводится
анализ
полученных
данных, делаются
выводы
о
природе
данного
явления,
процесса или объекта.

С неизвестным
результатом
Исследование
С известным результатом
Научное
Учебное
Эмпирическое
Реферат
Компиляция
Виды творческих научных работ
учащихся
Экспериме
нт
Проект

ПРОЕКТные работы

Использование
полученного
нового знания необходимо для
решения конкретной задачи и
получения
нового
интеллектуального продукта
Самый
Проектная
высоки Исследование и эксперимент в
работа
й
проекте
является
орудием,
уровень
инструментом,
помогающим
сложности
осуществить цель проекта.
Проектная работа объединяет в
себе элементы всех ТНР учащихся.
С помощью проектирования
создаётся то, чего ещё нет.

Результатом и
продуктом ПИР
школьника
должно стать
Переоткрытие
открытий
Лично новое
знание
Встраивание
полученного
знания в систему
знаний
Перестройка
мышления
ученика
Новое
знание
Добавление новых
научных фактов
Принципиальн
о новое
знание
Новый вариант
устройства
системы
Открытие новых
перспектив

Отличительные признаки ПИР от рефератов

Наличие замысла изменения
ситуации вокруг объекта,
явлений или событий,
предложение способов и
конкретных действий по
изменению ситуации и оценка
этих изменений с разных точек
зрения
Наличие процесса научного
изучения – поиска причинноследственных связей между
явлениями, фактами,
событиями
В основе - проблема, которая:
значима и актуальна,
соответствует современной
науке, решаема, креативна
Деятельностная
(исследовательская,
экспериментальная) часть.
Нацеленность на создание
нового знания.
Представление темы и
проблемы работы в развитии,
при внесении изменений,
принятии решений,
продумывании способов и
конкретных действий
Практическое значение
результата или продукта
проектирования, их
возможность быть
использованными
образовательными,
социальными или иными
структурами, а также
социальное, личностное
значение работы

Как реализовать проект или исследование?

1 шаг – формулирование проблемы и темы:
«Первый признак мыслящего человека – это умение увидеть
проблему там, где она есть» (С.Л. Рубинштейн)
Синектика –
способ стимуляции
воображения, когда
незнакомое
стараются сделать
знакомым, а
привычное – чуждым
Предложение
идей
Контраргументы
Идея

2 шаг – целеполагание
Цель
Задачи
Гипотеза
организующий фактор: определяет
идею, результат и будущие задачи,
соединяет все части работы
пошаговое достижение поставленной
цели (количество глав (частей)
работы должно соответствовать
поставленным задачам)
предполагаемые и
неочевидные условия
успешности

3 шаг – поиск обеспечения работы
Обеспечение проектноисследовательской
работы:
Информационное
печатные и
электронные
источники, карты,
Интернет
Материальнотехническое
компьютер,
фотоаппарат,
лаборатории
Организационное
Учебнометодическое
Кадровое
режим работы над
проектом
учебники, учебные
пособия,
руководства,
методички
консультации
специалистов
Часто ПИР стартует именно с обеспечения!

4 шаг – планирование и реализация работы:
Составления плана
работы
Координация разных
точек зрения
Анализа и синтеза
полученных сведений,
их систематизации
Проведения
исследований,
экспериментов,
составления
литературного обзора
Подведение
предварительных
итогов
Установление
причинно-следственных
связей
Подготовки наглядного
материала
Поиска источников
информации
Выявление
противоречий и
недостающих звеньев

5 шаг – подведение итогов:
Оформление
текстового
варианта работы
ИТОГ
Рефлексия
деятельности
каждого участника
и всех вместе

Структура текстового варианта ПИР
Развёрнутый план
Введение
Основная часть, состоящая и глав
Заключение
Перечень информационных источников

Титульный лист отражает:
Полное название школы (с сайта)
Исследовательская (проектная) работа.
Тема:…..
Авторы…
Руководитель…
Москва 2016

ВВЕДЕНИЕ: последовательность основных частей
и минимальное содержание
1 АБЗАЦ
2 абзац
3 абзац
4 абзац
5 абзац
6 абзац
7 абзац
8 абзац
Лирическое вступление, посвящённое выбранной проблеме и краткая оценка
текущего состояния вопроса
Обоснование актуальности темы
Формулирование проблемы
Цель
Гипотеза: предполагаемые и неочевидные условия успешности (на старшей
ступени: объект и предмет исследования)
Постановка задач-шагов
Планируемые для исследования методы
Практическая значимость и область применения полученных результатов

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ДОЛЖНА
СОДЕРЖАТЬ
Должна соответствовать
проектноисследовательскому
формату
Структурные
части: главы,
параграфы
АНАЛИТИЧЕСКИ
Й литературный
обзор
Научное изучение –
поиск причинноследственных
связей между
явлениями,
фактами,
событиями
Основные
результаты
выполненной
работы,
количественные
оценки и
сопоставления,
обобщение и
оценку
Выводы по
каждой
структурной
части
Должна
присутствовать
экспериментальная
или
исследовательская
часть
Способность
исследователей к
гипотезированию,
нестандартным,
неожиданным,
креативным
аспектам
рассмотрения
проблемы
исследования,
представление темы
и проблемы работы в
развитии, при
внесении тех или иных
изменений, принятии
решений
Личные
рассуждения
автора, которые
демонстрируют
понимание
проблемы и роль
учащегося в
проектной работе.

Текст ОСНОВНОЙ ЧАСТИ должен:
не быть излишне
информационно и
технологически
перегруженным
отличаться
самостоятельностью и
грамотностью
изложения материала,
глубиной его
проработки
отличаться логичностью,
аргументированностью,
последовательностью
следовать
поставленным целям и
задачам и плану
быть чётко
структурированным
содержать
практические
рекомендации.
быть компетентным и
содержать ссылки на
источники
информации, А САМА
ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА
БЫТЬ ДОСТОВЕРНОЙ
Не следует помещать в выводах
результаты, полученные другими
авторами, призывы и лозунги, искажать
собственные результаты, чтобы
придать работе значимость

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 АБЗАЦ
Лирическое заключительное эссе
Краткие итоги и комментарии итогов по каждому выводу после каждой
структурной части
2 абзац
3 абзац
4 абзац
Суммарное обобщение исходя из всех полученных данных
Итоговый вывод
Характеристика прикладного значения полученных результата и продукта
работы, возможности и формы внедрения результатов в практику
5 абзац
6 абзац
Перспективы продолжения работы

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Например:
1.
Агаркова М.В. Метод проектов. Сайт:
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» // Режим доступа:
http://festival.1september.ru.
2.
Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. – М.:
«Сентябрь», 2000. вып. №7.
3.
XIV Всероссийский конкурс юношеских
исследовательских работ им. В.И.
Вернадского: Сборник исследовательских
работ/ 2006.
Приводится по библиографическим правилам!

ПРИЛОЖЕНИЯ: материалы, дополняющие тексты
документа
Таблицы
Протоколы
Алгоритмы
Серии фотографий и иллюстраций
Схемы
Карты
Чертежи
Профили, графики и диаграммы

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ при реализации ПИР
ТЕМА
Популярные
лозунги
вместо
аналитики
Отсутствие
логики
Недостоверн
ые
результаты

Интересные темы проектов и исследований работ-победителей 2016 года

Интересные темы проектов
и исследований работпобедителей 2016 года

«Определение
растений в зимний
период на экологотуристической тропе
Алешкинского леса»
«Почему семена
яблока, находясь
внутри плода, не
прорастают?»
«Неньютоновская
жидкость»
Помощь приюту
Млекопитающие
Алешкинского леса
Рыцари-госпитальеры
на острове Родос
глазами
современного
туриста.
«Оцифрованный
мир» (по романам
«Сканеры» Р.
Зоннтага и «Мы» Е.
Замятина)
Способы украшения
тела в современной
молодежной среде
«Проект талисмана
Чемпионата мира по
футболу-2018»
«Макет курной избы.
Взгляд в прошлое»
«Тайна дневников
Лёвы Федотова»
Числа Фибоначчи
«Видовое
разнообразие
дождевых червей в
урбаземах»
Наследование
признака
леворукости
«Предпочтение
некоторых
перепончатокрылых в
выборе в выборе
пыльцы»
«Буква Ё – живая или
мёртвая?»
Различие живого и
виртуального
общения
«Подбор винта для
беспилотника»
«История моей семьи
в истории России»
«Понятие
общественных
насекомых на
примере муравьиных
профессий»
«Славный род
Коновницыных с XIVXXI века»
«Произведения Анри
Матисса – культурный
мост между Россией
и Францией»
«ПокровскоеСтрешнево в числах и
задачах»
«Исследование
экологического
состояния лицея
№1571»
«Создание
микросбордера
непрерывного
цветения на
школьном дворе»
«Возможности
удаления
радиоактивных
отходов за пределы
Солнечной системы
Программа для
изучения и проверки
знания таблицы
умножения
Геометрия в
архитектуре
Московского Кремля
«Я создаю арт-обьект»

Технология исследовательской работы с учащимися по теме: «Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова)»

Выполнила:

Г.М.Клейменова,

АУ «Сургутский

политехнический колледж»


Психолого – педагогические особенности:

Возраст – 15 – 16

Психолого – возрастные особенности:

  • Высокий уровень обобщения и абстрагирования, возможность более глубокого анализа материала, выявление закономерностей;
  • Тенденция к причинному объяснению явлений, умения аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему;
  • Наличие широких познавательных интересов → стремление к экспериментированию (самостоятельная перепроверка);
  • Умение учащихся пользоваться разнообразными приемами логического запоминания.

Цели и задачи исследовательской работы с учащимися

Цель - сформировать у учащихся основные навыки и умения написания исследовательской работы

Задачи:

  • Организовать самостоятельную работу учащихся по написанию исследовательской работы по теме «Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова)»
  • Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к истории родного края;
  • Способствовать развитию у учащихся умения анализировать исторический материал, выделять главное, применять методы исследования;
  • Научить учащихся составлять научный аппарат исследования и работать с ним при написании исследовательской работы;
  • Способствовать формированию умений выступать перед аудиторией.

Научный аппарат исследования:

Объект – события Второй Чеченской кампании 1999 -2003 г.г.

Предмет – влияние чеченских событий на судьбы сургутян.

Цель – показать влияние событий в Чечне на судьбы сургутян (на примере судьбы Безносикова В.А.)

Задачи:

  • Охарактеризовать развитие военного конфликта в Чечне в 1999 – 2003 г.г.
  • Выяснить обстоятельства гибели В.Безносикова.
  • Охарактеризовать влияние чеченских событий 1999 -2003 г.г. на судьбы сургутян

Связь с историей

  • Данная тема является дополнительным материалом к изучению истории ХМАО конца XX в.
  • Тема исследования направлена на более глубокое изучение истории родного края и её взаимосвязи с судьбами людей.

Введение

Глава 1. Вторая Чеченская война 1999-2003 г.г.

1.1. Решение о начале Второй Чеченской кампании в оценке российского общественного мнения.

1.2. Контртеррористическая операция в Чечне.

1.3. Комсомольское. Март 2000 г. Последний штурм.

1.4. Завершающий этап операции.

Глава 2. Участие в контртеррористической операции в Чечне Безносикова Виктора Анатольевича 28.11.1979 – 01.05.2005 г.г.

Глава 3. Потери во второй Чеченской войне.

Заключение


Учебно – тематический план (13 ч.)

Вводная часть (3 ч.)

  • Научная деятельность как возможность проявить свои знания, умения и способности (1 час).
  • Проект. Структура и особенности работы над проектом (1 час).
  • Научный аппарат как фундамент исследовательской работы (1 час).

Учебно – тематический план: Основная часть (7 ч.)

  • Вторая чеченская война (1 час).
  • Контртеррористическая операция в Чечне (1 час).
  • Комсомольское. Март 2000 г. (1 час).
  • Завершающий этап контртеррористической операции (1 час).
  • Потери во второй Чеченской войне (1 час).
  • Участие сургутян во второй чеченской войне (1 час).
  • Участие в контртеррористической операции в Чечне Безносикова Виктора Анатольевича 28.11.1979 – 01.05.2005 г.г. (1 час).

Учебно – тематический план: заключительная часть (3 ч.)

  • Правила составления презентации (1 час).
  • Защита проекта (2 часа.).

Список используемой литературы

  • Асташкин Н.С. По волчьему следу. Хроники чеченских войск [Текст]: – «Вече», 2005г. – 189 с.
  • Оставшиеся молодыми… [Текст] / Под редакцией. А.А.Конева – Екатеринбург: ООО «Дизайн - Принт», 2006 г.- 72 с.
  • Книга Памяти. [Текст] – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002 г. – 56 с.
  • Ставицкий В. Кровавый террор [Текст] – М., «Олма- пресс», 2000 г. – 89 с.
  • Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала [Текст] – М., «Вагриус», 2001г. – 324 с.
  • Якушев А.В. история России [Текст] / конспект лекции– М., «Приор-издат», 2004г. - 152 с.
  • Ковальская Г. Лесной пожар [Текст] // Новое время. – 1995. - №5 – с.7-12.
  • Мир о событиях в Чечне. Позор [Текст] // Эхо планеты. – 1995. - №2 – с. 19-28.
  • Мы защищаем коренные интересы народа./ Из интервью с командующим объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Г.Н.Трошиным [Текст] // Ориентир. – 2001. - №6 – с.17-23.

Методы исследования

  • Анализ;
  • Синтез;
  • Обобщение;
  • Методы источниковедческого анализа (внешняя и внутренняя критика источника);
  • Периодизация;
  • Хронологический анализ;
  • Проблемно-хронологический;
  • Ретроспективный анализ;
  • Биографический анализ
  • Описательно – повествовательный.
  • Интервьюирование;
  • Метод корреляции.

Темы работ учащихся

  • Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова).
  • Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Юрия Фролова)
  • Ахметова А.М.
  • Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №3»
План самообразования
  • Методологическую основу требований Стандарта второго поколения составляет системно-деятельностный подход, неотъемлемой частью которого являются универсальные учебные действия.
  • Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская деятельность, бесспорно, - один из самых эффективных.
  • Регулятивные УУД:
  • умение ставить новые учебные задачи;
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение прогнозировать результат;
  • контролировать выполнение;
  • умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
  • Познавательные УУД:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
  • Коммуникативные УУД:
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Личностные УУД:
  • адекватная самооценка;
  • чувство радости узнавания нового;
  • чувство гордости за самого себя (подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе);
  • мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • Применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
  • принятия самостоятельных решений;
  • умение ставить задачи и задавать вопросы;
  • поиск нестандартных, оригинальных решений;
  • способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  • раскрытие индивидуального потенциала.
УМК «Школа России» - прекрасная база для реализации исследовательской деятельности Исследовательская деятельность
  • Учебно-методический комплект А. И. Савенкова
  • 1. Рабочая тетрадь «Я – исследователь»
  • 2.Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»
  • 3 этап прагматический
  • Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов
  • Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
  • 4 этап заключительный
  • Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
  • Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
  • 5 этап итоговый
  • Рефлексия выполненной работы
  • Представление готового продукта
  • · первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);
  • · второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само
  • решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);
  • · третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).
Наши результаты
  • Литература:
  • 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса: /Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара, 2006.
  • 2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию:/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.
  • 3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие:/М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  • 4. http://www.proshkolu.ru/
  • 5. http://nsportal.ru/
  • 6.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/08/02/metodika_issledovatelskogo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.doc

Исследовательская деятельность в детском саду

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и пойму”.

(Китайская пословица)

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок - исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

*Стимулировать желание детей экспериментировать.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода - контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Структура детского экспериментирования

*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

*формулирование выводов.

Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.

3адача взрослых - не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.