Методы воспитания детей - дрессируем или убеждаем? Стили воспитания ребенка в семье Основными приемами авторитарного воспитания являются.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Выберите два варианта, исключив тот, который Вам наименее импонирует

Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы - семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

«Я - командующий» или «Я - отец».

При позиции «Я - командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я - отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.


Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант - «Равный среди равных» - это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция - «Первый среди равных» - реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.

Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.

Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель приходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитателя подростка-правонарушителя - стиль другой.


Либеральный стиль
(невмешательство)
воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.


Попустительский стиль
воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

Чтобы наглядно рассмотреть различные стили воспитания, предлагаю Вашему вниманию фильм "Твои, мои и наши"

А также "Звездочки на земле"

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – это тип воспитания, при котором определенные установки принимаются в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этих установок (преподавателя, родителей, политиков), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данным установкам. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения.

Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностей системы – семейных устоев, норм поведения, правил общения, предписаний религии, этнической группы, партии. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки и убеждение в безошибочности своих действий.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, определяет большинство вопросов обучения и воспитания. Преобладающими методами управления деятельностью воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (имеются в виду просьбы, которые нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализовываться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я – командующий» или «Я – отец».

При позиции «Я – командующий» властная дисциплина очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я – отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанников в руках педагога сохраняется. Но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.


Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение и отношение, делать самостоятельный выбор. Такой педагог часто обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты. Обращает внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае, старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений и поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализовываться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Либеральный стиль воспитания (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы могут решаться фактически без его активного участия и руководства. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом подобный педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода равнодушием (чаще всего неосознанным) со стороны педагога в отношении развития динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих подопечных. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и невнимания к его судьбе. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не намечая перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении этого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять любые его желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку (например, его здоровью, развитию духовности, становлению характера).

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в чистом виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и так далее. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например, переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности воспитателя. Поэтому смена стиля может сопровождаться серьезным психологическим дискомфортом для педагога.

Сторонники авторитарного воспитания. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять средства управления, среди которых на первое место он выдвигал угрозу. Но угроза не всегда помогает, тогда на помощь приходят надзор, приказания и запрещения, наказания, в том числе и телесные. И. Ф. Гербарт в деталях разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России. Лишение свободы - «помещение в карцер», лишение пищи - «оставление без обеда», штрафной журнал - «кондуит», «стояние в углу» и т. д. - далеко не полный перечень наказаний, рекомендуемых И. Ф. Гербартом. Характерно при этом, что авторитет и любовь он считал вспомогательными средствами управления, полагая, что они, собственно, выходят за пределы управления. В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания. Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "".

Слайд 4 из презентации «Авторитарное воспитание детей»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Авторитарное воспитание детей.ppt» можно в zip-архиве размером 340 КБ.

Скачать презентацию

«Гражданское воспитание» - Гражданское воспитание за рубежом. Способность выполнять свои обязанности. Цели: Основное содержание Программы. Учебно-познавательная. Основная идея Программы: Выход из Программы. Сформированность гражданственности как личностного качества у учащихся. Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.

«Пособие по воспитанию» - В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 334 с. Представлены технологические решения реализации идей и принципов данной концепции. Открывайте книгу, читайте, мыслите и творите! Анализируются различные точки зрения на предмет, процесс, проблемы воспитания. М. Г. Николаева. - 6-е изд., испр. и доп. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 216 с.

«Воспитание школьников» - Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений: Первое направление - диагностическое. Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы. Восьмое направление - «Трудовое, экономическое воспитание» Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

«Воспитание 7 класс» - Правовое воспитание. Тяжело в ученье – легко в бою! (наши достижения). Задачи: Сотворчество. Ожидаемый результат: Свобода выбора. Нравственное воспитание. Трудовое воспитание. Принципы. Цели: Мы самый читающий класс в школе! Мы выбираем. Спортивно- оздоровительное воспитание. Успешность. Интеллектуальное воспитание.

«Система воспитания» - К 20 годам юные воины получали полное вооружение. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Система коллективного воспитания. Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Афинская система воспитания. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке.

«Концепции воспитания» - Структура концепции. В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель воспитания с учетом общечеловеческих и национальных ценностей. Условия реализации Концепции. Цель, задачи, содержание воспитания. Ожидаемые результаты реализации Концепции. Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.

Дилемма: ребенка надо научить жизни, обучить его уму-разуму. С другой стороны сделать это надо так, чтобы не отбить вкус к тому, чтобы делать то, чему мы учим, и делать это правильно.

Приемов масса, но мы боимся довериться и воспользоваться этими приемами. Мы настолько близоруки в нашем воспитании, что если сразу же не видим результатов воздействия, то бросаем метод и насаждаем желаемое насильно, с помощью давления, крика, назиданий и яростного требования повторить, сделать, исполнить.

Посадите семечку, и попробуйте на нее покричать и потопать ногами, чтобы она проросла побыстрее. Как прорастет, то тут же хватайте ее за вершок и тяните, тяните вверх, чтобы побыстрее все выросло. Так же и с ребенком. Нужно посадить, полить, прополоть, защитить от ветра и холода и терпеливо ждать, чтобы увидеть, что же в итоге выросло.

Авторитарный метод не эффективен даже на ранних стадиях развития. Да, мы увидим результат, если заставим малышку поднять игрушку и бросить в корзину, но не всегда результат должен быть целью воспитания. Целью воспитания должно быть культивирование желания у ребенка делать то, что надо, и желание делать так, как надо.

Если за 7-8 лет жизни ренбенка мы не научим его этому умению, то в 12-14 лет он с яростью отринет от себя все, чему мы до этого учили его.

Данила играет на гитаре. Начал он недавно, поэтому получается медленно. Интереса он не теряет, но дома заниматься ему неохота. В отличае от скрипки, делает только то, что задают.

Данил, давай я тебе буду говорить ноты, а ты не глядя будешь их находить и играть?

Не могу. Устал. Не хочу.

Поняла, Лап, устал. Ладно, тогда ты мне говори ноты, я буду делать так.

Данилины глаза загорелись. Ему было интересно увидеть смогу я или нет. Он знает, что на гитаре я не играю. Мне правда, загодя пришлось все-таки выучить ноты на струнах, так как я знала, что это мне поможет.

И вот, он говорит ноты, я шарю по струнам. Данила взглядом орла держит мои пальцы под прицелом. Странно то, что он оказывается знает, где располагаются ноты на гитаре. Я приятно удивилась и мое желание давить на него, когда он занимается, ослабло. Дополнительная информация о его уровне мне помогла.

Мам, а теперь сложное задание, - и он дал мне ноту на струне, до которой мы еще не дошли. Я не знала, где эта нота. Данила научил. Оказывается он сам додумал, как находить ноту, если не знаешь, где она.

Это минутное упражнение, которое я сделала сама, вместо Данилы, родило во мне профессиональное уважение к человеку, который, оказывается, на своем уровне многое знает и понимает. Даниле это помогло развить чувство сотрудничества, сопричастности.

Ну и потом, я просто представила, как бы я выглядела, если бы, подозревая его в лени и никчемности давила на него, требуя угадывать ноты, которые он и так знает.

Да, я хотела, чтобы он на автомате их находил, и это была моя цель, но фокусируясь не на результате, а на процессе, мы получили невероятное удовольствие от занятия.

Данила научится находить ноты не глядя и быстро, и сделает это сам, вспоминая как мы делали это вместе. Возможно, уже завтра он попросит меня протестировать его на знание нот. Возможно уже завтра он сделает это так, чтобы услышать мой возглас удивления. Дети любят приподносить хорошие сюрпризы. Правда, это желание убивается, когда мы давим на детей, требуем от них, ожидаем без права на отсрочку.

Глава 5
Системы и методы воспитания

Воспитательная система представляет собой целостный комплекс, в состав которого входят цели воспитания, участники воспитательного процесса - дети и педагоги, реализующие деятельность по достижению этих целей, методы и способы организации воспитания. Основной водораздел между системами воспитания издавна проходит по линии, разделяющей авторитарное и гуманистическое воспитание (рис. 86). Концепция авторитарного воспитания основана на подчинении воспитанника воле воспитателя. Следствием подчинения неизбежно является подавление активности, индивидуальности, творческого начала и самостоятельности детей. Другие следствия связаны с развитием скрытой конфронтации, озлобления у сильных от природы личностей и с развитием безволия, подчинения и страха у слабых детей. Возможно, наиболее общим следствием авторитарного воспитания является отсутствие таких общечеловеческих чувств, как любовь,

Рис. 86. Основные типы воспитания и основные черты поведения, формируемого под их воздействием

приязнь, дружба, которые заменяются такими суррогатами, как рабская униженная любовь и рабская преданность.

Можно указать на две коренные причины возникновения авторитарного воспитания. Первая связана с социальным устройством общества в условиях господства тоталитарных, авторитарных политических режимов. Можно сказать, что сдвиг в сторону авторитарного воспитания происходит тогда, когда в обществе развиваются устойчивые тенденции преобладания приоритетов государства над приоритетами личности.

В своем относительно слабом проявлении авторитарное воспитание ведет к неоправданно сильному развитию конформизма. Под конформизмом подразумевается свойство личности изменять, перестраивать свои убеждения, ценностные установки и поступки так, чтобы они соответствовали взглядам и установкам социального слоя или групп людей, находящихся у власти. При этом настоящий конформизм не является внешним (публичным), связанным с притворством и демонстрацией подчинения. Настоящий, внутренний конформизм связан с действительным преобразованием личности человека, с появлением у него соответствующих убеждений и внутренних установок.

Очень важным аспектом конформизма такого рода является то, что собственные ценности и взгляды человека на самом деле в соответствии с фрейдистскими теориями, могут "уходить", "загоняться" в подсознание. И как следствие этого у человека проявляется "двойное сознание", причем второе, подавляемое сознание причиняет ему много неприятностей и сильно усложняет жизнь. В качестве подтверждающего примера можно вспомнить замечательное описание "двойного сознания", приведенное в книге Оруэлла "1984".

Тема конформизма приводит нас к рассмотрению второй коренной причины возникновения авторитарного воспитания. Эта причина связана с законами развития человеческой психики. Дело в том, что в первые годы жизни ребенок с неизбежностью проявляет некоторые черты конформного поведения, что связано с его подчиненным положением, копированием поведения родителей, усваиванием правил общения, оценок тех или иных событий. Психологическая основа такого поведения заключается в наличии высокой внушаемости ребенка, слабости нервных процессов.

Возможно, одной из важнейших причин возрастных кризисов ребенка является попытка его психики выйти из состояния конформизма. Действительно, поведение ребенка становится явно неконформистским. Он перестает слушаться старших, теряет всякую покладистость, становится вздорным, раздражительным, конфликтным, у него появляются черты "негативизма", отрицания всего и всех, неуправляемости. Считается, что при этом ребенок переходит в состояние нонконформизма, определяемое как стремление при всех условиях поступать вопреки мнению старших, любой ценой утверждать противоположную точку зрения. На бытовом уровне такие случаи отражены в поговорках типа: "если скажешь черное, он ответит белое, если скажешь белое, он ответит черное" или "изменился, точно бес в него вселился".

Характерной чертой подросткового и школьного возраста является одновременное проявление черт конформного и нонконформного поведения. Нонконформное поведение проявляется в отношениях с семейной группой (родители, старшие родственники) и взрослыми, конформное - в отношениях со сверстниками, точнее, с теми группами сверстников, с мнением которых подросток считается. Причем степень зависимости подростка от социально значимой группы сверстников настолько велика, что изгнание, отторжение или даже выход из такой группы, например при переходе в другую школу, зачастую приводят к развитию тяжелых психических травм.

Важно также отметить, что по мере возрастного развития периоды конформного и нонконформного поведения подростка неоднократно сменяют друг друга, коррелируя с моментами возрастных кризисов. Вследствие этого объективная оценка характера подростка представляется трудной задачей не только для родителей, но и для опытных воспитателей.

Каковы же методы коррекции с подростковым конформизмом? Из сказанного следует, что методы авторитарного воспитания при этом, как правило, малоэффективны. Запреты, приказы только усиливают нежелательные тенденции, развитие которых может привести к включению подростка в криминальные, противоправные, социально опасные

группы. Решение проблемы видится в связи с активным использованием методов гуманистического воспитания. Основные положения этого подхода формировались еще в эпоху Возрождения на фоне общепринятых в то время догм авторитарного воспитания. Появление гуманистических основ воспитания было связано с переходом от принципа "учиться - значит ходить под розгой" к принципам "мягкой руки", опоры на интерес, удовольствие, радость, к принципам сознательного и критического отношения к себе и другим, к опоре на моральное поощрение, похвалу.

Преодоление конформизма (и гипертрофированного нонконформизма) при помощи современных методов гуманистического воспитания основано на систематическом развитии навыков сознательного, аргументированного анализа жизненных ситуаций, на подчеркнуто уважительном отношении к ребенку и подростку, на развитии способности к самостоятельному мышлению. На самом деле использование методов гуманистического воспитания является безальтернативным выбором современного общественного устройства, когда уровень жизни молодого человека зависит от его собственных способностей, знаний, умения ориентироваться в сложных и динамичных жизненных условиях, от способности находить общие интересы с людьми различных социальных групп.

Возможно, крайний, но яркий вариант реализации принципов гуманитарного воспитания представляет собой валъдорфская педагогика, дидактические и методологические основы которой были разработаны Р. Штейнером. Первая школа такого типа была открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", в 1990 г. в мире было около 500 вальдорфских школ и около 1000 детских садов. Свою идеологию Р. Штейнер развивал на основе представлений И. В. Гете о развитии путем прохождения этапов обязательных, присущих природе человека преобразований - метаморфоз. Классическим примером метаморфоз является цикл превращений насекомых, например, превращение гусеницы в бабочку.

Метаморфозы человеческого развития, по этим представлениям, протекают в соответствии с биогенетическим законом. Семилетние этапьк метаморфоз, по Штейнеру, определяют развитие тела, мышления, чувств, воли человека. Ввиду того, что хронологически семилетки различных сфер не совпадают, перед педагогом стоит сложная задача - точно отслеживать этапы развития отдельных сфер. При этом существенно, что вальдорфская педагогика признает только косвенные, опосредованные воздействия на волю ребенка. Основной принцип воспитания: "сначала художественное, затем на его основе интеллектуальное" определяет также ориентацию на развитие сферы чувств,

живого мышления и живого знания. Искусство признается как фундамент и как лучшее средство для формирования личности ребенка.

Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики. Стержневой идеей его деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет преподает общеобразовательные предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является "искусство пробуждать" творческие природные способности человека, воспитание свободной, духовно развитой личности.

Другим примером гуманитарного воспитания является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори, которая исходно разрабатывала методы сенсорного и интеллектуального развития умственно отстающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пик развития системы пришелся на начало XX века, в ее основе лежали идеи свободного воспитания, основой которых были недопустимость насилия, уважение к личности ребенка, опора на естественные этапы развития психики ребенка. Особенностью системы Монтессори явилось отрицание активной воспитывающей роли педагога, опора на принцип автодидактизма, согласно которому методы обучения и воспитания в максимальной степени обеспечивают самостоятельность ребенка.