А. И

Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы. — У, какой ветер, паныч, на дворе, — сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. — Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч. — Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола? — Нет... не можно... слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и — а ни мур-мур... Завтра и одного следа не увидите. Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, — думал я, сидя в вагоне, — совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком... и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уж успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы. Но... или перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, — отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и всё порывались целовать у меня руки — старый обычай, оставшийся от польского крепостничества. Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки — хотя это сначала казалось мне неприятным — я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло. Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу». Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка... оставь... я не поп... мне этого не полагается... Что у тебя болит?» — В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть середине, так что даже ни пить, ни есть не можу. — Давно это у тебя сделалось? — А я знаю? — отвечает она также вопросом. — Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу. И, сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится. — Да вы не беспокойтесь, — посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, — сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю — нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» — «Я, говорит, больной»... Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает... «Нюхай еще... сильнее!» Нюхает... «Что легче?» — «Як будто полегшало»... — «Ну, так и ступай с богом». К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы... Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы. Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях. — Что тебе, Ярмола? — спросил я. — Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так... Нет, нет... не так, как вы, — смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. — Мне бы только мое фамилие... — Зачем это тебе? — удивился я... (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: — Для чего же тебе надо уметь писать фамилию? — А видите, какое дело, паныч, — ответил Ярмола необыкновенно мягко, — ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что... никто не может... Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано... То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться. Такая заботливость Ярмолы — заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, — такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа — все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, — этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения. — Ну скажи, Ярмола, — «ма». Просто только скажи — «ма», — приставал я к нему. — Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну говори — «ма»... Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно: — Нет... не могу... — Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто — «ма», вот как я говорю. — Нет... не могу, паныч... забыл... Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало. — Мне бы только мою фамилию! — застенчиво упрашивал он меня. — Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук — и больше ничего. Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить. По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его. — Ну, Ярмола, давай учиться, — говорил я. Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, закорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв кверху брови: — Писать? — Пиши. Ярмола довольно уверенно чертил первую букву — «П» (эта буква у нас носила название: «два стояка и сверху перекладина»); потом он смотрел на меня вопросительно. — Что ж ты не пишешь? Забыл? — Забыл... — досадливо качал головой Ярмола. — Эх, какой ты! Ну, ставь колесо. — А-а! Колесо, колесо!.. Знаю... — оживлялся Ярмола и старательно рисовал на бумаге вытянутую вверх фигуру, весьма похожую очертаниями на Каспийское море. Окончивши этот труд, он некоторое время молча любовался им, наклоняя голову то на левый, то на правый бок и щуря глаза. — Что же ты стал? Пиши дальше. — Подождите немного, панычу... сейчас. Минуты две он размышлял и потом робко спрашивал: — Так же, как первая? — Верно. Пиши. Так мало-помалу мы добрались до последней буквы — «к» (твердый знак мы отвергли), которая была у нас известна, как «палка, а посредине палки кривуля хвостом набок». — А что вы думаете, панычу, — говорил иногда Ярмола, окончив свой труд и глядя на него с любовной гордостью, — если бы мне еще месяцев с пять или шесть поучиться, я бы совсем хорошо знал. Как вы скажете?

Год написания:

1898

Время прочтения:

Описание произведения:

Повесть Олеся написал Александр Куприн в 1898 году. Если говорить о цикле "Полесских рассказов", то надо отметить, что повесть Олеся - лучшее произведение Куприна.

Весь 1897 год Куприн прожил в Полесье Ровенского уезда. Там он занимал должность управляющего имением. У Куприна была возможность много наблюдать за тем, как живут крестьяне, а также впитывать ощущения от величавой природы. Все это дало Куприну прекрасную основу для будущего произведения.

Читайте ниже краткое содержание повести Олеся.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения - охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати - двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти...

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов - Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается - она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви...

Вы прочитали краткое содержание повести Олеся. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Повесть «Олеся» Куприн (краткое содержание ее представлено ниже) написал в 1898 году. Это произведение довольно объемное, до него автор публиковал небольшие рассказы.

Краткое содержание. «Олеся» (глава 1 -3)

Героя, барина Ивана Тимофеевича, судьба вынуждает на шесть месяцев осесть в глухой деревушке на окраине Полесья. Единственное развлечение - охота с Ярмолой, местным нанятым полесовщиком. Герой, правда, пробовал учить Ярмолу грамоте от скуки, да тот не проявил к этому занятию большого интереса. Однажды зашел разговор о местных чудесах. Полесовщик рассказал, что раньше жила в деревне ведьма с маленькой внучкой, но крестьяне прогнали их, потому что у одной женщины умер ребенок, и селяне обвинили во всем ведьму. Через несколько дней барин заблудился в лесу и вышел к болоту, у которого увидел хату на сваях. Он зашел, попросил воды и хотел поговорить с хозяйкой, но старуха оказалась необщительной и стала выпроваживать его. Собираясь уходить, он столкнулся с высокой черноволосой девушкой и попросил проводить его до дороги. Познакомились, оказалось, это - Олеся.

Краткое содержание. «Олеся» (главы 1 -3)

Пришла весна. Герой давно не встречал Олесю, но все время думал о ней. Как только подсохла земля, он опять приходит в избушку на болоте. Сначала Олеся обрадовалась ему, а потом с грустью рассказала, что гадала на него на картах. Они показали, что герой неплохой человек, но очень слабый и своему слову не хозяин. Ждет его большая любовь с дамой треф, но даму из-за этой любви ожидает большое горе и позор в самое ближайшее время. Иван Тимофеевич просит девушку не верить в гадание, ведь карты часто врут. Но Олеся отвечает, что ее гадание - чистая правда.

После простого ужина Олеся провожает барина. Ему интересно, как происходит колдовство. Он просит Олесю поколдовать. Девушка соглашается, режет ему руку ножом, а потом останавливает кровь заговором. Но барину мало, он просит еще. Тогда она предупреждает, что может полностью подчинить себе его волю, и он упадет. Они идут дальше, но Иван Трофимович все время спотыкается на ровном месте и падает, чем очень смешит девушку.

После этого барин стал часто наведываться в лесную избушку. Он заметил, что Олеся большая умница, у нее образная и хотя читать и писать она не умела. Лесная красавица объяснила, что ее всему научила бабушка, которая была необычным человеком.

Однажды зашла речь о будущем, о том, хочет ли Олеся замуж. Она ответила, что ей нельзя венчаться, потому что запрещено заходить в церковь. Вся сила их рода не от Бога, а от него . А Богом они до последнего колена прокляты во веки веков. Барин не согласен, он уговаривает Олесю не верить в эти бабкины выдумки. Девушка осталась при своем мнении. Ярмола не одобряет походов барина к ведьмам.

Краткое содержание. «Олеся» (главы 4 -10)

Однажды Иван Трофимович застает Олесю в плохом настроении. Оказывается, к ним в избушку наведался урядник и потребовал покинуть его район. Барин предложил свою помощь. Олеся отказалась от нее, но бабушка согласилась.

Барин зазывает урядника к себе, угощает и дарит ему ружье. Тот на время оставляет женщин в покое. Но отношения барина, или паныча, как зовут его местные селяне, с Олесей портятся. Девушка встречает его неприветливо, они больше не гуляют по лесу, но он продолжает навещать избушку.

Иван Трофимович заболел и полмесяца не приходил к Олесе. Как только выздоравливает, сразу же навещает девушку. Она встречает его с радостью. Расспрашивает о здоровье, идет провожать. Иван Трофимович и Олеся признаются друг другу в любви. Олеся поясняет свою холодность тем, что пыталась избежать отношений, но, видно, от судьбы не уйдешь. Видно, что она готова ко всем неприятностям, которые были предсказаны ей гаданием, ведь она и есть эта трефовая дама. Она пообещала Ивану Трофимовичу, что ни о чем никогда не пожалеет.

Краткое содержание. «Олеся» (глава 11-14)

Барин с удивлением замечает, что, в отличие от его предыдущих отношений, с Олесей ему не скучно. Он с изумлением убеждается, что она наделена чуткостью и врожденным природным тактом. Но его служба здесь заканчивается, и вскоре ему нужно уехать. Он хочет жениться на девушке. Но она отказывается. Она говорит, что незаконнорожденная и не может бросить бабушку. Кроме этого, она не хочет связывать своего Ванечку по рукам и ногам - вдруг он полюбит другую женщину. Потом, когда Иван Трофимович предлагает забрать с собой бабушку, Олеся из благодарности спрашивает, хотел бы он, чтобы она побывала в церкви. Иван отвечает, что хотел бы.

Олеся решается ради своей любви зайти в церковь. Но ее замечают прихожане и начинают над ней издеваться. У церкви на нее нападает толпа женщин, они начинают избивать и рвать ее одежду, бросают в нее камнями. Чудом Олесе удается вырваться и убежать, но напоследок она громко угрожает толпе. Герой скачет в избушку, где находит избитую Олесю в бреду. Она говорит, что быть им вместе - не судьба. Им с бабушкой нужно уходить: если что-то случится - сразу же обвинят их. Ночью над селом прошел дождь с градом, у селян гибнет хлеб. Иван прибежал слишком поздно, избушка оказалась пуста…

Своеобразие повести Куприна в том, что в реалистический сюжет вплетены элементы мистического, таинственного, добавлен также фольклорный колорит. Повесть вошла в классику русской литературы, ее изучают в школе. Краткое содержание (Куприн, «Олеся») не дает возможности оценить поэтическую прелесть этого произведения. Чтобы насладиться им, прочтите повесть целиком.

Краткий пересказ произведения «Олеся» по главам от Многомудрого Литрекона поможет вам вспомнить основные события из повести. Подробный и точный сюжет книги пригодится для составления аргументов в экзаменационных работах. Поэтому «Олеся» в сокращении — это не только хорошая подготовка к уроку, но и надежный тыл на экзамене.

Главный герой, барин из города, Иван Тимофеевич, прибывает в глухую деревушку Волынской губернии на целых полгода. Он — начинающий писатель, поэтому с радостью принял предложение отправиться в глушь. Там он рассчитывал подчерпнуть наблюдения из жизни для грядущих литературных успехов.

Но местный народ не отличался общительностью и не подарил барину почвы для наблюдений. Люди лишь кланялись ему и пытались поцеловать его руку (они привыкли быть рабами). Ему это наскучило, а книги, взятые в дорогу, скоро иссякли.

Тогда он стал заниматься охотой, которая стала для него отрадой. Скучая, Иван Тимофеевич лечил местных касторкой и йодом, пресытился и этим, а после пытался научить грамоте полесовщика Ярмолу. Но он был настолько непонятлив, что за месяц они едва освоили написание его фамилии. Разумное чтение и письмо было невозможно в исполнении Ярмолы. На том Иван и закончил просвещение народа.

Вторая глава: Рассказ о ведьме

В один из вечеров Ярмола рассказывает о ведьме Майнулихе и ее внучке, которые несколько лет назад проживали в этой деревне. Однажды местные узнали, что старуха промышляла колдовством (якобы она отомстила женщине за то, что та не дела ей денег: заколдовала ее ребенка, и он умер), и решили выгнать ее, а заодно и ее внучку, из села. Они сломали их дом и едва не расправились с колдуньей.

Сейчас семья живет в лесу. У рассказчика просыпается интерес к этой истории, и он решает отправиться в лес на знакомство с загадочной ведьмой и ее внучкой. Кое-кто из села ходил к ней за колдовскими снадобьями. Ярмоле не нравится эта затея, поэтому он отказывается он предложения Ивана проводить его.

Третья глава: Описание Олеси

Барин бросает желание познакомиться с колдуньей и занимается своими делами. Позже, охотясь, Иван Тимофеевич забывает дорогу домой и нечаянно находит избушку, которая с виду напомнила избу Бабы-Яги.

Зайдя внутрь, рассказчик понял, что попал в дом к ведьме Майнулихе, о которой слышал от Ярмолы. Суровая старуха не обрадовалась гостю и попыталась выпроводить его из дома, но тот решает задержаться в гостях и просит старуху погадать ему, конечно же, за деньги. Но не успела ведьма нагадать рассказчику, как в дом зашла смеющаяся девушка с ручными зябликами.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Иван Тимофеевич делает большой акцент на глазах девушки, находя в них хитрость и простодушие. Имя ее было Олеся. Молодой особе, видимо, понравился гость, и она решает его проводить, а так же говорит, что он может навестить их еще раз, но без ружья (ей не нравится охота, животных она жалеет). По дороге она рассказала, что местное начальство притесняет их и регулярно требует денег. Одинземлемер даже пристал к Олесе, но она самоуверенно и гордо заявила, что отвергла его ухаживания. Она вообще не нуждается в людском обществе и не общается с деревенскими.

Иван вернулся домой и услышал предостережение от Ярмолы: грех водиться с ведьмами.

Четвертая глава: Гадание

Весной, когда тропы просохли, рассказчик возвращается в лес, в гости к Олесе и ее бабушке. Старухе не нравится гость, и она делает все, чтобы показать, что ему здесь не рады. А Олеся наоборот.

Мужчина хочет узнать свою судьбу и просит девчушку погадать, чтобы узнать о будущем. Но девушка отказывается, а потом и вовсе сознается, что уже раскладывала карты на него. Она боится просить у судьбы второй раз, и утверждает, что «всеворожки несчастные». Олеся рассказывает о предсказании, про то, что жизнь у Ивана Тимофеевича будет невеселой. Карты показали, что он слаб, никого не полюбит по-настоящему, а тем, кто будет обожать его, он принесет много боли и разочарования. Копить деньги он не умеет, слову своему — не хозяин, да и доброта его не от сердца. До женского пола он уж больно «охоч», поэтому будет у него много зла в жизни. Будет момент, когда он захочет покончить с собой, но не сможет. Конечно, он так и не женится, а в старости получит большое наследство. Так же Олеся говорит, что его ждет огромная любовь от девушки с черными волосами, которой он, к сожалению, принесет только боль «хуже смерти» и позор «что забыть нельзя». Иван не может поверить, что он принесет кому-то столько страданий, но Олеся уверяет его, что ее гадания всегда сбываются.

Она рассказывает историю о конокраде, смерть которого она предугадала по лицу. Через неделю после этого его до смерти забили мужики из деревни, забив ему в пятки гвозди. Олеся говорит, что их окружают плохие люди.

Пятая глава: Чудеса

Гость кушает похлебку с хозяйками, а потом Олеся провожает его до дороги.
Девушка с чарующими глазами рассказывает мужчине о чудесах, которые умеет делать она и ее бабушка. Но мужчина непреклонен и не верит в такие сказки, на что Олеся решает показать ему, что она умеет. Олеся достает нож и делает надрез на руке у мужчины, а потом заговаривает рану, останавливая кровь. Потом она заставляет его спотыкаться на ровном месте. Иван недоумевает, как дикарка смогла научиться так превосходно разговаривать, живя в лесу, и Олеся объяснила феномен происхождением бабушки. Она много знает и хорошо говорит.

В конце главы девушка спрашивает, как зовут героя, и он называет свое имя — Иван Тимофеевич.

Шестая глава: Споры о магии

Теперь Иван — частый гость у Майнулихи. Олеся и он часто бывают вместе. Они все больше привязываются друг к другу, а Иван Тимофеевич начинает подозревать, что их отношения перерастают из дружбы в романтическую связь. Самые интересные разговоры у них начинаются тогда, когда Олеся провожает его до шляха. В пути она выведывала разные подробности о жизни и интересах людей в городах, а также о естественной науке. Ивану нравится не только красота девушки, но и ее ум и свободная натура.

В одном из таких разговоров мужчина упоминает, что если Олеся полюбит мужчину, то она будет венчаться в церкви и переедет в город, а девушка отвечает, что с самого детства ее душа предана ему (Дьяволу), и она не может показаться там. И вновь завязался их частый спор: Иван настаивал, что Олеся просто владеет знаниями, добытыми опытом и опередившими науку, а она упорно защищала свою магию от его недоверия. Она была уверена, что нечистые духи давали силу ей и ее предкам — колдуньям. Иван Тимофеевич старается узнать природу способностей Олеси и ее бабушки, но скудные знания не объясняют ее умений. Несмотря на споры, который всегда заканчивались раздражением, Иван все больше привязывался к Олесе. А вот Ярмола прекратил общение с барином, отдаляясь все больше. Герой не выгонял его лишь из жалости к его большой и голодной семье.

Седьмая глава: Выселение колдуньи

В очередной раз, когда Иван Тимофеевич посетил Майнулиху, он заметил на лице старухи печаль. Олеся отказывалась говорить, в чем дело. Колдунья рассказала мужчине, что к ним приезжал местный урядник и требовал, чтобы она и ее внучка немедленно уехали из деревни, иначе худо будет. Конечно же, Майнулиха попыталась откупиться, но тот денег не взял. Оказалось, что ведьма жила на земле с согласия одного помещика, а теперь он умер, и новый владелец земли решил осушить болота и разогнать нежеланных постояльцев. У женщин были ровно сутки, чтобы съехать, а паспорта их были не в порядке. Да и ехать им было некуда, не было родни и друзей. Иван обещал «похлопотать», но дело грозило провалом.

Самолюбивая Олеся в этот раз не пошла провожать гостя из гордости: слишком уж обидело ее его вмешательство.

Восьмая глава: Подкуп урядника

После рассказа Майнулихи, Иван Тимофеевич зовет урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и угощает его домашней старкой. Мужчина просит не тревожить Олесю и ее бабушку, пока он сам не договорится с новым помещиком. Сначала служитель закона не идет на сделку, ссылаясь на зловредность обеих женщин для местного общества. Но потом он понемногу сдается на уговор. Взамен за услугу Иван Тимофеевич вынужден подарить свое ружье.

Урядник обещает пока не трогать женщин и берет с собой редиску, масло и старку, любезно предложенные хозяином.

Девятая глава: Разрыв с Олесей

После разговора с Евпсихием Африкановичем их встречи с Олесей стали реже. Рассказчик постоянно думает о девушке, он понимает, что влюблен в нее, и даже злится на себя, что так сильно привязался к ней. Однако сама Олеся грустно и молчаливо сидела с ним рядом, а на его умоляющие взгляды не реагировала. Она всегда была с ним лишь в присутствии бабушки и больше не провожала его до шляха. Однажды он просидел у них целый день и почувствовал себя плохо.

В один день мужчина заболевает лихорадкой и слег на 6 дней в беспамятстве и бреду. Он едва передвигался и почти все время спал. Но потом он поднялся и выздоровел.

Десятая глава: Признание в любви

Как только Иван Тимофеевич выздоравливает, он чуть ли не бежит на встречу с Олесей. Видя ее, он понимает, что эта девушка безумно ему дорога. В эту встречу девушка признается рассказчику, что она любит его. Взгляд девушки выражал очень много: и тревогу, и страх, и упрек за отсутствие, и признание в любви. Он ничего не мог вымолвить, а только смотрел на нее…

При бабушке они говорили о болезни сдержанно и тихо. Потом она собралась провожать его и подмигнула ему. Бабушка настороженно поинтересовалась, куда она идет, а она отчаянно выговорила, что это ее дело, и ей ответ держать. Оказалось, они с бабушкой уже не раз обсуждали это: суровое и страшное предсказание не давало покоя женщинам. Она рассказывает, что боится судьбы, и изначально хотела уйти от нее, но понимает, что это невозможно. В период разлуки Олеся страшно мучалась и решила идти на муки, лишь бы ощутить радость от любви. И вся ночь слилась в какую-то чарующую сказку… Девушка пообещала, что не станет неволить и ревновать Ивана. Пусть его заботит в эту ночь только одна любовь.

После рокового шага Иван спросил, не жалеет ли Олеся о содеянном. Она же сказала, что счастлива, и готова встретить свою судьбу. Ивана напугало мрачное предчувствие беды.

Одиннадцатая глава: Предложение

Целый месяц продолжается сладкая история любви Ивана и Олеси. Но пришло время покинуть деревню, начальство вызывало его в город, и мужчина хочет жениться на Олесе, хоть и понимает, что они не пара. В конце концов, он уговаривает себя на это шаг, приводя в пример ученых, которые женятся на швейках и живут хорошо.

На встрече с Олесей он заставляет себя признаться в отъезде и сделать предложение. Она расстроилась, но не удивилась и не показала своего смятения.

Сначала Олеся отказывается от брака и говорит, что это просто невозможно по ряду причин. Она безграмотна, а он — барин, что же скажут люди, увидев их пару? Она и отца не имеет, мать родила ее вне брака. Но вскоре понимает, что тоже не может жить без возлюбленного. Она хочет пойти с ним так, без венца, потому что не хочет связывать его клятвами. Он соглашается даже взять бабушку с собой.

Ночью она проснулась и спросила, будет ли ему приятно, если она пойдет в церковь? Он ответил, что мужчина может даже смеяться над Богом, но женщина обязана верить в него. Она скрылась в лесу, а он хотел было остановить ее и отговорить, но не послушал веления сердца… а зря.

Двенадцатая глава: Избиение Олеси

В тот день Иван уезжал по службе, а приехал в разгар праздника. Все были пьяны. Но он заметил странную перемену в людях: они теперь не лезли к нему с поклонами и поцелуями, а смотрели враждебно и любопытно. Один из них, пьяный мужик, длинно и грязно выругался, имея в виду связь Ивана с Олесей. Он хотел избить его нагайкой, но уехал.

Дома Иван узнает от конторщика Мищенко, что Олеся была в церкви, но местные бабы ее засмеяли, оскорбили, избили и забросали камнями. Они едва не вымазали ее дегтем (это был величайший позор), но сильная и ловкая Олеся убежала от них, хоть и сильно пострадала. На ней едва мотались уцелевшие лохмотья вместо одежды, лицо было все в царапинах. Девушка разозлилась и обратившись к толпе, сказала, что они все пожалеют о содеянном. Выслушав конторщика, Иван Тимофеевич поехал в лес. По пути ему попался Ярмола со злорадным выражением лица.

Тринадцатая глава: Последняя встреча

Приехав к старухе, мужчина видит Олесю без сознания. Майнулиха очень сердится на Ивана и отчитывает его, убеждаясь в том, что это он виноват в произошедшем. Она сразу поняла, что он настоял на походе в церковь.

Придя в себя, девушка говорит, что им нужно расстаться навсегда, потому что они приняли решение уехать из деревни. Теперь любое событие в селе будет поставлено им в вину, и жители изведут их до смерти. Нужно бежать, и немедленно. Иван не соглашался с доводами Олеси, он не верил в судьбу и клялся защитить их. Но девушка была неумолима: не хочет судьба их счастья, и разлуку она уже видит. На ночь она попросила его уехать, ссылаясь на усталость. Бабушка даже позволила им не таиться и проститься по-человечески.

Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от мужчины, которого она любит.

Четырнадцатая глава: Эпилог

Вечером того же дня, над деревней прошел сильный дождь с градом, который побил пшено. Слуга Ивана Тимофеевича, Ярмола, утром советует мужчине как можно скорее убираться из деревни, боясь, что это дело рук колдуньи. Люди с утра напились и жаждали расправой над ним и ведьмами.

Прежде чем уехать навсегда, рассказчик решает вновь пойти в лес, чтобы попрощаться с девушкой и предупредить ее, но на месте находит лишь беспорядок и нитку красных бус. Это все, что осталось у него от Олеси.

Олеся.

Кадр из фильма «Олеся» (1971)

ОЧЕНЬ КРАТКО Молодой барин попадает в глухую деревню, где влюбляется в девушку, которая слывёт ведьмой. Он хочет забрать её с собой, но местные жители изгоняют девушку, и герой расстаётся с ней навсегда.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения - охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно неслово­охотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати - двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

«Олеся». Режиссёр: Борис Ивченко. 1971 год.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти…

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов - Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.


С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается - она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви…